kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повторительно-обобщающий урок по теме «Обращение, вводные слова, предложения и вставные конструкции»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторительно  - обобщающий урок по теме

«Обращение, вводные  слова, предложения и вставные конструкции»

 8 класс

Методический комментарий

Данный урок – повторительно-обобщающий, который направлен на систематизацию и обобщение изученного материала, на развитие у учащихся умений структурировать, сравнивать, сопоставлять изученные языковые явления, обобщать и делать выводы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Повторительно-обобщающий урок по теме «Обращение, вводные слова, предложения и вставные конструкции»»

Повторительно - обобщающий урок по теме

«Обращение, вводные слова, предложения и вставные конструкции»

8 класс

Методический комментарий

Данный урок – повторительно-обобщающий, который направлен на систематизацию и обобщение изученного материала, на развитие у учащихся умений структурировать, сравнивать, сопоставлять изученные языковые явления, обобщать и делать выводы.

Планируемые результаты:

Предметный: закреплять умения оформлять при письме данные синтаксические конструкции;

Формировать умения интонационно правильно произносить.

Метапредметный: пользоваться в речи синонимичными вводными словами; употреблять их как средство связи предложений.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока.

Организационный момент.

Сообщение цели урока. В тетрадь тему, эпиграф.

Универсальные учебные действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникационные

Целеполагание; контроль в форме сличения с эталоном

Анализ объектов с целью выделения признаков

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации



Словарный диктант.

-Вспомним правила правописания. Объяснение, называете части речи.

(В)течени_ дня, (за)то дерево, виднеется (в)дали, (в)последних, (на)счет встречи, (в)начале подумай,(в)течени_ реки, (по)этому берегу, улетел (в)высь, (на)счет в банке.

Проверка: в течение дня (предлог), за то дерево (местоимение), виднеется вдали (наречие),

В-последних (вводное слово), насчет (предлог) встречи, вначале (наречие) подумай, в течении (сущ) реки, по этому (мест.) берегу, улетел ввысь (нареч), на счет(сущ) в банке.

Встреча короткая, зато деловая.(=но)

Блиц-опрос:

-Что такое обращение?

-Дайте понятия распространенного и нераспространенного предложений.

-Как выделяются вводные слова в устной и письменной речи?

-Что выражают вводные слова?

-Какими знаками выделяются вводные предложения и вставные конструкции?

Послушайте сказку (№1)

Проснулись как-то члены предложения в своем уютном домике и видят: стоит у стены группа незнакомцев.

-Кто вы? Откуда? – подбежали к пришельцам обитатели домика.

-Мы такие же слова, как и вы, - ответил один из незнакомцев. – Нас привели сюда и оставили.

-Нет, вы не такие же, как мы, - важно сказало подлежащее. – Вот я, например, здесь главное: обо мне говорится в предложении.

-Я тоже главное,- присоединилось к нему сказуемое,- я говорю о том, что делает подлежащее.

-И мы все в предложении связаны: зависим от главных членов или друг от друга,- загалдели второстепенные члены.

-А от каких членов предложения зависите вы, на какие вопросы отвечаете?- строго спросили гостей подлежащее со сказуемым.

-Мы ни от чего не зависим,- растерянно ответили пришельцы.

-Тогда вам не место у нас в предложении!- воскликнули главные и второстепенные члены.

-Подождите, пожалуйста,- попросили чужаки,- не выгоняйте нас. Мы все-таки приносим какую-то пользу.



-Например, я указываю на связь мыслей в высказывании,- проговорило слово например.

-А при нашей помощи говорящий выражает уверенность или неуверенность в том, о чем он сообщает,- заметили слова конечно, безусловно, возможно, вероятно.

-Ну а мы указываем на источник сообщения,- произнесли слова говорят, по-моему, по…мнению.

-А мы, видите ли, привлекаем внимание собеседника к сообщаемому,- сказали слова видите ли, согласитесь, пойми.

-А мы, а мы…- заторопились слова к счастью, к сожалению, странное дело.

-Довольно,- остановило их слово итак.- Надеюсь, вы убедились в том, что мы небесполезны в предложении?- спросило оно у хозяев.

-Разумеется,- откликнулись члены предложения,- мы поняли, что вы выражаете отношение говорящего к тому, о чем он говорит. Без сомнения, вы имеете право оставаться с нами. Но вас нужно как-то назвать и вставить в определенные рамки. Давайте назовем вас вводными словами,

а на письме будем выделять с двух сторон запятыми, чтобы было видно, что вы введены, вставлены в предложение.

-Значит, договорились!- радостно воскликнули вводные слова.- Мы занимаем свое законное место в предложении и будем помогать собеседникам точнее выражать свои мысли.



Надеюсь, теперь вы прочно запомнили значение вводных слов.

Работа со стихотворением В.Бокова «Неизвестный солдат».

Ночь покрыла всю землю орлиным крылом.

Отступила она перед Вечным огнем.

У огня тополя часовыми стоят,

В честь тебя он горит, неизвестный солдат.

Где-то Волга волнуется у берегов,

Не забыла она, как мы били врагов,

Как дрожала земля от стальных канонад,

Как кричал ты «ура», неизвестный солдат.

Незакатный огонь днем и ночью горит,

Пламя трепетно - нежно со мной говорит,

Разговор этот слышит ночной Волгоград.

Лучший памятник – жизнь, неизвестный солдат!

-Какая тема стихотворения? Идея? С какой датой связано?

-Чем осложнено? Роль обращений. Объясните знаки препинания.

-Какие слова употреблены в переносном смысле?

Универсальные учебные действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникационные

Логика рассуждения

Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации



-Выполните следующие виды разборов:

Орлиный- орфографический разбор;

Слышит – морфемный разбор;

Лучший памятник – жизнь, неизвестный солдат! – синтаксический разбор предложения.

Запись в справочник:

Старая звательная форма: отче, Боже, господи, человече, княже, друже.

В современном русском языке – нулевое окончание: мам. Оль.

-Запишите слова в 2 столбика: могут употребляться как вводные и никогда не употребляются как вводные: к сожалению, как будто, пожалуйста, неожиданно, в-третьих, взволнованно, по-моему, едва ли, следовательно, вдруг, разумеется, словно.

-Для чего изучаем эти темы?

-Какое вводное слово употребляется в разных стилях? (Наверно – книжный стиль, наверное – разговорный стиль)

-Какой частью речи являются вводные слова? (Это особая группа модальных слов)

Универсальные учебные действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникационные

Контроль в форме сличения с эталоном; оценка; коррекция

Поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме; самостоятельное достраивание; восполнение недостающих компонентов

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками



Заполните таблицу:

Есть обращения

Есть вводные слова

Есть вводные предложения

Нет 1, 2, 3







1) Люблю твою, Россия, старину.

2)К счастью по кривой дороге не пойдешь.

3) На праздник великий – обычай таков – далеких и близких зовем земляков.

4) Во-первых, дождь, во-вторых, дорога плохая, в-третьих, скоро стемнеет, наконец, все устали. Привал!

5) Не откладывай трудных дел на конец дня.

6) К счастью, небо стало проясняться.

7)Одуванчик белоголовый, хорошо ли тебе в лесу?

8) Около нашего автомобиля ( тень от леса как раз подбиралась к нему) струился в небо тонкий синий дымок.

9) Пусть Сережа принесет тетрадь.

10) О Волга, колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я?

Проверка:

Есть обращения

Есть вводные слова

Есть вводные предложения

Нет 1, 2, 3

1, 7, 10

4, 6

3, 8

2, 5, 9



В справочник:

НЕ обращение: при повелительном наклонении в значении пожелания.

Сказка (№2)

Однажды вышло вводное слово казалось в сад на прогулку. И запятые при нем: оно носило их, как варежки, на резиночках, пропущенных в рукава. Вдруг видит: навстречу ему идет его брат-близнец, тоже слово казалось, только без запятых.

Вводное слово подбежало к брату и с тревогой воскликнуло:

-Братец, ты забыл свои запятые, сейчас же вернись и возьми их, а то тебя могут выставить из нашего дома. Мы же должны подчиняться правилам, иметь с двух сторон запятые.

-А я не вводное слово,- спокойно сказал брат-близнец,- и не должен выделяться запятыми. Я являюсь членом предложения.

Вот, оказывается, как бывает: одно и то же слово в разных высказываниях может употребляться то как вводное (то есть не член предложения), то как член предложения. Чтобы решить, что перед вами, необходимо прочитать все предложение, понять роль интересующего вас слова и только потом ставить или не ставить знаки препинания.

Комментированное письмо.

По-твоему, по твоему мнению, по мнению, в-последних, в последних рядах, по словам.

-Причина разного написания одинаково звучащих слов. Как синтаксис связан с морфологией?

-Составьте предложения, чтобы слово…

-Составьте схему предложения с вводным словом.

Подготовка к ЕГЭ. Найти правильный вариант.

Куда (1) по-вашему (2)ведет эта тропинка? Мы обещаем все сделать (3) по-вашему.

  1. 1 2) 2 3) 1, 2 4) 3

Ответ: 3) 1,2

Откуда (1) умная (2) бредешь ты (3) голова? Здравствуй (4) солнце (5) да утро веселое!



  1. 1,2,3,4 2) 2,4 3) 1,2 4) 3

Ответ: 1) 1,2,3,4



-Чем интересно предложение?



-Какая часть речи никогда не бывает обращением? (местоимение)

Универсальные учебные действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникационные

Составление плана и последовательности действий; оценка; контроль

Анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации





Подготовка к ГИА. Напишите сочинение-рассуждение «Что общего между обращениями и вводными словами и чем они различаются?» Используйте вводные слова и предложения.

План: тезис

Аргументы

Вывод

1 вариант – Общее (не члены предложения, выделяются запятыми, стоят в любом месте)

2 вариант – Различие ( Обращение называет того, кому адресовано, а вводное слово – выражает отношение)



Слабым учащимся - карточки .

Домашнее задание: упр.224, подготовиться к контрольной работе.

Итог урока.

-Систематизируйте правила письма предложений с вводными словами, вставными конструкциями, обращениями?

Универсальные учебные действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникационные

Рефлексия





Учитель русского языка и литературы: Фатун Л.В.



9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Фатун Людмила Викторовна

Дата: 17.05.2017

Номер свидетельства: 416384


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства