Повторение синтаксиса через казахские традиции и обычаи
Повторение синтаксиса через казахские традиции и обычаи
Урок знакомит учащихся с традициями и обычаями казахского народа, воспитывает чувство уважения к националной культуре . Учащиеся выполняют разные задания: находят словосочетания, работают с текстом,повторяют однородные члены предложения. Знакомятся с пословицами, развивают орфографические навыки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Повторение синтаксиса через казахские традиции и обычаи »
Тема: Повторение синтаксиса через казахские традиции и обычаи.
Цель урока: учить младших школьников сознательно действовать при письме, используя культурологический отбор материала.
Задачи:
Закрепить знания о синтаксисе; уметь находить словосочетания и разбирать их, повторить однородные члены предложения
Формировать орфографическую грамотность учащихся.
Развивать умение работать с текстом.
Развивать речь учащихся, их словарный запас; познакомиться с пословицами и поговорками; закрепить понятия синонимы, однокоренные слова.
Познакомить с традициями и обычаями казахского народа
Воспитывать чувство ценностного отношения к национальной культуре
Оборудование: Мультимедийная установка, презентация по теме урока, Толковый словарь, листы достижений «Что знал-что узнал», три шара: красный, синий, зеленый.
1. Организационный момент и вызов мотивации. Учитель входит в класс и намеренно не здоровается.
Психофизическая тренировка. Игра “Подари тепло друг другу” (дети встают в круг, берутся за руки, закрывают глаза и мысленно желают друг другу доброго и хорошего).
Поделить учащихся по цветам на три группы.
2. Эпиграф: “Язык есть исповедь народа, его душа и быт родной”. П. А. Вяземский
– Мысленно подумайте над этими словами. Что бы они для вас значили?
3. Правила работы на уроке.
Умей слушать и слышать.
Умей не просто думать, а задуматься.
Умей смотреть и видеть.
На уроках русского языка мы: .
Размышляем о ……….(словах) Наблюдаем за……..(изменениями слова) Решаем…………. (орфографические задачи) Доказываем……………(свою точку зрения) Открываем ………..(тайны и секреты русского языка)
II. Постановка целей урока. . – Какую цель мы поставим перед собой сегодня? – Что для этого нужно? (Быть внимательными, Уметь работать с текстом, знать правила, опираться на памятку.)
III. Принятие учебной задачи уч-ся. .
Я предлагаю вам поговорить на тему “Традиции и обычаи казахского народа”.
Сегодня мы с вами поговорим об обычаях и традициях казахского народа. Кто знает, что такое традиция или что такое обычай? Как вы понимаете слова “традиции”, «обычаи»?
Толковый словарь.
Традиция – это существующий очень долгое время набор привычек, обычаев, правил, которым следуют люди в жизни. Когда я вошла в класс я нарушила одну очень важную традицию. Какую? Не поздоровалась. Например, когда вы входите в помещение, вы здороваетесь со всеми людьми, которые есть в помещении, или только с теми, кто вам знаком? А вас удивляет, что вы делаете это именно так, а не иначе? А что делают мальчики, если они вошли в помещение в шапках? А девочки шапочки снимают? Вот, это всё и есть традиция. А что такое обычай? А обычай – это такое правило, к которому все привыкли, потому что уж очень давно заведено это правило. Кто помнит, на какой праздник мы обязательно наряжаем ёлку? Вот, поставить дома красивую ёлочку на Новый год, это и есть обычай. Я предлагаю совершить небольшое путешествие в прошлое, чтобы узнать, какие обычаи были у казахов в старину? Тогда начнём с того, как встречают уважаемых гостей .
ОБРЯД «ШАШУ»
Шашу – осыпание. Во время радостного события (свадьба, сватовство и т.д.) на виновников торжества бросают конфеты или деньги. Дети с радостью собирают разбросанные конфеты. Казахи верят, что сладости, подобранные во время «Шашу» приносят удачу.
IV. Повторение и обобщение изученного.
Учитель: Ребята, а мне пришло смс-сообщение.
Рибята!
Я к вам очень спишыл, баялся апаздат Я хачю рассказать много интиреснава а вас прашу памочь мне научица писат бес ашыбок. Я ведь никогда не хадил в школу и не учил русский язык.
Алдар-Косе
Какая прекрасная весть. Сам Алдар-Косе, герой многих казахских сказок, едет к нам в гости. А у казахов за хорошую весть принято просить суюнши (подарок). Он узнал, что урок у нас необычный, как вы думаете, почему он необычный? Правильно, на партах нет учебников русского языка.
– Сколько главных ошибок вы нашли у Алдара? Давайте поможем Алдару-Косе их исправить
1.Работа с текстом.
Наурыз
Самый долгожданный и радостный праздник у казахского народа – это Наурыз мейрамы (“рождение весны”), торжество весеннего обновления.
Наурыз возник у народов Востока задолго до принятия мусульманства, поэтому лишен религиозной обрядности и направленности. По восточному календарю Наурыз - первый день нового года, который совпадает с днем весеннего равноденствия. Иными словами, это древний праздник Нового года.
Для казахов этот праздник является символом весеннего обновления, торжества любви, плодородия и дружбы. В старину до прихода Наурыза люди приводили свои дома и хозяйство в порядок, в честь праздника сажали деревья, цветы. Считалось, что если Наурыз входит в чистый дом к хорошему хозяину, то болезни, неудачи, невзгоды обойдут его стороной, а щедрое празднование этого праздника принесет в дом изобилие и успех на целый год.
-Ребята, как вы считаете, это текст? Почему?
Почему слова Наурыз, Новый год пишутся с большой буквы?
Алдар-Косе: Праздник Наурыз не обходился и без спортивной борьбы, участвовать в которой могли не только юноши, но и девушки. Девушка вызывала джигита на состязание с условием, что если он победит, то приобретет право на ее руку и сердце, а если победит она, то джигит должен повиноваться ей и выполнять любые ее желания. В таких случаях Наурыз превращался в свадебные торжества. Я предлагаю вам тоже посостязаться. Каждой группе выписать из текста как можно больше словосочетаний. 1 гр.-согласование, 2 гр.-управление, 3 гр.-примыкание. (1 мин)
2.Поговорки (для выразительности речи).
Конь в казахской традиции.
Алдар-Косе: Конь в казахской традиции занимает свое особое почетное место. Прежде всего, это, безусловно, связано с тем, что казахский народ всегда был кочевым и в памяти своей, наверно, всегда таковым и останется.
В бытовой жизни кочевников среди четырех разновидностей домашних животных Конь всегда ценился выше других и занимал свое особенное, главное место. «Лев – царь зверей, конь – царь домашнего скота», «Крылья батыра – конь», «Неудачливого джигита выручает удачливый конь»,- так говорят народные поговорки. Казахи всегда очень ценили и берегли коней, уважительно называли их «мудрым животным», «безъязыким человеком», «человекоподобным зверем». Такое отношение к лошади, возвеличивание и почитание коня, связано с ведущей ролью этого благородного животного в кочевой жизни и быту казахов.
Выписываем в тетрадь. «Лев – царь зверей, конь – царь домашнего скота», «Крылья батыра – конь», «Неудачливого джигита выручает удачливый конь».
Какие вы знаете пословицы и поговорки о конях?
3.Работа с Толковым словарём
Рази-айт, или Праздник разговения.
Этот религиозный мусульманский праздник отмечается первого и второго числа месяца шавваль в честь завершения поста месяца рамадан. Согласно канонам «Корана», каждый правоверный мусульманин должен ежегодно в течение месяца поститься, что рассматривается как одна из важнейших обязанностей правоверного. В течение дня запрещается пить, есть, воскуриватьблаговония, придаваться развлечениям и даже полоскать рот водой. Дневное время должно быть посвящено работе, молитвам, чтению «Корана» и благочестивым размышлениям, После захода солнца и до его восхода разрешается пить и есть. В первый день месяца шавваль жизнь входит в нормальное русло и по этому поводу устраивается праздник. Обряд праздника заключается в специальной общей молитве, за которой следует праздничная трапеза и раздача милостыни беднякам. Казахи в этот праздник садятся на коня и объезжают с приветствиями родственников и знакомых, а также проводят национальные увеселительные мероприятия
Задание: Выписать выделенные словосочетания и объяснить их смысл.
В словах-правоверный, воскуривать, благовония, благочестивым,праздничная –выделить корень.
Вспомните секрет корней! Выпишите сначала слова “подсказки”, а после проверяемые. Выделите корень, поставьте ударение.
4. Работа с предложением «Согласно канонам «Корана», каждый правоверный мусульманин должен ежегодно в течение месяца поститься, что рассматривается как одна из важнейших обязанностей правоверного».У русских народов церковью тоже установлено для покаяния особое время – пост. “Истинный пост – есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, прекращение клеветы и лжи.” (Иоанн Златоуст.)
Упр. для коррекции пропуска и замены букв. Слуховой диктант с пропуском гласных, согласных. (По группам.)
Во время поста люди следят за своими мыслями и чувствами.
В. вр.м. п.ст. л.д. сл.д.т з. св..м. м.сл.м. . ч.вств.м. О .. е.я. о..а . ю.и .. е.я. . а .. ои.и . ы.. я. И. и. у…. аи Пост – поститься.
5.Физкультминутка. Всем, всем – добрый день
Прочь с дороги наша лень
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться.
6. Курбан-айт, или Праздник жертвоприношения.
Этот праздник у мусульман считается главным. Его празднование приходится на 71 день после рази-айт, то есть на десятое число месяца зу-аль-хиджа. Праздник длиться три-четыре дня. Обряд праздника имеет четкую историческую основу. Согласно приданию, одному из предков народов Северной Аравии Ибрахиму однажды во сне явился Аллах, повелевая ему, дабы испытать его веру, тайно подняться в горы и принести в жертву Аллаху своего сына Исмаила. Однако, когда тот поднялся в горы и готов был убить мальчика, Аллах, убедившись в его преданности, послал в качестве искупительной жертвы ягненка. С тех пор в день этот праздника во всем мусульманском мире в жертву приносятся овцы и ягнята. Мясо отдается бедным и частично используется для праздничной трапезы семьи. Обязательным ритуалом праздника является общая молитва в храме, предшествующая жертвоприношению. В день праздника в каждом доме готовится трапеза, все поздравляют друг друга, обязательно организуется такое традиционное состязание как кокпар.
Алдар-Косе: История казахской национальной игры "Кокпар" имеет далекие корни, когда казахи вели кочевой образ жизни. «Кокпар-кокбори» в переводе на русский означает "серый волк".
Волки были самыми злейшими врагами для кочевников, так как они могли наносить большой ущерб скоту. Соответственно убить волка было большой удачей и радостью. Голову хищника преподносили главе рода, а тушу на растерзание собравшимся. Соответственно нередко возникала борьба между жигитами, кому же нести голову. Так подобная борьба превратилась со временем в игру. Волка иногда стали заменять тушей обезглавленного козла .
Существуют два варианта Кокпар. В первом варианте в борьбе принимают участие жигиты с двух разных аулов, и борьба за тушу ведется между аулами. Такой вариант борьбы называется дада-тартыс. А во втором варианте борьба за тушу может вестись жигитами одного аула между собой. В таком случае победителем будет один жигит, и борьба в таком случае называется жалпы-тартыс. Кокпар пользуется большой популярностью и в наши дни. Я предлагаю и вам поиграть.
Найти в тексте орфограммы в течении 1 минуты.
Самый красивый казахский обряд - это свадьба. Издревне традиционно казахская свадьба состояла из нескольких этапов: предварительный сговор (кыз айттыру), сватовство (куда тусу), свидание жениха и невесты (кыз кашар), свадьба в доме невесты, переезд молодой в дом мужа, свадебное празднование в ауле мужа. Для того чтобы увидеть лицо невесты гостям нужно было дать коримдик. На свадьбе было очень много различных конкурсов, Одним из таких является айтыс.
7.Поэтический конкурс. Айтыс - это состязание между двумя импровизаторами - песенниками, называемых в народе акынами. Во время айтыса акыны вели как бы песенный диалог на любую произвольную тему. Это состязание на находчивость, умение быстро, оригинально и метко, с юмором и остроумием ответить противнику, на ходу экспромтом придумывая ответ в песенной форме, сопровождая свой ответ игрой на домбре, кобызе и выразительнымижестам . Вам тоже придется посостязаться в поэтическом мастерстве. Составьте четверостишие о красоте невесты.
8.Той дастархан.
С давних пор наиболее отличительной чертой казахского народа было гостеприимство. Дорогого гостя радушно встречали, усаживали на самое почетное место, угощали лучшим, что было в доме. В первую очередь гостю подавали кумыс, шубат или айран, затем - чай с молоком или сливками, баурсаками, изюмом, иримшиком, куртом. Затем следовали закуски из конины или баранины - казы, шужук, жал, жая, сур-ет, карта, кабырга. На любом столе обязательно были лепешки из пшеничной муки. Украшением любого дастархана и наиболее излюбленным блюдом у казахов всегда считался бесбармак(мясо по-казахски). Отварное мясо обычно подавалось большими неразделанными кусками. Хозяин резал мясо, угощая каждого гостя лакомыми кусочками: тазовые кости и голень отдавал почетным старикам, грудинку - зятю или невестке, шейный позвонок - девушкам и т.д. Самому почетному гостю хозяин преподносил приготовленную особым способом голову барана. Гость должен был разделить голову между присутствующими, соблюдая определенный ритуал, в котором сказывался древний обычай уважительного отношения к гостям, старикам, детям, близким и дальним родственникам. В наше время застолье во многом изменило формы, но не утратило древних законов гостеприимства. Напротив, границы его раздвинулись: за сегодняшним дастарханом собираются не только казахи, но и многочисленные гости, живущие в большой многонациональной республике - русские, татары, украинцы, узбеки, немцы, уйгуры, дунгане, корейцы. .
После айта, тоя, праздников женщины, бабушки брали остатки конфет, баурсаков с праздничного дастархана для детей и внуков. Остатки мяса в чаше (табак) тоже называют "саркыт". Воспитательное значение - чтобы не было кощунственного отношения к пище, еде. И мы тоже хотим раздать саркыт присутствующим гостям.
Учащиеся угощают гостей баурсаками
Задание: Выписать предложения с однородными членами.
4. Работа по рисунку «Дастархан».
Назовите как можно больше слов, которые могу выразить ваше настроение от этой картины. Весёлое, радостное, светлое, яркое. Составьте небольшой текст. Расскажите, что вы видите на этом рисунке.
VI . Подведение итогов.
Давайте посмотрим на наши листы достижений и подведём итог. Много ли нового вы сегодня узнали?
VII. Домашнее задание:
Рассказать о каком -нибудь казахском обряде, с которым мы сегодня не познакомились. Выписать словосочетания и знакомые орфограммы.
VIII . Рефлексия урока. .(Дети поднимут сами шар)
Сегодня на уроке я:
Всё понял, было интересно – красный шар Испытывал некоторые трудности – зелёный шар Было трудно, совсем ничего не понял – синий шар