kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практикум по подготовке к итоговому сочинению (направление "Верность и измена")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое занятие по рассказу И.Бунина "Темные аллеи" в рамках подготовки к итоговому сочинению по направлению "Верность и измена".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практикум по подготовке к итоговому сочинению (направление "Верность и измена")»

Направление «Верность и измена»

Тема : Подготовка к итоговому сочинению по рассказу И.А.Бунина «Тёмные аллеи».

Цели урока:обобщить знания по теме «Итоговое сочинение»: требования к сочинению-допуску, критерии оценивания,закрепить умение писать сочинение-допуск, закрепить навыки самостоятельно конструировать свои знания, излагать мысли устно и письменно, систематизировать свои знания, аргументированно доказывать свою точку зрения;воспитать вдумчивого и внимательного читателя,воспитывать у учащихся творческие способности, способствовать развитию логического мышления, устной монологической, диалогической речи;воспитывать нравственные и этические качества посредством анализа произведения;развивать познавательные навыки учащихся, развивать критическое и творческое мышления, развивать умение учащихся увидеть, сформулировать и решить проблему.

Ход урока

I. Введение в тему...

Составление ассоциативных цепочек «Облако мыслей»

У.: Произнесите про себя два слова ВЕРНОСТЬ и ИЗМЕНА. Какие чувства вызывают они в вашем сердце? Почему?

У.: Составьте ассоциативные ряды к этим словам.



любовь




вера


ВЕРНОСТЬ



преданность



доверие





предательство, обман




недоверие


ИЗМЕНА



подлость



разочарование, боль


У.: Может ли любящий человек простить предательство? Аргументируйте свой ответ.

II. Анализ рассказа И.А.Бунина «Темные аллеи»

1. Работа с текстом (отбор фактического материала для сочинения)

У.: Дома вы прочитали рассказ И.А.Бунина «Темные аллеи». Как этот рассказ соотносится с теми ассоциативными рядами, которые мы только что составили?

У.: Назовите основные темы данной новеллы (любовь, предательство, расплата)

У.: Центральное место в рассказе отведено диалогу главных героев. Давайте прочитаем его по ролям (автор, Николай Алексеевич и Надежда).

У.: Отвечая на вопросы, составьте таблицу «Верность и измена»:

- Найдите описание героев и кратко запишите их в таблицу.

- Какие детали раскрывают психологическое состояние героев? Меняется ли оно с момента встречи и до расставания (Как ведут себя герои на протяжении разговора)?

- Почему Бунин так подробно описывает психологическое состояние Николая Алексеевича и скупо, в нескольких словах, – состояние Надежды?

- Какова роль авторских ремарок в изображении переживаний героев? Как в описании героев отражено авторское отношение к ним?

- Можно ли отъезд из дома молодого Николая Алексеевича считать изменой, предательством?

- Почему Николай Алексеевич предал свою любовь?

- Понимает ли он, что когда-то предал любимую женщину?

- Почему Надежда не смогла простить предательства своего возлюбленного?

- К каким выводам приходит герой после встречи с Надеждой? Чем является для него его неудавшаяся жизнь? (расплатой на предательство, карой за когда-то преданную любовь)

- Почему Бунин не даёт шанса Николаю Алексеевичу быть прощённым Надеждой? («Простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя»)

Примечание:

  1. материал о Николае Алексеевиче заполняется коллективно, о Надежде – самостоятельно,

  2. первый столбик как вывод заполняется в последнюю очередь


Герои

Фактический материал (цитаты из рассказа)

Комментарий ученика

Измена любви, потеря счастья

Николай Алексеевич

1. Портрет героя

  • «стройный старик-военный»,

  • «еще чернобровый, но с белыми усами»,

  • «взгляд…усталый»,

  • «с усталым видом провел бледной худой рукой по голове»,

  • «красивое удлинённое лицо с тёмными глазами»

2. Психологическое состояние Николая Алексеевича

  • «неприязненно крикнул»,

  • «отрывисто, невнимательно ответил»,

  • «быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел»,

  • «сказал…торопливо»,

  • «усталость и рассеянность его исчезли»,

  • «покраснел до слез и, нахмурясь, опять зашагал»,

  • «болезненно усмехнулся»,

  • «вынув платок и прижав его к глазам»,

  • «отходя от окна уже со строгим лицом»,

  • «хмуро думал»,

  • «со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда»,

  • «сдвинув чёрные брови»,

  • «закрывая глаза, качал головой».


Две детали: сохранившаяся красота и усталость. Перед нами уставший от жизни человек, несчастливый и не любимый семьей.





Психологическое состояние Николая Алексеевича меняется на протяжении рассказа: от резкости в словах, невнимательности в отношении к другим до потрясения, удивления от того, что любим до сих пор, и от того, что не прощён тоже до сих пор.


Николай Алексеевич не имеет шанса быть прощённым, потому что предал любовь.

Верность любви,

Чистота души

Надежда

1. Портрет героини

  • «тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку»,

  • «лёгкая на ходу»,









2. Психологическое состояние Надежды

  • «пытливо смотрела»,

  • «прибавила она с недоброй улыбкой»,

  • «подошла к двери и приостановилась»


Две детали: красота, не угасшая с годами, и чистота (окружающая Надежду и её внутренняя). Героиня красива, спокойна. В отличие от Николая Алексеевича, который прожил непростую жизнь, где не было счастья, она довольна жизнью, в ней нет признаков старости, усталости. Но простить его она не смогла.


Надежда уверена в себе. Немногочисленные авторские реплики говорят о многом: Бунин восхищается своей героиней, любуется ею. Надежде удалось сохранить не только былую красоту, но и остаться верной своему чувству. Она держит себя с достоинством.


- Смогли бы вы простить человека, который предал вас? Почему?

2. Подготовка к итоговому сочинению


1) Повторение структуры сочинения

1. Вступление. Собственное рассуждение по теме сочинения.

2. Основная часть.

1) Довод 1 + иллюстрация.

2) Довод 2 + иллюстрация.

3. Заключение (возврат к мыслям, высказанным во вступлении на новом уровне)


2) Составление нескольких видов вступления к сочинению на тему «Любовь и предательство – вещи несовместимые» и тезиса (антитезиса)

Вступление 1.

Верность… Удивительно доброе слово, от которого веет надежностью, любовью, заботой, вниманием… И измена! Она разрушает счастливый мир! Казалось бы, только что небо было голубым, солнце – ярким, настроение – замечательным… Ты был счастлив!!! И вдруг – боль, разочарование, обида! Потому что в жизнь ворвалась измена!

Тезис: Думаю, со мной многие согласятся: если ты столкнулся с предательством любимого, то мир перестаёт существовать, потому что «любовь и предательство – вещи несовместимые».

Вступление 2.

Жизнь, к сожалению, устроена так, что рядом с любовью порой уживается предательство, с верностью – измена. И никто из нас не застрахован от боли и обиды, которые наполняют сердце при расставании с любимым.

Тезис: Мне кажется, предательство убивает любовь (иллюстрация: роман Л.Н.Толстого «Война и мир», Наташа Ростова и Андрей Болконский)

Антитезис: В жизни иногда бывает так: человек, которого предали, хранит в своем сердце любовь к изменившему ему всю жизнь (иллюстрация: рассказ И.А.Бунина «Тёмные аллеи»).


3) Работа над основной частью сочинения

Задание: Напишите основную часть сочинения-рассуждения на тему «Любовь и предательство – вещи несовместимые» по предложенной схеме, дополнив её примерами

Тезис 1: Любовь уходит, если на её пути встречается измена.

1. Причины (почему истинен тезис?):

а) в душе человека поселяется боль и обида;

б) человек теряет радость жизни, потому что думает о том, кто его жестоко обидел, предав самое светлое в мире – любовь;

в) от измены в любви страдает не только тот, кого предали, но и тот, кто предал: он теряет частицу самого себя.

2. Следствие (что следует из основного тезиса):

а) надо задумываться над своими поступками, над тем, как они повлияют на жизнь того, кого ты предаешь;

б) надо беречь любовь;

в) если любовь прошла, надо уметь расставаться красиво, оставляя в душе другого светлое чувство грусти, а не обиды («Как дай вам бог любимой быть другим»)

Тезис 2: Жизнь продолжается даже после измены близкого человека

1. Причина (почему истинен тезис?):

измена любимого делает человека сильнее, закаляет его волю;

2. Следствие (что из этого следует)

а) нельзя «зацикливаться» на той боли, которую причинило предательство любимого;

б) надо найти в себе силы идти дальше.



4) Обсуждение видов заключения и составление их к теме «Любовь и предательство – вещи несовместимые»

Виды заключения

Пример заключения

1. Обобщение основных мыслей автора сочинения

Итак, мы видим, что если в мир любви вошла измена, то этот хрупкий мир рушится: не могут рядом существовать верность и измена. И только в редких случаях человек хранит светлые воспоминания об оставшемся в прошлом чувстве к обманувшему его человеку.

2. Риторический вопрос

В заключение мне хочется сказать: не могут «жить» рядом любовь и предательство. Они убивают друг друга! Разве это не так?

3. Призыв, обращение к читателю

Обобщая сказанное, хочу обратиться к тем, кто любит. Берегите свою любовь! Не дайте её разрушить! Не изменяйте любимому, помните, что, изменяя ему, вы изменяете себе…

4. Использование цитат

Итак, данная тема ещё раз заставила меня убедиться в том, что измена разрушает любовь, и даже если обиженный человек хранит верность предавшему его, он испытывает боль, которую проносит сквозь годы. Как тут не вспомнить слова Лопе де Вега: «Измена другу – преступленье без оправданья, без прощенья»


III. Домашнее сочинение

Напишите сочинение на одну из предложенных ниже тем:

1. В чём может скрываться причина измены?

2. Когда возникает выбор между верностью и предательством?

3. Согласны ли вы со словами Л.Н.Толстого: «Когда тебя предали, это всё равно, что руки сломали… Простить можно, но вот обнять уже не получается».

4. Проблема нравственного выбора: верность или измена?

5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Практикум по подготовке к итоговому сочинению (направление "Верность и измена")

Автор: Улицкая Наталия Сергеевна

Дата: 15.12.2017

Номер свидетельства: 444596


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства