kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание корня с чередованием –раст- (-ращ-) –рос-. (5 класс) Номинация «Предметы гуманитарного цикла»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма  урока: традиционный. Цель урока: применять на практике знания по орфографии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание корня с чередованием –раст- (-ращ-) –рос-. (5 класс) Номинация «Предметы гуманитарного цикла»»

Конспект урока


Правописание корня с чередованием

раст- (-ращ-) –рос-. (5 класс)

Номинация «Предметы гуманитарного цикла» (Русский язык)


Пивнева Татьяна Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы,

МОУ СОШ №3 село Кочубеевское Ставропольского края.
















Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС . 5класс.

(продолжительность 40 минут)


Тема урока: «Правописание корня с чередованием –раст-(-ращ-) –рос-».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма урока: традиционный.

Цели урока:

Образовательные

- выяснить условия выбора гласных а-о в корнях –раст- (-ращ-) -рос-;

-развивать навыки морфемного разбора;

-формировать умение применять на практике знания по орфографии;

-развить навыки рассуждения, способность воспринимать и усваивать информацию;

-обогащать словарный запас учащихся;

-совершенствовать орфографические и пунктуационные умения.

Развивающие:

-осуществление системно - деятельностного подхода;

-развитие критического мышления;

-развитие внимания;

-формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

-развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

-развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

-развивать умение применять новые знания;

-развитие творческих, речевых способностей учащихся, формирование логического мышления;

-развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

-развитие умения формулировать проблему;

-развитие умения работы в парах и группах.

Воспитательные:

-воспитание интереса и уважения к родному языку;

-воспитание ценностного отношения к слову;

-развитие коммуникативных УУД:

-создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

-взаимодействие учащихся в парной и групповой работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку; приложение.




Этап урока


Ход урока


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

Мотивация к учебной деятельности


Приветственное слово учителя (чтение отрывка из стихотворения С.Я. Маршака «Пожелание друзьям»).

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути —

Главнейшее условье.


Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.


Давайте улыбнёмся новым открытиям и друг другу и начнём наш урок .


Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Обобщение ранее изученного

















Актуализация

знаний












Постановка учебной цели


  1. Проверка домашнего задания (повторение правила о корне с чередованием –лаг-(-лож-). Упражнение №566


2)Работа с текстом.


Папирус – это болотное растение. Еще в древние времена  оно росло в Египте. Папирус выращивали, чтобы делать из него бумагу. 
Он может вырасти до 5 метров. Тогда проникнуть в его заросли невозможно: это плотная стена. 
Корни папируса сплетаются. Группа растений отрывается от берегов и образует своеобразный островок, который медленно плывет по реке. Такие островки задерживают движение кораблей.

Является ли данная группа предложений текстом?
–Озаглавьте  данный текст.
–Назовите опорные слова.
– Посмотрите еще раз на текст. Что случилось с некоторыми словами?

Папирус – это б…лотное р…стение. Еще в древние вр…мена  оно росло в Египте. Папирус выращивали, чтобы делать из него бумагу. 
Он может вырасти до 5 метров. Тогда проникнуть в его заросли невозможно: это плотная ст…на. 
Корни папируса спл…таются. Группа р…стений отрывается от берегов и обр…зует своеобразный остр…вок, который медленно плывет по реке. Такие остр...вки задерживают дв…жение к…раблей.



– Чем отличаются друг от друга слова с пропущенными буквами?
Работая в парах, учащиеся выписывают слова с безударными гласными в корне слова, проверяемыми ударением, и слова с безударными гласными в корне слова, не проверяемыми ударением.
– К какой группе относится слово растение?
– У нас с вами возникла проблема – почему в слове растение пишется а?

Как называются такие корни? (Корни с чередующимися гласными.)

-Какие буквы чередуются? Сформулируйте тему урока

Правописание корня с чередованием –РАСТ-(-РАЩ-) –РОС-.

- Исходя из темы урока, сформулируйте цель.

( Выяснить условия выбора гласных а-о в корнях –раст –(-ращ-) -рос-






Читают недеформированный текст.





Отвечают на вопросы.








Комментируют выбор гласных. Работа в парах.




Формулируют и записывают тему урока.


Формулируют цель урока.

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).



Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Открытие нового


































Групповая работа

Каждая группа учащихся получает карточки со словами.

1 группа

Вырастают – выросло

Зарастет – поросли

Выращенный - водоросли.

2 группа

Возраст – заросли

Растешь – выросли

Выращенный - срослись.


3 группа

Растет – проросли

Разрастается – подросли

Выращенный - возросли.

Внимательно рассмотрите слова первого и второго столбика и постарайтесь сформулировать правило о правописании букв А и О в корне

–раст-(-ращ-)-рос-




Игра «Дерево, расти!»

Ребята берут карточки со словами: вырастить, проросло, выращивать, заросли, растениевод, росток 

Смотрят видеоролик (приложнеие№1) Обращают внимание на слово росток.

– Возникла проблема: почему в слове росток пишется в корне буква о?

Знакомство со словами-исключениями.

Выяснение лексического значения слов ростовщик, отрасль

«Словарь русского языка» С.И.Ожегова.


Ростовщик – тот, кто даёт деньги в рост, в долг под большие проценты.


Отрасль 1) Ветвь растения (устар)

2) перен. Потомок, потомство (устар)

3) Отдельная область деятельности, науки, производства.



Упражнение «Третий лишний»

Р…стёт
Возр…ст
Р…столстеть



Синтаксический разбор.

Заросли шиповника покрылись каплями утренней росы.

Выписать из предложения слова растения и роса.

Обратить внимание на то, что при работе с корнями слов мы должны учитывать их лексическое значение, потому что существуют похожие (омонимичные) корни, на которые распространяются разные правила.


Групповая работа











Самостоятельно

формулируют правило.





Решают проблемную ситуацию. Работают

со

словами-исключениями.

Работают со словарём.






Выполняют морфемный анализ слов.




Выполняют разбор предложения и сравнивают слова с разными орфограммами.





Принцип деятельности.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

Закрепление нового















Работа с учебником. Упражнение



Тест (контролирующее задание)

1. В каком слове пишется чередующаяся гласная а?

1)р…стет
2)зар…сли
3) Р…стов

2. В какой строчке во всех словах пишется одна и та же буква?

1)р…сло, выр…щиваем, водор…сли
2)зар…стает, пор…сль, возр…ст
3) отр…сль, дикор…стущие р…стения











Работают в парах





Выполняют тестовое задание


Самопроверка



Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.


УУД: познавательные (опирается на уже известное);

коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

УУД: регулятивные ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ).

Рефлексия деятельности




Подведение итогов работы.

Продолжите фразу:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

Оцените свою работу, продолжив фразу:

На уроке работал…(хорошо, отлично, удовлетворительно)

Я думаю, что мог бы работать …

За работу на уроке я ставлю себе оценку …

Выставление оценок.


Продолжают фразу.








УУД: познавательные, регулятивные

  1. ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание


Выучить правило п.51.

По выбору:

1.Упражнение

2. Написать сочинение-миниатюру, используя не менее 5 слов с изученной на уроке орфограммой.

Запись учащимися задания в дневники.






4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Татьяна Евгеньевна Пивнева

Дата: 12.11.2024

Номер свидетельства: 659380


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства