6. Развивать умение логично, грамотно излагать мысль, работать в коллективе и в группах.
7. Развивать уверенность в своих силах, настойчивость в достижении цели.
Тип урока– урок совершенствования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация по теме урока, кейс с заданиями, папки с методическими материалами по работе с частью С, контрольные листы ,текст для анализа
Структура урока:
1. Этап мотивации и погружения в совместную деятельность
2. Этап организации совместной и групповой деятельности.
3. Познавательный этап.
4. Этап анализа и рефлексии совместной и групповой деятельности.
Ход урока: 1. Слайд 1.
Приветствие. Добрый день, ребята, уважаемые коллеги! Сегодня необычный день: встреча с гостями, преподавателями из разных школ нашего края и района. Ребята, поприветствуйте гостей. Кроме того, эта неделя Масленичная. Надеюсь , у нас все пойдет как по маслу.
Погружение в тему:
Учитель: Ребята, эпиграфом к нашему уроку станут слова
Ольги Берггольц, известной поэтессы, блокадницы Ленинграда. Как соотносятся слова стихотворения и проблематика произведения, мы поговорим в конце урока. Слайд 2
А я вам говорю, что нет
Напрасно прожитых мной лет,
Ненужно пройденных путей,
Впустую слышанных вестей.
Нет невоспринятых миров,
Нет мнимо розданных даров,
Любви напрасной тоже нет,
Любви обманутой, больной,
Ее нетленно чистый свет всегда во мне, всегда со мной.
И никогда не поздно снова
Начать всю жизнь, начать весь путь,
И так, чтоб в прошлом бы - ни слова,
ни стона бы не зачеркнуть.
Постановка задачи урока:
- Сегодняшний урок по теме «Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ пройдет под девизом «Чтобы научиться писать, надо писать!» (Слайд 3, 4)
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Какую проблему будем сегодня рассматривать? (Слайд 5)
- Ответ уч-ся.
1. Мотивационный этап:
- Почему нужно научиться писать сочинение, (что мы и делаем второй год уже), а может, достаточно выполнить только тестовые задания? (Ответ уч-ся) (Слайд 6)
- Самым сложным заданием в КИМах ЕГЭ является 27-ое задание – написание сочинения на основе прочитанного текста, это задание повышенной сложности, но самое дорогое: максимальный балл за сочинение – 24 балла. Поэтому наша цель – научиться писать сочинение, показать более эффективные пути работы с текстом, а ваша задача – сотрудничать со мной и активно трудиться.
2. Этап организации коллективной работы.
- Ребята, перед вами – лист №1, карточка. Вам необходимо, подписав эту карточку, быстро, за три минуты, выполнить задания. Задания подобраны именно те, где вы больше всего допускаете ошибки: типы речи, средства связи предложений в тексте, средства выразительности (№ 23, 24, 25,26 в ЕГЭ)
- Какие типы речи вы знаете?
- Что такое описание? Повествование? Рассуждение? Как не перепутать описание и повествование?
- Старший в каждой группе собирает и сдаёт листы мне.
1гр.- Шумкова Э.
2гр- Стрельникова Н.
3гр- Бучакина В.
- Спасибо за работу. Читая текст, вы сможете себя проверить. А я вас проверю и поставлю оценки позже, во время вашей самостоятельной работы.
- Итак, работать мы сегодня будем по тексту Бориса Васильева, отрывку из его повести «А зори здесь тихие». Это произведение написано в 1969 году, а в 2019г. этой повести исполняется 50 лет. Это произведение –юбиляр этого года.. Повесть «А зори здесь тихие» удивительная, пронзительная, настоящая.. Именно поэтому в нее влюбляются все, кто начинает читать даже первые страницы
Трейлер к фильму.
- Знакомство с писателем Борисом Васильевым.
( Слайд 7, 8 рассказ Шумковой Эвелины)
Борис Львович Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. В семнадцать лет он добровольцем пошел на фронт, а после Великой Отечественной войны окончил в 1948 году Военно-техническую академию бронетанковых и механизированных войск. До 1954 года Борис Васильев был инженером, испытывал танки, потом он ушел из армии и начал заниматься литературной деятельностью. Первое же крупное произведение писателя (повесть «А зори здесь тихие…», вышедшая в 1969 году) принесло ему известность и любовь читателей. Тема Великой Отечественной войны получила развитие в повести «В списках не значился» (1974). Одним из лучших произведений эпохи «перестройки» стала опубликованная в 1984 году повесть «Завтра была война», действие которой происходит накануне Отечественной войны. ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ.В жизни известного прозаика была только одна женщина – его любимая жена Зоря Альбертовна Поляк. Их знакомство состоялось в 1943 году, когда Бориса выписали из госпиталя и он отправился поступать в Военную Академию. Расписались молодые люди в 1945 году. Работала Зоря в конструкторском бюро и редактором на телевидении. Жена поддерживала мужа во всем, была настоящим другом, товарищем и музой. Именно с Зори Альбертовны был написан образ Сони для повести «А зори здесь тихие…». Прототипом Искры Поляковой в романе «Завтра была война» также служила жена писателя – его любимая Зоря. Они прожили вместе долгих и счастливых 70 лет.
Умер Борис Васильев в Москве 11.03.2013 года. До своего юбилейного 90-го дня рождения писатель не дожил всего год. Похороны состоялись на Ваганьковском кладбище 14 марта, с соблюдением всех воинских почестей. Он лежит рядом со своей ненаглядной Зорей, которая умерла в том же году, но двумя месяцами ранее.
- Перед вами текст, по которому мы и будем писать сочинение. Во время чтения вы, вооружившись ручками или карандашами, делайте пометки на полях, подчёркивайте слова, которые можно отнести к ключевым, а также слова и выражения, помогающие понять позицию автора.
- Также перед вами таблица анализа текста, которую вы заполняете в ходе урока.
- Чтение текста ( Бурняшова Полина)
Борис Львович Васильев
Повесть « А зори здесь тихие..»
1)Рита знала, что рана ее смертельна и что умирать она будет долго и трудно. 2)Пока боли почти не было, только все сильнее пекло в животе и хотелось пить. 3)Но пить было нельзя, и Рита просто мочила в лужице тряпочку и прикладывала к губам.
4)Васков спрятал ее под еловым выворотнем, забросал ветками и ушел.5) По тому времени еще стреляли, но вскоре все вдруг затихло, и Рита заплакала. 6)Плакала беззвучно, без вздохов, просто по лицу текли слезы: она поняла, что Женьки больше нет...
7)А потом и слезы пропали.8) Отступили перед тем огромным, что стояло сейчас перед ней, с чем нужно было разобраться, к чему следовало подготовиться. 9)Холодная черная бездна распахивалась у ее ног, и Рита мужественно и сурово смотрела в нее.
10)Она не жалела себя, своей жизни и молодости, потому что все время думала о том, что было куда важнее, чем она сама.11) Сын ее оставался сиротой, оставался совсем один на руках у болезненной матери, и Рита гадала сейчас, как переживет он войну и как потом сложится его жизнь.
12)Вскоре вернулся Васков. 13)Разбросал ветки, молча сел рядом, обхватив раненую руку и покачиваясь.
14)— Женя погибла?
15)Он кивнул. 16) Потом сказал:
17)— Мешков наших нет.18) Ни мешков, ни винтовок. 19)Либо с собой унесли, либо спрятали где.
20)— Женя сразу... умерла?
21)— Сразу, — сказал он, и она почувствовала, что он говорит неправду. — 22)Они ушли. 23)За взрывчаткой, видно... — 24)Он поймал ее тусклый, все понимающий взгляд, выкрикнул вдруг: 25)— Не победили они нас, понимаешь? 26)Я еще живой, меня еще повалить надо!..
30)— Здесь у меня болит. 31)— Он ткнул в грудь: 32)— Здесь свербит, Рита. 33)Так свербит!.. 34)Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что?35) За десяток фрицев?
37)— Ну зачем так...38) Все же понятно, война...
39)— Пока война, понятно.40) А потом, когда мир будет?41) Будет понятно, почему вам умирать приходилось? 42)Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял?43) Что ответить, когда спросят: что ж это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли!44) Что ж это вы со смертью их оженили, а сами целенькие?45) Дорогу Кировскую берегли да Беломорский канал? 46)Да там ведь тоже, поди, охрана, — там ведь людишек куда больше, чем пятеро девчат да старшина с наганом!
47)— Не надо, — тихо сказала она. 48)— Родина ведь не с каналов начинается49). Совсем не оттуда. 50)А мы ее защищали. 51)Сначала ее, а уж потом канал.
52)— Да... — Васков тяжело вздохнул, помолчал. 53)— Ты полежи покуда, я вокруг погляжу. 54)А то наткнутся — и концы нам. 55)— Он достал наган, зачем-то старательно обтер его рукавом. 56)— Возьми.57) Два патрона, правда, осталось, но все-таки спокойнее с ним.
58)— Погоди! — Рита глядела куда-то мимо его лица, в перекрытое ветвями небо. 59)— Помнишь, на немцев я у разъезда наткнулась? 60)Я тогда к маме в город бегала. 61)Сыночек у меня там, три годика. 62)Аликом зовут — Альбертом. 63)Мама больна очень, долго не проживет, а отец мой без вести пропал.
68)— Бессмысленно это, все равно ведь умру. Только намучаюсь.
69)— Я разведку произведу и вернусь.70) К ночи до своих доберемся.
71)— Поцелуй меня, — вдруг сказала она.
72)Он неуклюже наклонился, застенчиво ткнулся губами в лоб.
73)— Колючий... — еле слышно сказала она, закрыв глаза. —74) Иди.75) Завали меня ветками и иди.
76)По серым, проваленным щекам ее медленно текли слезы.77) Федот Евграфыч тихо поднялся, аккуратно прикрыл Риту ветками и быстро зашагал к речке, навстречу немцам.
78)В кармане тяжело покачивалась бесполезная граната. 79)Единственное его оружие...
80)Он скорее почувствовал, чем расслышал, этот слабый, утонувший в ветвях выстрел. 81)Замер, вслушиваясь в лесную тишину, а потом, еще боясь поверить, побежал назад, к огромной вывороченной ели.
82)Рита выстрелила в висок, и крови почти не было. 83)Синие порошинки густо окаймили пулевое отверстие, и Васков почему-то особенно долго смотрел на них. 84)Потом отнес Риту в сторону и начал рыть яму в том месте, где она до этого лежала.
- О чём текст Б. Васильева?
- К какому стилю относится этот текст? (художественный)
-Особенности художественного текста:
Цель художественного текста-воздействовать косвенно, через конкретизацию идеи в образах
4. Стадия “осмысления”. Познавательный этап Для всех групп.
А) Работа с текстом – это трудоемкий процесс. Наша задача – за конкретными поступками, событиями, размышлениями увидеть то, на что обращает автор особое внимание, увидеть проблему.
Б)Что же такое проблема текста?
- Ответ уч-ся. ( Слайд 9)
( Проблема текста – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий исследования, решения. Вопрос, над которым размышляет автор).
В)- Выявление и формулирование проблемы – это один из важных этапов работы над сочинением, по всем пунктам сочинения вы будете работать только с этой проблемой. И в критериях, вы помните, если проблема неверено выявлена, то по всем остальным критериям ученик получает 0 баллов, то есть сочинение не проверяется экспертами.
Проблема в художественном тексте: она прячется за образами героев, развитием событий.
Г) Следующий шаг – комментирование проблемы
Что такое комментарий к проблеме? По какой схеме вы должны построить комментарий?
- Ответы учащихся
(Комментарий – это замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы. Автор текста передает нам свои мысли, зашифровывая их. Наша задача – показать путь, которым следует автор, раскрывая проблему) (Слайд 10)
Комментарий обязательно должен опираться на текст.
Вы должны выбрать 2 примера:
1Пример +пояснение( как этот пример раскрывает проблему)
2Пример + пояснение
Как эти примеры соотносятся
Д) Следующий этап – авторская позиция. ( Слайд 11)
Что такое позиция автора?
Авторская позиция- это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста. Помните, что если проблема текста- это вопрос, то позиция автора- это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны. Проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена
-Какие способы выражения авторской мысли используются в нашем тексте? (Риторические вопросы, оценочная лексика)
-Какова же авторская позиция?
-В каком предложении авторская точка зрения звучит отчетливо? Вот оно и должно стать ключевым в определении авторской позиции.
Е) Далее следует аргументация собственного мнения.
-Что такое аргумент? В сочинении вы должны выразить свое мнение по сформулированной проблеме, согласившись или не согласившись с мнением автора, как написано в задании 27.
- На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: одобрить или не одобрить позицию автора, выразить солидарность, понимание, принятие мнения автора или не согласиться с ним и сформулировать собственную позицию, подобрав 1 аргумент, доказывающий справедливость мнения автора и вашего мнения. Необходимо показать, как этот аргумент соотносится с вашей проблемой, позицией автора (кратко, не развернуто)
4.Работа с текстом:
О ком мы узнаем из текса?
О Рите Осяниной, о старшине Васкове
Что случилось с Ритой Осяниной?
В бою Рита была смертельно ранена
Как ведет себя героиня?
Мужественно, понимает, что жить ей осталось недолго
Найдите слова в тексте, которые это подтверждают
«Рита знала, что рана ее смертельна и что умирать она будет долго и трудно» «Холодная черная бездна распахивалась у ее ног, и Рита мужественно и сурово смотрела в нее.»
Что можно сказать о Васкове?
Смелый, опытный, чуткий
Можно ли его назвать мужественным человеком?
«25)Не победили они нас, понимаешь? 26)Я еще живой, меня еще повалить надо!..»
Постановка проблемы:
Черты характера героев отрывка
Проблема
Рита смелая, мужественная, стойкая
Проблема мужества в суровые дни войны
Васков храбрый, мужественный
Динамическая пауза. Для нашей дальнейшей работы в группах понадобится концетрация внимания и активизация памяти. Героини повести- зенитчицы. У них отличное зрение. Нам отличное зрение тоже не помешает.
Зарядка для глаз .Посмотрите на зарю слева, прямо, справа., на кончик носа. 3 раза по часовой стрелке, 3 р – против.
Соедините пальцев кончики , нажмите, почувствуйте свою силу
Это упражнение возможно применять на экзамене для снятия напряжения, нормализации работы головного мозга в стрессовой ситуации.
Групповая работа.
Итак, начинаем работу в группах. Чтобы проанализировать текст, при этом уложившись в отведённые минуты урока, мы распределились на группы. У каждой – свои задания. При этом текст у всех один, а задания разные
(Слайд 14)
1 группа – Проблема, авторская позиция.
( Терентьева Ю, Шумкова Э., Гладырь Е., Афанасьева Е, Афанасьева К.)
2 группа – комментарий
( Стрельникова Н., Гученко А., Михитарова В., Ульхова С., ВанянР)
3 группа – аргументация собственного мнения, вывод.
(Бурняшова П., Бондаренко Е., Бучакина В., Симонов В.)
- Самостоятельная работа в группах 10 минут.
- В качестве аргументов можно взять произведения о Великой Отечественной войне, которые мы изучали на уроках литературы
10 минут работают. ( В это время проверка тестов)
5 . Выступление группы №1. Проблема и авторская позиция
6. Выступление группы №2. Комментарий
7. Выступление группы №3. Аргументация и вывод
!!!(Выставление оценок за работу на уроке. Оценки за словарную тестовую работу, оценки за работу в группах. )
8. Рефлексивно-оценочный этап
- Итак, мы плодотворно поработали, и теперь, я думаю, вы легко справитесь с сочинением. Ваше домашнее задание: дописать сочинение-рассуждение по исходному тексту. (Слайд 15 )
- Как оцените нашу совместную работу? Полезен ли был урок?
А теперь мне бы хотелось, чтобы вы ответили на такие вопросы. (Слайд 16)
– Дополните, пожалуйста, фразы:
– Сегодня новым для меня было…
– Сегодня мне удалось…
– Мне показалось, что…
– Хочется надеяться на то, что…
- А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами Ольги Бергольц:
А я вам говорю, что нет
Напрасно прожитых мной лет,
Ненужно пройденных путей,
Впустую слышанных вестей.
Нет невоспринятых миров, нет мнимо розданных даров…
- Как эти слова соотносятся с анализом произведения «А зори здесь тихие»?
Не напрасно погибли героини … Как погибли Женя Комелькова, Соня Гурвич, Лиза Бричкина, Галя Четвертак?
Их смерть не напрасна, их путь велик… Почему? Девушки отдали жизнь во имя защиты Родины, во имя Победы…Ничто на земле не проходит бесследно…
В заключение хочу сказать: « Мне было приятно работать с вами. Желаю удачи на экзаменах!»
Домашнее задание: сочинение по тексту Б.Васильева. Используйте материал, который вы собрали за этот урок в тетрадях и в рабочих листах.