kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка материалов для домашнего сочинения-описания об осени. «Унылая пора! Очей очарованье!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение написанию сочинения-описания природы в художественном стиле; формирование умения составлять связный текст.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка материалов для домашнего сочинения-описания об осени. «Унылая пора! Очей очарованье!»»

Тема урока: «Подготовка материалов для домашнего сочинения-описания об осени. «Унылая пора! Очей очарованье!»

Цель: обучение написанию сочинения-описания природы в художественном стиле; формирование умения составлять связный текст.

Задачи:

  1. развивать наблюдательность, творческое воображение на основе восприятия художественных образов стихотворений, картин, музыкальных произведений;

  2. воспитывать любовь к природе, живописи, музыке, поэзии; воспитывать самостоятельность, творческую активность.

  3. на высоком уровне трудности, в быстром темпе работы обеспечить осознание каждым учащимся своих учебных действий на всех этапах процесса усвоения (восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение).



Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация; раздаточный материал: листы для сбора рабочего материала, отрывки из стихотворений, зашифрованные примерный план сочинения – описания природы в художественном стиле, темы.

Предполагаемы продукт урока: интеллект-карты

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент, сообщение темы. Беседа.

- Ребята, посмотрите на тему нашего сегодняшнего урока. Скажите, это строчки из стихотворения какого автора? Как вы думаете, о каком времени года сегодня пойдёт речь?

- Вы правы, сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями композиторов, поэтов, художников об осени. Мы будем учиться у мастеров слова красиво выражать своё отношение к осени. К концу урока у вас должен накопиться рабочий материал, который поможет вам написать сочинение об осени.

- Какие чувства вызывает у вас осень? Почему?



Называют имя А.С. Пушкина. Говорят, что речь пойдёт об осени.

Высказывают мнения, что осень вызывает и положительные, и отрицательные эмоции, потому что осень может быть очень разной.
Оформление записи в тетради (число, сочинение…)

2. Формулировка целей урока.

Вспомним, что нужно для того, чтобы написать хорошее сочинение?

Итак, наша задача описать свою осень, опираясь на чувства, которые вызывает данное время года, используя знания, полученные на уроке.

Отвечают, что нужно подумать, о чем будут писать, для кого, для чего, то есть сформулировать основную мысль, собрать рабочий материал, логически выстроить сочинение.

3. Сбор рабочего материала. Создание интеллект-карт.
Анализ стихотворения.
Лексическая работа.

 


Учитель выразительно читает стихотворение А.С.Пушкина.
«Унылая пора! очей очарованье!»
Сени, очарование, чары
Какое чувство Пушкин испытывал к осени?
– Какие строки дают нам возможность сделать такой вывод?
– Как называет Пушкин осень?
– Нет ли противоречия в этих строках? Какой приём выразительности использует автор?
Подберём синонимы к слову очарование и запишем их в рабочие материалы:
Это оценочные эпитеты.

Вернёмся к стихотворению. Почему автор использует выражение «прощальная краса»?

«Пышное природы увяданье». Чем интересна эта строка?

Какие ещё приметы осени есть в этом стихотворении? Что меняется в природе?

А вы никогда не задумывались над тем, что осень может быть очень разной, поэтому и отношение к ней даже у одного человека противоречивое.


Находят стихотворение в раздаточном материале, слушают учителя, следят.

Говорят о любви поэта к этому времени года.
Читают строки
Унылая пора – очей очарованье. Осень для Пушкина очей (глаз) очарованье, то есть красота осени для поэта очаровательная.
Подбирают синонимы волшебная, чарующая, колдовская, восхитительная, пленительная, волнующая, завораживающая, торжественная, несказанная.
Начинают составлять интеллект-карту.
Отвечают, что краса осени недолговечна, скоро ей на смену придёт зима.
В ней автор ставит рядом взаимоисключающие понятия: «увяданье», но «пышное». Природа прощается с нами и на прощание она показывается во всей своей красе.
Записывают в свои рабочие листы, продолжают составлять интеллект-карту: в багрец и золото одеты леса, ветра шум, свежее дыханье, небеса покрыты мглой, тучами, редкий луч солнца, первые морозы.


4.Анализ стихотворения А.К. Толстого «Прозрачных облаков спокойное движенье»

Осень бывает разной, каждый в ней видит и любит что-то свое. Начинается осень с особой тишины и прозрачности воздуха. Кажется, что природа задумалась, готовиться к чему-то. Все дела завершены, людям подарено тепло. Урожай собран, природа отдыхает. Эта тишина осени близка А.К.Толстому

Ученик выразительно читает стихотворение А.К.Толстого «Прозрачных облаков спокойное движенье». Ученики продолжают заполнять интеллект-карту, добавляют эпитет « мирная осень».

5.Анализ картины И.И. Левитана «Золотая осень»

Такую же «мирную» осень изображает И.Левитан на своей картине «Золотая осень». Рассмотрим эту картину. Что на ней изображено?
Какие краски использует автор?
Почему картина называется «Золотая осень»?
На этой картине изображён праздник осени.


Учащиеся в интеллект-карту добавляют то, что изображен на картине: Луг, деревья на лугу, речка, вдали виднеются поля.
Записывают краски: листва золотая, жёлтая, оранжевая, красная, разноцветная; небо голубое, синее; трава: зелёная, коричневая…
Цвета на картине контрастны: нежно – золотая листва берёз и мрачная, лиловая вода реки. Трава то золотится под лучами солнца, то становится серовато – пепельной от тонких облаков, закрывших поле.

6. Анализ музыкального произведения П.И. Чайковского

«Осенняя песнь»

( отрывок из цикла «Времена года»)

А теперь, ребята, давайте вспомним звуки, которые у нас связаны с приходом осени. Какие это звуки?
А кто знает композиторов, писавших об осени?  (Чайковский, Вивальди).
Давайте послушаем отрывок из произведения Чайковского «Времена года». Быть может, мы услышим ещё какие-то звуки осени?


Продолжают слушать музыкальное произведение.
Высказывают свои мысли о звуках осени, отражают их в интеллект- карте.


7.Физминутка.

Учитель предлагает учащимся встать и показать, как падают осенние листья (под звуки «Осенней песни» П.И. Чайковского»)

Учащиеся двигаются по звуки музыки.


8.Анализ стихотворения Н. Заболоцкого «Но вот приходит ветер».

Мы сказали, что звуком осени является шум ветра. Именно с ветра начинается осень ветров. Ветер старается сорвать пышное убранство лесов, растрепать траву и подхватить на своих крыльях птиц, улетающих в тёплые края. Он несёт уже не прохладу, а резкую колкость холода. Это отчётливо видно в стихотворении Н. Заболоцкого «Но вот приходит ветер».
Ребята, а какое здесь отношение у поэта к осени? Как изменяются краски? Какая она, осень ветров?



Подготовленный ученик читает стихотворение. Остальные следят, говорят, что
мы уже не видим любования и восхищения красивыми картинами природы:
серая, неприятная, мглистая, холодная. Отражают эпитеты в интеллект- карте. Самостоятельно продолжают работать со стихотворением и интеллект-картой.


9. Заключительный этап урока. Рефлексия «Светофор». Демонстрация интеллект-карт. Домашнее задание.

Вот и подошло к концу наше с вами путешествие по осени. Благодаря произведениям мастеров живописи, музыки, поэзии, мы увидели осень во всей красе.
Материал для сочинения готов. Темы, план и рекомендации зашифрованы в куар-коде. Всем желаю творческих находок. Поделитесь впечатлениями.

Учащиеся поднимают зеленые листочки, если все понятно и они готовы к написанию сочинения, зеленые, если во время подготовки возникали затруднения, и красный, если задания были трудные, многое не понял.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Осипанова Наталья Геннадьевна

Дата: 13.06.2023

Номер свидетельства: 633574


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства