kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к сочинению - описанию по картине К. Ф. Юона «Русская зима. Легачево»

Нажмите, чтобы узнать подробности

класс:6
Форма проведения: интегрированный, урок развития речи
УМК: речь, развитие речи, под ред.  Е. И. Никитиной, Москва  издательский центр «Дрофа», 2013 год

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению - описанию по картине К. Ф. Юона «Русская зима. Легачево»»

Технологическая карта урока (русский язык)

1.Тема урока: подготовка к сочинению- описанию по картине К. Ф. Юона «Русская зима. Легачево»

2. УМК - 6 класс, русская речь, развитие речи, под ред. Е. И. Никитиной, Москва издательский центр «Дрофа», 2004 год

3. Класс – 6

4. Тип урока : развитие речи

5. Форма проведения урока: интегрированный (живопись, мхк)

6. Цели урока:

Деятельностная цель: Развивать умение создавать связные речевые высказывания для передачи своих мыслей и впечатлений, подготовиться к написанию сочинения описания по картине

Содержательная цель: Воспитывать любовь к музыке, поэзии, живописи, русской природе, учить видеть в ней прекрасное, понимать ее, знакомство с творчеством К. Ф. Юона

7. Формируемые УУД:

Личностные УУД: 

- формулировать и аргументировать собственное мнение;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

Регулятивные УУД:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

-находить нужную информацию

- проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку;

- выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

8. Межпредметные и внутрипредметные связи: литература, мхк, живопись, ранее изученные разделы русского языка

9. Оборудование урока и электронные образовательные ресурсы (ЭОР): учебник, раздаточный материал, картина

10. Оформление доски: число, тема

11. Ход урока.



Этап урока, хронометраж этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

(личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные)

  1. Организаторский момент (1 минута)

-Добрый день ребята, садитесь.

Сегодня прекрасное, солнечное утро, и я надеюсь на плодотворную работу с вами



  1. Актуализация знаний

(3-5минут)

Сегодня у нас урок развития речи. Мы свами будем заниматься описанием картины. Запишите число в тетрадях и оставьте место для темы.

Что такое описание?

Описания чего вы знаете?






Каковы признаки описания? Каких частей речи больше?








Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление, предмет, место путем перечисления его признаков.

Картины, портрета, предмета, природы, животных

Существительных, так как они называют предмет, и прилагательных, так как они описывают его и характеризуют.

Личностные УУД:

- формулировать и аргументировать собственное мнение;

Познавательные УУД:

-находить нужную информацию

- выстраивать логическую цепь рассуждений

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

  1. Целеполагание
    (5-7 минуты)

Ребята, запишите пожалуйста под диктовку слова, скажите что их объединяет? Посмотрите на экран, какую картину вы видите?









Я думаю вы догадались какая тема урока и определили цели?

Верно, запишите тему урока, откройте учебник стр. 68 Спишите определение описания, откройте репродукцию картины

Березки в белоснежных шалях, радостное оживление, удивительно сказочная красота, причудливые узоры, сияющее кружево, лёгкая морозная дымка, зимние забавы, свежий и чистый воздух, покрытые серебром деревья- великаны, ясный день, пушистым одеялом, катание на санках, прогулка по лесу, ослепительно блестит.

Это все о зиме

Описание по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво».

Будем учиться анализировать описывать картину.

Записывают, открывают, смотрят

Личностные УУД:

- формулировать и аргументировать собственное мнение;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

Регулятивные УУД:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

Познавательные УУД:

-находить нужную информацию

- выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

  1. Предварительная работа
    (5-7 минут)

Знаете ли вы этого художника? Можете ли что–нибудь рассказать о его творчестве?

Тогда я вам расскажу о нем, а вы, внимательно слушая, запоминайте те образные средства, которые я буду использовать при описании полотен (картин) художника, можете записать их для себя. Запишите малопонятные и незнакомые для вас слова, чтоб потом мы их разобрали (слова записаны и на доске учителем)

К.Ф. Юон (1875-1958г) родился в Москве, здесь же окончил Московское училище живописи и зодчества. Художник очень любил среднерусскую природу, поэтому его полотна отличаются поэтичностью и жизнерадостностью. Но больше всего Юон любил изображать ослепительную зиму. Нежное голубое небо, голубовато – розоватый снег, яркое солнце, сказочно-волшебное убранство зимнего леса – все это предстает на картинах К.Ф. Юона. Его картины «Волшебница зима», «Русская зима. Лигачево», «Весенний солнечный день» и «Конец зимы. Полдень» создают праздничное, жизнерадостное настроение.

Поэтичность, жизнерадостность, ослепительная зима, нежно голубое небо, голубовато-розоватый снег, яркое, сказочно волшебное,



Регулятивные УУД:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

Познавательные УУД:

-находить нужную информацию

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

  1. Анализ произведения (картина) и работа по нему

(20 минут)

Какова тема картины?

Основная мысль?


- Как вы считаете, где находится художник? Почему вы так решили?


Рассмотрим передний план картины. Что называют передним планом?

Что художник изобразил на переднем плане картины?




Что художник изобразил на заднем плане?





каковы оттенки снега на картине Юона?


Подберите эпитеты, которыми можно описать снег на картине?



Отчего зависит цвет снега?


Где снег яркий, светлый?

А где темный?


Запишите все это в табличку (см. приложение 1 )

С помощью каких глаголов можно передать чарующую красоту снега?

Какие деревья изображены, какие они? Подберите эпитеты






Как вы думаете тепло на улице? Попробуйте определить температуру воздуха. Почему решили, что на улице морозно?


Какие звуки можно услышать в лесу?


Подберите прилагательные к воздуху и небу


Кого художник изобразил в центре картины?

Что они делают? Предположите, о чём они могут разговаривать?



Кто изображён впереди ребят? Опишите собаку.



Чем заняты остальные герои картины, те что на заднем плане?


Опишите дома жителей


Эти слова и выражения, можно и нужно использовать в сочинении.

Итак, с чего начать сочинение?

Обратите внимание на экран:

1. Картина К. Ф. Юона переносит нас в сказочный зимний лес…

2. Смотрю я на картину и думаю, почему она так притягивает взгляд…

3. Как красив лес зимой! Кажется, что зима - чародейка подарила деревьям тёплые белые шубки …

Используйте следующие выражения:

Я вижу, слышу, чувствую, наблюдаю, ощущаю…


Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме, образной. Очень важно избегать неоправданных повторов слов.


Задание

Подберите синонимы к словам:

Художник


Картина

(Картина) чудесная

Блестит

(Небо) голубое

(Настроение) праздничное

Нарисовал-

( Русская зима)

( Красота, великолепие русской зимы)


(На невысоком пригорке) так как изображено свысока


(То, что художник расположил на картине ближе к зрителям).

2 березки и небольшие(чахленькие елочки), 4 мальчика и пес, позади них еще 2 мальчика, они идут и о чем- то разговаривают, веселятся, позади них пушистая ель и несколько березок


( Задний план - то, что находится в отдалении и картины), дома, много детишек, катающихся и веселящихся, кто то скачет на коне, еще 2 коня гуляют


Светло-голубой, ярко-белый, светло-сиреневатый, темно-сиреневый, синеватый

(От освещения, от падения тени)

(Блестящий, пушистый, искрящийся, мягкий и т.д.).


В левом углу темнее, там изображены деревья, лес, то сто правее и на заднем плане почти белое так как далеко и почти все сливается

Записывают в приложение


(Блестит, переливается, сверкает)


Ель, береза

Одна ель пушистая, большая, лохматая, другие маленькие, чахленькие, худенькие. Березы стройные, высокие, покрыты снегом, как одуванчики


Небольшой мороз, так как все будто в инее, а это говорит о том, что мороз



Тишины, потрескивание деревьев, птиц, скрип снега


Чистый, свежий, бодрый, морозный; голубое, синеватое, серое, пасмурное


(Мальчишек).


Они идут и разговаривают. О том что они сейчас будут играть в догонялки или кататься на санках с горы, веселятся.

Собака. Небольшая, ласковая, игривая, преданная


Катаются с горы, веселятся, смеются, играют. Катаются на лошадях

Это избы простых жителей, крестьян, деревянные, небольшие, усыпаны снегом

Все это записывают в тетрадь



























(живописец, мастер кисти, пейзажист)

(полотно, репродукция)

(замечательная, прекрасная)

(искриться, сияет, сверкает) (лазоревое, светло – синее) (доброе, жизнерадостное)

создал, изобразил, показал.

Личностные УУД:

- формулировать и аргументировать собственное мнение;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

Регулятивные УУД:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

-находить нужную информацию

- проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку;

- выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

  1. Рефлексия

(1-2 минуты)

Сегодня на уроке мне было…..




Свою работу я оцениванию….


Мы не успели составить примерный план. Поэтому на следующем уроке допишем его и вы будите писать черновой вариант сочинения.


Интересно, узнал о новом художнике и новой картине, учились анализировать и описывать картину

На 4-5, так как все задания выполнил (а), все понял(а)

Личностные УУД:

- формулировать и аргументировать собственное мнение;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

Регулятивные УУД:

- осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

  1. Домашнее задание

(1-2 минуты)

Кто не успел дописать сочинение, или сомневается, дописывает.

Придумать эпиграф к нашему сегодняшнему уроку

Записывают в дневник


  1. Написание плана

(10 минут)

На сколько частей делим?

1.Вступление.

К.Ф.Юон- замечательный художник-пейзажист.

2.Основная часть.

Русская зима в изображении К.Ф.Юона.

А) Белый и пушистый снег

Б) Деревья- великаны

В) Небо, воздух

Г) Зимние забавы ребятишек

3. Заключение.

Как хороша русская зима в Лигачёво!


Или можете свой план написать

Так же ребята я вам даю ваши копилки с прошлого года, в них мы складывали различные выражения, фразы, сочетания см приложение 2


На 3

План.

1.Красота русской зимы.

2.Описание снега.

3.Деревья.

4.Мальчики и собака. (задний и передний план)

5.Моё отношение к русской зиме, впечатление


Личностные УУД:

- формулировать и аргументировать собственное мнение;

Регулятивные УУД:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

Познавательные УУД:

-находить нужную информацию

- выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

  1. Написание сочинения

(30 минут)

Примерное сочинение см. приложение3

Приложение 3

Личностные УУД:

- формулировать и аргументировать собственное мнение;

Познавательные УУД:

- выстраивать логическую цепь рассуждений

Коммуникативные УУД:

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
























Приложение 1



Снег

Белый, сиреневатый, , голубовато-серый, с розовым отливом. Мягкий, рыхлый, пушистый. Снег покрывает землю, словно мягкое одеяло. Снег везде: на ветвях деревьев, на крышах домов.

Деревья

Могучие, большие, высокие березки, пушистые ели. Одеты в снежное кружево. Стоят в белоснежных шалях. Прогнулись под тяжестью снега.

Воздух

Свежий, морозный, легкое дуновение ветерка, придает бодрости.

Небо

Голубоватое, радужные переливы, солнца не видно, небо в туманной дымке, но картина залита светом

Дети, зимние забавы

Счастливые, веселые, довольные. Гуляют по зимнему лесу, беседуют, рассказывают, любуются красотой природы, катаются на санках с горы,

Избы

Виднеются вдали, деревенские дома, занесенные снегом, рядом с избами стоит пара лошадей.

Настроение

Чудесный выдался денёк! Задор, веселье, смех детей пронизывают картину, радостное, ликующее , великолепное настроение.

Краски, оттенки

белый, бирюзовый, голубой, лазурный, серебристый, зеленый, светлые тона и оттенки.


Приложение 2


Зима - кудесница, окутавшая все деревья снежной бахромой. Волшебница окутала деревья в праздничный наряд, только мохнатые сосны зеленеют, деревья точно сказочный терем раскинулись вокруг, куда так и хочется войти, полюбоваться всей этой красотой, справа, около 2-х березок, приютились крошечные елочки. Они радостно протягивают свои нежные веточки вверх, но тяжелый снег нижние веточки нагнул к земле.

Сказочная зима, зима - добрая колдунья, ясная зимняя погода, земля покрылась пушистым блестящим снегом, на улице тихо, морозно, все бело, свежо, сплошное царство снега, мороз и солнце. День чудесный, стоит таинственная тишина, зима красуется, как будто говорит: »Какой я бываю красавицей», нарядный денек, земля в серебряном наряде, Какое великолепие и спокойствие, земля покрыта пушистым белым покрывалом.

Суровая зима не испугала сильными морозами и обилием снега. На улицу высыпало много детворы. У всех веселое, бодрое настроение. Неугомонные ребятишки играют в снежки и катаются с горки на санках. Вдали дети собираются лепить снежную бабу. А я смотрю на эту картину и думаю: »Как же хорошо зимой», так и хочется перенестись в места, изображенные художником и поваляться в сугробе

Приложение 3

В 1947 году признанный русский пейзажист К. Ф. Юон создал одну из своих известнейших картин «Русская зима. Лигачево».

На полотне изображен зимний пейзаж в подмосковном селе Лигачево. Морозный день на окраине деревушки, все засыпано снегом, словно укрыто белым пуховым одеялом. Природа погружена в сон, все замерло. Красавицы-березки стоят, одетые в искристый наряд, мороз сковал их, создавая очарование зимней сказки.

На заднем плане виднеется лес, который, как и все вокруг, тоже укрыт белым пушистым снежком. А еще деревенские домики, создающие определенное ощущение уюта. Хоть природа и уснула до весны, но люди продолжают жить - именно этой жизнью и наполнил свое полотно художник.

Такая погода радует детей, они выскочили на улицу, чтобы поиграть и повеселиться. Ведь в такой замечательный день можно кататься на санках, играть в снежки или лепить большого снеговика. Не забыли они и про своего четвероногого друга. Пес бегает вокруг детворы, принимая участие в зимних забавах.

В этом полотне отчетливо чувствуется любовь автора к родной природе. Оно наполнено искренностью и радостью. Когда смотришь на эту картину, так и хочется сорваться и присоединиться к веселой детской гурьбе, побегать вместе с ними по пушистому снегу, покататься на санках и поваляться в сугробе. Ощущается даже морозец, щипающий за нос и щеки.

В своей работе Юон изобразил классическую русскую зиму, именно такую, какой мы ее знаем и любим. Он использовал совсем немного цветов: белый, оттенки голубого, серый и черный, но смог с их помощью передать всю красоту и прелесть природы, а также создать настроение картины, которое сразу передается зрителю.

Мне очень понравилась эта картина, благодаря ей я вспомнил наши зимние развлечения с друзьями. И мне тоже захотелось побывать в лесу, засыпанном снегом, ощутить запах морозного воздуха и хвои.





Еще вариант

Глядя на эту картину мы понимаем с какой чуткостью художник описал зиму подмосковного села Лигачево. Даже в глазах рябит, когда всматриваешься в такой насыщенный молочно-белый колорит! Мы видим величественные, засыпанные снегом деревья — великаны, которые словно упираются своими кронами в небо.

Так и бросается в глаза пушистое серебристое полотно, покрывающее все вокруг. Вот и ребята вышли погулять в такую прекрасную погоду. Кто-то играет в снежки, кто-то сидит на санках, кто-то катается на лошади, а кто-то просто наслаждается великолепием русской природы.

Глядя на этот пейзаж, кажется, ты и сам попадаешь в сказку, и уже не можешь оторваться от такого замечательного произведения. Тихий зимний лес будто просыпается после ночного снегопада. Все деревья покрытые жемчужным инеем. На переднем плане изображены две маленькие елочки, напоминающие одиноких красавиц.

Березы тоже оделись в белоснежные зимние шубы. Снег везде и повсюду: на высоких деревьях, на крышах домов, на пригорках, на полянах. Он переливается белыми, голубыми и серыми оттенками.

Зима — очень сказочная пора года. Природа словно готовится к свадьбе и одевается в белое подвенечное платье. Хотя, природа замерла до весны, а жизнь людей продолжается… Вот идут по дороге веселые мальчишки. Они оживленно беседуют о чем-то, шагая по заснеженным сугробам. Впереди них бежит черная собака. Она тоже радуется зиме.

На заднем плане расположены деревянные домики, крыши которых плотно покрыты снегом. Дома стоят на невысокой горке, с которой дружно на санках спускаются детишки. Им очень весело. Дети играют в снежки, лепят снеговиков и просто прыгают по сугробам.

Мне эта картина нравится по особенному. Она пронизана сказочной красотой зимы с такой точностью, что оставляет неизгладимое впечатление. Эта картина показывает настоящую природу, которая зачаровывает красотой заснеженных деревьев, сверкающими на солнце полянами и землей, покрытой белым пушистым снегом.

К. Ф. Юон мастерски отобразил в своем произведении красоту русской зимы, ее жизнеутверждающую силу.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Подготовка к сочинению - описанию по картине К. Ф. Юона «Русская зима. Легачево»

Автор: Татьяна Павловна Пеженкова

Дата: 04.04.2020

Номер свидетельства: 545392


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства