kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повторение изученного в 5 классе по теме "Лексика.Фразеология."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок в разделе "Лексика" направлен на повторение основных понятий,изученных в курсе 5 класса. На основе тренировочных заданий ученики вспоминают теоретический материал.Важным элементом урока является работа со словарем. Это не только тренирует навыки работы со словарной статьей,но и обогащает словарный запас. Составление синквейна на ланную тему развивают творческое мышление и помогают систематизировать весь материал достаточно емко.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Повторение изученного в 5 классе по теме "Лексика.Фразеология." »

Урок 1. Тема: Повторение изученного в 5 классе по теме «Лексика. Фразеология».

Цели урока:

Обучающая:

– Знать функцию слова в языке, понятия «словарный состав», «лексическое значение слова»; понятия «однозначные» и «многозначные» слова; о прямом и переносном значении слов; понятия «омонимы», «синонимы», «антонимы».

– Уметь приводить примеры на все указанные выше лексические понятия; распознавать однозначные и многозначные слова среди данных; находить слова с переносным значением в тексте; определять переносное лексическое значение слова; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы к указанным словам.

Развивающая: - развивать такие познавательные процессы как память, воображение, мышление, внимание, речь; расширять словарный запас.

Воспитательная: - способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности, обеспечить условия для активной практической деятельности на уроке; воспитывать потребность в правильной и грамотной речи;

Ход урока.

I. Организационный момент

- Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть Вас на нашем уроке.

В школе прозвенел звонок

Начинаем наш урок.

Сядьте вы за парты тихо,

Руки – палочкой красиво,

На меня вы посмотрите,

И немного улыбнитесь.

Чтение эпиграфа урока.

Учитель: - Известный поэт В. Шефнер писал: «Много слов на земле… Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести…»

Учитель: - Объясните, как вы понимаете строчки из этого стихотворения?

Ученики: - Слово обладает огромной силой, и порой человек не задумывается о том, что всего одним словом может обидеть, может, наоборот, поддержать и сделать так, чтобы ему начали доверять. Со словами нужно обращаться очень аккуратно.

Учитель: - Верно, молодцы, ребята!



1. Сообщение темы и цели урока.

Беседа

Учитель: - Вы хотите узнать тему урока?

Ученики: - Хотим.

Учитель: – Тогда прослушайте рассказ А. Шибаева «Поговорили» и подумайте, что можно сказать о словарном запасе приятеля, который на все вопросы отвечал словам «нормально»?

Встретил я одного приятеля. Давно не виделся с ним!..

– Как живешь? – спрашиваю.

– Нормально, – отвечает.

– А с учебой как?

– Нормально.

– Ты, говорят, болел... Теперь все в порядке?

– Нормально.

– Хорошо, значит?

– Ну, я же говорю – нормально.

– Странно ты говоришь...

– Почему? Нормально.

– Ты считаешь – нормально?

– Нормально.

«Да-а, – грустно подумал я, простившись с приятелем. – Странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!»

Учитель: – Интересно было бы вам общаться с таким человеком? Почему?

Ученики: - Нет, неинтересно, речь одного из приятелей однообразна, складывается впечатление, что говорить с ним на разные темы, будет трудно и скучно.

Учитель: – Почему важно постоянно обогащать свой словарный запас?

Ученики: - Обогащать словарный запас нужно для того, чтобы развиваться и расширять свой кругозор.

Учитель: – Как это можно делать?

Ученики: - Обогатить словарный запас можно, читая книги.

Учитель: – Какой раздел языкознания занимается изучением лексического состава нашего языка?

Ученики: - Раздел языкознания, который занимается изучением лексического состава нашего языка - это Лексикология.

Учитель: - Сегодня на уроке нам предстоит охарактеризовать многогранность слов русского языка. Для этого необходимо вспомнить некоторые понятия, изучаемые в 5 классе.

  1. Проверка усвоения учащимися знаний о языке

1. Словарная работа.

На доске написаны слова: ручка, брошюра, извещение, поражение.

Ученики устно анализируют подчеркнутые орфограммы, затем по памяти записывают слова в тетрадь.

Учитель: – Что означает слово брошюра?

Ученики: - Брошюра - небольшая книжка.

Учитель: – А слово ручка?

Ученики: - Ручка – 1. Верхняя конечность человека от плеча до пальцев, а также от запястья до пальцев. 2. Часть предмета, за которую его держат или берутся рукой. (дверная ручка, ручка чемодана). 3. Часть мебели, служащая опорой для рук, подлокотник. 4. Письменная принадлежность - удлиненный держатель для пера, стержня.

Учитель: – Почему при попытке дать толкование слову «ручка» ваши мнения разошлись? Как в лексике называются такие слова?

Ученики: - Многозначные слова.

2. Работа со словарем.

Учитель: – Посмотрите по словарю в конце учебника значения слов солдат (1-й ряд), праздник (2-й ряд), рукав (3-й ряд).

Ученики: - Солдат - 1. Военнослужащий, принадлежащий к некомандному и к неначальственному составу. 2. перен. Военный человек, воин.

Праздник - 1. День торжества, установленный в честь или в память кого - чего - нибудь. 2. Выходной, нерабочий день.3. День, особо отмечаемый обычаем или церковью. 4. День радости или торжества по поводу чего-нибудь. 5. День игр, развлечений.

Рукав – 1. Часть одежды, покрывающая руку. 2. Ответвление от главного русла реки, главным образом в ее устье. 3. То же, что шланг.

Учитель:– Многозначными или однозначными являются эти слова?

Ученики: - Все данные слова являются многозначными.

Учитель: – Есть ли между значениями одного слова что-то общее? Покажите это.

Ученики: - Есть общее, например, в слове праздник, общим для всех значений будет являться слово день.

Учитель: – Итак, давайте посмотрим, как оформляется словарная статья многозначного слова?

Учитель показывает ученикам запись:

Лук1, а, м. Растение.

Лук2, а, м. Оружие для метания стрел.

Учитель: – Можно ли сказать, судя по этой записи, что слово лук – многозначное? Почему?

Ученики: - По данной записи мы не можем сказать, что слово лук является многозначным, так как это слова - омонимы.

Учитель: – Как называется проиллюстрированное явление?

Ученики: - Омонимия.

Учитель: - Может ли быть что-то общее между значениями омонимичных слов? Почему?

Ученики: - Не может быть общего, потому что одинаковость их написания, возникшая в результате различных исторических процессов, случайна.

Учитель: - Предлагаю Вам Игру, которая называется «Кто вперед?»: найти в словаре в конце учебника 2 слова, имеющие омонимы (бумажник, люлька).

  1. Работа по углублению и обогащению ЗУНов

  1. Выполнение упражнения 59.

Учитель: - Предлагаю выполнить упражнение 59,в ходе которого мы повторим синонимы, написание изученных орфограмм.

Учитель: - Скажите, какие же слова называются синонимами?

Ученики: - Синонимы - слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.

Учитель: - Верно, прочтем текст и назовем синонимы к слову «ответил».

Ученики: - Слова- синонимы (ответил, откликнулся, отозвался)

– Обратите внимание на слова в рамочке на странице 25.

– В каких лексических отношениях они состоят?

– В написании каких гласных букв могут возникнуть затруднения?

Учитель подчеркивает буквы, названные учащимися. На доске запись: ответить; отозваться; откликнуться.

Учитель: – Объясните написание буквы «о».

Ученики: - В приставке - от всегда пишем гласную «о»

Учитель: – Произнесите хором эти слова по слогам. Закройте учебники и запишите слова по памяти.

Давайте подведем промежуточный итог по работе над упражнением.

Ученики: - Мы повторили, что такое синонимы, закрепили умение подбирать синонимы к исходному слову.

2. Решение тестового задания.

Цель: закрепить умения определять лексическую сочетаемость слов.

Учитель: – Я буду задавать вам вопросы, а вы должны записать ответ в форме словосочетания «прилагательное + существительное».

Например, хлеб свежий или новый? Ответ: свежий хлеб.

1. Глаза карие или коричневые?

2. А пиджак карий или коричневый?

3. Дружба сильная или крепкая?

4. А характер?

5. Чай горячий или горючий?

6. А слезы?

7. Ответ полный или кромешный?

8. А тьма?

В тетради должна получиться следующая запись: ( Взаимопроверка)

1. Карие глаза.

2. Коричневый пиджак.

3. Крепкая дружба.

4. Сильный характер.

5. Горячий чай.

6. Горючие слезы.

7. Полный ответ.

8. Кромешная тьма.

Учитель: - Ребята, все ли правильно согласовали слова в словосочетании?

Ученики: - Да.

Учитель: - Молодцы, надеюсь, вы и дальше будете верно согласовывать слова в своей речи.

3. Работа со словами.

Учитель: - Ребята, мы уже сказали, какие слова являются синонимами, теперь вспомним что такое слова- антонимы?

Ученики: - Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения.

Учитель: - Верно, следующее задание будет посвящено антонимам. Подберите пару к словам из левой колонки.


Грязный

Очистить

Бодрый

Согнуть

Трудолюбие

Выгода

Убыток

Конкретный

Сухой

Чистый

Спокойствие

Усталый

Противник

Лень

Посредственный

Тревога

Кручиниться

Влажный

Загрязнить

Талантливый

Выпрямить

Союзник

Абстрактный

Радоваться

Учитель: - Скажите, пожалуйста, что данное упражнение нам дало?

Ученики: - Мы повторили, что такое антонимы, закрепили умение подбирать антонимы к предложенным словам.

4) Выполнение упражнения 58.

Цель: закрепить умение подбирать антонимы к разным частям речи, учитывая их лексическую сочетаемость.

Учитель: – Рассмотрим пару словосочетаний: горячий кофе, горячий человек.

– В каком из словосочетаний слово «горячий» имеет переносное значение?

Ученики: - Слово «горячий» имеет переносное значение с словосочетании горячий человек, так как речь идет о черте характера. Так говорят о человеке вспыльчивом, склонном к горячности.

Учитель: – Запишите антонимы к этим прилагательным, учитывая их прямое и переносное значение.

Горячий кофе – холодный кофе.

Горячий человек – спокойный человек.

Учитель: – Выполните ту же работу с остальными словами из упражнения самостоятельно.

1 ряд – мягкий; 2 ряд – легкий; 3 ряд – свежий.

5. Упражнение творческого характера.

Цель: систематизировать материал, который повторили, в кратких выражениях.

Составление синквейна на тему «Лексика»

Лексикология

Богатая, активная

Наследует, используется, изменяется

Богатство русского языка проявляется в лексике

Словарный состав


IV. Подведение итогов

1. Работа с текстом.

Учитель: – Прочитайте текст упражнения 60. Почему он кажется нам сухим, неинтересным?

Учитель: – Для чего нам нужно знать, какими лексическими способностями обладает язык?

Ученики: - Нам нужно знать какими лексическими способностями обладает язык для того, чтобы мы могли правильно излагать свои мысли, наша речь была понятна окружающим, интересна и неоднообразна.

2. Рефлексия «Закончи предложение».

« Сегодня я убедился, что…»

« Теперь я умею …»

« Я знаю, что …»

V. Домашнее задание

Выполнить упражнение 57 или придумать рассказ, в который будут включены следующие синонимы: синий, васильковый, голубой, небесный, бирюзовый, лазурный.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Повторение изученного в 5 классе по теме "Лексика.Фразеология."

Автор: Тихомирова Екатерина Анатольевна

Дата: 02.12.2014

Номер свидетельства: 138310


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства