Приветственное слово учителя (чтение отрывка из стихотворения С.Я. Маршака «Пожелание друзьям»).
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути —
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Давайте улыбнёмся новым открытиям и друг другу и начнём наш урок .
Приветствие учащихся.
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
Обобщение ранее изученного
Актуализация
знаний
Постановка учебной цели
Проверка домашнего задания (повторение правила о корне с чередованием –лаг-(-лож-). Упражнение №566
2)Работа с текстом.
Папирус – это болотное растение. Еще в древние времена оно росло в Египте. Папирус выращивали, чтобы делать из него бумагу. Он может вырасти до 5 метров. Тогда проникнуть в его заросли невозможно: это плотная стена. Корни папируса сплетаются. Группа растений отрывается от берегов и образует своеобразный островок, который медленно плывет по реке. Такие островки задерживают движение кораблей.
– Является ли данная группа предложений текстом? –Озаглавьте данный текст. –Назовите опорные слова. – Посмотрите еще раз на текст. Что случилось с некоторыми словами?
Папирус – это б…лотное р…стение. Еще в древние вр…мена оно росло в Египте. Папирус выращивали, чтобы делать из него бумагу. Он может вырасти до 5 метров. Тогда проникнуть в его заросли невозможно: это плотная ст…на. Корни папируса спл…таются. Группа р…стений отрывается от берегов и обр…зует своеобразный остр…вок, который медленно плывет по реке. Такие остр...вки задерживают дв…жение к…раблей.
– Чем отличаются друг от друга слова с пропущенными буквами? Работая в парах, учащиеся выписывают слова с безударными гласными в корне слова, проверяемыми ударением, и слова с безударными гласными в корне слова, не проверяемыми ударением. – К какой группе относится слово растение? – У нас с вами возникла проблема – почему в слове растение пишется а?
Как называются такие корни? (Корни с чередующимися гласными.)
-Какие буквы чередуются? Сформулируйте тему урока
Правописание корня с чередованием –РАСТ-(-РАЩ-) –РОС-.
- Исходя из темы урока, сформулируйте цель.
( Выяснить условия выбора гласных а-о в корнях –раст –(-ращ-) -рос-
Читают недеформированный текст.
Отвечают на вопросы.
Комментируют выбор гласных. Работа в парах.
Формулируют и записывают тему урока.
Формулируют цель урока.
Принцип деятельности.
УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Обратить внимание на то, что при работе с корнями слов мы должны учитывать их лексическое значение, потому что существуют похожие (омонимичные) корни, на которые распространяются разные правила.
Групповая работа
Самостоятельно
формулируют правило.
Решают проблемную ситуацию. Работают
со
словами-исключениями.
Работают со словарём.
Выполняют морфемный анализ слов.
Выполняют разбор предложения и сравнивают слова с разными орфограммами.
Принцип деятельности.
УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
Закрепление нового
Работа с учебником. Упражнение
Тест (контролирующее задание)
1. В каком слове пишется чередующаяся гласная а?
1)р…стет 2)зар…сли 3) Р…стов
2. В какой строчке во всех словах пишется одна и та же буква?