kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к сочинению-описанию с элементами повествования. 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся учатся создавать текст по предложенному плану, познакомяться со специальной архитектурной лексикой

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению-описанию с элементами повествования. 8 класс»

Тема урока : «Подготовка к сочинению – описанию (с элементами повествования) Храма Василия Блаженного»


Оборудование и материалы :


фотоизображение собора, план собора,

таблица архитектурных украшений


Цели:

-познакомить с историей создания собора;

-дать представление о значении собора в истории русского народа -дать знания о специальной (архитектурной) лексике

-учить создавать текст по предложенному плану

-воспитывать гордость, патриотические чувства.

Ход урока :


Вступительное слово учителя:


Сегодня на уроке мы будем готовиться к описанию памятника древнерусской архитектуры. Мы будем говорить об одном из самых величественных, красивых и всемирно известных соборов - Покровском соборе, есть другое его название - храм Василия Блаженного. Это одно из семи чудес света. Об этом храме известный искусствовед Михаил Владимирович Алпатов писал, что « в нем русская архитектура достигла зрелости и классического совершенства».

• Знаете ли вы, где расположен храм Василия Блаженного? (Храм Василия Блаженного расположен в Москве на Красной площади.)

• Кто из вас бывал на Красной площади и видел этот храм? (Учащиеся говорят о том, кто и когда видел храм.)

• Какое впечатление произвел на вас этот храм, когда вы впервые увидели его?

У каждого из вас на столе лежит фотография храма. Кто из вас сможет описать храм? Что же вам мешает описать храм, изображение которого - перед вашими глазами? (не хватает слов. Для того чтобы описать его, необходимо знание архитектурных элементов, деталей собора.)

  1. Уч: Тема сегодняшнего урока:

Подготовка к сочинению-описанию собора Василия Блаженного.


  1. Цели нашего урока:

побольше узнать о соборе, познакомиться со специальными словами, которые помогут нам в его описании.



  1. Уч: Собор не только радует нас своей красотой, но и напоминает о славе предков, о боевых победах, о древних зодчих, умевших создать удивительную красоту, о великом труде людей, которые возвели храм в самом сердце нашей Родины.


  1. Знакомство с историей.


Уч: А теперь представим, что вы на Красной Площади с младшим братом, который увидел храм первый раз. Что вы можете рассказать о нем ? Почему затрудняемся в его описании? (Не хватает фактов: где, когда был построен).

«Историки»:

«В середине 16 века были сложные отношения с Казанским царством. Московские князья не раз предпринимали походы на Казань. В 1552 году наконец овладели Казанью. В ознаменование победы на площади у Кремля был построен Покровский собор, названный так в честь праздника Покрова.

Царь Иван Грозный пригласил русских мастеров Барму и Постника и «повеле им здати церкви каменны заветныя восемь престолов».


Уч: Есть ли у вас вопросы к историкам?

(Да, почему собор называется другим именем)

«Иван Грозный был жестокосердым. Никто не осмеливался ему перечить, за исключением одного –это юродивый Василий—по старинному—Блаженный.


Сын Ивана Грозного Федор после смерти Василия Блаженного велел похоронить его в храме. А над его могилой построили 10-ю главку. Так со временем Покровский Собор стали называть именем Василия Блаженного».


  1. Уч: Теперь мы знаем, когда строился храм, почему так называется. Можем ли теперь описать?

(не хватает слов, архитектурных терминов)

Гоголь как-то сказал: «Архитектура—это каменная летопись мира». А прочитать мы ее сможем с помощью человека, который учит нас и рисовать, и читать эту каменную летопись.

«Насколько велик и ценен опыт построения собора, говорит легенда, по которой царь, чтобы не смогли построить еще подобное произведение, велел ослепить зодчих—Барму и Постника.

Какова же архитектура этого шедевра, на какие детали делится храм?

Центральная башня—самая большая и высокая. Форма ее—шатер. Увенчана куполом, который напоминает луковицу. Полукруглые украшения—кокошники. Почему так названы? Похожи на праздничные головные украшения русских женщин. 3 убывающие яруса—членение объема.

Окна—узкие, щелевидные—бойницы (вести бой).

Башни по сторонам света—столпообразные, многоярусные. Купола венчают кресты.

Диагональные башни—самые маленькие.

Окаймляет храм гульбище, или галерея. Ее окаймляют детали: арки, которые образуют своды.

Особых слов восхищения заслуживают порталы—входы, которые состоят из колонн, вверху шатер, все они соединяются лестницами.

И 10-я церковь—престол с мощами Василия Блаженного».



  1. Уч: Писатель Волков сказал, что «собор Василия Блаженного как прекрасный цветок».

Давайте вместе опишем лепестки этого цветка.

План сочинения «Собор Василия Блаженного—памятник русской старины:

  1. Храм Василия Блаженного—часть русской истории.

  2. Чудо русской архитектуры.

  3. Композиция.

  4. Центральная башня.

  5. Башни по сторонам света и диагональные.

  6. Галерея и порталы.


  1. Словарная работа:

Зодчие - строители, архитекторы

Храм - собор, церковь

Возводить (здание) - сооружать, воздвигать, строить

четверик и восьмерик…


  1. Итоги, вывод:

Собор Василия Блаженного—не только образец красоты и величия, но и часть истории народа русского. В жизни разного рода случаи бывают: будь то вопросы младшего брата или встреча с людьми из других стран. Теперь мы наверняка сможем и рассказать о несравненном чуде архитектуры, и сами почувствуем сопричастность к великой истории Земли Русской.


 Покровский собор был построен в 1555-60 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани.


Собирание рабочих материалов

• Неповторимый памятник родной русской старины — собор Василия Блаженного — цветет, по словам А. Волкова, «как прекрасный цветок, как песня, запечатленная в камне». Давайте вместе рассмотрим собор. Мы выяснили, что центральная башня собора — Покровская. Что ее отличает от остальных башен? (Она не только самая большая, но и самая высокая.)

• Что напоминает ее форма? (Ее форма напоминает шатер.)

• Чем увенчана церковь? (Церковь увенчана куполом.)

Какова форма купола, что она напоминает? (Форма купола напоминает луковицу.)

• Башня выглядит необычно, красиво благодаря расписным полукруглым украшениям. Вы уже знаете, что эти украшения называются кокошниками.

Как вы думаете, почему они так названы? (Эти украшения называются кокошниками, так как они по форме напоминают женский головной убор — кокошник.)

• В этой башне три яруса. Уточните по словарю, что такое ярус? (Ярус — это убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.) Найдите ярусы башни на фотографии собора.

• А что представляют собой окна? (Окна узкие, щелевидные.)

• Как назывались на Руси такие окна? (Окна назывались бойницами.)

• Почему эти окна так назывались?

(Окна раньше служили не только для того, чтобы пропускать свет в помещение, но при необходимости из них можно было вести бой и наблюдать за врагом.) Верно, но в храмах эти узкие вытянутые окна выполняли еще одну важную функцию - они служили для украшения собора. Посмотрите, как «вписались» бойницы в общую композицию собора, как они гармоничны и естественны на башнях. Рассмотрим четыре башни по сторонам света. Какова их форма? (Башни столпообразные, многоярусные.)

• Какие элементы использовались для их украшения? (Различной формы кокошники, бойницы, украшенные треугольными стрелами.)

• Итак, мы с вами, во-первых, рассмотре-ли ряд слов терминологического характера, которые необходимы, чтобы описать памятник древнерусского зодчества; во-вторых, определили, что сочинение мы будем писать в художественном стиле с элементами научного, где употребление этих слов традиционно; в-третьих, выяснили, что при написании сочинения можно пользоваться «высокими словами, необходимыми для описания памятника древнерусской архитектуры; в сочинении будут уместны также эпитеты, сравнения, другие средства художественной выразительности.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Подготовка к сочинению-описанию с элементами повествования. 8 класс

Автор: Антоненко Елена Валериевна

Дата: 12.01.2019

Номер свидетельства: 494906


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства