Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению по картине Т. Назаренко»
Подготовка к сочинению-описанию по картине Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве» (1988).
Цели:
1. Способствовать расширению кругозора учащихся, воспитанию национального самосознания.
2. Собрать необходимый материал для написания сочинения.
Предварительное домашнее задание для 5 групп:
1 группа найти материал о художнике.
2 группа история создания картины.
3 группа дать архитектурный «портрет» церкви Вознесения на улице Неждановой в Москве.
Ход урока.
1. Объявление темы урока.
- Сегодня речь пойдёт о Москве – главном городе России. Москва - красивейший город, который принято называть «сердцем России». За её русский дух, православный, патриархальный, любили её поэты и писатели.
2. Постановка проблемы (цели) урока.
Не только окраины, но и центр Москвы теряет за домом дом, за улицей улицу. Встаёт проблема сохранения старинных уголков Москвы, которую и поставила в своей картине Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве» (1988), по ней вы напишите сочинение – описание. Обратимся за помощью к нашим консультантам.
3. Обсуждение проблемы.
У картин похожее композиционное решение: огромное небо над Москвой, но это уже другое небо – с кучевыми облаками, полными движения, с парящим чудом 20 века – самолётом, стремительно реющим над Москвой. Та же стремительность жизни отражена и в описании Москвы: на огромной панораме города среди многоэтажных домов выросли небоскрёбы, одни из них достраиваются, а значит, жизнь идёт, Москва меняет облик. Но он почему-то не радует. Угрюмо-внушительные здания да широкие улицы удивляют лишь размерами. Нет в этой выставленной напоказ советской Москве ничего необычного. Мы не видим ни одной церкви, потому что в печально знаменитые 30-е годы 20 века строительство новой жизни проходило под флагом уничтожения церквей».
- Чем же нас привлекает картина Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве»? (Мирное соседство, дружное существование уголка старой Москвы в современном городе. От картины веет гармонией. Ещё раз убеждаемся в мысли, что красота – в единстве нового и старого, в верности традициям, а не в слепом отречении от своих корней. Это и есть идея картины).
4. Обсуждение проблемы.
Разговор о церкви Вознесения на улице Неждановой в Москве, изображённой на картине.
- «Церковь Вознесения построена в честь одного из великих христианских праздников Вознесения Господня, или Преображения, когда Иисус Христос после погребения и чудесного исцеления вознёсся на небо, как гласит библейское предание. Может, оттого эта небольшая церковь будто устремлена ввысь. Двухэтажное здание церковного прихода шириной всего в 3 окна, зато для таких размеров они очень высокие. И вытянутые окна. И арочные полукружья под сводом крыши. И единственный, довольно длинный и тонкий барабан, оканчивающийся небольшим золочёным куполом, украшенным крестом. Лёгкость, воздушность, устремлённость в небо этого архитектурного ансамбля подчёркивает высокая колокольня в 3 свода с продолговатыми вытянутыми окнами-арками. Церковь нарядная: по розовому фону идут вверх белые полосы. Церковь Вознесения – настоящее украшение улицы Неждановой в Москве».
5. Обсуждение проблемы. Анализ картины.
- Где, по-вашему, находится церковь? (в центре города)
- Почему вы так думаете? (рядом выросли современные безликие здания, «хрущёвки» - дома 50-60 годов)
- Откуда писала художница картину? (видимо, мастерская художницы находится очень высоко в доме напротив)
- Чем привлекла художницу церковь? (украшает место, похожа на невесту)
- В какое время года написана картина? Омрачает ли хмурая осень вид?
- Что ещё придаёт этому уголку старой Москвы отрадный вид? (маленькие двухэтажные домики, парк, мальчик с собакой)
Вывод: Церковь Вознесения радует глаз прохожего, манит к себе, приглашает зайти, подумать о душе в наш стремительный век, в который человека всё больше привлекают, увы, не духовные, а материальные ценности. Церковь Вознесения – настоящее украшение города. Художница ставит актуальнейшую проблему сохранения уголков старой Москвы, дорогих сердцу каждого русского человека, заставляет нас любоваться небольшой церковью, украшающей современный мегаполис, теряющий своё национальное лицо.
6. Дом. зад. – сочинение.
Картина "Церковь Вознесения на улице Неждановой" была написано художницей Татьяной Григорьевной Назаренко в тысяча девятьсот восемьдесят восьмом году. На ней изображен храм, построенный в честь Вознесения Христа.
В центре полотна изображена сама церковь, которая стоит на пересечении трех дорог. На переднем плане картины можно увидеть деревья без листьев, под которыми лежит снег. Исходя из этого, можно сказать, что, скорее всего, это весеннее время года. На заднем плане расположено множество других домов, которые совершенно не привлекают внимание смотрящего. Оно полностью акцентируется на самой двухэтажной церкви, которая обрамлена крышей с куполом. Также рядом с ней присутствуют и другие постройки такие, как колокольня и маленькая пристройка. Вся эта территория ограждена маленьким заборчиком. Именно церковь и примыкающие к ней здания притягивают внимание. И даже не потому, что она находится в центре полотна, а потому, что Назаренко выделила этот «ансамбль» ярким цветом. Храм изображен в красно-розовых тонах, в то время как остальные объекты картины представляют из себя серые пятна. Даже создается впечатление, будто церковь вообще не является частью этого места.
Таким образом, Татьяна Григорьевна на своей картине смогла показать всю красоту церкви Вознесения, придав ей образ чего-то волшебного.