kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к заданию 6 ЕГЭ по русскому языку (лексические нормы). Теория и практика.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок помогает подготовить учащихся к выполнению задания 6 ЕГЭ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к заданию 6 ЕГЭ по русскому языку (лексические нормы). Теория и практика.»

Урок по подготовке к заданию 6 ЕГЭ по русскому языку (лексические нормы). Теория и практика. 11-й класс

Цели урока: закреплять знания, развивать умения, необходимые для выполнения тестового задания 6 ЕГЭ.

Образовательные задачи: закреплять и расширять знания лексических норм.

Развивающие задачи: развивать навык анализа, сопоставления, обобщения; продолжить работу по развитию речи учащихся.

Воспитательные задачи: способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Оборудование: карточки; мультимедийный комплекс, ноутбук для демонстрации ПРЕЗЕНТАЦИИ, сопровождающей все этапы урока.

Ход урока

  1. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Слайд 1

  2. Задание 6. Лексическая ошибка. Теория (слайд 2)

Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.

  1. Формулировка 1 (из демоверсии ЕГЭ): (слайд 3)

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Толстой изложил свою автобиографию очень подробно.

Ответ: свою (плеоназм: Автобиография - человек сам описывает основные события своей жизни)

  1. Формулировка 2 (из демоверсии ЕГЭ) (слайд 4)

- Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

Ответ: потерпели (нарушение лексической сочетаемости: одержать победу/ потерпеть поражение)

  1. Алгоритм выполнения задания 6 (слайд 5)

1. Обратите внимание на  формулировку (замена/исключение)

2. Прочитайте предложение, определите значение каждого слова;

3. Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки).

4. Если исключаете слово, проверьте, не поменялся ли смысл предложения!

Типы ошибок (слайд 5)


Примеры

Тип ошибки

Плеоназм

(исключение)

Главная суть, предчувствовать заранее, необычный феномен,

первая премьера.

Тавтология

(исключение)

Проливной ливень, редактор редактирует, писатель пишет,

Нарушение лексической сочетаемости

(замена)

Он выполнил подвиг (совершил подвиг). Пьеса играет большое значение (имеет значение или играет роль). После выхода книги он заслужил известность (приобрел известность/заслужил уважение).

Ошибки в употреблении фразеологизмов (устойчивых выражений) замена

Антон любит мастерить, у него серебряные руки (устойчивое выражение - золотые руки). 

Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов. (замена)

Этот аппарат своей конструкцией не был похож ни на один доселе известный самолёт (до сих пор). 

Алогизм (соединение несовместимых понятий)

(замена)

Новый спектакль обречен на успех (обречен на провал). Он мой заклятый друг (заклятый враг/лучший друг). Из-за хорошей погоды мы пошли гулять в парк (благодаря хорошей погоде).

Неточный подбор синонима

(замена)

Теннис культивируется в нашем городе с конца прошлого века (развивается в городе). 

Употребление паронимов (зам)

Каменистые ступеньки (каменные), высотная гора (высокая). 

  • Плеоназмы - словосочетания, в которых значение одного компонента целиком входит в значение другого.


Примеры плеоназмов: май месяц, период времени, коллеги по работе, хронометраж времени, прейскурант цен, библиотека книг, биография жизни, основной костяк, главная суть, памятные сувениры, народный фольклор, выгодные преимущества, своя автобиография,  первый дебют, большой мегаполис, огромная масса, горячий кипяток, мемориальный памятник, необычный феномен, главный лейтмотив, внутренний интерьер, местные аборигены, глубокая бездна, наружная внешность, впервые познакомиться, очень прекрасный/огромный, успели вовремя, продолжай дальше, смело рисковал, заранее планировали, промахнулся мимо, сразу вдруг, дефекты и недочеты, коррективы и поправки. и др.


  • Практика

Формулировка задания:
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ИСКЛЮЧИВ лишнее слово. Выпишите это слово.

  1. Коренные аборигены Америки живут в суровых условиях.

  2. Певец, с которым мы познакомились во время поездки, пришёл на собрание писателей и подарил нам бесплатно несколько своих пластинок.

  3. Свобода религиозного вероисповедания в России закреплена конституционно.

  4. Актёр произносил монолог героя, оживлённо жестикулируя руками, и его энергичные движения завораживали зал.

  5. Народный фольклор, зародившийся в древности, –– историческая основа мировой художественной культуры.

  • Тавтология

Тавтология (разновидность плеоназмов) - неоправданное употребление однокоренных слов.

Примеры тавтологии: Заданное задание мы выполнили; гостеприимно приняли; соединить воедино; организовать организацию; желаю долгого творческого долголетия; бездонная бездна; кружок вновь возобновил работу; учащиеся выполнили заданное домашнее задание; характерные для Чацкого черты характера; К недостаткам книги можно отнести недостаточное количество иллюстраций


Практика

Формулировка задания:
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ИСКЛЮЧИВ лишнее слово. Выпишите это слово.


  1. Не существует существенной разницы в нравственных приоритетах мировых религий.

  2. К ужину Марья Сергеевна испекла яблочную шарлотку из яблок и пригласила на чай соседей.

  3. Наконец мы видим лес, хмурое небо в мохнатых тучах, меж которыми лишь кое-где видна чернеющая чернота.

  4. Шёл проливной ливень, так что на крыльцо нельзя было выйти.

  5. На экзамене по биологии ответы отвечающих были сбивчивы  — больше тройки никто не получил.


IV. Нарушение лексической сочетаемости 

Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость. Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости.




Примеры нарушения лексической сочетаемости: сделать решение (принять решение); играть значение (иметь значение, играть роль); роман дал автору славу (принес славу); дать поддержку (оказать поддержку), одержать первенство (одержать победу или завоевать первенство); делать поступки (совершать поступки); в поле внимания (в поле зрения или в центре внимания); табун рыб (табун лошадей или косяк рыб); приобрести уважение окружающих (заслужить уважение); ученый сделал гипотезу (выдвинул) и т.д.

Практика

Формулировка задания:

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания.

1.Аркадий делал впечатление интеллигентного человека, имеющего жизненный опыт.

2. Благодаря деятельности организаций по защите природы экологические проблемы привлекают ведущее внимание общественности.

3. . Всем интернет-пользователям особое значение следует уделить вопросам, касающимся компьютерной безопасности.

4. С появлением в 1924 году ежедневных радиопередач начался скоропалительный рост популярности домашних радиоприёмников.

5. Снятый в прошлом году фильм создал неоднозначную реакцию кинокритиков.



V. Ошибки в употреблении фразеологизмов 

Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).

Фразеологические ошибки - это искажение формы фразеологизма или употребление их в несвойственном им значении.


Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:

  • Изменение лексического состава фразеологизма («зарубить на лбу» вместо «зарубить на носу»);

  • Сокращение или расширение выражения («И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит», «Обратиться не по правильному адресу» вместо «Обратиться не по адресу»);

  • Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении;

Примеры ошибок: Он вставлял ему прутья (палки) в колеса; Она держит его в ежовых варежках (рукавицах); Иванушка рос не по дням, а по ночам (по часам); Ему досталась львиная часть (доля); Довели меня до белого колена (каления); Пока суть (суд) да дело ... ; Пора тебе взяться за свой ум (взяться за ум); Вы обратились не по правильному адресу (по адресу); Эта работа выеденного гроша не стоит (выеденного яйца или ломаного гроша); Нельзя все делать сложа рукава (спустя рукава или сложа руки);


    1. Казалось, все заботы остались у героя рассказа в прошлом, и душа его преобразилась, и новую жизнь можно начать с белого листа.

    2. Он бросил на неё беглый глаз.


VI.Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов, употребление слов иной стилевой окраски, просторечий. 


Устаревшие слова в зависимости от причин устаревания делятся на две группы:

Историзмы - это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д)

Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей - актер).

***Историзмы и архаизмы употребляются в текстах, в которых речь идет о прошлом (художественная литература, исторические исследования).

Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (спутник, ноутбук).

Диалектизм - лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.


Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.
Примеры ошибок: Она пошла к врачу, потому что у нее более очи (вместо глаза); Лиза была домработницей (служанкой) у Фамусова; Практиканты, облаченные в средства защиты, приступили к работе (одетые); Покоряет человеческая теплота, заботливая внимательность, с которыми здесь привечают друзей (встречают); Чичиков за свои махинации был сокращен с работы. Чичиков сумел всех объегорить (обмануть). «Тихий Дон» - интересная книжица (книга). Учёные научно-исследовательского института в ближайшее время должны покумекать над новыми машинами для расфасовки чая (подумать). После окончания лицея Пушкин был принят на работу в Коллегию иностранных дел (поступил на службу). В сочинении мне охота написать о любимом герое; Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю (свеклы); Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт. (Полиглот – человек, владеющий многими языками - Лексическая ошибка связана с непониманием значения заимствованного слова «полиглот».

VII.Алогизмы

Алогизм - тип логической (речевой) ошибки, состоящей из нарушений логических связей в тексте, сочетание противоречащих друг другу понятий.

Примеры алогизмов: Благодаря плохой погоде мы не поехали на экскурсию (из-за плохой погоды). Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от обыкновенного рябчика. (Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от клюва обыкновенного рябчика); Будучи под давлением своих товарищей, герой стал активным членом общества и добровольно участвовал в сходках (нельзя под давлением добровольно участвовать).
*В литературных произведениях алогизмы часто используются в качестве художественного приема


Практика


Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания.

1. Для повышения качества работы нужно не мириться с достигнутыми недостатками, а бороться с ними.



VIII. Рефлексия. Слайд 26

  • Я справился (не справился)....

  • Я смог (не смог)....

  • У меня получилось (не получилось)...

  • Я доволен(не доволен) собой ...

  • Мне было трудно...

  • Мне было легко...

  • Мне необходимо поработать над...

IX. Домашнее задание: выполнить составленный учителем тест на Решу ЕГЭ.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Подготовка к заданию 6 ЕГЭ по русскому языку (лексические нормы). Теория и практика.

Автор: Савеленко Т.И.

Дата: 07.02.2025

Номер свидетельства: 664850


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства