ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ» (второй час).
ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ» (второй час).
ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ»
(второй час).
I. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Один ученик готовит на доске полный анализ глагола блеснула. Осталь-
ные принимают участие в обсуждении сочинений. Ученик, который читает свою
работу, называет глаголы, определяет их вид и время.
Остальная часть домашнего задания проверяется в виде контрольной
работы.
Контрольная работа.
Задание 1. Где следует, вставить Ь, раскрыть скобки: стал кружит...ся, подкрадет...ся, учат...ся, появляют...ся, (не)хочет...ся, (не)боит...ся, явля-ет...ся, борот... ся, ему (не)здоровит...ся, бросает...ся, осыпает., .ся, (не)перестает, беспокоит...ся, прилеч..., (не)обжеч...ся бы.
Просмотр содержимого документа
«ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ» (второй час). »
ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ»
(второй час).
I.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Один ученик готовит на доске полный анализ глагола блеснула. Осталь- ные принимают участие в обсуждении сочинений. Ученик, который читает свою работу, называет глаголы, определяет их вид и время.
Остальная часть домашнего задания проверяется в виде контрольной работы.
Контрольная работа.
Задание 1. Где следует, вставить Ь, раскрыть скобки: стал кружит...ся, подкрадет...ся, учат...ся, появляют...ся, (не)хочет...ся, (не)боит...ся, явля-ет...ся, борот... ся, ему (не)здоровит...ся, бросает...ся, осыпает., .ся, (не)перестает, беспокоит...ся, прилеч..., (не)обжеч...ся бы.
прочитайте те глаголы, от которых образуются все три формы времени;
прочитайте только те глаголы, у которых нет формы а) будущего време- ни; б) прошедшего времени;
назовите слова с чередующимися гласными в корне, объясните их пра- вописание.
IV.ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ.
Вы уже знаете, что глагол - одна из наиболее употребительных частей речи в русском языке, и нередко одна форма времени употребляется вместо другой. Например:
Это было летом. Я отдыхал в деревне. Однажды мы пошли в лес. Идем по узкой тропинке. Вдруг вижу: пригрелась на солнышке змейка...
В каком времени использованы глаголы в начале текста? А затем? С какой целью мы это делаем?
Очень часто встречается это явление и в художественной литературе.
1. Определите, какое время вместо какого употреблено в следующем от рывке:
И грянул бой, Полтавский бой, Швед, русский колет, рубит, режет...
(А.С. Пушкин) Сделайте синтаксический разбор этого предложения.
2. Творческое письмо.
1) Употребите глаголы в настоящем или будущем времени:
Тяжелая была жизнь у мужика. (Вспахать) он землицу, а урожай отдай барину. (Срезать) дерево в лесу, а помещик (приказать) наказать за это розгами. Но любовь к свободе (двигать) крестьянином, он (подниматься) на борьбу и (разрывать) крепостные цепи.
2) Замените прошедшее время настоящим и наоборот. Объясните случаи, в кото- рых замена невозможна (текст проецируется через кодоскоп).
Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад... По всему саду раздаются голоса и скрип телег. Всюду сильно пахнет яблоками. И вот я вижу себя в усадьбе Арсения Семеныча. На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки. Черный борзой влезает на стол и начинает пожирать с блюда остатки зайца под соусом. Но вдруг он испускает страшный визг и срывается со стола: Арсений Семеныч внезапно оглушает залу выстрелом. Зала наполняется дымом, а Арсений Семеныч стоит и смеется.
(По И.А. Бунину)
V.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1) устно: повторить параграфы 118-121;
2) письменно: упражнение № 716 (приготовиться к письму по памяти), определить время, лицо, число глаголов; сделать фонетический разбор слова опять, морфемный - златошвейному, морфологический - заснешь.