kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практическая стилистика при изучении раздела "Наречие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предупреждение стилистических ошибок при изучении раздела «Наречие»

Забота современного учителя о правильном, богатом и точном языке ученика – это и забота о его правильном, богатом и точном мышлении. Практика работы над стилистическими ошибками в настоящее время имеет ряд недостатков: не проводится работа над стилистическими ошибками на уроке, не организуется самостоятельная домашняя работа. Всё объясняется нехваткой времени, нежеланием ученика. Однако  именно речь  выпускника школы становится его визитной карточкой как абитуриента. В связи с этим и назревает необходимость на каждом из уроков находить возможность выполнять упражнения, предупреждающие  стилистические ошибки в устной и письменной речи. ниже приведены материалы для практической работы при изучение раздела «Наречие» в 7 классе.

 Наречие как часть речи, обозначающая признаки действий и качеств предметов, а иногда и самих предметов (ср.: сражаться храбро, необыкновенно способный ученик, езда верхом), явля­ется важным выразительным средством языка и заслуживает внима­ния не только с орфографической, но и со стилистической точки зрения.

Поэтому прежде всего необходимо, привлекая какой-нибудь отрывок из художественного произведения, раскрыть изобрази­тельно-выразительную функцию  наречия.

Удачно, например, использует эту категорию слов Б. Полевой в «Повести о настоящем человеке» . Мы встречаем здесь яркие н ар е ч и я-э п и т е т ы, создающие определенный звуковой или зрительный  образ,  вызывающие то или  иное  представление.

Звезды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть. ...Лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко.

Ветер стих внезапно, как и налетел.

...Сразу стали слышны все предутренние лесные звуки... ещё. неуверенные удары проснувшегося дятла, раздававшиеся в тишине леса так музыкально, будто долбил он не древесный ствол, а полое тело скрипки.

Снова порывисто шумнул ветер в тяжёлой хвое сосновых вершин. Последние звёзды тихо погасли в посветлевшем небе. ...Старый лес зашумел ровно, неумолчно.

...Тревожно хрустели сучья.

Любопытна в этом отношении и сказка С. Я. Маршака о глупом мышонке, которую дети хорошо знают. В ней очень метко с помо­щью наречий  характеризуется «пение» разных животных:

утки     — «Слишком  громко  ты поёшь»;

жабы    — «Очень   скучно ты  поёшь-»;

лошади — «Очень  страшно ты поёшь»;

свиньи — «Очень  грубо    ты поёшь»;

щуки    — «Слишком тихо ты поёшь»;

кошки   — «Очень   сладко ты  поёшь».

Изучение наречия в школе должно сочетаться со словарной работой, которая может проводиться на материале упражнений учебника,   дополненных   соответствующими   заданиями.

Так, например, упражнения учебника  могут быть ослож­нены заданием к выделенным наречиям подобрать синонимы.

В результате выполнения предлагаемого упражнения, где  необходимо образовать от прилагательных наречия при помощи суффиксов •о, -е) в тетрадях получится следующая запись:

Аккуратный - Писать аккуратно (опрятно, тщательно);серьёзный - заниматься серь­ёзно (вдумчиво, внимательно, сосредоточенно); экономный - расходовать средства экономно (бережливо); счастливый - жить счастливо (радостно, хорошо); поступать всегда честно (правдиво, справедливо, доб­росовестно) ; посмотреть грустно (печально, невесело); пригото­вить вкусно (аппетитно); лаять на прохожих яростно (свире­по); вышивать рубаху искусно (умело); принять гостей холод­но (неприветливо, недоброжелательно); вымыть полы чисто (тщательно, аккуратно).

Подбор синонимов к наречиям  поможет также закрепить правописание наречий с частицей не. Ср.: неда­лекоблизко,   неспокойно тревожно, нехорошо плохо.

Эффективно знакомство обучающихся  с такими синонимичными выражениями: настежь во всю ширь, целиком; прочь в сто­рону; вскачь галопом, скачками; сплошь целиком, по всей поверхности; навзничь на спину; наотмашь со всего размаха; невтерпёж нестерпимо, невыносимо.

Полезны с этой точки зрения упражнения, предполагающие замену наречий, деепричастных оборотов и фра­зеологических сочетаний близкими по значению наречиями.

Ср.: Река протекает недалеко (т. е. близко). Самолёт летел невысоко (т. е. низко  Сколько раз Коля и Наташа, перегоняя друг друга, бегали к заброшенному пруду (т. е. наперегонки). Ровными рядами, перемежаясь, росли молодые сосны и ели (т. е. вперемежку)  . Мне надо по­говорить с тобой с глазу на глаз (т.е. .наедине). Мы шаг за шагом приближались к скале (т. е. постепенно. Важна и словарная работа.   В частности, выяснив значение выражений попасть впросак, восвояси, запанибрата, следует предложить учащимся составить с ними предложения. Например:

1. Плохо выучив материал, я на экзамене попал впросак (очутился в неприятном положении). 2. Попрощавшись с това­рищем, я пошёл восвояси (к себе домой). 3. Обращаться со стар­шими запанибрата "(бесцеремонно) невежливо.

Попутно нужно отметить, что эти выражения являются раз­говорными, а не книжными, употребляются в непринужденной речи.

Кроме упражнений школьного учебника, можно предложить детям и другие, использовав с этой целью пословицы, поговорки, фразеологические сочетания, например: к данным наречиям подо­брать синонимичные устойчивые выражения и образовать с ними предложения.

Рано, некстати, незаслуженно, небрежно.

Ср.: Рано — ни свет ни заря: Я проснулся сегодня ни свет ни заря.

Некстати — ни к селу ни к городу: Его замечание было ни к селу ни к городу.

Незаслуженно — ни за что ни про что: Наказали мальчика ни за что ни про что.

Небрежно — спустя рукава: Вначале Юра занимался спустя рукава, но теперь исправился.

Упражнения такого характера будут способствовать развитию речи школьников и обогащению их словаря.

Наконец, заслуживает внимания и произношение наречий, уда­рение в них. В связи с этим уместно предложить учащимся задание: раскрыть скобки, поставить ударение в выделенных словах, объ­яснить их правописание.

1)Видит всех она (на)сквозь...

Вдруг подходит к Ване,

Говорит: «Лягушку брось,

Не держи в кармане!»

 

2) Он мяч гоняет (до)темна,

-" А из открытого окна

Раздаются имена:

«Володя! Вовка! Вова!»

3) От работы пила раскалилась (до)бела.

4) Если он приходит с двойкой –

Слышу я (из)далека:

Раздается два коротких, нерешительных звонка.

 Во время знакомства с той или иной морфологической темой следует говорить не только об изменении, образовании, правописании слов, но и показать сферу употребления в речи изучаемой грамматической категории, чтобы предупредить возможные стилистические ошибки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практическая стилистика при изучении раздела "Наречие" »

Предупреждение стилистических ошибок при изучении раздела «Наречие»

Забота современного учителя о правильном, богатом и точном языке ученика – это и забота о его правильном, богатом и точном мышлении. Практика работы над стилистическими ошибками в настоящее время имеет ряд недостатков: не проводится работа над стилистическими ошибками на уроке, не организуется самостоятельная домашняя работа. Всё объясняется нехваткой времени, нежеланием ученика. Однако именно речь выпускника школы становится его визитной карточкой как абитуриента. В связи с этим и назревает необходимость на каждом из уроков находить возможность выполнять упражнения, предупреждающие стилистические ошибки в устной и письменной речи. ниже приведены материалы для практической работы при изучение раздела «Наречие» в 7 классе.

Наречие как часть речи, обозначающая признаки действий и качеств предметов, а иногда и самих предметов (ср.: сражаться храбро, необыкновенно способный ученик, езда верхом), явля­ется важным выразительным средством языка и заслуживает внима­ния не только с орфографической, но и со стилистической точки зрения.

Поэтому прежде всего необходимо, привлекая какой-нибудь отрывок из художественного произведения, раскрыть изобрази­тельно-выразительную функцию наречия.

Удачно, например, использует эту категорию слов Б. Полевой в «Повести о настоящем человеке» . Мы встречаем здесь яркие н ар е ч и я-э п и т е т ы, создающие определенный звуковой или зрительный образ, вызывающие то или иное представление.

Звезды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть. ...Лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко.

Ветер стих внезапно, как и налетел.

...Сразу стали слышны все предутренние лесные звуки... ещё. неуверенные удары проснувшегося дятла, раздававшиеся в тишине леса так музыкально, будто долбил он не древесный ствол, а полое тело скрипки.

Снова порывисто шумнул ветер в тяжёлой хвое сосновых вершин. Последние звёзды тихо погасли в посветлевшем небе. ...Старый лес зашумел ровно, неумолчно.

...Тревожно хрустели сучья.

Любопытна в этом отношении и сказка С. Я. Маршака о глупом мышонке, которую дети хорошо знают. В ней очень метко с помо­щью наречий характеризуется «пение» разных животных:

утки — «Слишком громко ты поёшь»;

жабы — «Очень скучно ты поёшь-»;

лошади — «Очень страшно ты поёшь»;

свиньи — «Очень грубо ты поёшь»;

щуки — «Слишком тихо ты поёшь»;

кошки — «Очень сладко ты поёшь».

Изучение наречия в школе должно сочетаться со словарной работой, которая может проводиться на материале упражнений учебника, дополненных соответствующими заданиями.

Так, например, упражнения учебника могут быть ослож­нены заданием к выделенным наречиям подобрать синонимы.

В результате выполнения предлагаемого упражнения, где необходимо образовать от прилагательных наречия при помощи суффиксов •о, -е) в тетрадях получится следующая запись:

Аккуратный - Писать аккуратно (опрятно, тщательно);серьёзный - заниматься серь­ёзно (вдумчиво, внимательно, сосредоточенно); экономный - расходовать средства экономно (бережливо); счастливый - жить счастливо (радостно, хорошо); поступать всегда честно (правдиво, справедливо, доб­росовестно) ; посмотреть грустно (печально, невесело); пригото­вить вкусно (аппетитно); лаять на прохожих яростно (свире­по); вышивать рубаху искусно (умело); принять гостей холод­но (неприветливо, недоброжелательно); вымыть полы чисто (тщательно, аккуратно).

Подбор синонимов к наречиям поможет также закрепить правописание наречий с частицей не. Ср.: неда­лекоблизко, неспокойно тревожно, нехорошо плохо.

Эффективно знакомство обучающихся с такими синонимичными выражениями: настежь во всю ширь, целиком; прочь в сто­рону; вскачь галопом, скачками; сплошь целиком, по всей поверхности; навзничь на спину; наотмашь со всего размаха; невтерпёж нестерпимо, невыносимо.

Полезны с этой точки зрения упражнения, предполагающие замену наречий, деепричастных оборотов и фра­зеологических сочетаний близкими по значению наречиями.

Ср.: Река протекает недалеко (т. е. близко). Самолёт летел невысоко (т. е. низко Сколько раз Коля и Наташа, перегоняя друг друга, бегали к заброшенному пруду (т. е. наперегонки). Ровными рядами, перемежаясь, росли молодые сосны и ели (т. е. вперемежку) . Мне надо по­говорить с тобой с глазу на глаз (т.е. .наедине). Мы шаг за шагом приближались к скале (т. е. постепенно. Важна и словарная работа. В частности, выяснив значение выражений попасть впросак, восвояси, запанибрата, следует предложить учащимся составить с ними предложения. Например:

1. Плохо выучив материал, я на экзамене попал впросак (очутился в неприятном положении). 2. Попрощавшись с това­рищем, я пошёл восвояси (к себе домой). 3. Обращаться со стар­шими запанибрата "(бесцеремонно) невежливо.

Попутно нужно отметить, что эти выражения являются раз­говорными, а не книжными, употребляются в непринужденной речи.

Кроме упражнений школьного учебника, можно предложить детям и другие, использовав с этой целью пословицы, поговорки, фразеологические сочетания, например: к данным наречиям подо­брать синонимичные устойчивые выражения и образовать с ними предложения.

Рано, некстати, незаслуженно, небрежно.

Ср.: Рано — ни свет ни заря: Я проснулся сегодня ни свет ни заря.

Некстати — ни к селу ни к городу: Его замечание было ни к селу ни к городу.

Незаслуженно — ни за что ни про что: Наказали мальчика ни за что ни про что.

Небрежно — спустя рукава: Вначале Юра занимался спустя рукава, но теперь исправился.

Упражнения такого характера будут способствовать развитию речи школьников и обогащению их словаря.

Наконец, заслуживает внимания и произношение наречий, уда­рение в них. В связи с этим уместно предложить учащимся задание: раскрыть скобки, поставить ударение в выделенных словах, объ­яснить их правописание.

1)Видит всех она (на)сквозь...

Вдруг подходит к Ване,

Говорит: «Лягушку брось,

Не держи в кармане!»


2) Он мяч гоняет (до)темна,

-" А из открытого окна

Раздаются имена:

«Володя! Вовка! Вова!»

3) От работы пила раскалилась (до)бела.

4) Если он приходит с двойкой –

Слышу я (из)далека:

Раздается два коротких, нерешительных звонка.

Во время знакомства с той или иной морфологической темой следует говорить не только об изменении, образовании, правописании слов, но и показать сферу употребления в речи изучаемой грамматической категории, чтобы предупредить возможные стилистические ошибки.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Практическая стилистика при изучении раздела "Наречие"

Автор: Рыжкова Лилия Викторовна

Дата: 11.01.2015

Номер свидетельства: 153415


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства