Повторение изученного в 5 классе по теме "Лексика.Фразеология."
Повторение изученного в 5 классе по теме "Лексика.Фразеология."
Первый урок в разделе "Лексика" направлен на повторение основных понятий,изученных в курсе 5 класса. На основе тренировочных заданий ученики вспоминают теоретический материал.Важным элементом урока является работа со словарем. Это не только тренирует навыки работы со словарной статьей,но и обогащает словарный запас. Составление синквейна на ланную тему развивают творческое мышление и помогают систематизировать весь материал достаточно емко.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Повторение изученного в 5 классе по теме "Лексика.Фразеология." »
Урок 1. Тема: Повторение изученного в 5 классе по теме «Лексика. Фразеология».
Цели урока:
Обучающая:
– Знать функцию слова в языке, понятия «словарный состав», «лексическое значение слова»; понятия «однозначные» и «многозначные» слова; о прямом и переносном значении слов; понятия «омонимы», «синонимы», «антонимы».
– Уметь приводить примеры на все указанные выше лексические понятия; распознавать однозначные и многозначные слова среди данных; находить слова с переносным значением в тексте; определять переносное лексическое значение слова; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы к указанным словам.
Развивающая: - развивать такие познавательные процессы как память, воображение, мышление, внимание, речь; расширять словарный запас.
Воспитательная: - способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности, обеспечить условия для активной практической деятельности на уроке; воспитывать потребность в правильной и грамотной речи;
Ход урока.
I. Организационный момент
- Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть Вас на нашем уроке.
В школе прозвенел звонок
Начинаем наш урок.
Сядьте вы за парты тихо,
Руки – палочкой красиво,
На меня вы посмотрите,
И немного улыбнитесь.
Чтение эпиграфа урока.
Учитель: - Известный поэт В. Шефнер писал: «Много слов на земле… Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести…»
Учитель: - Объясните, как вы понимаете строчки из этого стихотворения?
Ученики: - Слово обладает огромной силой, и порой человек не задумывается о том, что всего одним словом может обидеть, может, наоборот, поддержать и сделать так, чтобы ему начали доверять. Со словами нужно обращаться очень аккуратно.
Учитель:- Верно, молодцы, ребята!
1. Сообщение темы и цели урока.
Беседа
Учитель: - Вы хотите узнать тему урока?
Ученики: - Хотим.
Учитель: – Тогда прослушайте рассказ А. Шибаева «Поговорили» и подумайте, что можно сказать о словарном запасе приятеля, который на все вопросы отвечал словам «нормально»?
Встретил я одного приятеля. Давно не виделся с ним!..
– Как живешь? – спрашиваю.
– Нормально, – отвечает.
– А с учебой как?
– Нормально.
– Ты, говорят, болел... Теперь все в порядке?
– Нормально.
– Хорошо, значит?
– Ну, я же говорю – нормально.
– Странно ты говоришь...
– Почему? Нормально.
– Ты считаешь – нормально?
– Нормально.
«Да-а, – грустно подумал я, простившись с приятелем. – Странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!»
Учитель: – Интересно было бы вам общаться с таким человеком? Почему?
Ученики: - Нет, неинтересно, речь одного из приятелей однообразна, складывается впечатление, что говорить с ним на разные темы, будет трудно и скучно.
Учитель: – Почему важно постоянно обогащать свой словарный запас?
Ученики: - Обогащать словарный запас нужно для того, чтобы развиваться и расширять свой кругозор.
Учитель: – Какой раздел языкознания занимается изучением лексического состава нашего языка?
Ученики: - Раздел языкознания, который занимается изучением лексического состава нашего языка - это Лексикология.
Учитель: - Сегодня на уроке нам предстоит охарактеризовать многогранность слов русского языка. Для этого необходимо вспомнить некоторые понятия, изучаемые в 5 классе.
Проверка усвоения учащимися знаний о языке
1. Словарная работа.
На доске написаны слова: ручка, брошюра, извещение, поражение.
Ученики устно анализируют подчеркнутые орфограммы, затем по памяти записывают слова в тетрадь.
Учитель: – Что означает слово брошюра?
Ученики: - Брошюра - небольшая книжка.
Учитель: – А слово ручка?
Ученики: - Ручка – 1. Верхняя конечность человека от плеча до пальцев, а также от запястья до пальцев. 2. Часть предмета, за которую его держат или берутся рукой. (дверная ручка, ручка чемодана). 3. Часть мебели, служащая опорой для рук, подлокотник. 4. Письменная принадлежность - удлиненный держатель для пера, стержня.
Учитель: – Почему при попытке дать толкование слову «ручка» ваши мнения разошлись? Как в лексике называются такие слова?
Ученики: - Многозначные слова.
2.Работа со словарем.
Учитель: – Посмотрите по словарю в конце учебника значения слов солдат (1-й ряд), праздник (2-й ряд), рукав(3-й ряд).
Ученики: - Солдат - 1. Военнослужащий, принадлежащий к некомандному и к неначальственному составу. 2. перен. Военный человек, воин.
Праздник - 1. День торжества, установленный в честь или в память кого - чего - нибудь. 2. Выходной, нерабочий день.3. День, особо отмечаемый обычаем или церковью. 4. День радости или торжества по поводу чего-нибудь. 5. День игр, развлечений.
Рукав – 1. Часть одежды, покрывающая руку. 2. Ответвление от главного русла реки, главным образом в ее устье. 3. То же, что шланг.
Учитель:– Многозначными или однозначными являются эти слова?
Ученики: - Все данные слова являются многозначными.
Учитель: – Есть ли между значениями одного слова что-то общее? Покажите это.
Ученики: - Есть общее, например, в слове праздник, общим для всех значений будет являться слово день.
Учитель: – Итак, давайте посмотрим, как оформляется словарная статья многозначного слова?
Учитель показывает ученикам запись:
Лук1, а, м. Растение.
Лук2, а, м. Оружие для метания стрел.
Учитель: – Можно ли сказать, судя по этой записи, что слово лук – многозначное? Почему?
Ученики: - По данной записи мы не можем сказать, что слово лук является многозначным, так как это слова - омонимы.
Учитель: – Как называется проиллюстрированное явление?
Ученики: - Омонимия.
Учитель: - Может ли быть что-то общее между значениями омонимичных слов? Почему?
Ученики: - Не может быть общего, потому что одинаковость их написания, возникшая в результате различных исторических процессов, случайна.
Учитель: - Предлагаю Вам Игру, которая называется «Кто вперед?»: найти в словаре в конце учебника 2 слова, имеющие омонимы (бумажник, люлька).
Работа по углублению и обогащению ЗУНов
Выполнение упражнения 59.
Учитель: - Предлагаю выполнить упражнение 59,в ходе которого мы повторим синонимы, написание изученных орфограмм.
Учитель: - Скажите, какие же слова называются синонимами?
Ученики: - Синонимы - слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.
Учитель: - Верно, прочтем текст и назовем синонимы к слову «ответил».
Учитель: – Я буду задавать вам вопросы, а вы должны записать ответ в форме словосочетания «прилагательное + существительное».
Например, хлеб свежий или новый? Ответ: свежий хлеб.
1. Глаза карие или коричневые?
2. А пиджак карий или коричневый?
3. Дружба сильная или крепкая?
4. А характер?
5. Чай горячий или горючий?
6. А слезы?
7. Ответ полный или кромешный?
8. А тьма?
В тетради должна получиться следующая запись: ( Взаимопроверка)
1. Карие глаза.
2. Коричневый пиджак.
3. Крепкая дружба.
4. Сильный характер.
5. Горячий чай.
6. Горючие слезы.
7. Полный ответ.
8. Кромешная тьма.
Учитель: - Ребята, все ли правильно согласовали слова в словосочетании?
Ученики: - Да.
Учитель: - Молодцы, надеюсь, вы и дальше будете верно согласовывать слова в своей речи.
3. Работа со словами.
Учитель: - Ребята, мы уже сказали, какие слова являются синонимами, теперь вспомним что такое слова- антонимы?
Ученики: - Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения.
Учитель: - Верно, следующее задание будет посвящено антонимам. Подберите пару к словам из левой колонки.
Грязный
Очистить
Бодрый
Согнуть
Трудолюбие
Выгода
Убыток
Конкретный
Сухой
Чистый
Спокойствие
Усталый
Противник
Лень
Посредственный
Тревога
Кручиниться
Влажный
Загрязнить
Талантливый
Выпрямить
Союзник
Абстрактный
Радоваться
Учитель: - Скажите, пожалуйста, что данное упражнение нам дало?
Ученики: - Мы повторили, что такое антонимы, закрепили умение подбирать антонимы к предложенным словам.
4) Выполнение упражнения 58.
Цель: закрепить умение подбирать антонимы к разным частям речи, учитывая их лексическую сочетаемость.
Учитель: – Рассмотрим пару словосочетаний: горячий кофе, горячий человек.
– В каком из словосочетаний слово «горячий» имеет переносное значение?
Ученики: - Слово «горячий» имеет переносное значение с словосочетании горячий человек, так как речь идет о черте характера. Так говорят о человеке вспыльчивом, склонном к горячности.
Учитель: – Запишите антонимы к этим прилагательным, учитывая их прямое и переносное значение.
Горячий кофе – холодный кофе.
Горячий человек – спокойный человек.
Учитель: – Выполните ту же работу с остальными словами из упражнения самостоятельно.
1 ряд – мягкий;2 ряд – легкий;3 ряд – свежий.
5. Упражнение творческого характера.
Цель: систематизировать материал, который повторили, в кратких выражениях.
Составление синквейна на тему «Лексика»
Лексикология
Богатая, активная
Наследует, используется, изменяется
Богатство русского языка проявляется в лексике
Словарный состав
IV. Подведение итогов
1. Работа с текстом.
Учитель: – Прочитайте текст упражнения 60. Почему он кажется нам сухим, неинтересным?
Учитель: – Для чего нам нужно знать, какими лексическими способностями обладает язык?
Ученики: - Нам нужно знать какими лексическими способностями обладает язык для того, чтобы мы могли правильно излагать свои мысли, наша речь была понятна окружающим, интересна и неоднообразна.
2. Рефлексия «Закончи предложение».
« Сегодня я убедился, что…»
« Теперь я умею …»
« Я знаю, что …»
V. Домашнее задание
Выполнить упражнение 57 или придумать рассказ, в который будут включены следующие синонимы: синий, васильковый, голубой, небесный, бирюзовый, лазурный.