Повествование.Рассказ по сюжетным картинкам Бидструпа.
Повествование.Рассказ по сюжетным картинкам Бидструпа.
Урок русского языка в 5 классе представляет собой разработку к учебнику "Русский язык.5 класс"(автор Т.А.Ладыженская).Данный урок включен в тематическое планирование,является уроком развития речи.В ходе урока учащиеся работают с текстом,выделяют в нем элементы композиции,учатся составлять собственный текст по сюжетным картинкам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Повествование.Рассказ по сюжетным картинкам Бидструпа. »
Повествование.
Рассказ по сюжетным картинкам Бидструпа.
Цели урока:
1.Подготовить уч-ся к написанию сочинения-повествования в жанре рассказа.
2.Повторить и закрепить знания о композиции сочинения повествовательного характера
3.Активизировать слова, связанные со спецификой работы на уроке.
4.Учиться восстанавливать сюжетную линию произведения по сюжетным картинкам.
5.Составить устный рассказ по картинкам.
Ход урока.
1.Оргмомент.
У нас с вами сегодня очередной урок развития речи, но он несколько необычный тем, что писать на уроке мы будем мало, а много будем говорить и рассуждать.
Обратите внимание на СЛАЙД 1.
«Речь любит течь, фраза идет потихоньку, а слово бежит и играет».(Пословица)
Работа по фразе.
-Какое это предложение по количеству грамматических основ?
-Назовите средства связи в предложении?
-Слов какой части речи больше в этом предложении?
-Для какого типа речи характерно частое употребление глаголов?
-Какой тип речи называется повествованием? Что вы о нем знаете?
Словарная работа.
В словаре С.И. Ожегова дано такое толкование слова «Повествование – связный рассказ о каких-либо событиях или о чем-нибудь свершившемся».
-Какой синоним из данного определения мы можем подобрать к слову повествование?
-На каком уроке мы с вами встречаемся с этим жанром?
-Дайте определение, что такое рассказ.
2.Установка на восприятие нового материала.
Молодцы! Вы правильно определили тему нашего урока.
Тема нашего урока: Повествование. Рассказ.
А теперь попробуйте сформулировать цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова:
Познакомиться с...
Научиться ….
-Для того, чтобы достичь цели, мы должны поставить перед собой задачи, с помощью которых мы и достигнем поставленную цель:
1.Повторить признаки типа речи повествования.
2.Узнать, что такое рассказ.
3.Познакомиться с основными частями рассказа.
4.Составить собственный рассказ.
-Какую из поставленных задач мы с вами уже выполнили?
3. Рассказ - один из повествовательных жанров.
-А что такое рассказ?
-Значит, в основе любого рассказа лежит случай. Подберите синонимы к этому слову.
____________история
______________________эпизод
СЛУЧАЙ _______________________________событие
____________________________________происшествие
Послушайте шуточное стихотворение и ответьте на вопрос: Что может служить сюжетом для рассказа?
Разве с вами никогда
Не случалось ничего?
Может быть, хоть иногда
Вы теряли кой-чего?
Или, может быть, однажды
Вам случалось вдруг найти
Что-то очень важное,
Что встречалось на пути?
Может, как-то заблудились
Вы в большом густом лесу?
Или в речку вы свалились?
Иль поймали вы лису?
Или вы окно разбили
И признаться не могли?
Или вы рекорд побили?
Иль кого - нибудь спасли?
Или, может, вдохновение-
Частый гость у вас в квартире,
Дарит вам стихотворенье
Иль сюжеты для картины?
-Сюжетов для рассказов может быть много, нужно только хорошенько подумать. Случаи бывают разные. Подберите прилагательные к слову СЛУЧАЙ (по цепочке):
Проверка.СЛАЙД 2.
Обыкновенный Смешной
Веселый Интересный
Необычный Забавный
Страшный Волнующий
Вывод: Итак, мы с вами узнали, что такое рассказ, что лежит в основе рассказа. Справились мы со второй задачей?
-Если человек решил построить дом, то сначала он узнает, как строили его те, кто это умеет делать, у кого уже есть дом. А нужно ли учиться строить рассказ?
-Вспомните, какие три основные части мы выделяем в любом сочинении?
-Эти части есть и в рассказе, но есть у него и свои особенности.
4. Рассмотрение текста и выделение в нем элементов композиции.
-А теперь посмотрим, как построен конкретный рассказ, попробуем выделить в нем элементы композиции. Работа в группах.
Берег бродячих камешков.
Вступление Иду по берегу бухты. Волны лениво взбегают на пологий пляж, оставляя на камнях белый налет соли.
Завязка И вдруг..что это? Почудилось, будто один из пляжных камешков перебежал мне дорогу.
Развитие действия Я принялся разглядывать голыши под ногами. Они тускло блестели и лежали на своих метах неподвижно.
Кульминация В следующую минуту новый камешек ожил на моих глазах.
Приподнявшись со своего места, он заковылял к воде и с ходу бултыхнулся в нее.
Развязка Загадка разрешилась, когда я накрыл камешек. В нем оказалась выемка. А в выемке сидел крошечный крабик.
Заключение Природа не наделила краба крепким панцирем, вот и ищут они себе домики. Кто пустую раковину на себя наденет, кто в пустотелый камешек залезет. Хоть и тяжеловато, зато безопасно: хищная рыба не тронет.
-Какая третья задача стояла перед нами на уроке?
-Справились мы с ней?
-Назовите основные части рассказа.
5.Составление рассказа по сюжетным картинкам.
-Что же нам осталось выполнить, чтобы приблизиться к заветной цели?
-Откройте учебник упр. 625. Перед нами рисунки, выполненные датским художником Херлуфом Бидструпом. Он нарисовал историю, которая происходит в семье, решившей повесить на стену портрет отца. Одна из целей нашего урока - работа над развитием собственной речи, и следующий этап урока мы посвятим этому.
-Определите тип речи, который нужно использовать при изложении этой истории.
-Пронумеруйте картинки и соотнесите их с частями плана.
Записи в тетради:
Вступление. Завязка сжета-1,2,3.
Основная часть. Развитие действия, его кульминация-4,5,6,7,8.
3. Заключение. Развязка-9,10.
Проверка по СЛАЙДУ 3.
2-3 ученика составляют рассказ (устно).
-Чей рассказ вам понравился больше?
6. Рефлексия.
-Выполнили мы все задачи, которые ставили на урок?