Понятие об обособленных членах предложения . Обособленные второстепенные члены предложения ( в том числе уточняющие), их роль в предложении.
Понятие об обособленных членах предложения . Обособленные второстепенные члены предложения ( в том числе уточняющие), их роль в предложении.
Цель урока: дать понятие обособления; показать, что обособление - один из способов смыслового выделения (или уточнения) части предложения; формирование умений:
Просмотр содержимого документа
«Понятие об обособленных членах предложения . Обособленные второстепенные члены предложения ( в том числе уточняющие), их роль в предложении.»
Балкаева Полина Павловна - учитель русского языка и литературы Амвросиевской общеобразовательной школы I-III ступеней №2 Амвросиевского района ДНР
Урок русского языка в 8-б классе
Урок №58
06 февраля 2017 г.
Тема.Понятие об обособленных членах предложения . Обособленные второстепенные члены предложения ( в том числе уточняющие), их роль в предложении.
Цель урока: дать понятие обособления; показать, что обособление - один из способов смыслового выделения (или уточнения) части предложения; формирование умений:
3.правильно ставить знаки препинания при обособленных членах.
Оборудование: учебник , учебные тексты, таблица.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа над темой урока
II. Орфографическая работа
Не прекращающийся в течение дня дождь, среди никем не нарушенной тишины, рассеявший тучи, встревоженный пренеприятным известием , непродуманное решение , неразгаданные тайны , не склеив конверты , стены не выкрашены, не приехавший на встречу с друзьями , не заметивший неприятеля , не терпящий боли , хорошо размешанный раствор.
III. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя
Обособление - один из способов смыслового выделения или уточнение части высказывания.
В устной речи обособленные члены предложения произносятся с особой интонацией, на письме выделяются запятыми.
Обособленные члены предложения делятся на две группы:
обособленные второстепенные члены, близкие по значению к предложению;
Свежий ветер, дующий с моря, подгонял лодку (обособленное определение , выраженное причастным оборотом).
Свежий ветер дул с моря, подгоняя лодку (выраженное деепричастным оборотом - обстоятельство).
Вывод: обособленными могут быть второстепенные члены предложения - определение, приложение, обстоятельство , дополнение.
2. Творческое задание
а) Из двух предложений сделать одно с обособленным.
«На вершине гор лежали густые облака. Они не позволяли различать верхние их очертания». – На вершине гор лежали густые облака, не позволяющие различать верхние их очертания. (К.Паустовский).
Вывод: обособленные члены, помимо основного значения, выполняют функцию добавочного ( второстепенного) сказуемого, приближаясь к нему по значению.
1.Неожиданно застучали крупные капли дождя. Они заставили нас искать убежище.2. Степь очаровала нас, она была покрыта ярким ковром весенних цветов.
б) Изменить порядок слов в предложении так, чтобы интонационно выделить определение по смыслу. Что изменилось? Очищенная от снега и посыпанная песком дорожка вела вниз с террасы на террасу.
Вывод: паузы, выделяющие обособленные обороты, как бы замедляют речь, делают ее более плавной. Такое замедление вполне уместно, если соответствует содержанию высказывания.
3. Работа с таблицей ( с комментариями учителя)
Обособленные члены
Способы выражения
Примеры
определение
Одиночными прилагательными и причастиями
Причастными оборотами
Прилагательными с зависимыми словами
Месяц, полный и красивый, показался из-за горизонта
Тяжелые тучи, гонимые ветром, заволакивают все небо
Меня, мокрого до нитки, сняли с лошади почти без памяти
Приложения
Именем существительным
Именем существительным с зависимыми от него словами
Другу Обломова, Шульцу, удавалось вытягивать его в люди.
Звезды, живые цветы ночи, горели над ними
Дополнения
Именем существительным с предлогом
В степи никого и ничего не было видно, кроме блеска молний
Вдруг мимо меня, погоняемые знакомыми мальчишками, поднимая пыль, промчался отдохнувший табун. (И.Тургенев).Плох человек , ничего не знающий и не пытающийся что-либо узнать . (Пословица).
2. Объяснительный диктант.
Озеро, замкнутое поясом непроходимых зарослей, поблескивало внизу. Наступила тишина, изредка нарушаемая пением сверчка, сидевшего в траве. На небе последние вспышки зари боролись с ночным мраком , наступившим с востока. Изредка на дороге попадались овраги, изрезанные внизу ручейками. Осела послащенная закатом пыль. Синеватые осколки льда летели во все стороны, сверкая под солнцем. С поля налетел холодный ветер, принося мелкую пыль отдаленного дождя. Дед и Андрейка работали не покладая рук.
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Беседа
Дайте определение обособленным членам предложения.
Как в устной и письменной речи выделяются обособленные члены предложения?
Какие члены предложения могут быть обособленными ?
Чем выражаются обособленные определения, приложения, обстоятельства?
VII. Домашнее задание.
1. Выучить правила в §47, выполнить упражнение 289.