1. Мотивация учебной деятельности | Словесный (беседа) | Приветствует, настраивает на работу - Здравствуйте ребята. Проверьте свою готовность к уроку. У вас на столе должны лежать учебник, тетрадь и пенал. Организует работу над пословицей - Соберите из слов пословицу: собираются по знания капле - А прежде давайте вспомним, что такое пословица? - Какая пословица получилась? - Как вы понимаете эту пословицу? - Правильно, каждый день вы узнаёте что-то новое и ваши знания по капельке собираются в огромное море знаний. Сегодня на уроке мы добавим ещё одну капельку в это море знаний. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу - Пословица – это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. Составляют из слов пословицу - Знания собираются по капле. - Каждый день мы узнаем что-то новое, накапливаем свои знания. | | Р: осуществлять волевую саморегуляцию К: владеть диалогической формой речи | |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Словесный (беседа) | Организует вступительную беседу - Ребята, откройте тетради, запишите число, классная работа. - Послушайте, о чём идет речь: это устный или письменный пересказ текста. Используется в общеобразовательной школе как один из основных видов классной работы по развитию речи учащихся, способствует закреплению у них навыков правописания. - Запишите посередине строки с большой буквы слово изложение. - Что мы будем делать сегодня на уроке? - Из каких частей состоит текст изложения? - Ребята, сегодня мы будем писать изложение. - Какова будет цель нашего урока? - Сегодня на уроке вы будете работать с текстом, учиться по вопросам последовательно излагать содержание текста и применять изученные правила письма при письменном изложении текста. | Участвуют во вступительной беседе Открывают тетрадь, записывают число, классная работа - Изложение. Записывают слово изложение - Писать изложение. - Вступление, основная часть, заключение. - Правильно написать изложение. | объяснять, что такое изложение | Р: принимать и сохранять учебную задачу К: владеть диалогической формой речи Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
5. Реализация построенного проекта | Наглядный (иллюстрация) Словесный (беседа) Практический (определение темы, идеи текста) Практический (деление текста на части, выявление микротем) Практический (составление плана) Практический (орфографическая и словарно-лексическая работа) | Организует беседу по содержанию прочитанного на основе вопросов - Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Определите, соответствует ли эта иллюстрация содержанию текста. - О ком и о чём этот текст? - Что делал котик на дереве? - Кто сел рядом с ним? - Что сделал Мурзик, когда ворона села рядом с ним? - Что сделала ворона? - Что случилось с Мурзиком? Организует повторное чтение текста, составление плана - Прочитайте текст самостоятельно и подумайте, сколько смысловых частей в тексте? - Ещё раз рассмотрите иллюстрации. Какой рисунок ещё можно было сделать? - Определите тему текста. О ком говорится в тексте? - Как вы думаете, какое название можно дать этому тексту? - Запишите его в тетради. - Какова главная мысль произведения? Что хотел сказать автор? - Назовите тип текста. - Как вы это определили? Работа над содержанием первой части - Что сказано о Мурзике? - Почему автор назвал его не кот, а котик? - Что значит озорной? - Какое имя существительное заменяет слово он? - Как можно озаглавить эту часть? Работа над содержанием второй части - Что говорится о действиях Мурзика? - Каким словом можно заменить в первом предложении слово ей? - Вместо какого слова употреблено слово озорник? - Удачно ли подобрано слово? - Каким словом заменяется имя существительное ворона и почему? - Как озаглавим эту часть? Работа над содержанием третьей части - Какие слова использует автор вместо слова Мурзик? - А какие другие слова можно употреблять? - Как можно озаглавить эту часть? Организует орфографическую, словарно-лексическую работу - Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. _днажды; не уд_ржался; с_дел; пов_зло; на дер_ве; пров_лился; в_рона; пуш_стый; вц_пился; сне_; к_гтями; пол_тела над д_ревней. - Ребята, а теперь посмотрите снова на текст. Какие слова являются для вас непонятными и требуют объяснения? Однажды – всего один лищь раз. Рядом – близко. Замер – оставался в неподвижном состоянии. - Обратите внимание на правописание данных слов. | Отвечают на вопросы по содержанию Рассматривают иллюстрацию к тексту, обосновывают свое мнение - О котике Мурзике и о том, что с ним приключилось. - Сидел. - Ворона. - Прыгнул ей на спину. - Испугалась и полетела над деревней. - Он не удержался и провалился в пушистый снег. Читают текст, вместе с учителем составляют план - Три - Можно сделать рисунок, как котик Мурзик оказался в снегу. - О котике Мурзике. - Проказы Мурзика. - Хорошо, когда все хорошо заканчивается. - Данный тип текста является повествованием, т. к. в данном тексте описываются события в определенной последовательности. В тексте содержится много глаголов: сидел, прыгнул, вцепился, замер, испугался, полетела, повезло, провалился. - Что Мурзик был озорной. - Автор употребил слово котик в уменьшительно-ласкательной форме, потому что Мурзик маленький. - Шаловливый, вредный. - Кот Мурзик. - Необыкновенное соседство. - Прыгнул, вцепился когтями и замер. - Вороне. - Вместо слова Мурзик. - Слово подобрано удачно, т.к. отражает поведение кота. - Испугалась, полетела над деревней. - Словом она. Для того, чтобы избежать неоправданных повторов. - Прыжок Мурзика. - Не удержался, упал, провалился в снег. - Потому что он упал в снег. - Ему, он. - Котику, озорнику. - Повезло. Работают у доски, вставляют пропущенные буквы, объясняют правописание слов Работают с текстом, ищут непонятные слова | определять тему и главную мысль текста составлять план текста распознавать в словах изученные орфограммы | Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации П: выделять существенную информацию из сообщений разных видов. П: строить логическое рассуждение П: выделять существенную информацию из сообщений разных видов. К: владеть диалогической формой речи П: проводить сравнение П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков П: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. П: осуществлять поиск необходимой информации К: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Практический (устный пересказ теста, выявление ключевых слов) Словесный (беседа) | Организует устный пересказ текста, работу над выделением опорных слов - Итак, кто хочет пересказать первую часть? - Какие опорные слова можно выделить в этой части? - Перескажите вторую часть. Выделим ключевые слова. - Перескажите третью часть. Какие слова в этой части будут ключевыми? Организует работу над совершенствованием устного пересказа - Прочитайте текст ещё раз. Прочитайте внимательно вопросы. Ответы на данные вопросы помогут вам пересказать текст. 6.Что случилось с Мурзиком? - Зная ответы на данные вопросы, вы сможете написать изложение. | Устно пересказывают текст, выделяют ключевые слова Пересказывает один человек - Озорной, однажды, сидел, рядом. - Прыгнул, вцепился, замер, испугалась, полетела. - Не удержался, повезло, провалился. - Котик Мурзик был озорной. - Однажды он сидел на дереве. - Рядом села ворона. - Мурзик прыгнул ей на спину. Озорник вцепился когтями в перья и замер. - Ворона испугалась. Она полетела над деревней. - Мурзик не удержался и упал. Ему повезло. Он провалился в пушистый снег. Пересказывают текст по вопросам 1-2 человека | пересказывать содержание текста с опорой на вопросы | Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации П: осуществлять поиск необходимой информации К: владеть диалогической формой речи П: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; осуществлять синтез как составление целого из частей К: адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу |