kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- (А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 10 б (А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова).

Тема: правописание приставок пре- и при-

Тип урока: закрепление изученного материала

Цели урока: 1) закрепление знаний учащихся о правописании приставок пре- и при-;

                        2) развитие мышления и творческих способностей учащихся;

                        3) воспитание навыков самостоятельной деятельности.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Предварительная подготовка: презентация учителя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- (А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова) »

Конспект урока по русскому языку

Класс: 10 б (А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова).

Тема: правописание приставок пре- и при-

Тип урока: закрепление изученного материала

Цели урока: 1) закрепление знаний учащихся о правописании приставок пре- и при-;

2) развитие мышления и творческих способностей учащихся;

3) воспитание навыков самостоятельной деятельности.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Предварительная подготовка: презентация учителя.

















Ход урока



Этап урока

Время

(мин.)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Оргмомент

2

Добрый день!


  1. Вступительное слово учителя


- На прошлом уроке мы с вам начали изучать тему: «Правописание приставок пре- и при-». Скажите пожалуйста, какова цель нашего сегодняшнего урока?(1 слайд)

- Отработка изученного правила, закрепление полученных знаний.

  1. Повторение изученного материала

10

- Совершенно верно! Как вы думаете, от чего зависит написание гласных в приставках пре- и при-?

- Правильно! Откройте пожалуйста тетради, запишите число и тему урока: «Правописание приставок пре- и при-».

- Давайте вспомним, в каких случаях пишется приставка пре-. Не забывайте приводить примеры.






- А в каких случаях следует писать приставку при-?










- Еще раз проверьте себя. (2 слайд)

- От смысла, значения данной приставки.




- Высшая степень, близость к значению слова «очень» (преуспевать, презлой);

- близость к значению слов «чрез», «пере», значению прекращения, переиначивания (превращение, преступление).

- Значение присоединения, прибавления (пришить);

- значение приближения (прибежать, приехать);

- значения близости к чему-либо, расположения вблизи чего-нибудь (пришкольный, приусадебный);

- значение неполноты действия (приоткрыть, приостановиться).

- Повторяют правило.

  1. Закрепление изученного материала

25

- Сейчас я предлагаю вам выполнить тест. Я зачитываю утверждение, а вы должны ответить ДА или НЕТ, в зависимости от вашего согласия или несогласия с суждением. Затем проверим.

1) в слове преградить пишется приставка ПРЕ-.

2) в слове пририсовать пишется приставка ПРЕ-.

3) приставка ПРИ пишется только в тех случаях, когда она обозначает присоединение, приближение, неполноту действия.

4) в слове пресытиться пишется приставка ПРЕ-.

5) в словах приморье, приусадебный, пришкольный пишется приставка ПРИ-.

6) если приставка обозначает неполноту действия, то в ней пишется гласная И.

- Давайте проверять (фронтальный опрос). (4 слайд)













- Молодцы! С этим заданием вы справились. Переходим к следующему. Запишите слова, объясняя написание гласной в приставках: присесть, приозерный, прибежать, примета.

- Давайте проверим как вы написали данные слова (фронтальный опрос).












- Это слово не случайно вызвало у вас затруднения. В русском языке есть слова, в которых значение приставки труднообъяснимо. Такие приставки называются приставками с неясным значением.

- Сейчас вы видите на слайде некоторые из слов, в которых значение приставки не ясно. Пожалуйста, выпишите эти слова в тетрадь и составьте с ними словосочетания. (5 слайд)

- Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось (фронтальный опрос). (6 слайд)






- Молодцы! А теперь запишите предложение: Что за прелесть эти приставки!

- Скажите, есть ли в этом предложении слова, связанные с нашим правилом? Назовите их. Как вы написали данные слова? Почему?



- Какой морфемой является пре- в слове прелесть?

- Таких слов, где пре/при не является приставкой, а является частью корня тоже немало. Вот некоторые из них. (7 слайд) Запишите их в тетрадь, составьте с ними словосочетания.

- Давайте проверим (фронтальный опрос). (8 слайд) Попытаемся при этом объяснить значение непонятных для вас слов.






- Выполняют письменно.














- Отвечают по очереди.

1) Да (значение данной приставки близко к значение приставки пере, перегородка)

2) Нет (значение прибавления)

3) Нет (в словах, обозначающих близость к чему-либо тоже пишется приставка ПРИ)

4) Да (близость значения к слову очень)

5) Да (значение нахождения вблизи чего-либо)

6) Да





- в слове присесть пишется приставка при-, так как она обозначает неполноту действия.

- в слове приозерный пишется приставка при-, так как она обозначает расположение вблизи чего-либо.

- в слове прибежать пишется приставка при-, так как она обозначает приближение.

- в слове примета пишется приставка при-. (Значение приставки непонятно).









- прИчудливый образ

- прЕвосходство над другими

- жестокий прИговор

- долгожданный прИвал

- временное прИстанище

- прЕкратить разговоры




- ПрЕлесть, прИставки

- в слове приставка приставка обозначает присоединение, поэтому пишется гласная И.

- в слове прелесть пишется Е.

- пре- входит в состав корня.





- неожиданное прЕпятствие

- прЕзумпция невиновности (Презумпция - предположение, являющееся истинным до тех пор, пока не доказано обратное)

- книга с прИбаутками

- прЕсловутый случай (Пресловутый – нашумевший, известный)

- прИвилегия ветеранам войны (Привилегия – особое право)

- прИлежный работник

  1. Подведение итогов урока

5

- Давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Отчего всё-таки зависит написание приставки?


- Какие трудности возникали? 






- У кого остались вопросы? Какие?  

- закрепление изученного правила.

- написание приставки зависит от лексического значения слова.

- при написании слов, в которых встречаются приставки с неясным значением. А также в тех случаях, когда пре- или при- входили в состав корня (например, в словах иноязычного происхождения).

- высказывают свои мнения.

  1. Запись домашнего задания

2

- Стр. 71, упр. 146.

- Благодарю вас за урок. До свидания!












Зеркало доски:

Число

Классная работа

Правописание приставок пре- и при-

Цель: закрепление изученного материала



Зеркало тетради:

Число

Классная работа

Правописание приставок пре- и при-

  1. Тест

  1. Да

  2. Нет

  3. Нет

  4. Да

  5. Да

  6. Да

  1. Присесть (значение неполноты действия)

Приозерный (значение расположения вблизи)

Прибежать (значение приближения)

Примета (приставка с неясным значением)

  1. Причудливый образ, превосходство над другими, жестокий приговор, долгожданный привал, временное пристанище, прекратить разговоры.

  2. Что за прелесть эти приставки!

  3. Неожиданное препятствие, презумпция невиновности, книга с прибаутками, пресловутый случай, привилегия ветеранам войны, прилежный работник.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- (А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова)

Автор: Белина Наталья Геннадьевна

Дата: 13.09.2015

Номер свидетельства: 230546

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- Приставки с неясным значением. "
    ["seo_title"] => string(69) "pravopisaniie-pristavok-prie-i-pri-pristavki-s-nieiasnym-znachieniiem"
    ["file_id"] => string(6) "230543"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442167706"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства