Предупреждение стилистических ошибок при изучении раздела «Наречие»
Забота современного учителя о правильном, богатом и точном языке ученика – это и забота о его правильном, богатом и точном мышлении. Практика работы над стилистическими ошибками в настоящее время имеет ряд недостатков: не проводится работа над стилистическими ошибками на уроке, не организуется самостоятельная домашняя работа. Всё объясняется нехваткой времени, нежеланием ученика. Однако именно речь выпускника школы становится его визитной карточкой как абитуриента. В связи с этим и назревает необходимость на каждом из уроков находить возможность выполнять упражнения, предупреждающие стилистические ошибки в устной и письменной речи. ниже приведены материалы для практической работы при изучение раздела «Наречие» в 7 классе.
Наречие как часть речи, обозначающая признаки действий и качеств предметов, а иногда и самих предметов (ср.: сражаться храбро, необыкновенно способный ученик, езда верхом), является важным выразительным средством языка и заслуживает внимания не только с орфографической, но и со стилистической точки зрения.
Поэтому прежде всего необходимо, привлекая какой-нибудь отрывок из художественного произведения, раскрыть изобразительно-выразительную функцию наречия.
Удачно, например, использует эту категорию слов Б. Полевой в «Повести о настоящем человеке» . Мы встречаем здесь яркие н ар е ч и я-э п и т е т ы, создающие определенный звуковой или зрительный образ, вызывающие то или иное представление.
Звезды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть. ...Лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко.
Ветер стих внезапно, как и налетел.
...Сразу стали слышны все предутренние лесные звуки... ещё. неуверенные удары проснувшегося дятла, раздававшиеся в тишине леса так музыкально, будто долбил он не древесный ствол, а полое тело скрипки.
Снова порывисто шумнул ветер в тяжёлой хвое сосновых вершин. Последние звёзды тихо погасли в посветлевшем небе. ...Старый лес зашумел ровно, неумолчно.
...Тревожно хрустели сучья.
Любопытна в этом отношении и сказка С. Я. Маршака о глупом мышонке, которую дети хорошо знают. В ней очень метко с помощью наречий характеризуется «пение» разных животных:
утки — «Слишком громко ты поёшь»;
жабы — «Очень скучно ты поёшь-»;
лошади — «Очень страшно ты поёшь»;
свиньи — «Очень грубо ты поёшь»;
щуки — «Слишком тихо ты поёшь»;
кошки — «Очень сладко ты поёшь».
Изучение наречия в школе должно сочетаться со словарной работой, которая может проводиться на материале упражнений учебника, дополненных соответствующими заданиями.
Так, например, упражнения учебника могут быть осложнены заданием к выделенным наречиям подобрать синонимы.
В результате выполнения предлагаемого упражнения, где необходимо образовать от прилагательных наречия при помощи суффиксов •о, -е) в тетрадях получится следующая запись:
Аккуратный - Писать аккуратно (опрятно, тщательно);серьёзный - заниматься серьёзно (вдумчиво, внимательно, сосредоточенно); экономный - расходовать средства экономно (бережливо); счастливый - жить счастливо (радостно, хорошо); поступать всегда честно (правдиво, справедливо, добросовестно) ; посмотреть грустно (печально, невесело); приготовить вкусно (аппетитно); лаять на прохожих яростно (свирепо); вышивать рубаху искусно (умело); принять гостей холодно (неприветливо, недоброжелательно); вымыть полы чисто (тщательно, аккуратно).
Подбор синонимов к наречиям поможет также закрепить правописание наречий с частицей не. Ср.: недалеко— близко, неспокойно — тревожно, нехорошо —плохо.
Эффективно знакомство обучающихся с такими синонимичными выражениями: настежь — во всю ширь, целиком; прочь — в сторону; вскачь — галопом, скачками; сплошь — целиком, по всей поверхности; навзничь — на спину; наотмашь — со всего размаха; невтерпёж — нестерпимо, невыносимо.
Полезны с этой точки зрения упражнения, предполагающие замену наречий, деепричастных оборотов и фразеологических сочетаний близкими по значению наречиями.
Ср.: Река протекает недалеко (т. е. близко). Самолёт летел невысоко (т. е. низко Сколько раз Коля и Наташа, перегоняя друг друга, бегали к заброшенному пруду (т. е. наперегонки). Ровными рядами, перемежаясь, росли молодые сосны и ели (т. е. вперемежку) . Мне надо поговорить с тобой с глазу на глаз (т.е. .наедине). Мы шаг за шагом приближались к скале (т. е. постепенно. Важна и словарная работа. В частности, выяснив значение выражений попасть впросак, восвояси, запанибрата, следует предложить учащимся составить с ними предложения. Например:
1. Плохо выучив материал, я на экзамене попал впросак (очутился в неприятном положении). 2. Попрощавшись с товарищем, я пошёл восвояси (к себе домой). 3. Обращаться со старшими запанибрата "(бесцеремонно) невежливо.
Попутно нужно отметить, что эти выражения являются разговорными, а не книжными, употребляются в непринужденной речи.
Кроме упражнений школьного учебника, можно предложить детям и другие, использовав с этой целью пословицы, поговорки, фразеологические сочетания, например: к данным наречиям подобрать синонимичные устойчивые выражения и образовать с ними предложения.
Рано, некстати, незаслуженно, небрежно.
Ср.: Рано — ни свет ни заря: Я проснулся сегодня ни свет ни заря.
Некстати — ни к селу ни к городу: Его замечание было ни к селу ни к городу.
Незаслуженно — ни за что ни про что: Наказали мальчика ни за что ни про что.
Небрежно — спустя рукава: Вначале Юра занимался спустя рукава, но теперь исправился.
Упражнения такого характера будут способствовать развитию речи школьников и обогащению их словаря.
Наконец, заслуживает внимания и произношение наречий, ударение в них. В связи с этим уместно предложить учащимся задание: раскрыть скобки, поставить ударение в выделенных словах, объяснить их правописание.
1)Видит всех она (на)сквозь...
Вдруг подходит к Ване,
Говорит: «Лягушку брось,
Не держи в кармане!»
2) Он мяч гоняет (до)темна,
-" А из открытого окна
Раздаются имена:
«Володя! Вовка! Вова!»
3) От работы пила раскалилась (до)бела.
4) Если он приходит с двойкой –
Слышу я (из)далека:
Раздается два коротких, нерешительных звонка.
Во время знакомства с той или иной морфологической темой следует говорить не только об изменении, образовании, правописании слов, но и показать сферу употребления в речи изучаемой грамматической категории, чтобы предупредить возможные стилистические ошибки.