kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повествование.Рассказ по сюжетным картинкам Бидструпа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе представляет собой разработку к учебнику "Русский язык.5 класс"(автор Т.А.Ладыженская).Данный урок включен в тематическое планирование,является уроком развития речи.В ходе урока учащиеся работают с текстом,выделяют в нем элементы композиции,учатся составлять собственный текст по сюжетным картинкам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Повествование.Рассказ по сюжетным картинкам Бидструпа. »

Повествование.

Рассказ по сюжетным картинкам Бидструпа.

Цели урока:

1.Подготовить уч-ся к написанию сочинения-повествования в жанре рассказа.

2.Повторить и закрепить знания о композиции сочинения повествовательного характера

3.Активизировать слова, связанные со спецификой работы на уроке.

4.Учиться восстанавливать сюжетную линию произведения по сюжетным картинкам.

5.Составить устный рассказ по картинкам.

Ход урока.


1.Оргмомент.

У нас с вами сегодня очередной урок развития речи, но он несколько необычный тем, что писать на уроке мы будем мало, а много будем говорить и рассуждать.


Обратите внимание на СЛАЙД 1.


«Речь любит течь, фраза идет потихоньку, а слово бежит и играет».(Пословица)


Работа по фразе.


-Какое это предложение по количеству грамматических основ?


-Назовите средства связи в предложении?


-Слов какой части речи больше в этом предложении?


-Для какого типа речи характерно частое употребление глаголов?


-Какой тип речи называется повествованием? Что вы о нем знаете?


Словарная работа.


В словаре С.И. Ожегова дано такое толкование слова «Повествование – связный рассказ о каких-либо событиях или о чем-нибудь свершившемся».


-Какой синоним из данного определения мы можем подобрать к слову повествование?


-На каком уроке мы с вами встречаемся с этим жанром?


-Дайте определение, что такое рассказ.



2.Установка на восприятие нового материала.

Молодцы! Вы правильно определили тему нашего урока.


Тема нашего урока: Повествование. Рассказ.

А теперь попробуйте сформулировать цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова:


Познакомиться с...

Научиться ….


-Для того, чтобы достичь цели, мы должны поставить перед собой задачи, с помощью которых мы и достигнем поставленную цель:


1.Повторить признаки типа речи повествования.

2.Узнать, что такое рассказ.

3.Познакомиться с основными частями рассказа.

4.Составить собственный рассказ.


-Какую из поставленных задач мы с вами уже выполнили?


3. Рассказ - один из повествовательных жанров.


-А что такое рассказ?


-Значит, в основе любого рассказа лежит случай. Подберите синонимы к этому слову.


____________история

______________________эпизод

СЛУЧАЙ _______________________________событие

____________________________________происшествие




Послушайте шуточное стихотворение и ответьте на вопрос: Что может служить сюжетом для рассказа?


Разве с вами никогда

Не случалось ничего?

Может быть, хоть иногда

Вы теряли кой-чего?

Или, может быть, однажды

Вам случалось вдруг найти

Что-то очень важное,

Что встречалось на пути?

Может, как-то заблудились

Вы в большом густом лесу?

Или в речку вы свалились?

Иль поймали вы лису?

Или вы окно разбили

И признаться не могли?

Или вы рекорд побили?

Иль кого - нибудь спасли?

Или, может, вдохновение-

Частый гость у вас в квартире,

Дарит вам стихотворенье

Иль сюжеты для картины?


-Сюжетов для рассказов может быть много, нужно только хорошенько подумать. Случаи бывают разные. Подберите прилагательные к слову СЛУЧАЙ (по цепочке):

Проверка. СЛАЙД 2.


Обыкновенный Смешной

Веселый Интересный

Необычный Забавный

Страшный Волнующий



Вывод: Итак, мы с вами узнали, что такое рассказ, что лежит в основе рассказа. Справились мы со второй задачей?



-Если человек решил построить дом, то сначала он узнает, как строили его те, кто это умеет делать, у кого уже есть дом. А нужно ли учиться строить рассказ?


-Вспомните, какие три основные части мы выделяем в любом сочинении?


-Эти части есть и в рассказе, но есть у него и свои особенности.


Работа со схемой построения рассказа.


кульминация

Вступление--------завязка развязка--------заключение

вступление заключение

основная часть

4. Рассмотрение текста и выделение в нем элементов композиции.

-А теперь посмотрим, как построен конкретный рассказ, попробуем выделить в нем элементы композиции. Работа в группах.


Берег бродячих камешков.


Вступление Иду по берегу бухты. Волны лениво взбегают на пологий пляж, оставляя на камнях белый налет соли.

Завязка И вдруг..что это? Почудилось, будто один из пляжных камешков перебежал мне дорогу.

Развитие действия Я принялся разглядывать голыши под ногами. Они тускло блестели и лежали на своих метах неподвижно.

Кульминация В следующую минуту новый камешек ожил на моих глазах.

Приподнявшись со своего места, он заковылял к воде и с ходу бултыхнулся в нее.

Развязка Загадка разрешилась, когда я накрыл камешек. В нем оказалась выемка. А в выемке сидел крошечный крабик.

Заключение Природа не наделила краба крепким панцирем, вот и ищут они себе домики. Кто пустую раковину на себя наденет, кто в пустотелый камешек залезет. Хоть и тяжеловато, зато безопасно: хищная рыба не тронет.


-Какая третья задача стояла перед нами на уроке?


-Справились мы с ней?


-Назовите основные части рассказа.


5.Составление рассказа по сюжетным картинкам.


-Что же нам осталось выполнить, чтобы приблизиться к заветной цели?


-Откройте учебник упр. 625. Перед нами рисунки, выполненные датским художником Херлуфом Бидструпом. Он нарисовал историю, которая происходит в семье, решившей повесить на стену портрет отца. Одна из целей нашего урока - работа над развитием собственной речи, и следующий этап урока мы посвятим этому.


-Определите тип речи, который нужно использовать при изложении этой истории.


-Пронумеруйте картинки и соотнесите их с частями плана.


Записи в тетради:


  • Вступление. Завязка сжета-1,2,3.

  1. Основная часть. Развитие действия, его кульминация-4,5,6,7,8.

3. Заключение. Развязка-9,10.

Проверка по СЛАЙДУ 3.


2-3 ученика составляют рассказ (устно).


-Чей рассказ вам понравился больше?


6. Рефлексия.


-Выполнили мы все задачи, которые ставили на урок?


-Добились цели?


-Чему научились на уроке?


7. Домашнее задание.

Написать сочинение по картинкам.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Повествование.Рассказ по сюжетным картинкам Бидструпа.

Автор: Королькова Ольга юрьевна

Дата: 27.02.2015

Номер свидетельства: 179399


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства