Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ»
Тема урока
Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту М.Худякова
Класс
11
Используемое оборудование
проектор, ноутбук для парной работы, текст М.Худякова, сочинение ученика для анализа, критерии оценки сочинения в форме ЕГЭ.
Место урока в образовательном процессе
Урок-практикум в 11 классе
Подготовка к уроку
Подбор текста, сочинения ученика для анализа по критериям, предварительное индивидуальное задание
Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, понимать проблему, формировать устойчивый интерес к теме урока, желание в дальнейшем выполнять работу лучше, находить нужную информацию в тексте, учиться анализировать, формулировать тезис и обоснование, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, строить речевые высказывания.
Коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать собственные мысли, высказывания, обосновывать свою точку зрения, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, слушать и слышать других, уметь договариваться пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения, владеть монологической речью, отвечать на поставленные вопросы, полно и ясно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные УУД: формулировать цели и задачи урока, учиться принимать и сохранять учебную задачу, планировать действия, понимать, к какому выводу необходимо прийти (целеполагание, прогнозирование), понимать то, что и как доказывается, уметь удерживать собственную мысль, корректировать результаты, соотносить новое знание и старое.
Личностные УУД: осознавать значимость приобретенных знаний и умений и использование их в учебной деятельности, уметь критически осмысливать ситуацию,положительное относиться к уроку, формировать устойчивый интерес к теме урока, желание получить новые знания,
выражать свое отношение к поставленной проблеме, учиться отвечать за свой выбор, идти на взаимные уступки в конфликтных ситуациях, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу, адекватно оценивать и принимать оценку, понимать нравственные идеи текста.
Тип урока по целеполаганию
Урок обобщения знаний, умений и навыков написания сочинения с учетом коррекции предыдущих ошибок
Цель урока
1) Совершенствовать умения и навыки написания сочинения в соответствии с требованиями к сочинению в форме ЕГЭ,
2) подготовиться к написанию сочинения-рассуждения по тексту М.Худякова «Предательство»;
3) актуализация личного жизненного опыта обучающихся,
Проанализировать текст М.Худякова «Предательство», применяя уже имеющиеся навыки.
Сформулировать речевые высказывания в соответствии со структурой сочинения.
Проанализировать готовое сочинение ученика, найти ошибки и оценить, используя критерии оценки сочинения в форме ЕГЭ.
Составить памятку с учетом коррекции предыдущих ошибок.
Основные термины и понятия темы
Структура сочинения в форме ЕГЭ, понятия «дружба», «поступок», «предательство»
Планируемые результаты:
Метапредметные:
1) развитие умения анализировать текст, оценивать, обобщать, делать выводы;
2) тренировка способности составлять памятку на определенном этапе изучения темы с учетом коррекции предыдущих ошибок;
3) овладение навыками работы с ноутбуком;
4) формирование умения объективно оценивать свои результаты и свою деятельность на уроке.
Предметные (с учетом коррекции предыдущих ошибок):
Правильно сформулировать основную проблему текста, составить комментарий (не пересказ!) на основе прочитанного, используя уже имеющиеся навыки.
Увидеть в тексте авторскую позицию (возможно, она не выражена четко) и верно её сформулировать (относительно проблемы текста).
Выразить согласие или несогласие с автором (корректно!) и свою позицию (в виде тезиса), привести литературные аргументы, доказывая свой тезис(не проблему текста и не авторскую позицию).
Продумать красивое вступление (не путать с проблемой!) и заключение к сочинению.
Проанализировать готовое сочинение ученика, найти ошибки и оценить, используя критерии оценки сочинения в форме ЕГЭ.
составлять памятку на определенном этапе изучения темы с учетом коррекции предыдущих ошибок;
Подготовиться к написанию сочинения-рассуждения
Используемые виды оценивания
Самооценка, оценка учителя
Межпредметные связи
Связь с литературой
Формы работы
Беседа, работа в группах, в паре, предварительная индивидуальная работа
Технологическая карта изучения предметной темы
Формирование УУД
Этап урока
Содержание
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Личностные
1.Организационный
Проверка готовности к уроку
Запись темы урока – слайд 1 Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту М.Худякова
Проверить готовность к уроку.
2. Стадия вызова
цель: актуализация имеющихся знаний, побуждение интереса к получению новой информации, постановка целей обучения(совместное с учащимися)
(функции стадии:
мотивационная, коммуникационная)
Беседа
-Сформулируйте цель урока
-Подготовиться к написанию сочинения-рассуждения по тексту М.Худякова «Предательство»
-Я просила вас проанализировать свои сочинения. Какие трудности при написании сочинения у вас возникают на сегодняшний день?
Исходя из этого, каждый для себя сформулируйте цель урока (письменно). Озвучьте. Я сформулировала цель урока так- слайд 2 Подготовиться к написанию сочинения-рассуждения по тексту М.Худякова, совершенствуя умения и навыки написания сочинения в соответствии с требованиями к сочинению в форме ЕГЭ. Каждый будет совершенствовать свои умения и навыки. Что помогают улучшить сочинение?
-Знать критерии оценивания. У каждого они есть (книга)
-Составлять высказывания по конкретному тексту
-Исправлять ошибки и оценивать готовые сочинения
- Читать образцы сочинений.
Задачи урока (слайд 3) следующие: Проанализировать текст М.Худякова «Предательство», применяя уже имеющиеся навыки.
Сформулировать речевые высказывания в соответствии со структурой сочинения.
Проанализировать готовое сочинение ученика, найти ошибки и оценить, используя критерии оценки сочинения в форме ЕГЭ.
Составлять памятку с учетом коррекции предыдущих ошибок.
Понимать проблему.
Формировать устойчивый интерес к теме урока, желание в дальнейшем выполнять работу лучше.
Отвечать на поставленные вопросы, вступать в учебный диалог с учителем.
Формулировать цели и задачи урока, понимать, к какому выводу необходимо прийти (целеполагание, прогнозирование).
Осознавать значимость приобретенных знаний и умений и использование их в учебной деятельности. Уметь критически осмысливать ситуацию,положительное относиться к уроку. Формировать устойчивый интерес к теме урока, желание получить новые знания.
3. Стадия осмысления содержания в группе, в паре.
Виды совместной деятельности
работа в группах, работа в парах
Группы и пара получают задание в соответствии с задачами урока.
1 группа (творческая) – составляет речевые высказывания в с учетом коррекции предыдущих ошибок по знакомой структуре.1 группа (творческая)
Текст вы читали дома.
Задание: работая в группе, вместе проанализируйте текст, составьте речевые высказывания по знакомой структуре сочинения.
Совет: обсудите проблемы текста и, учитывая все мнения, договоритесь и выберите основную проблему. В зависимости от выбранной проблемы стройте следующие речевые высказывания по знакомой структуре сочинения.
2 группа (экспертная) – работая в группе, вместе анализируют текст, анализирует готовое сочинение ученика, находит ошибки и оценивает работу, используя критерии оценки сочинения в форме ЕГЭ.
Работа в паре - составление памятки для класса на определенном этапе изучения темы с учетом коррекции предыдущих ошибок.
Группы и пара работают самостоятельно – учитель направляет, координирует работу учеников.
Осознавать познавательную задачу, понимать проблему, находить нужную информацию в тексте, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать тезис и обоснование, строить речевые высказывания.
Вступать в учебный диалог с одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать собственные мысли, высказывания, обосновывать свою точку зрения.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Уметь договариваться.
Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Учиться принимать и сохранять учебную задачу, понимать алгоритм работы.
Уметь удерживать собственную мысль.
Критически осмысливать ситуацию,
выражать свое отношение к поставленной проблеме, учиться отвечать за свой выбор, идти на взаимные уступки в конфликтных ситуациях, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу.
Понимать нравственные идеи текста.
4. Выступление групп, озвучивание результата, полученного в совместной деятельности.
1 группа – рассказ по плану «Структура сочинения по русскому языку в форме ЕГЭ» слайд 3
1 Вступление
2 Постановка проблемы
3 Комментарий (текстовой) к поставленной проблеме
4 Позиция автора
5 Собственная позиция
6 Литературные аргументы
7.Заключение
2 группа – анализ готового сочинения, оценка работы в соответствии с требованиями к сочинению в форме ЕГЭ ( критерии у всех на парте)
Строить речевые высказывания по плану сочинения.
Владеть монологической речью,
отвечать на поставленные вопросы,
полно и ясно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации ,слушать и слышать других.
Корректировать результаты,
уметь удерживать собственную мысль.
Выражать свое отношение к сказанному . Адекватно оценивать и принимать оценку.
5.Презентация проекта 2-х учеников, памятки учителя.
Проверка работы в паре- презентация памятки для класса (переносится с ноутбука на проектор)
Зная ваши ошибки, я составила свою памятку. Советы учителя: -слайд 5
Правильно сформулируйте основную проблему текста, составьте комментарий (не пересказ!) на основе прочитанного, не допуская фактических ошибок, связанных с пониманием текста, при этом не путайте понятия «автор» и «герой текста».
Найдите в тексте авторскую позицию (возможно, она не выражена четко) и верно её сформулируйте (относительно проблемы текста).
Выразите согласие или несогласие с автором (корректно!) и свою позицию (в виде тезиса), приведите 2 литературных аргумента, доказывая свой тезис(не проблему текста и не авторскую позицию).
Продумайте красивое вступление (не путайте с проблемой!) и заключение к сочинению.
Формулировать собственные мысли, полно и ясно выражать их.
Слушать и слышать других.
Корректировать результаты,
уметь удерживать собственную мысль.
Выражать свое отношение к поставленной проблеме.
Понимать значимость работы.
6.Проверка предварительного домашнего задания
Презентация написанного дома сочинения ученицы. (Она не работала в группах, а участвовала в разработке проекта). Оценка сочинения.
Учиться анализировать, формулировать тезис и обоснование, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, строить речевые высказывания.
Владеть монологической письменной речью.
Слушать и слышать других.
Контролировать правильность выполнения задания.
Формулировать собственные мысли, высказывания, обосновывать свою точку зрения. Адекватно оценивать и принимать оценку. Понимать нравственные идеи текста.
7. Рефлексия (самооценка, оценка учителя). Целостное осмысление, обобщение полученной информации
Присвоение нового знания, новой информации учеником
Звучит отрывок из песни на стихи В.Высоцкого «Если друг оказался вдруг…»
Слайд 2 –задачи урока
Учитель организует рефлексию.
Возвращает учащихся к поставленным в начале урока целям и задачам
Слайд 6.
Добился ли я своей цели? Каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился?
В решении какого вопроса я был наиболее активен? Благодаря чему?
Что мне не удалось выполнить и почему?
Что вызвало наибольший интерес и почему?
Ученики осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Формулировать собственные мысли, полно и ясно выражать их.
Слушать и слышать других.
Соотносить новое знание и старое.
Учиться адекватно оценивать свою работу.
Ход урока
Этап урока
Содержание
1.Организационный -1 мин.
Проверка готовности к уроку
Запись темы урока – слайд 1
Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту М.Худякова
2. Стадия вызова – 5 минут
цель: актуализация имеющихся знаний, побуждение интереса к получению новой информации, постановка целей обучения (совместное с учащимися)
(функции стадии:
мотивационная, коммуникационная)
Беседа
-Сформулируйте цель урока
-Подготовиться к написанию сочинения-рассуждения по тексту М.Худякова «Предательство»
-Я сформулировала цель урока так: Подготовиться к написанию сочинения-рассуждения по тексту М.Худякова, совершенствуя умения и навыки написания сочинения в соответствии с требованиями к сочинению в форме ЕГЭ. (слайд 2)
-Каждый будет совершенствовать свои умения и навыки.
Я просила вас проанализировать свои сочинения. Какие трудности при написании сочинения у вас возникают на сегодняшний день?
Отвечают.
Исходя из этого, каждый для себя сформулируйте цель урока. Озвучьте.
Задачи урока (слайд 3) следующие:
Проанализировать текст М.Худякова «Предательство», применяя уже имеющиеся навыки.
Сформулировать речевые высказывания в соответствии со структурой сочинения.
Проанализировать готовое сочинение ученика, найти ошибки и оценить, используя критерии оценки сочинения в форме ЕГЭ.
Составлять памятку с учетом коррекции предыдущих ошибок
Что помогают улучшить сочинение?
-Знать критерии оценивания,требования к сочинению в форме ЕГЭ. У каждого они есть (книга)
-Составлять высказывания по конкретному тексту
-Исправлять ошибки и оценивать готовые сочинения
- Читать образцы сочинений.
3. Стадия осмысления содержания в группе, в паре.- 10 минут (Уже 16 минут)
Виды совместной деятельности
работа в группах, работа в паре
Группы и пара получают задание в соответствии с задачами урока.
1 группа (творческая) – составляет речевые высказывания в с учетом коррекции предыдущих ошибок по знакомой структуре. Текст вы читали дома.
Задание: работая в группе, вместе проанализируйте текст, составьте речевые высказывания по знакомой структуре сочинения.
Совет: обсудите проблемы текста и, учитывая все мнения, договоритесь и выберите основную проблему. В зависимости от выбранной проблемы стройте следующие речевые высказывания по знакомой структуре сочинения.
2 группа (экспертная) – анализирует готовое сочинение ученика, находит ошибки и оценивает работу, используя критерии оценки сочинения в форме ЕГЭ.
Работа в паре - составление памятки для класса с учетом коррекции предыдущих ошибок.
Группы и пара работа работают самостоятельно – учитель направляет, координирует работу учеников.
4. Выступление групп, озвучивание результата, полученного в совместной деятельности.-15 минут (Уже 31 минута)
1 группа – рассказ по плану «Структура сочинения по русскому языку в форме ЕГЭ» слайд 3
1 Вступление
2 Постановка проблемы
3 Комментарий (текстовой) к поставленной проблеме
4 Позиция автора
5 Собственная позиция
6 Литературные аргументы
7.Заключение
2 группа – анализ готового сочинения, оценка работы в соответствии с требованиями к сочинению в форме ЕГЭ ( критерии у всех на парте)
5.Презентация проекта 2-х учеников, памятки учителя.-5 минут
Проверка работы в паре - презентация памятки для класса (переносится с ноутбука на проектор)
Зная ваши ошибки, я составила свою памятку. Советы учителя: -слайд 5
Правильно сформулируйте основную проблему текста, составьте комментарий (не пересказ!) на основе прочитанного, не допуская фактических ошибок, связанных с пониманием текста, при этом не путайте понятия «автор» и «герой текста».
Найдите в тексте авторскую позицию (возможно, она не выражена четко) и верно её сформулируйте (относительно проблемы текста).
Выразите согласие или несогласие с автором (корректно!) и свою позицию (в виде тезиса), приведите 2 литературных аргумента, доказывая свой тезис(не проблему текста и не авторскую позицию).
Продумайте красивое вступление (не путайте с проблемой!) и заключение к сочинению.
Присвоение нового знания, новой информации учеником
Звучит отрывок из песни на стихи В.Высоцкого «Если друг оказался вдруг…»
На 2-ом уроке пишем сочинение. Каждый получит свою оценку.
Спасибо за урок!
Слайд 2 –цель урока
Учитель организует рефлексию.
Возвращает учащихся к поставленной в начале урока общей цели, к индивидуальной.
Слайд 6.
Добился ли я своей цели? Каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился?
В решении какого вопроса я был наиболее активен? Благодаря чему?
Что мне не удалось выполнить и почему?
Что вызвало наибольший интерес и почему?
Ученики осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
К презентации!
Тема урока
Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту М.Худякова – слайд1
Цель урока
Подготовиться к написанию сочинения-рассуждения по тексту М.Худякова, совершенствуя умения и навыки написания сочинения в соответствии с требованиями к сочинению в форме ЕГЭ. - слайд2
Задачи урока – учитель слайд 3
Проанализировать текст М.Худякова «Предательство», применяя уже имеющиеся навыки.
Сформулировать речевые высказывания в соответствии со структурой сочинения.
Проанализировать готовое сочинение ученика, найти ошибки и оценить, используя критерии оценки сочинения в форме ЕГЭ.
Составлять памятку с учетом коррекции предыдущих ошибок.
Структура сочинения по русскому языку в форме ЕГЭ - слайд 4
1 Вступление
2 Постановка проблемы
3 Комментарий (текстовой) к поставленной проблеме
4 Позиция автора
5 Собственная позиция
6 Литературные аргументы
7 Заключение
Советы учителя: -слайд 5
Правильно сформулируйте основную проблему текста, составьте комментарий (не пересказ!) на основе прочитанного, не допуская фактических ошибок, связанных с пониманием текста, при этом не путайте понятия «автор» и «герой текста».
Найдите в тексте авторскую позицию (возможно, она не выражена четко) и верно её сформулируйте (относительно проблемы текста).
Выразите согласие или несогласие с автором (корректно!) и свою позицию (в виде тезиса), приведите 2 литературных аргумента, доказывая свой тезис(не проблему текста и не авторскую позицию).
Продумайте красивое вступление (не путайте с проблемой!) и заключение к сочинению.
Рефлексия - Слайд 6
Добился ли я своей цели? Каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился?
В решении какого вопроса я был наиболее активен? Благодаря чему?