kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание О - Ё в словах разных частей речи.(в соответствии с ФГОС ООО)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок можно провести в 5 или 6 классе  в разделе орфография.

К этому уроку учащиеся уже знакомы с морфемным составом слов и знаменательными частями речи, кроме причастий и деепричастий, с наречиями знакомы обзорно.

Цели урока:

- закрепить умение выделять морфемы, графически правильно обозначать орфограммы;

- обеспечить первичное усвоение связи правописания О – Ё после шипящих в словах разных частей речи в разных морфемах;

- закрепить навык правописания данной орфограммы

- развивать речевую активность; навыки монологической речи;

- развивать индивидуальные способности: внимание и память, мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение слушать вопрос, отбирать информацию для ответа, работать с понятиями, сравнивать и сопоставлять ответы одноклассников с тем, что учащийся знает, комментировать ответы одноклассников, уважительно относиться к чужому мнению.

-способствовать формированию уважения к родному языку;

- воспитывать дисциплинированность, аккуратность, внимательность, самоконтроль, самооценку, уважительное отношение к товарищам.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание О - Ё в словах разных частей речи.(в соответствии с ФГОС ООО) »


Тема урока: «О и Ё после шипящих в словах разных частей речи».


Место урока в системе уроков.

Данный урок можно провести в 5 или 6 классе (в зависимости от программы) в разделе орфография.

К этому уроку учащиеся уже знакомы с морфемным составом слов и знаменательными частями речи, кроме причастий и деепричастий, с наречиями знакомы обзорно.


Тип урока: усвоение новых знаний.


Оборудование урока: доска, учебник «Русский язык», компьютерный мультимедийный проектор, презентация, дидактический материал (см. Приложение № ).


Исходный уровень знаний, умений, навыков учащихся.

Учащиеся имеют первоначальное понятие о морфемике и орфографии, о распределении орфограмм по морфемам

Учащиеся умеют выделять морфемы, графически обозначать орфограммы и их условия, делать морфемный разбор; умеют оперировать лингвистическими понятиями, работать с текстом, с таблицами, составлять схемы; умеют анализировать и синтезировать полученную информацию, работать самостоятельно, в парах и группах.

У учащихся сформированы навыки работы с текстом учебника, схемами, таблицами, раздаточным материалом.


Цели урока:

1)Общеобразовательная:

- закрепить умение выделять морфемы, графически правильно обозначать орфограммы;

- обеспечить первичное усвоение связи правописания О – Ё после шипящих в словах разных частей речи в разных морфемах;

- закрепить навык правописания данной орфограммы

2)Развивающая:

- развивать речевую активность; навыки монологической речи;

- развивать индивидуальные способности: внимание и память, мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение слушать вопрос, отбирать информацию для ответа, работать с понятиями, сравнивать и сопоставлять ответы одноклассников с тем, что учащийся знает, комментировать ответы одноклассников, уважительно относиться к чужому мнению.

3)Воспитывающая:

-способствовать формированию уважения к родному языку;

- воспитывать дисциплинированность, аккуратность, внимательность, самоконтроль, самооценку, уважительное отношение к товарищам.


Система деятельности включает в себя:

  1. Целеполагание.

  • определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;

  • комбинировать известные алгоритмы деятельности в нестандартных ситуациях;


  1. Моделирование.

  • использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • создавать письменные высказывания, адекватно передающие полученную информацию, заполнять таблицы, составлять схемы;

  • овладевать монологической и диалогической речью;

  • приводить аргументы, формулировать выводы;

  • анализировать информацию, содержащуюся в учебнике, художественном и лингвистическом текстах, опорных таблицах и дидактических материалах к уроку;

  • выявлять характерные причинно-следственные связи: зависимость написания от принадлежности к части речи и морфеме;

  • сравнивать, сопоставлять, классифицировать орфограммы по одному или нескольким предложенным основаниям;


  1. Самоконтроль.

  • самостоятельно организовывать учебную деятельность;

  • оценивать результаты деятельности;

  • определять причины возникших трудностей и пути их устранения;


  1. Оценка.

  • оценивать результаты своей деятельности;

  • определять причины возникших трудностей и пути их устранения;


Формы организации деятельности:

- фронтальная: при проверке первичного усвоения материала, во время эвристической беседы;

- парная или групповая : во время самостоятельного изучения нового материала;

- индивидуальная: на этапе закрепления, выполнения тестовых заданий.


Ожидаемые результаты.

Метапредметные.

  1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, постановка и формулирование новых учебных задач и познавательной деятельности.

  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, делать осознанный выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач.

  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действия в рамках предложенных условий и требований, корректировка своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией.

  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решения и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

  6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения, делать вывод.

  7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

  8. Смысловое чтение.

  9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

  10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей и планирования и регуляции своей деятельности. Умение владеть устной и письменной формами речи; монологической и диалогической формами речи.

Предметные:

Выделять морфемы (корень, суффикс, окончание), графически правильно обозначать орфограммы.

Составить алгоритм, схему рассуждения для правильного выбора написания О или Ё.


Форма урока: самостоятельная работа в парах или группах.


Технологическая карта урока.


п/п

Этапы урока

Содержание урока.

Обоснование.

Учитель.

Ученик.


I

Организационный момент.

1 минута


Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, проверяет готовность к уроку учащихся и классного помещения.


Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.



Организация внимания, настрой учащихся на рабочий ритм, воспитание сознательной дисциплины, организованности, формирование вкуса, эталона внешности.

Воспитание культуры учебного труда.

Воспитание сознательной дисциплины и организованности. На этом этапе закладывается характер взаимоотношений между учителем и учениками

Снятие психологической напряжённости у учащихся.

II

Целеполагание

Учитель предлагает учащимся познакомиться с текстом для работы на уроке и вписать пропущенные буквы в карточку (каждому ученику выдана карточка с текстом).


Ч…порный ч…рт в ч…рной ш…лковой одеж…нке сидел на ж…стком диване и пил деш…вый кофе из ж…лудя из тяж…лого самовара, стоящего на парч…вой скатерти ш…коладного цвета. Ч…рт был очень больш…й обж…ра и объедался крыж…вником со сгущённым молоком. Потом он решил станцевать чеч…тку. Но он совершил неудачный скач…к, врезался в самовар и обжёг свой пятачок с мягкой ш…рсткой. Ожог был тяж…л.


Учитель предлагает учимся высказаться по поводу написания слов.


- Каких знаний вам не хватает?

- Что вы будете делать, чтобы определить, как правильно пишутся слова в этом тексте?








Учащиеся могут задать вопросы по поводу лексического значения некоторых слов.


Некоторые учащееся будут спрашивать написание тех или иных слов, т.к. не знают, какую букву нужно вставить.







Мнения разошлись.



Учащиеся предлагают познакомиться с новой орфограммой и сформулировать цели урока:

- узнать, когда пишется о или ё после шипящих


Учащиеся предлагают

- провести морфологический и морфемный анализ слов

- подобрать однокоренные слова

- составить схему

- составить алгоритм действий

- составить таблицу

- сформулировать правило

- и т.д.


На этой стадии происходит «включение» в работу, поэтому она очень важна.

Мотивация.

Самостоятельно ставят цель.

III

Моделирование.

Я предлагаю обсудить с соседом по парте или в группе данный текст. Для этого предлагаю воспользоваться следующим материалом.



Чёлка (чело), жёлтый (желтеть), расчёска (чесать), шов, шоколад (инояз.), почёт (почести), капюшон, шёпот (шептать), ожог руки, ожёг руку.


Ручонка (рука), собачонка (собака), дирижёр (инояз.), холщовый (холст), грушевый (груша), свежо (наречие), песцовый (песец), стажёр (инояз.), тушёнка (тушить), общо (наречие), размежёвывать (глаг.), печёный (печь), медвежонок (медведь), текуче (наречие).


Свечой, товарищем, большого, меньшего, печёт, стрижёшь, конницей, ковшом, пастбищем.








Учащиеся анализируют каждую группу слов.

Составляют схемы, алгоритмы, таблицы.







Желающие от пар или групп могут выйти к доске и предложить свой вариант схемы или алгоритма, таблицы.

Ученики проявляют активность и личную заинтересованность, самостоятельно определяют свой уровень первичных знаний.


Во время парной или групповой работы происходит приращение знаний за счет припоминания того материала, который ребенок не вспомнил, работая индивидуально; происходят «сортировка» первичных представлений, начальная проверка их на подлинность.

Ученики первично структурируют материал.

Парная работа способствует развитию толерантности, умения прислушиваться к мнению партнера, формированию лингвистической грамотности

IV

Физкультминутка.

2 минуты

Учитель приглашает к доске дежурного, который читает вместе с учащимися стихотворный текст (наизусть), выполняя несколько физических упражнений, проводит гимнастику для глаз.

Учащиеся читают стихотворение наизусть, выполняют физические упражнения.

Вдох и выдох!

Вдох и выдох!

Раз – присели!

Два – привстали!

Чтоб задержки никакой:

Три – нагнулись

И достали до носка

Одной рукой.

Посмотрели на окно, на потолок, на дверь, на пол, на учителя, улыбнулись, сели.

Исходя из физического состояния учащихся, с целью предупреждения проблем со зрением, утомляемости учащихся, снятия эмоциональной напряженности, была проведена физкультминутка.

Активизация внимания и памяти.

V

Контроль

Предлагаю обсудить работу «добровольцев».








Спасибо за работу. Предлагаю теперь вставить пропущенные буквы в данный вам текст.


Послушаем, что у вас получилось.







Предлагаю ещё раз обсудить получившиеся схемы и алгоритмы действий, выбрать оптимальные варианты.



Давайте ещё раз проверим этот текст.

(текст можно показать ученикам, высветив на экране или интерактивной доске)


Чопорный чёрт в чёрной шёлковой одежонке сидел на жёстком диване и пил дешёвый кофе из жёлудя из тяжёлого самовара, стоящего на парчовой скатерти шоколадного цвета. Чёрт был очень большой обжора и объедался крыжовником со сгущённым молоком. Потом он решил станцевать чечётку. Но он совершил неудачный скачок, врезался в самовар и обжёг свой пятачок с мягкой шёрсткой. Ожог был тяжёл.

Учащиеся сравнивают работу своей пары или группы с предложенными на доске схемами и алгоритмами действий, задают вопросы тем, кто был у доски, вносят коррективы в свои записи, если необходимо.


(варианты схем см. в приложении)


Учащиеся самостоятельно заполняют свои карточки карандашом.



Несколько учащихся читают и комментируют свои записи по предложению.

Остальные задают вопросы или предлагают иные варианты написания.









Учащиеся ещё раз сверяют результаты своей работы, задают вопросы.


На доске появляются варианты схем и алгоритмов.

Знакомство с новой информацией.

«Присвоение» полученной информации. Индивидуальное определение степени достижения целей, постановка дальнейших целей.

Происходит первичный отказ от неправильной информации. Важно, чтобы ребята не оставили свои первые списки без исправлений (если, конечно, они содержат ложную информацию), так как для многих из нас актуальна именно зрительная память.

Графическое оформление материала вообще очень важно для того, чтобы информация «отложилась» в памяти. Заполняя схемы и т.п., ребенок, помимо мысленного, создает графический образ, в котором информация маркирована не по степени важности, а по ее отражению в голове («это – новое, это – старое, это я неправильно понимал, а это мне все равно непонятно»)


Озвучивается новая и неправильная информация. Поскольку дети переформулируют то, что написано, они первично «присваивают» новое и отказываются от неверного

На доске остаются только правильная информация после прочтения текста, отображённая в схеме или алгоритме.

Составляется некий идеальный вариант схемы и алгоритма.





VI

Оценка

Итак, какие цели и задачи мы перед собой ставили на этом уроке?



Просмотрите свои записи.




Какие ваши предположения оказались неверными?


Какие ваши предположения оказались верны?


Какие вопросы у вас возникли по ходу чтения?


Есть ли в классе люди, которые могут дать ответ на этот вопрос?


Как вы считаете, удалось ли нм справиться с этими задачами?


Какие знания помогли нам в этом?

Что мы повторили на уроке?


Что нового мы узнали на уроке?




Напишите синквейн по теме урока.


Поделитесь своими открытиями.


Как бы вы оценили свою работу на уроке? Что у вас получилось? Над чем предстоит поработать?


Многие из вас сегодня работали на отлично. Это … У некоторых ребят были недочёты при ответах, и они получают оценку 4:….


Должны были на данном уроке узнать,

когда после шипящих пишется о, ё или е.


Ученики индивидуально работают с теми записями, которые они составили индивидуально и в парах или группах.


Ученики (по желанию) рассказывают о том, что они узнали, что у них получилось и что нет или не очень.

Ученики проверяют информацию, доказывая правильность своих утверждений.

Ученики формулируют свои вопросы, дописывая в свои схемы, алгоритмы, таблицы.

Если находится человек, который владеет информацией, он отвечает, пользуясь своими записями.


Учащиеся называют вопросы, на которые ещё не получили ответы.












Учащиеся самостоятельно оценивают свои результаты.







Происходит отказ от неправильной информации. Важно, чтобы ребята не оставили свои первые списки без исправлений (если, конечно, они содержат ложную информацию), так как для многих из нас актуальна именно зрительная память.


В результате данной работы фиксируется недопонятая или неполная информация; формируется вызов на получение новой информации на следующий урок.










Развиваются творческие способности учащихся, отрабатывается умение отбирать самую главную информацию.

VII

Этап информации учащихся о домашнем задании.

2 минуты

К следующему уроку: выучите материал параграфа … на стр. …, дополнив материалом из схем, алгоритмов таблиц, заполненных в классе, выполните упражнения № …..


Внимательно слушают учителя, задают вопросы, если задание непонятно.

Активизация познавательной деятельности.

Стимулирование учащихся к самообразованию и самосовершенствованию.

Воспитание чувства долга и ответственности.

Домашняя работа – это продолжение работы в классе







Приложение № 1


Чопорный чёрт в чёрной шёлковой одежонке сидел на жёстком диване и пил дешёвый кофе из жёлудя из тяжёлого самовара, стоящего на парчовой скатерти шоколадного цвета. Чёрт был очень большой обжора и объедался крыжовником со сгущённым молоком. Потом он решил станцевать чечётку. Но он совершил неудачный скачок, врезался в самовар и обжёг свой пятачок с мягкой шёрсткой. Ожог был тяжёл.


Приложение № 2


Чёлка (чело), жёлтый (желтеть), расчёска (чесать), шов, шоколад (инояз.), почёт (почести), капюшон, шёпот (шептать), ожог руки, ожёг руку.


Ручонка (рука), собачонка (собака), дирижёр (инояз.), холщовый (холст), грушевый (груша), свежо (наречие), песцовый (песец), стажёр (инояз.), тушёнка (тушить), общо (наречие), размежёвывать (глаг.), печёный (печь), медвежонок (медведь), текуче (наречие).


Свечой, товарищем, большого, меньшего, печёт, стрижёшь, конницей, ковшом, пастбищем.


Приложение № 3

Алгоритм.


  1. Определить часть речи.

  2. Определить морфему.

  3. Поставить ударение.


Или


  1. Определить морфему.

  2. Определить часть речи.

  3. Поставить ударение.










Таблица.

О, Ё, Е после шипящих в разных частях речи.


морфема

корень

корень

суффикс

суффикс

окончание

окончание

часть речи

ё\\е

о\\о

ударение

безударный

ударение

безударный

Сущ.

Чёлн – челн-ок


Чёрн-ый – черн-еть


О-жёг – о-жечь

Шов


о-жог


Бес-шов-ный

Крюч-ок

Овраж-ек

Ключ-ом

Товарищ-ем

Прил.

Деш-ов-ый

Вещ-ев-ой

Больш-ого

Хорош-его

Прич.,

Отглагольное прил.,

глаг.

Реш-ённ-ый

Печ-ён-ый

Разж-ёв-ывать.

Законч-енн-ый



Глаг.


раз-меж-ёвыва-ть

Теч-ёт

Мож-ет

Нареч.

Свеж-о


Певуч-е




Схема.


Морфема



корень

суффикс

окончание

есть нет сущ., прил., нареч. глаг., прич., отглаг. прил. сущ., прил. глаг.

однокоренное слово с Е

Е О ударный безударный ударный безударный ударный безударный ударный

О Е Ё Е О Е Ё
















11




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Правописание О - Ё в словах разных частей речи.(в соответствии с ФГОС ООО)

Автор: Базарова Екатерина Викторовна

Дата: 27.10.2014

Номер свидетельства: 123232


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства