kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Правописание безударных личных окончаний глаголов – исключений» с использованием технологии проблемного обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока разработан с использованием технологии проблемного обучения.

Он может быть использован при работе по любой программе. На данном уроке обеспечивается творческое усвоение знаний. Ученик проходит несколько звеньев научного творчества. На этапе введения знаний он должен поставить учебную проблему через формулирование темы урока и осуществить поиск её решения. На этапе воспроизведения выразить новое знание в доступной форме (модель правила, стихотворение) и выполнить продуктивное задание и представить результат учителю и классу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Правописание безударных личных окончаний глаголов – исключений» с использованием технологии проблемного обучения. »

Сценарий урока русского языка в 4 классе по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов – исключений»

с использованием технологии проблемного обучения.


Кишкинова Наталья Степановна,

учитель начальных классов

высшей категории

МОУ СОШ № 7

Угличского муниципального района


Цель:

Дидактическая – дать понятие о глаголах исключениях, формировать навык правописания безударных личных окончаний глаголов-исключений.

Содержание урока.

п/п

Структурные компоненты урока

Содержание каждого этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

1

Актуализация знаний


1) – Чем отличаются слоги на первой строке от слогов на второй строчке?

ешь ет ем ете

ишь ит им ите


2) – Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?

-На первой строке записаны личные окончания глаголов 1 спряжения с гласной Е; на второй строке – окончания глаголов 2 спряжения с гласной И.

- По неопределенной форме. Глаголы с безударными личными окончаниями, имеющие основу в неопределенной форме на –и, относятся ко II спряжению. Все остальные – к I спряжению.

2

Постановка учебной задачи.



- Определите спряжения глаголов: просить, вянуть, зеленеть, получать, светить.


Легко выполняют задание, применяя известное правило: просить- 2спр., вянуть – 1спр., зеленеть – 1спр., получать – 1спр., светить – 2спр.

- А теперь определите спряжение глаголов «смотреть» и «стелить» (задание сходное с предыдущим)

- Смотреть – глагол первого спряжения, стелить – второго (допускают ошибку, применяя известное правило)

-Давайте проверим. Я проспрягала эти глаголы на доске. Что вы замечаете?

(доказывает, что задание не выполнено)

Смотреть

1л. смотрю, смотрим

2л. смотришь, смотрите

3л. смотрит, смотрят

Стелить

1л. стелю, стелем

2л. стелешь, стелете

3л. стелет, стелют

- Смотреть – глагол второго спряжения, а стелить – первого (осознают ошибку, реакция затруднения, возникновение проблемной ситуации)

- Итак, что вы хотели сделать?

- Какое правило применили?

- Получилось выполнить задание? (побуждение к осознанию противоречия)

- Значит, что это за глаголы? Какой будет тема урока? (побуждение к формулированию проблемы)

-Определить спряжение глаголов.

- Правило о спряжении.

- Нет, не получилось (осознание неприменимости известного правила)

- Глаголы-исключения (учебная проблема как тема урока)

3

Выделение общих признаков, свойств языкового явления.


1. Прочитайте.

1. Ваши успехи в учении зависят от вашего усердия и умения работать. 2.Вы дышите полной грудью, когда идете медленно.3. Крышу этого дома держат толстые балки.4. На водяной мельнице колёса вертит вода. 5. Друзей мы любим, а врагов ненавидим. 6. Ты не обидишь товарищей, и тебя друзья не обидят. 7. Смотрите сквозь прозрачную воду и видите, как на дне реки копошатся раки.8. Над Японией часто проносится тайфуны, от которых терпят бедствие многие районы страны. 9. Овец бреют или стригут? 10. Стелет мягко, да жестко спать.

2. Выпишите в столбик выделенные глаголы. Определите окончания. На какое спряжение указывают личные окончания этих глаголов?

3. Поставьте глаголы в неопределенную форму. На какое спряжение указывает неопределенная форма глаголов?

- Сделайте вывод.
















-Это особые глаголы, глаголы-исключения II спряжения. Их надо запомнить, чтобы ошибочно не отнести к 1 спряжению, если узнавать спряжение по неопределенной форме.


Вывод: ко 2 спряжению относятся 4 глагола на

–ать и 7 глаголов на –еть в неопределенной форме.

Прием запоминания (можно использовать в качестве домашнего задания)

Лучше всего глаголы-исключения запоминаются в стихотворной форме:

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть

И обидеть, и вертеть, и зависеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на Е писать нельзя!

- Сверим наши выводы с правилом в учебнике.













-Мы пришли к верному выводу.

- Чем отличаются 11 глаголов – исключений от глаголов брить, стелить?


- Составьте словосочетания с глаголами бреет и стелют.

-К какому спряжению относятся данные глаголы?

- Имеют основу в неопределенной форме - на –е и на. Относятся ко II спряжению.

-К I спряжению, т.к. имеют личные окончания –ет и –ют.

4

Моделирование правила написания безударных личных окончаний глаголов.


Неопределенная форма


Е И

I II спр.


на – ить

не на – ить (-ать, -ять,

-оть,- уть,- ыть, - ти)

Глаголы-исключения

брить, стелить

7 глаголов на –еть

4 глаголов на –ать

5

Алгоритм написания безударных личных окончаний глагола

Составим алгоритм действий.

1) нахожу глагол с безударным личным окончанием;

2) вспоминаю, не относится ли он к глаголам-исключениям 2 спряжения;

3) если не является глаголом-исключением, то ставлю в неопределенную форму;

4)смотрю, на что она оканчивается;

5) определяю спряжение: если оканчивается на –ить, то это глагол 2 спряжения – пишу И; если оканчивается не на ить (-ать, -ять,-оть,-уть,-ыть,-ти), то это глагол 1 спряжениям – пишу Е.

6.

Закрепление.

1) –Найдите "лишнее" слово и объясните, почему оно лишнее.

Нос…м, посмотр…м, пиш…м, ход…м; отыщ…м, крас…м, гоня…м, слуша…м.

- «Лишнее» слово – посмотрим, т.к. это глагол-исключение.

- Глаголы пишем, отыщем, гоняем, слушаем 1 спряжения, потому что в неопределенной форме оканчиваются на - ать (пишем –писать, отыщем-отыскать, гоняем-гонять, слушаем-слушать.). Все остальные глаголы 2 спряжения: носим-носить, посмотрим-посмотреть (искл), ходим-ходить. Глагол красим 2 спряжения, потому что в неопределенной форме оканчивается на –ить -красить.

2) – Замените в тексте глаголы прошедшего времени глаголами настоящего или будущего времени. Объясните правописание безударных личных окончаний глаголов.

Плавал по дну гавани водолаз, увидел балку, подошел к ней, опутал ее тросом, прицепил крюк. Заработал на кране мотор, натянулся трос – вырвал балку!

Плаваетплавать (1спр.), чистит – чистить (2спр.), видит – видеть (2спр.), подходит – подходить (2спр.), опутает – опутать (1спр.), прицепит – прицепить (2спр.), заработает заработать (1спр.),

натянется – натянуться (1спр.), вырвет – вырвать (1спр).



7.

Самоконтроль и самооценка.


-Определите спряжение глаголов. Будьте внимательны: не забудьте о глаголах-исключениях!

1. гон…шь,

2. гоня…шь,

3.обижа…шь,

4. смотр…шь,

5. вид…шь

6. посматрива…шь,

7. держ…шь,

8. поддержива…шь.

- Оцените свое умение писать глаголы с безударными личными окончаниями с помощью знаков: ,,. (или прием «Светофор»)



- Что вы узнали о глаголах-исключениях?


Записывают номера глаголов в карточках контроля.



Е 2 3 6 8


И 1 4 5 7






 - выполнил задание без ошибок.

 - испытывал незначительные затруднения или допустил 1-2 ошибки.

 - испытывал значительные затруднения или допустил много ошибок.

-11 глаголов – исключений относятся ко 2 спряжению, пишутся с гласной И, несмотря на то, что оканчиваются в неопределенной форме не на – ить.

- Глаголы брить и стелить относятся к 1 спряжению.

8

Домашнее задание

Написать свой вариант стихотворения, используя глаголы - исключения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кишкинова Наталья Степановна

Дата: 04.11.2014

Номер свидетельства: 126227


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства