Тема: «Правописание ча-ща, чу-щу».
Цель: создание условий для закрепления написания сочетаний ча-ща, чу-щу.
1. Обучающие: содействовать формированию у учащихся знаний о правописании ча-ща, чу-щу.
2. Развивающие: способствовать развитию умений писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу; создать условия для формирования устойчивого орфографического навыка грамотного письма. Развивать речь.
3. Воспитательные: воспитывать культуру поведения при работе в паре.
1. Личностные результаты: проводит самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.
2. Предметные результаты: пишет слова с сочетаниями ча-щу, чу-щу без ошибок.
3. Метапредметные результаты: определяет и формирует цель урока с помощью учителя; проговаривает последовательность действий на уроке; работает по коллективно составленному плану; фиксирует затруднения в выполнении заданий; оценивает правильность выполнения действий; планирует учебные действия в соответствии с поставленной задачей; высказывает свои предложения; строит краткое устное высказывание по теме; слушает и понимает речь других; ориентируется с помощью учителя в системе знаний; отличает новое от уже известного; участвует в организованном поиске нового знания: находит ответы на вопросы используя словарь, дополнительную литературу, информацию, полученную на уроке.
Дидактические материалы: сигналы светофора (зеленый, красный, желтый круги), картинки животных, текст загадок, ребусы, толковый словарь С. И. Ожегова, карточки для индивидуальной работы.
Этапы урока | Дидактическая задача | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Органиацинный момент. | Подготовка учащихся к работе. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. | - Создадим дружелюбное, хорошее настроение на весь урок. Руки? Ноги? Локти? Спинка? | - На месте. - На месте. - У края. - Прямая. | Л.: форм-ние личностной заинтересованности. Р.: форм-ние осознания этапов урока для того, чтобы в будущем учить детей самост-но планировать и организовывать учебную деят-ность |
2. Актуализация знаний. Минутка чмстописания. | Активизация познавательной активности учащихся. Актуализация опорных знаний и умений. | -Вспомним, над какой орфограммой мы работали вчера на уроке? - Дети, помогите мне отгадать загадки. Черепаха понимает, что домой не опоздает. При луне, как при свече, подползает к букве… - Что вы можете рассказать об этой букве? - Щуке в речке каждый день щеткой зубы чистить лень. Позвала к себе леща – от леща осталась… - Что вы знаете о букве щ? -Откроем тетради и вспомним красивое и правильное написание строчных и заглавных букв Ч,ч и Щ,щ. | - жи-ши пиши с бувой и. - ч. - Буква ч обозначает согласный, непарный, глухой, мягкий, шипящий звук. - Ща. - У буквы щ есть согласный непарный, мягкий, шипящий звук. | К.: форм-ть умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. П.: форм-ть умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помошью учителя. |
3. Самоопределение к деятельности. | Организовать и направить к цели деятельности учащихся. | - Посмотрите на доску. Какое задание можете предложить? - Попробуйте. - Что можете сказать о написании этих слов? - С какой буквой не дружат буквы ч и щ? - Кто может сформулировать тему нашего урока? - Какая цель стоит перед нами на уроке? - Хором произнесем правило. - Посмотрите, кто изображен на картинках? - Как зовут детенышей этих животных? | - Разгадать ребусы. - Чашка, щука. - В этих словах встретились сочетания ча и щу. Мы знаем, что ча пишется с буквой а, а щу – с буквой у. - Эти буквы не дружат с буквами я и ю, потому что с ними никогда не пишутся. - Правописание слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу. - Будем учиться писать слова с сочетаниями чу-щу, ча-ща. - ча-ща пиши с буквой а, чу-щу пиши с буквой у. - Животные. - Волчата, зайчата, галчата, бельчата, сорочата. | К.: форм-ние умений оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других. П.: форм-ние умений ориентироваться в своей системе знаний, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Р.: форм-ние умений проговаривать последовательность действий, высказывать свое предположение, уметь определять и формулировать тему, цель урока с помощью учителя. |
4. Применение и добывание знаний. Работа в парах. | Обеспечение усвоения знаний и способов действия на уровне применения в измененной ситуации, формирование умений работать в парах. | - Работая в паре посовещайтесь и разберите эти слова на группы. Какие группы у вас получились? - Выпишите слова по группам. Один ученик из пары выписывает названия детенышей птиц, другой зверей. Что общего у всех слов? - Какое задание предложите выполнить с этими словами? - Обменяйтесь тетрадями и оцените выполненную работу. | - Детеныши зверей и детеныши птиц. - Все слова предметы во множественном числе. - Подчеркнуть правило ча, зеленым карандашом подчеркнуть буквы, обозначающие мягкий согласный звук, синим карандашом буквы, обозначающие твердый согласный звук. | Р.: форм-ние умений выполнять последовательность действий. Л.: позицию по отношению к своей работе в группе. К.: быть исследователем, организовывать совместную работу. |
5. Физкультминутка. Продолжение работы по теме. | Организовать отдых для снятия напряжения с мышц тела. | - Попробуем добавить слово и изобразить то, о чем говорится в предложении. Жи-жи-жи- летают в городе… Ши-ши-ши-маршируют… Ча-ча-ча-прискакала… Ща-ща-ща-я в реке поймал… Щу-щу-щу-в небо птицу… - В прямоугольниках спрятались слоги. Что бы вы хотели сделать со слогами? - Составьте слова, запишите, разделяя их для переноса, подчеркните правила. Кто сможет объяснить значение слова «Щавель»? - У всех вас разные мнения. А где узнать точное значение слова? - Попробуешь сегодня быть ответственным при работе со словарем. - Какое задание предложите сделать с этим словом? - Кто готов поделиться своим предложением? - Какое предложение понравилось вам больше? Запишем его в тетрадь. Что нужно вспомнить, чтобы правильно записать предложение? - Посмотрите, что это за задание? - Выполните работу самостоятельно. Какие орфографические задачи решаем в этом предложении? - Дети, вы любите отдыхать на природе? | - стрижи. - малыши. - саранча. - леща. - отпущу. - Составить из них слова. - Это трава, кислое растение. - В толковом словаре. Ученик читает значение слова в словаре. - Составить предложение. - Из щавеля сварили щи. В огороде растет щавель. - Последнее. - Начало предложение пишем с большой буквы, в конце предложения ставим точку, слова в предложении пишем отдельно. - Найти главные слова в предложении. - «В» -маленькое слово, предлог пишем со словом отдельно. В слове «огороде» безударные гласные о в 1 и 2 слоге. В слове «щавель» правило ща пиши с буквой а, смягчающий ь. - Да, конечно. | Л.: форм-ние развития интеллектуальных функций, эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности, черт гармоничной и незакомплексованной личности, соблюдения здорового образа жизни. |
6. Физкультминутка для глаз. Продолжение работы по теме. | Организовать отдых для глаз учащихся: переключить их внимание, снять усталость. | - Кто из вас хотел бы сейчас оказаться в лесу? Сели поудобнее. Закрыли глазки и представили, что вы отправились на прогулку в лес. Проезжаем мимо больших домов, попадаем в густой, труднопроходимый лес. А как называется такой лес? В нашей чаще тихо, но кто-то стучит по дереву. - Запишите предложение в тетрадь, подчеркните правило в слове «стучат». Зачем дятлы стучат по деревьям? - Запишите предложение. Какие правила подчеркнем? | - Чаща. - Дятлы стучат по дереву. - Они ищут пищу. - В словах «ищут пищу» - щу. | Л.: Форм-ть умение соблюдать здоровый образ жизни. |
7. Контроль и самоконтроль полученных знаний. | Проверить полученные знания. | На доске слова с пропущенными буквами. Учитель указкой показывает слово, а дети веером букву. - Что вы можете сказать о словах в третьем столбике? - Какое слово лишнее? | 3 человека работают по карточкам. - Это слова действия. - Лишнее слово «качает», в нем 3 слога. | Р.: форм-ть умение выполнять работу по предложенному плану, вносить необходимые коррективы. Л.: способствовать к самооценке на основе критерия успешной учебной деят-ти. |
8. Итог урока. | Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели на уроке. | - Какая цель была перед нами в начале урока? - Предлагаю дополнить предложения. Ча-ща пиши с буквой… Чу-щу пиши с буквой… | - Научиться писать слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу. - а. - у. | Р.: форм-ие умения проследить последовательность действий на уроке. Л.: дать самооценку учебной деят-ти. |
9. Рефлексия учебной деятельности. | Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения и работы на уроке, оценка успешности учебной деятельности. | На парте у вас три мордочки: веселая, задумчивая, грустная. Если у вас все получилось сегодня на уроке, поднимите веселую мордочку, если были сомнения, то задумчивую, а если постоянно требовалась помощь – грустную. Урок окончен. | | Р.: форм-ие умения проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Л.: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деят-ти. |