Тема: «Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Цели:
1. Пронаблюдать случаи несоответствия написания и произношения буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.
2. Пользоваться алгоритмом написания сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу.
3. Применять алгоритмы на практике.
4. Исправлять ошибки в тексте на соответствующие орфограммы.
5. Развивать интерес детей к русскому языку.
План урока:
1. Организационный момент.
- Прозвенел звонок, начинается урок.
- Для урока нам понадобятся тетрадь, синяя и зелёная ручки.
2. Словарная работа.
Презентация.
- Разгадайте ребусы.
1. МА
2 . Ж Ш
3. ШИ 4. ВКА
ВКА ШИ
- Какую орфограмму встретили в словах? (жи – ши)
- Что такое орфограмма? (Орфограмма – написание по правилу)
- Какие ещё буквосочетания мы знаем? (ча – ща, чу – щу)
- Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу – это тоже орфограмма.
- Запишем слова, выделим орфограмму:
м ашина
п одшивка
н ашивка
у ши
3. Сообщение темы и цели урока.
- Чему же мы должны научиться? (Правильно писать гласные после шипящих).
4. Работа с деятельностной схемой.
- Какие «шаги» мы должны выполнить, чтобы правильно написать слова с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.
- Спиши текст без ошибок. Орфограмму подчеркни.
Коллективная работа.
- Определите, какая в слове орфограмма.
Учитель осуществляет обратную связь через совместное обсуждение.
Если надо, вносят коррективы.
Дядя яша поймал большую щюку. он пустил шюку введро сводой. Ведро поставили в чюлан.
Полусамостоятельная работа.
Презентация.
Исправляют ошибки самостоятельно, проверяют в парах.
Осуществляется обратная связь.
Ночью в чюлан забрался рыжий
кот. Он учюял добычю. хотел кот
схватить щюку.
Ночью в чулан забрался рыжий кот.
Он учуял добычу. Хотел кот
схватить щуку.
Физминутка.
Самостоятельная работа.
Только ущюки зубы острые. Схватила щюка кота залапу. Еле вырвал он лапу. Запомнил кот эту встречу!
- Что такое орфограмма?
- Какую орфограмму обозначили?
- Какие «шаги» нужно выполнить, чтобы не сделать ошибки?
(Проговариваем алгоритм)
Срезовая работа.
Спишите текст без ошибок. Орфограмму подчеркни.
Кот васька.
Жыл у нас большой, пушыстый, рыжий кот. Звали его васька. Летом ваську мы взяли на дачю. В чюлане завелись мышы. Здорово ловил васька мышей!
Проверка «Учитель – учащимся».
- Отдайте тетрадь соседу по парте, пусть он проверит, исправит, если нужно, поставит оценку.
- Встаньте, у кого «5».
- Кто допустил ошибки? Какие?
- Все ли шаги алгоритма были выполнены? Кто уверен, что справится с аналогичным заданием в итоговой работе?
5. Составьте слова из слогов:
ЛЫ, ЧА, ПРУ, МА, НА, ША, КРЫ, ЖИ, ШИ, ЧАЙ, ША, НИК, ЩА, РО, КА, ВЕЛЬ, ВСТРЕ, ЩА.
- Какие слова получились у вас? (лыжи, крыши, встреча, чайник, каша…)
- Встречалась ли среди них орфограмма жи – ши, ча – ща, чу – щу? Подчеркните её.
6. Итог урока Рефлексия.
- Итак, мы завершаем урок. Что нового мы узнали?
- Что мы теперь умеем делать? (Знаем правило, алгоритм написания)
7. Задание на дом.