Организационный этап. Сообщается тема занятия и порядок организации учебной деятельности (написание лекции. Ряд выполнение практических заданий). Создание положительного эмоционального настроя на работу.
II. Эмоциональный настрой.
Я рада видеть каждого из вас!
И пусть зима прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
III. Актуализация знаний учащихся.
Задание: найдите лишнее слово
ПРЕВРАЩЕНИЕ
ПРЕДАТЕЛЬСТВО
ПРЕАМБУЛА
ПРЕЗИДЕНТ
ПРЕВЫШЕНИЕ
Задание: заполнить пробелы в схеме:
Повторение темы «Приставки ПРЕ- и ПРИ-».
Работа в группах:
Задание: заполнить 2 графу таблицы
Приставка
Значение приставки
При-
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Пре-
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Вывод: Что нужно знать, чтобы правильно определять написание приставок в словах? (значение)
V. Закрепление.
1. Работа с текстом
Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?
Восстановите структуру текста.
Устанешь, присядешь на пригорке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что принес из похода. Осенний лес подарил мне много счастливых находок.
«Советую тебе, Сережа, присмотреться к осеннему лесу», - говорил отец. Он приобрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, фотографировать все интересное.
Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь приближению осени. Меня не пугают дождь и грязь.
Прекрасно в осеннем лесу. Музыка в траве притихла. Мелкая листва облетела с прибрежных лозин. Ветер осторожно пригнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес призадумался. Притаился на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает преспокойно сидеть.
Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь приближению осени. Меня не пугают дождь и грязь.
«Советую тебе, Сережа, присмотреться к осеннему лесу», - говорил отец. Он приобрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, фотографировать все интересное.
Прекрасно в осеннем лесу. Музыка в траве притихла. Мелкая листва облетела с прибрежных лозин. Ветер осторожно пригнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес призадумался. Притаился на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает преспокойно сидеть.
Устанешь, присядешь на пригорке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что принес из похода. Осенний лесподарил мне много счастливых находок.
-Докажите, что у вас получился текст.
- Озаглавьте его. Какова тема текста?
- Заполните 3-ю графу таблицы «Правописание приставок при- и пре-» примерами из текста. (в тетради)
-Найдите в тексте слова, соответствующие схеме: ¬∩۸۸۸ (присмотреться, забираться).
- Найдите слово в тексте, соответствующее схеме: ¬¬∩۸۸۸ (призадумался)
Задания :
1. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..увеличивать, пр..школьный
и..черпать, бе..цельный
пре..писание, о..бросить
пр..ютить, пр..кратить
р..зыграть, с..ставить
2. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..морский, пр..клеить
бе..порядочный, ра..жигать
под..брать, пр..бабушка
пр..гласить, пр..ступник
о..даление, на..пись
3. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..тормозить, пр..одолеть
бе..донный, ра..чесать
под..брать, пр..консультировать
пр..выкнуть, пр..дательство
пр..образ, пр..матерь
4. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..готовить, пр..гнуться
во..клицание, бе..выходный
над..рваться, р..списание
пр..горелый, пр..образование
с..провождение, пр..дедушка
5. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..свистывать, пр..мудрый
в..кружить, бе..корыстный
о..гадать, пре..усмотреть
пр..клеить, пр..неприятный
о..ключить, по..пустить
6. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
ра..буженный, бе..причинный
пр..кратить, пр..слониться
пре..сказать, на..писать
не..плаченный, пр..родина
пр..забавный, пр..глушил
7. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
не..жатый, бе..заветный
с..звучно, р..ссказать
пр..граждать, пр..следовать
во..хождение, ра..дать
пр..обрёл, пр..небрегать
8. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
с..гласие, поз..вчера
в..помнить, не..говорчивый
пр..неприятный, пр..винтить
и..виниться, не..гибаемый
пр..забавный, пр..школьный
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
пр..усадебный, пр..интересный
и..пользовать, ни..вергнуть
на..кусить, по..сказать
не..хватный, р..зместить
пр..клонный, пр..шнуровать
10. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
по..солнечник, о..бросить
пр..вязанность, пр..морье
ра..хаживать, в..бодриться
не..деланный, ра..гневанный
пр..возмочь, пр..сесть
Ответы: 2 – 1 – 3 – 1 – 2 – 3 – 3 – 2 – 3 – 2
Резервное задание: Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.
VI. Подведение итогов.
- При каких значениях пишется приставка при-; при каких – пре-?