kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание приставок пре-при

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правописание приставок -при, -пре в 5 классе. Открытие новых знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание приставок пре-при»

Тема урока: Правописание приставок пре-при (5 кл.)


Тип урока: ОНЗ


Цели:

Деятельностная: формировать у учащихся навыки работы со словами, в которых есть орфограмма «Гласные в приставках пре- и при-» ;


Содержательнаярасширить понятийную базу об орфограммах в приставках слова;  с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися условий выбора  гласной в приставках пре- и при-


Планируемые результаты:


Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.


Метапредметные:


Регулятивные УУД: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения.


Познавательные УУД: обучающиеся научатся находить ответы, вопрос, используя учебник; обучающийся научится устанавливать причинно-следственные связи.


Коммуникативные УУД: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы, формулировать свое мнение, разговаривать в парах, в группе; обучающийся научится брать инициативу в организации совместного действия.

Предметные УУД:

обучающийся научится правильно писать буквы е-и в приставках –пре-при, получит возможность научиться находить и соотносить правописание букв –е-и в приставках пре-при, научиться находить и исправлять правописание букв


Раздаточный материал: диагностическая карта.


Необходимое оборудование: учебник.


Демонстративный материал: алгоритм проверки чередующихся гласных в корне; эталоны для самопроверки.



Ход урока:

1 этап. Мотивация к учебной деятельности.


- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть внимательных и сосредоточенных.


Прочитайте высказывание, которое вы видите на доске. Как вы его понимаете?


Язык свободный, мудрый и простой

Нам поколения в наследство подарили.

Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой

Его в своих твореньях сохранили.

                                               И.С.Тургенев



- Как Вы понимаете эти строчки?


- Иван Сергеевич Тургенев воспевает наш язык.

- Писатель говорит о том, что великие поэты и писатели сохраняли наш русский язык, и обращается к нам, чтобы мы сохраняли наш язык.


- Вы готовы трудиться, работать? Готовы начать урок?

- Готовы.

2 этап. Актуализация прочного учебного действия.


Учитель. Проверим домашнее задание. Кто выполнил упражнение №198, проверьте его, пожалуйста, по эталону, спроецированному на экран.

Упр. 198. Пред…стория, сверх…нтересный, без…сходность, контр…гра, под…тожить, без…мяннный, без…мянный, дез…нфекция, роз…грыш, об…скать, меж…нститутский, вз…мать, с…грать, пред…дущий, с…ронизировать,об…скать.

Эталон №1 к упражнению №198

Вставьте пропущенные буквы (ы или и ) и объясните их постановку

Пишется Ы после приставок

Пишется И после приставок

Предыстория, безысходность, подытожить, безымянный, розыгрыш, обыскать, сыграть, предыдущий, сыронизировать, обыскать.

Сверхинтересный, контригра, дезинфекция, межинститутский, взимать.

Учитель. Те, кто выполнил упражнение № 200, проверьте по карточкам, которые лежат у вас на столах.

Упр. 200.

Перечислить номера предложений, где после приставки пишется гласная И:

1. Было приказано, от…скав брод, перейти на ту сторону( Л.Т.).2.Спокойное отчаяние, без…сходная тоска звучали в песне моего товарища( М.Г.).3.Судя по посадке людей и по тому, как мотали головами раз…гравшиеся лошади, эскадрон только что шёл на рысях(Фад.).4.В прошлом году это место никак не называлось, было просто без…мянным урочищем(Г.Усп.).5.Нам предстояла сверх…нтересная поездка.6.Заключено меж…здательское соглашение.

Эталон № 2 к упражнению № 200

1. Было приказано, отыскав брод, перейти на ту сторону( Л.Т.).2.Спокойное отчаяние, безысходная тоска звучали в песне моего товарища( М.Г.).3.Судя по посадке людей и по тому, как мотали головами разыгравшиеся лошади, эскадрон только что шёл на рысях(Фад.).4.В прошлом году это место никак не называлось, было просто безымянным урочищем(Г.Усп.).5.Нам предстояла сверхинтересная поездка.6.Заключено межиздательское соглашение.

Учитель. Те, кто выполнил задание «Найти и выписать все слова, где есть слова с гласными Ы/И после приставок из повести Н.В. Гоголя «Шинель», подойдите ко мне.

Учитель. Те, кто выполнил упражнение № 198 без ошибок, поднимите руки. Молодцы, справились с заданием. А у кого-нибудь возникли затруднения при выполнении домашнего задания?

Ученик. Я допустил ошибку в слове сыронизировать. Исправить ошибку помог сосед по парте. Он объяснил, что я перепутал начальное слово, от которого образовано данное с помощью приставки С.

Учитель. Какие трудности у вас возникли при выполнении упражнения № 200?

Ученик. Я выписал неправильно номера предложений, где после приставки пишется И, это - 2,3,4 предложения, но по алгоритму пройденного урока понял, что только в 5 и 6 предложениях пишется И.

Учитель. Прочитайте предложения и назовите те, где есть слова с гласными Ы/И после приставок из повести «Шинель», а вы, ребята, внимательно послушайте и решите, справился ли ваш одноклассник с заданием.

Ученик.1) Чтобы как-нибудь не вздумал удерживать хозяин, он вышел потихоньку из комнаты, отыскал в передней шинель, которую не без сожаления увидел лежавшею на полу, стряхнул ее, снял с нее всякую пушинку, надел на плеча и опустился по лестнице на улицу.2) Теперь они сделались еще глуше и уединеннее: фонари стали мелькать реже — масла, как видно, уже меньше отпускалось; 3) Он не думал вовсе о своем платье., хотя изрядно обыскался его: вицмундир у него был не зеленый, а какого-то рыжевато-мучного цвета. 4)Безымянная улица, которая была напротив, напугала его. 5)А ведь кода-то жизнь сыграла с ним злую шутку.

Ученик. Мой одноклассник хорошо справился с заданием, выписал много предложений, но я нашел только в 1 и 4 предложениях слова с гласными Ы\И после приставки.

Ученик. А я нашел в1,3,4,5 предложениях такие слова - отыскал, обыскался, безымянный, сыграла.

- У вас на партах лежат листы самооценки. задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса(?).


Лист самооценки

Ученика (цы) 6 класса по теме «приставки ПРЕ- и ПРИ-»

ФИ_______________________________________________


Домашнее задание упр. № 198, упр. № 200, задание по повести Н.В. Гоголя «Шинель» (выписать )


Составление алгоритма


Карточка № 1


Работа в парах


Карточка № 2


Карточка № 3


Самостоятельная работа по упражнению № 205


Творческая работа по картине



- Оцените свою деятельность на этом этапе урока. На каком уровне вы усвоили домашнее задание?


- На удовлетворительном , нам необходимо работать над ошибками.


- Не забывайте, ребята, в течение урока оценивать свою познавательную деятельность. Продолжим наш урок.


3 этап. Выявление места и причины затруднения.


- На доске записаны предложения, перепишите и вставьте пропущенные буквы.

1. К нам пр…езжают родственники.

2. Пр…летела птица и села прямо мне на плечо.

3. Пр…открыла дверь и обернулась.

4. Она пр…бывала в глубокой задумчивости.

5. От бессилия он пр…клонил колени и закрыл глаза.

Учитель. Сверьте свою работу с эталоном, который спроецирован на экран.

Эталон № 3

1. К нам приезжают родственники.

2. Прилетела птица и села прямо мне на плечо.

3. Приоткрыла дверь и обернулась.

4. Она пребывала в глубокой задумчивости.

5. От бессилия он преклонил колени и закрыл глаза.

Учитель. Какие затруднения испытывали, выполняя это упражнение?

Ученик. Я в третьем и в пятом предложении не смог поставить правильно пропущенные буквы.

Ученик. В четвертом предложении не мог определиться с пропуском.

Учитель. Можете ли вы объяснить ошибку правилами, с которыми познакомились на уроке?

Ученик. Нет, затрудняемся.

Учитель. Какова проблема?

Ученик. Мы не знаем, в каких случаях пишется ПРЕ- и ПРИ-.


4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.


- В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:


- задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);


- Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).


- Сегодня утром на имя нашего класса пришла телеграмма. Только вот незадача: видно, с ней что-то случилось в дороге, и некоторые буквы куда-то подевались. Все же давайте попробуем прочитать ее и восстановить потерянные буквы. зачитывают телеграмму

(На экране текст телеграммы)

Пр…бываем в Балаково на поезде,  пр…ходящем ровно в 10.00 на пр…городный вокзал. В 11.30. будем в школе и сможем пр…ступить к работе.

С пламенным приветом пр…ставки Пре- и При-

- В какой морфеме отсутствуют буквы? Сможем ли мы сразу правильно записать приставки? Почему возникла орфографическая задача при выборе гласной?  (? (на приставку не падает ударение, гласная стоит в слабой позиции, следовательно,  надо знать правило выбора гласной в приставке)

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ)

- Как построить работу, чтобы правильно писать слова с приставками при- и пре-?

 (Сначала нужно вспомнить, что знаем  об этой теме, потом , что умеем   и чему должны научиться на уроке- выслушиваются мнения обучающихся)


- Точно такая же телеграмма лежит у вас на парте. Наша цель – получить знания, которые помогут восстановить текст телеграммы, пригодятся в жизни не только при написании телеграмм, но и помогут в дальнейшем сдать экзамены по русскому языку. В конце урока, я думаю, мы  сможем правильно записать буквы в телеграмме.

ставят цель.

Учитель. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы?

(Ученики Метод исследования)

5 этап. Реализация построения проекта

- Сегодня на уроке мы проведём небольшое исследование и узнаем , при каком условии надо писать пре-, при каком -при-.

-Поможет нам в этом заполнение небольшой таблицы, которая есть у каждого ученика.

ТАБЛИЦА «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ -»

ПРИ-

ПРЕ-

Значение приставки

Примеры

Значение приставки

Примеры

1.Неполнота действия

ПРИЛЯЖЕТ, ПРИСЯДЕТ.

1. Можно заменить словом «очень»

ПРЕДОБРАЯ, ПРЕМУДРАЯ.

2.Приближение

ПРИШЁЛ, ПРИСКАКАЛ, ПРИПОЛЗЛА, ПРИКАТИЛСЯ.

2.Пре- = пере-

ПРЕРВАТЬ, ПРЕСТУПИТЬ.

3.Присоединение.

ПРИШИВАТЬ,  ПРИБИВАТЬ.



4.Близость к чему-либо, можно приравнять к слову «около».

ПРИВОКЗАЛЬНАЯ, ПРИШКОЛЬНАЯ, ПРИУСАДЕБНЫЙ.




-А поможет нам лингвистическая сказка.

        Жили были две приставки. Одна Пре-, другая При-. Приставка Пре- была очень добрая и очень мудрая. Пре-  дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень добрая – предобрая, очень мудрая – премудрая.


-Какие же слова с приставкой Пре- встретились в данном тексте? ПРЕДОБРАЯ, ПРЕМУДРАЯ. (Ученики называют, а учитель записывает на доске в таблице).

-При каком  же  условии пишется приставка ПРЕ - ? (Приставку Пре-  можно заменить словом «очень»)

 

       Пристака Пре- была дочкой приставки Пере-, она была очень похожа на мать. Только одну букву она не взяла от своей матери, букву Е.  Благодаря этому сходству, она могла заменять приставку пере- в глаголах: перервать – прервать, переступить – преступить.

 -Какие же слова с приставкой пре-  встретились в данном тексте?

      ПРЕРВАТЬ, ПРЕСТУПИТЬ

 - В каком ещё случае пишется приставка ПРЕ-?( Приставка Пре- = Пере-)

       

Приставка ПРИ- была хорошо воспитанной и стеснительной барышней, не позволяла себе ничего лишнего. Не ляжет, а приляжет, не сядет, а присядет.


-Какие слова с приставкой При- встретились в данном отрывке?

ПРИЛЯЖЕТ, ПРИСЯДЕТ.


-Какое же значение имеет приставка ПРИ- в данном случае?

(Всё делается «Чуть-чуть, не до конца – неполнота действия»)

       

К тому же приставка ПРИ- была наблюдательной. Она заметила, что

если человек идёт пешком и к чему-нибудь приближается, то говорят «пришёл»,  конь – прискакал, черепаха – приползла, а колобок вообще прикатился.


-Какие слова с приставкой при-  вы нашли?

ПРИШЁЛ, ПРИСКАКАЛ, ПРИПОЛЗЛА, ПРИКАТИЛСЯ.

Итак,  какое значение имеет приставка в этом случае? (Приближение)

     

 Однажды приставка ПРИ- побывала на уроке технологии. Девочек там учат пуговицы пришивать, а мальчиков – гвозди прибивать.

       

-  Какие слова с приставкой При- вы нашли? ПРИШИВАТЬ,  ПРИБИВАТЬ.. Какое значение имеет приставка в этом случае ?

 (Присоединение).

     

 А еще приставка ПРИ- любит всё сравнивать:

привокзальная площадь очень большая, пришкольная территория – не такая огромная, а приусадебный участок у ее бабушки совсем маленький.


-Какие слова с приставкой ПРИ- нашли в  тексте?

ПРИВОКЗАЛЬНАЯ, ПРИШКОЛЬНАЯ, ПРИУСАДЕБНЫЙ.


-Какое значение имеет приставка в этом случае ? Близость к чему-либо, можно приравнять к слову «около».


- Можно считать, что первое знакомство с приставками ПРЕ и ПРИ  состоялось. Вы заметили, ребята, какие они разные по значению?

 Итак, мы с вами заполнили таблицу. Давайте ещё раз сделаем вывод, когда пишется приставка ПРЕ, а когда ПРИ? (Ребята делают вывод по таблице)


6 этап. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Учитель. Какой следующий этап нашей познавательной деятельности?

Ученик. Необходимо закрепить знания, правила и умения и научиться применять их на практике.

7 этап. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Учитель. Вы уверены в своих умениях?

Ученик. Да.

Учитель. Как проверить? Сможем ли мы теперь самостоятельно выполнить подобное задание?

Ученик. Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.

Объяснительный диктант (1 уч-ся у доски).

Привязать, пристроить, приземлиться, прибежать, предлинный, прехорошенький, присесть, привстать, преграда.

(Записываем объясняя орфограмму)


Учитель. Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок. Какие затруднения вы испытывали?

Ученик. В основном справились с заданием, но одно слово было трудным для меня. Сейчас я понял в каом случае пишется приставка –пре.

Учитель. Если кто-то допустил ошибки, как нужно поступить?

Ученик. Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном.

Учитель. Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.


8 этап. Этап включения в систему знаний и повторения.

Учитель. Достаточно ли мы закрепили новое правило?

Ученик. Нет, мы еще мало работали.

Ученик. У нас еще небольшой объем практического применения нового знания.

- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 

выполнение упражнения № 646


Приближение, присоединение

Расположение вблизи

Неполнота действия

приземлиться

приуралье

приостановить

приложить

приморский

приглушил

припаять


приподнять



прикоснуться


- Проверим, ребята, у кого получилось выполнить работу без ошибок?

- У кого были ошибки?

- У меня ошибка в слове приподнять.

- Если кто-то допустил ошибку, что нужно сделать?

- Разобрать ошибку по эталону.

Достаточно ли мы закрепили новое правило?

- Нужно еще поработать.

- Тогда вы теперь можете заполнить пропущенные буквы в нашей телеграмме. На столах у вас есть текст телеграммы, пожалуйста, заполните пропуски.

Пребываем в Балаково на поезде,  приходящем ровно в 10.00 на пригородный вокзал. В 11.30. будем в школе и сможем приступить к работе.

С пламенным приветом приставки Пре- и При-


- Проверяем по эталону, зачитываем в классе.

9 этап. Этап рефлексии.

Учащиеся вписывают в листок самоконтроля балл.

Учитель - Какую цель ставили ?

Ученик – Правописание приставок Пре-При

Учитель -  Удалось достичь поставленной цели?

Ученик. Да

Учитель.  - Каким способом?

Ученик. Мы исследовали написание приставок, выполняли упражнения, познакомились с правилом

Учитель. - Какие получили результаты?

Ученик. – Можем писать приставки пре-при

Учитель.  - Где можно применить новые знания?

Ученик. – При письме

        

Учитель.– Какие затруднения мы испытали?Что помогло нам их преодолеть?

Ученик. Эталон, алгорим.


- Я рекомендую вам выбрать то домашнее заданиекоторое поможет вам преодолеть вашу трудность:

Обязательно для всех при выполнении задания использовать таблицу, которую мы составили в классе и дополнительно прочитать парагр.54

1) Кто еще  не уверен, что самостоятельно сможет различить приставки, то скажите себе: “Я работал хорошо!” и выполните упр. № 646,

2)Кто научился различать значение приставок при- и пре- и может объяснить тему товарищу, скажите себе: “Молодец!” и придумайте словарный диктант из 10-12 слов на изученную  сегодня  тему.

-Напоследок я бы хотели подарить вам такую необычную памятку в стихах о приставках Пре- и При-, которая будет напоминать вам об условиях выбора гласной в этих приставках.:

Преодолеть преграду,

 Не преступить закон,

 В прекрасную погоду

 Прервать прескверный сон,

 Предобро улыбнуться,

 Путь преградить тебе,

 Здесь мы везде напишем

 Приставку…

Все вместе: Пре-.

С приставкой При- приблизим,

 Приклеим и пришьем.

 Чуть выше приподнимем

 И что-то привнесем.

 Немного приуменьшим,

 Совсем чуть-чуть приврем,

 Расставим по порядку

И сядем отдохнем.


Спасибо за урок, мне очень понравилось, как вы сегодня работали!















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Правописание приставок пре-при

Автор: Адиятуллина Алсу Рашитовна

Дата: 22.08.2018

Номер свидетельства: 476159


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства