Повторение изученного материала | 10 | - Совершенно верно! Как вы думаете, от чего зависит написание гласных в приставках пре- и при-? - Правильно! Откройте пожалуйста тетради, запишите число и тему урока: «Правописание приставок пре- и при-». - Давайте вспомним, в каких случаях пишется приставка пре-. Не забывайте приводить примеры. - А в каких случаях следует писать приставку при-? - Еще раз проверьте себя. (2 слайд) | - От смысла, значения данной приставки. - Высшая степень, близость к значению слова «очень» (преуспевать, презлой); - близость к значению слов «чрез», «пере», значению прекращения, переиначивания (превращение, преступление). - Значение присоединения, прибавления (пришить); - значение приближения (прибежать, приехать); - значения близости к чему-либо, расположения вблизи чего-нибудь (пришкольный, приусадебный); - значение неполноты действия (приоткрыть, приостановиться). - Повторяют правило. |
Закрепление изученного материала | 25 | - Сейчас я предлагаю вам выполнить тест. Я зачитываю утверждение, а вы должны ответить ДА или НЕТ, в зависимости от вашего согласия или несогласия с суждением. Затем проверим. 1) в слове преградить пишется приставка ПРЕ-. 2) в слове пририсовать пишется приставка ПРЕ-. 3) приставка ПРИ пишется только в тех случаях, когда она обозначает присоединение, приближение, неполноту действия. 4) в слове пресытиться пишется приставка ПРЕ-. 5) в словах приморье, приусадебный, пришкольный пишется приставка ПРИ-. 6) если приставка обозначает неполноту действия, то в ней пишется гласная И. - Давайте проверять (фронтальный опрос). (4 слайд) - Молодцы! С этим заданием вы справились. Переходим к следующему. Запишите слова, объясняя написание гласной в приставках: присесть, приозерный, прибежать, примета. - Давайте проверим как вы написали данные слова (фронтальный опрос). - Это слово не случайно вызвало у вас затруднения. В русском языке есть слова, в которых значение приставки труднообъяснимо. Такие приставки называются приставками с неясным значением. - Сейчас вы видите на слайде некоторые из слов, в которых значение приставки не ясно. Пожалуйста, выпишите эти слова в тетрадь и составьте с ними словосочетания. (5 слайд) - Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось (фронтальный опрос). (6 слайд) - Молодцы! А теперь запишите предложение: Что за прелесть эти приставки! - Скажите, есть ли в этом предложении слова, связанные с нашим правилом? Назовите их. Как вы написали данные слова? Почему? - Какой морфемой является пре- в слове прелесть? - Таких слов, где пре/при не является приставкой, а является частью корня тоже немало. Вот некоторые из них. (7 слайд) Запишите их в тетрадь, составьте с ними словосочетания. - Давайте проверим (фронтальный опрос). (8 слайд) Попытаемся при этом объяснить значение непонятных для вас слов. | - Выполняют письменно. - Отвечают по очереди. 1) Да (значение данной приставки близко к значение приставки пере, перегородка) 2) Нет (значение прибавления) 3) Нет (в словах, обозначающих близость к чему-либо тоже пишется приставка ПРИ) 4) Да (близость значения к слову очень) 5) Да (значение нахождения вблизи чего-либо) 6) Да - в слове присесть пишется приставка при-, так как она обозначает неполноту действия. - в слове приозерный пишется приставка при-, так как она обозначает расположение вблизи чего-либо. - в слове прибежать пишется приставка при-, так как она обозначает приближение. - в слове примета пишется приставка при-. (Значение приставки непонятно). - прИчудливый образ - прЕвосходство над другими - жестокий прИговор - долгожданный прИвал - временное прИстанище - прЕкратить разговоры - ПрЕлесть, прИставки - в слове приставка приставка обозначает присоединение, поэтому пишется гласная И. - в слове прелесть пишется Е. - пре- входит в состав корня. - неожиданное прЕпятствие - прЕзумпция невиновности (Презумпция - предположение, являющееся истинным до тех пор, пока не доказано обратное) - книга с прИбаутками - прЕсловутый случай (Пресловутый – нашумевший, известный) - прИвилегия ветеранам войны (Привилегия – особое право) - прИлежный работник |
Подведение итогов урока | 5 | - Давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? - Отчего всё-таки зависит написание приставки? - Какие трудности возникали?
- У кого остались вопросы? Какие? | - закрепление изученного правила. - написание приставки зависит от лексического значения слова. - при написании слов, в которых встречаются приставки с неясным значением. А также в тех случаях, когда пре- или при- входили в состав корня (например, в словах иноязычного происхождения). - высказывают свои мнения. |