- самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера, анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия.
Организационный этап.
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы, ребята, совершим заочную экскурсию по городу Волгограду, экскурсию образовательную. Презентация с видами на наш город и карта помогут нам в этом. Мы коротко поговорим о географическом положении города, о его прошлом, пройдем по современным улицам.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Но основная цель нашего урока будет иная. Посмотрите на путевые листы, которые лежат у вас на столах. Обратите внимание на выделенные красным цветом слова. Определите, о какой части речи мы будем говорить на уроке.
Деформированный текст:
Волгоград – город, обладающий четырехсотлетним историческим прошлым. Он основан в тысяч…пят.1.сот восем.2.десят девятом году, напротив впадения реки Царицы в Волгу.
Давайте посмотрим на карту схему нашего города. Волгоград вытянулся вдоль правого берега Волги более чем на сем.3.десят километров. Главная улица нашего города – это Вторая Продольная, где существует двустороннее движение. Город делится на восем… районов. Всего в нем насчитывается около пол…торатысяч.4. улиц, проспектов и переулков.
Количество жителей современного Волгограда составляет полтора миллиона человек. Дв… трет… населения города – это работающие люди. Многие вынуждены добираться до работы на общественном транспорте, поэтому трамвай – необходимый и самый распространенный атрибут мегаполиса.
Давайте совершим небольшой экскурс в историю и прочитаем выдержки из «Царицынского вестника» об истории открытия первой трамвайной ветки. Девятого апреля тысяча девят.5.сот тринадцатого года был пущен первый городской трамвай. «У трамвайной линии с об…их сторон выстроились вагоновожатые в новой обмундировке: пятеро с одной стороны, пятеро с другой. В течение целого дня движение вагонов служило для публики праздничным развлечением». Сейчас в Волгограде двад.6.цать шесть трамвайно-троллейбусных маршрутов.
История нашего города интересна и увлекательна. Каждый из нас должен стремиться знать о ней как можно больше…
(Наша задача – повторить и обобщить изученное по теме «Числительное. Употребление числительных в речи»).
Познавательные УУД:пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; строить рассуждения;
Регулятивные УУД: определять задачи предстоящей деятельности
коммуникативные УУД : высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
3) Актуализация знаний.
У каждого из вас карточки с заданием. Внимательно прочтите задание и выполните его.
-Найдите слова, имеющие в своем составе числительные, определите их морфологическую принадлежность. По каким признакам вы это сделали? Сформулируйте определение числительного.
Признаки
Числительные
Другие части речи
На какие вопросы отвечают?
Что обозначают?
Каким членом предложения являются?
- Выпишите в таблицу номера числительных, соответствующих правильному написанию:
С ь
Без ь
1,2,3,5
4,6
Проверьте правильность ответов по слайду.
Познавательные УУД: выполнять логические действия с языковым материалом; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять таблицу);
регулятивные УУД: контролировать процесс и результаты деятельности; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
коммуникативные УУД :оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
4) Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности . Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
- Начнем оформление наших путевых листов.
1. Каждой группе в течение урока следует заполнить свою часть таблицы.
числительные
Количественные
порядковые
целые
дробные
собирательные
Простые
составные
1 группа
числительные
Количественные
целые
дробные
Простые
составные
2 группа
числительные
Количественные
порядковые
собирательные
Простые
составные
Объедините полученные результаты. Определите, чем порядковые числительные отличаются от количественных, простые от составных.
Познавательные УУД: выполнять логические действия с языковым материалом, проводить классификацию, обобщение;
регулятивные УУД: владеть приемами отбора и систематизации материала по определенным критериям, контролировать правильность ответов одноклассников и выполнения собственных действий;
коммуникативные УУД : формулировать оценку ответа одноклассника, предлагать свой ответ; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
-Работа в парах:
1. письменно просклоняйте порядковое числительное из текста
1. Письменно просклоняйте количественное числительное от 5 до 20 из текста
2.Расскажи товарищу о правилах склонения порядковых числительных
2.Расскажи товарищу о правилах склонения количественных числительных от 5 до 20
3. предложи товарищу выполнить эту работу самостоятельно
3. предложи товарищу выполнить эту работу самостоятельно
3. Оформите алгоритм склонения числительных, используя примеры из текста:
1. Порядковые
Простое
Составное
Склоняется как прилагательное
Склоняется последнее слово
2. Количественные
Обозначает целое число?
нет
да
Простое числительное
составное
собирательные
дробные
Склоняется как прилаг. во мн. числе
Склоняются обе части:
1. как числ., обозначающее целое число
2. как прилаг. во мн. числе
5-20, 30
Склоняется как существительное 3-го склонения
40,90,100
Две формы: И., В., -о
Р.,Д.,Т.,П. -а
50-80
200-900
Склоняются обе части
Склоняется каждое слово
Познавательные УУД: выполнять логические действия с языковым материалом; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять алгоритм действий).
регулятивные УУД: применять приобретенные знания, выполнять учебные действия в соответствии с заданным планом, проводить анализ языкового явления с точки зрения его основных признаков и структуры, соблюдать в практике письма основные правила орфографии, контролировать процесс и результаты деятельности.
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
1. Вставьте пропущенные буквы в деформированный текст. Проведите проверку, сверяясь с текстом на слайде.
2. Один из учеников в связном ответе сообщает об орфограммах по изученной теме, встреченных в тексте. Его ответ рецензируется учащимися.
3. Работа в группах. Комплексный анализ текста.
Задания к тексту:
1 группа.
Докажите, что это текст. Выпишите ключевые слова.
Определите его тему и основную мысль.
Сделайте морфологический разбор одного из числительных.
2 группа.
Определите стиль и тип речи.
Какие средства связи предложений в тексте использует автор?
Определите, для чего автор использует в тексте числительные.
Познавательные УУД: понимать информацию устного сообщение, цель, тему текста, основную и дополнительную информации; строить рассуждения;
регулятивные УУД: анализировать текст с точки зрения его содержания и структуры, оценивать свою речь с точки зрения ее содержания и правильности оформления;
коммуникативные УУД: точно, правильно, логично излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
7) Рефлексия (подведение итогов занятия). Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу (устные ответы учащихся по вопросам)
Чему был посвящен сегодняшний урок?
Что вы делали на уроке?
Для чего вы это делали?
С какими заданиями вам было легко справиться, а какие вызвали трудности?
Осталось ли у вас ощущение после урока, что вы чего-то не знаете по этой теме?
-Закончилась наша познавательная экскурсия по городу Волгограду, в течение которой вы многое узнали не только о нашем городе-герое, но и систематизировали свои знания о сложной и интересной части речи – имени числительном.
Домашнее задание (по выбору учащихся)
Первый уровень: выпишите из изученных художественных произведений 6-10 предложений, в которых используются числительные, определите их разряд.
Второй уровень: напишите мини-сочинение, раскрывая основную мысль данного текста и используя последнее предложение текста в качестве начала. Используйте в своей работе числительные различных разрядов.