kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практическая стилистика при изучении раздела "Наречие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предупреждение стилистических ошибок при изучении раздела «Наречие»

Забота современного учителя о правильном, богатом и точном языке ученика – это и забота о его правильном, богатом и точном мышлении. Практика работы над стилистическими ошибками в настоящее время имеет ряд недостатков: не проводится работа над стилистическими ошибками на уроке, не организуется самостоятельная домашняя работа. Всё объясняется нехваткой времени, нежеланием ученика. Однако  именно речь  выпускника школы становится его визитной карточкой как абитуриента. В связи с этим и назревает необходимость на каждом из уроков находить возможность выполнять упражнения, предупреждающие  стилистические ошибки в устной и письменной речи. ниже приведены материалы для практической работы при изучение раздела «Наречие» в 7 классе.

 Наречие как часть речи, обозначающая признаки действий и качеств предметов, а иногда и самих предметов (ср.: сражаться храбро, необыкновенно способный ученик, езда верхом), явля­ется важным выразительным средством языка и заслуживает внима­ния не только с орфографической, но и со стилистической точки зрения.

Поэтому прежде всего необходимо, привлекая какой-нибудь отрывок из художественного произведения, раскрыть изобрази­тельно-выразительную функцию  наречия.

Удачно, например, использует эту категорию слов Б. Полевой в «Повести о настоящем человеке» . Мы встречаем здесь яркие н ар е ч и я-э п и т е т ы, создающие определенный звуковой или зрительный  образ,  вызывающие то или  иное  представление.

Звезды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть. ...Лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко.

Ветер стих внезапно, как и налетел.

...Сразу стали слышны все предутренние лесные звуки... ещё. неуверенные удары проснувшегося дятла, раздававшиеся в тишине леса так музыкально, будто долбил он не древесный ствол, а полое тело скрипки.

Снова порывисто шумнул ветер в тяжёлой хвое сосновых вершин. Последние звёзды тихо погасли в посветлевшем небе. ...Старый лес зашумел ровно, неумолчно.

...Тревожно хрустели сучья.

Любопытна в этом отношении и сказка С. Я. Маршака о глупом мышонке, которую дети хорошо знают. В ней очень метко с помо­щью наречий  характеризуется «пение» разных животных:

утки     — «Слишком  громко  ты поёшь»;

жабы    — «Очень   скучно ты  поёшь-»;

лошади — «Очень  страшно ты поёшь»;

свиньи — «Очень  грубо    ты поёшь»;

щуки    — «Слишком тихо ты поёшь»;

кошки   — «Очень   сладко ты  поёшь».

Изучение наречия в школе должно сочетаться со словарной работой, которая может проводиться на материале упражнений учебника,   дополненных   соответствующими   заданиями.

Так, например, упражнения учебника  могут быть ослож­нены заданием к выделенным наречиям подобрать синонимы.

В результате выполнения предлагаемого упражнения, где  необходимо образовать от прилагательных наречия при помощи суффиксов •о, -е) в тетрадях получится следующая запись:

Аккуратный - Писать аккуратно (опрятно, тщательно);серьёзный - заниматься серь­ёзно (вдумчиво, внимательно, сосредоточенно); экономный - расходовать средства экономно (бережливо); счастливый - жить счастливо (радостно, хорошо); поступать всегда честно (правдиво, справедливо, доб­росовестно) ; посмотреть грустно (печально, невесело); пригото­вить вкусно (аппетитно); лаять на прохожих яростно (свире­по); вышивать рубаху искусно (умело); принять гостей холод­но (неприветливо, недоброжелательно); вымыть полы чисто (тщательно, аккуратно).

Подбор синонимов к наречиям  поможет также закрепить правописание наречий с частицей не. Ср.: неда­лекоблизко,   неспокойно тревожно, нехорошо плохо.

Эффективно знакомство обучающихся  с такими синонимичными выражениями: настежь во всю ширь, целиком; прочь в сто­рону; вскачь галопом, скачками; сплошь целиком, по всей поверхности; навзничь на спину; наотмашь со всего размаха; невтерпёж нестерпимо, невыносимо.

Полезны с этой точки зрения упражнения, предполагающие замену наречий, деепричастных оборотов и фра­зеологических сочетаний близкими по значению наречиями.

Ср.: Река протекает недалеко (т. е. близко). Самолёт летел невысоко (т. е. низко  Сколько раз Коля и Наташа, перегоняя друг друга, бегали к заброшенному пруду (т. е. наперегонки). Ровными рядами, перемежаясь, росли молодые сосны и ели (т. е. вперемежку)  . Мне надо по­говорить с тобой с глазу на глаз (т.е. .наедине). Мы шаг за шагом приближались к скале (т. е. постепенно. Важна и словарная работа.   В частности, выяснив значение выражений попасть впросак, восвояси, запанибрата, следует предложить учащимся составить с ними предложения. Например:

1. Плохо выучив материал, я на экзамене попал впросак (очутился в неприятном положении). 2. Попрощавшись с това­рищем, я пошёл восвояси (к себе домой). 3. Обращаться со стар­шими запанибрата "(бесцеремонно) невежливо.

Попутно нужно отметить, что эти выражения являются раз­говорными, а не книжными, употребляются в непринужденной речи.

Кроме упражнений школьного учебника, можно предложить детям и другие, использовав с этой целью пословицы, поговорки, фразеологические сочетания, например: к данным наречиям подо­брать синонимичные устойчивые выражения и образовать с ними предложения.

Рано, некстати, незаслуженно, небрежно.

Ср.: Рано — ни свет ни заря: Я проснулся сегодня ни свет ни заря.

Некстати — ни к селу ни к городу: Его замечание было ни к селу ни к городу.

Незаслуженно — ни за что ни про что: Наказали мальчика ни за что ни про что.

Небрежно — спустя рукава: Вначале Юра занимался спустя рукава, но теперь исправился.

Упражнения такого характера будут способствовать развитию речи школьников и обогащению их словаря.

Наконец, заслуживает внимания и произношение наречий, уда­рение в них. В связи с этим уместно предложить учащимся задание: раскрыть скобки, поставить ударение в выделенных словах, объ­яснить их правописание.

1)Видит всех она (на)сквозь...

Вдруг подходит к Ване,

Говорит: «Лягушку брось,

Не держи в кармане!»

 

2) Он мяч гоняет (до)темна,

-" А из открытого окна

Раздаются имена:

«Володя! Вовка! Вова!»

3) От работы пила раскалилась (до)бела.

4) Если он приходит с двойкой –

Слышу я (из)далека:

Раздается два коротких, нерешительных звонка.

 Во время знакомства с той или иной морфологической темой следует говорить не только об изменении, образовании, правописании слов, но и показать сферу употребления в речи изучаемой грамматической категории, чтобы предупредить возможные стилистические ошибки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практическая стилистика при изучении раздела "Наречие" »

Предупреждение стилистических ошибок при изучении раздела «Наречие»

Забота современного учителя о правильном, богатом и точном языке ученика – это и забота о его правильном, богатом и точном мышлении. Практика работы над стилистическими ошибками в настоящее время имеет ряд недостатков: не проводится работа над стилистическими ошибками на уроке, не организуется самостоятельная домашняя работа. Всё объясняется нехваткой времени, нежеланием ученика. Однако именно речь выпускника школы становится его визитной карточкой как абитуриента. В связи с этим и назревает необходимость на каждом из уроков находить возможность выполнять упражнения, предупреждающие стилистические ошибки в устной и письменной речи. ниже приведены материалы для практической работы при изучение раздела «Наречие» в 7 классе.

Наречие как часть речи, обозначающая признаки действий и качеств предметов, а иногда и самих предметов (ср.: сражаться храбро, необыкновенно способный ученик, езда верхом), явля­ется важным выразительным средством языка и заслуживает внима­ния не только с орфографической, но и со стилистической точки зрения.

Поэтому прежде всего необходимо, привлекая какой-нибудь отрывок из художественного произведения, раскрыть изобрази­тельно-выразительную функцию наречия.

Удачно, например, использует эту категорию слов Б. Полевой в «Повести о настоящем человеке» . Мы встречаем здесь яркие н ар е ч и я-э п и т е т ы, создающие определенный звуковой или зрительный образ, вызывающие то или иное представление.

Звезды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть. ...Лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко.

Ветер стих внезапно, как и налетел.

...Сразу стали слышны все предутренние лесные звуки... ещё. неуверенные удары проснувшегося дятла, раздававшиеся в тишине леса так музыкально, будто долбил он не древесный ствол, а полое тело скрипки.

Снова порывисто шумнул ветер в тяжёлой хвое сосновых вершин. Последние звёзды тихо погасли в посветлевшем небе. ...Старый лес зашумел ровно, неумолчно.

...Тревожно хрустели сучья.

Любопытна в этом отношении и сказка С. Я. Маршака о глупом мышонке, которую дети хорошо знают. В ней очень метко с помо­щью наречий характеризуется «пение» разных животных:

утки — «Слишком громко ты поёшь»;

жабы — «Очень скучно ты поёшь-»;

лошади — «Очень страшно ты поёшь»;

свиньи — «Очень грубо ты поёшь»;

щуки — «Слишком тихо ты поёшь»;

кошки — «Очень сладко ты поёшь».

Изучение наречия в школе должно сочетаться со словарной работой, которая может проводиться на материале упражнений учебника, дополненных соответствующими заданиями.

Так, например, упражнения учебника могут быть ослож­нены заданием к выделенным наречиям подобрать синонимы.

В результате выполнения предлагаемого упражнения, где необходимо образовать от прилагательных наречия при помощи суффиксов •о, -е) в тетрадях получится следующая запись:

Аккуратный - Писать аккуратно (опрятно, тщательно);серьёзный - заниматься серь­ёзно (вдумчиво, внимательно, сосредоточенно); экономный - расходовать средства экономно (бережливо); счастливый - жить счастливо (радостно, хорошо); поступать всегда честно (правдиво, справедливо, доб­росовестно) ; посмотреть грустно (печально, невесело); пригото­вить вкусно (аппетитно); лаять на прохожих яростно (свире­по); вышивать рубаху искусно (умело); принять гостей холод­но (неприветливо, недоброжелательно); вымыть полы чисто (тщательно, аккуратно).

Подбор синонимов к наречиям поможет также закрепить правописание наречий с частицей не. Ср.: неда­лекоблизко, неспокойно тревожно, нехорошо плохо.

Эффективно знакомство обучающихся с такими синонимичными выражениями: настежь во всю ширь, целиком; прочь в сто­рону; вскачь галопом, скачками; сплошь целиком, по всей поверхности; навзничь на спину; наотмашь со всего размаха; невтерпёж нестерпимо, невыносимо.

Полезны с этой точки зрения упражнения, предполагающие замену наречий, деепричастных оборотов и фра­зеологических сочетаний близкими по значению наречиями.

Ср.: Река протекает недалеко (т. е. близко). Самолёт летел невысоко (т. е. низко Сколько раз Коля и Наташа, перегоняя друг друга, бегали к заброшенному пруду (т. е. наперегонки). Ровными рядами, перемежаясь, росли молодые сосны и ели (т. е. вперемежку) . Мне надо по­говорить с тобой с глазу на глаз (т.е. .наедине). Мы шаг за шагом приближались к скале (т. е. постепенно. Важна и словарная работа. В частности, выяснив значение выражений попасть впросак, восвояси, запанибрата, следует предложить учащимся составить с ними предложения. Например:

1. Плохо выучив материал, я на экзамене попал впросак (очутился в неприятном положении). 2. Попрощавшись с това­рищем, я пошёл восвояси (к себе домой). 3. Обращаться со стар­шими запанибрата "(бесцеремонно) невежливо.

Попутно нужно отметить, что эти выражения являются раз­говорными, а не книжными, употребляются в непринужденной речи.

Кроме упражнений школьного учебника, можно предложить детям и другие, использовав с этой целью пословицы, поговорки, фразеологические сочетания, например: к данным наречиям подо­брать синонимичные устойчивые выражения и образовать с ними предложения.

Рано, некстати, незаслуженно, небрежно.

Ср.: Рано — ни свет ни заря: Я проснулся сегодня ни свет ни заря.

Некстати — ни к селу ни к городу: Его замечание было ни к селу ни к городу.

Незаслуженно — ни за что ни про что: Наказали мальчика ни за что ни про что.

Небрежно — спустя рукава: Вначале Юра занимался спустя рукава, но теперь исправился.

Упражнения такого характера будут способствовать развитию речи школьников и обогащению их словаря.

Наконец, заслуживает внимания и произношение наречий, уда­рение в них. В связи с этим уместно предложить учащимся задание: раскрыть скобки, поставить ударение в выделенных словах, объ­яснить их правописание.

1)Видит всех она (на)сквозь...

Вдруг подходит к Ване,

Говорит: «Лягушку брось,

Не держи в кармане!»


2) Он мяч гоняет (до)темна,

-" А из открытого окна

Раздаются имена:

«Володя! Вовка! Вова!»

3) От работы пила раскалилась (до)бела.

4) Если он приходит с двойкой –

Слышу я (из)далека:

Раздается два коротких, нерешительных звонка.

Во время знакомства с той или иной морфологической темой следует говорить не только об изменении, образовании, правописании слов, но и показать сферу употребления в речи изучаемой грамматической категории, чтобы предупредить возможные стилистические ошибки.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Практическая стилистика при изучении раздела "Наречие"

Автор: Рыжкова Лилия Викторовна

Дата: 11.01.2015

Номер свидетельства: 153415


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства