Просмотр содержимого документа
«Похвальное слово знакам препинания»
Тема: Похвальное слово знакам препинания.
Задачи: знать, для чего нужны знаки препинания, когда они появились; уметь правильно расставлять их в предложении; воспитывать уважение к истории своей страны.
Ход урока:
Беседа.
-- Ребята, посмотрите, как много книг нас окружает. И в них много различной информации. А вся эта информация передаётся с помощью 33 знаков, которые можно назвать волшебными.
-- Что это за знаки?( Алфавит).
-- А кто знает, когда появились эти знаки?(Короткая справка ученика об азбуках Кирилла и Мефодия).
-- Какие из знаков появились раньше, какие – позже? (Можно для сравнения вывесить плакат «Азбука Глаголица», сказать о появлении в алфавите буквы «ё»).
II. Слово учителя.
В те давние времена, когда письменность на Руси только появилась, информация записывалась сверху вниз столбиком. Такая запись называлась «устав». Немного позже слова записывались в строчку, но между ними не было пробелов. Легко ли понять такую информацию?
Люди стали понимать, что необходимы знаки, которые помогут правильно понимать написанное. Сначала нужно было отделить одно высказывание (одно предложение) от другого, т.е. понадобился знак, который будет показывать границы предложения. Так, в самом начале появилась … (точка).
-- Где она ставится?
--Точка является древнейшим знаком. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Однако её употребление в тот период отличалось от современного: поначалу точка могла быть поставлена не только внизу, но и вверху или посередине строки. Впервые идея о том, что этот знак должен служить в русском письме правой границей конца высказывания, была сформулирована грамматиком Максимом Греком (ХVI в.) (Имена собственные как-то на уроке выделить, например, записывать их на доске…)
-Вот какое толкование точке даёт В.И.Даль: (точка (от «ткнуть») жен. – значок от укола, от приткнутия к чему-нибудь остриём, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина). (Определения можно заранее оформить в виде плаката).
Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.
(Можно дать толкование слова «праязык», с ним провести минутку каллиграфии).
-А знаете, как в нашем праязыке назывались известные всем сегодня знаки препинания?
? – точка вопросительная
!– точка удивления.
( ) – вместительный. Так названия были приняты в 16-18 веках.
-- Потребность в знаках препинания появилась с появлением и развитием книгопечатания в 14-16 веках. А сколько знаков препинания в русском языке сегодня? (Можно записать в тетрадь или на заранее приготовленных карточках разноцветными фломастерами или маркерами нарисовать эти знаки, можно работать парой или группой. По окончании работы показать, у кого что получилось).
--Как называются все знаки препинания одним словом? (Пунктуация).
--А какое ещё значение у этого слова? (На плакате: Раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме).
III. Тренировочные упражнения.
Сейчас мы на практике проверим, важны ли знаки препинания или от них одни неудобства: из-за них нам учительница снижает оценку за письменную работу.
1). Упр.492 (записываем первые 6 предложений, объясняем постановку знаков препинания)
Вывод: в каких случаях необходимо ставит тире? (Тире впервые появилось в русской грамматике А.А.Барсова в 1760 году и называлось «молчанка, горизонтальная черта, черта»).
2). Запятая (от русского глагола «зацепить, задеть»). Как помогает этот знак понять высказывание?
В) упр.728 (№6), стихотворение Б.Заходера (упр.122 из части №1)– сложные предложения.(Стихотворение можно распечатать).
IV. Рефлексия.
-- Какие знаки препинания мы сегодня вспомнили?
--Будем благодарить их или ругать? Запишите своё мнение по этому поводу.
V. При наличии времени мини-сочинения можно зачитать.
VI. Домашнее задание.
( Ладыженская Т.А. и др. Учебник русского языка для 5 класса (в двух частях) М., «Просвещение, 2015. Для работы в классе можно использовать другие упражнения, другие учебники)