Актуализация знаний (3-5минут) | Сегодня у нас урок развития речи. Мы свами будем заниматься описанием картины. Запишите число в тетрадях и оставьте место для темы. Что такое описание? Описания чего вы знаете? Каковы признаки описания? Каких частей речи больше? | Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление, предмет, место путем перечисления его признаков. Картины, портрета, предмета, природы, животных Существительных, так как они называют предмет, и прилагательных, так как они описывают его и характеризуют. | Личностные УУД: - формулировать и аргументировать собственное мнение; Познавательные УУД: -находить нужную информацию - выстраивать логическую цепь рассуждений Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции; - уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи. |
Целеполагание (5-7 минуты) | Ребята, запишите пожалуйста под диктовку слова, скажите что их объединяет? Посмотрите на экран, какую картину вы видите? Я думаю вы догадались какая тема урока и определили цели? Верно, запишите тему урока, откройте учебник стр. 68 Спишите определение описания, откройте репродукцию картины | Березки в белоснежных шалях, радостное оживление, удивительно сказочная красота, причудливые узоры, сияющее кружево, лёгкая морозная дымка, зимние забавы, свежий и чистый воздух, покрытые серебром деревья- великаны, ясный день, пушистым одеялом, катание на санках, прогулка по лесу, ослепительно блестит. Это все о зиме Описание по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво». Будем учиться анализировать описывать картину. Записывают, открывают, смотрят | Личностные УУД: - формулировать и аргументировать собственное мнение; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; Регулятивные УУД: - высказывать свое предположение на основе учебного материала; Познавательные УУД: -находить нужную информацию - выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции; - уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи. |
Предварительная работа (5-7 минут) | Знаете ли вы этого художника? Можете ли что–нибудь рассказать о его творчестве? Тогда я вам расскажу о нем, а вы, внимательно слушая, запоминайте те образные средства, которые я буду использовать при описании полотен (картин) художника, можете записать их для себя. Запишите малопонятные и незнакомые для вас слова, чтоб потом мы их разобрали (слова записаны и на доске учителем) К.Ф. Юон (1875-1958г) родился в Москве, здесь же окончил Московское училище живописи и зодчества. Художник очень любил среднерусскую природу, поэтому его полотна отличаются поэтичностью и жизнерадостностью. Но больше всего Юон любил изображать ослепительную зиму. Нежное голубое небо, голубовато – розоватый снег, яркое солнце, сказочно-волшебное убранство зимнего леса – все это предстает на картинах К.Ф. Юона. Его картины «Волшебница зима», «Русская зима. Лигачево», «Весенний солнечный день» и «Конец зимы. Полдень» создают праздничное, жизнерадостное настроение. | Поэтичность, жизнерадостность, ослепительная зима, нежно голубое небо, голубовато-розоватый снег, яркое, сказочно волшебное, | Регулятивные УУД: - высказывать свое предположение на основе учебного материала; Познавательные УУД: -находить нужную информацию Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи. |
Анализ произведения (картина) и работа по нему (20 минут) | Какова тема картины? Основная мысль? - Как вы считаете, где находится художник? Почему вы так решили? Рассмотрим передний план картины. Что называют передним планом? Что художник изобразил на переднем плане картины? Что художник изобразил на заднем плане? каковы оттенки снега на картине Юона? Подберите эпитеты, которыми можно описать снег на картине? Отчего зависит цвет снега? Где снег яркий, светлый? А где темный? Запишите все это в табличку (см. приложение 1 ) С помощью каких глаголов можно передать чарующую красоту снега? Какие деревья изображены, какие они? Подберите эпитеты Как вы думаете тепло на улице? Попробуйте определить температуру воздуха. Почему решили, что на улице морозно? Какие звуки можно услышать в лесу? Подберите прилагательные к воздуху и небу Кого художник изобразил в центре картины? Что они делают? Предположите, о чём они могут разговаривать? Кто изображён впереди ребят? Опишите собаку. Чем заняты остальные герои картины, те что на заднем плане? Опишите дома жителей Эти слова и выражения, можно и нужно использовать в сочинении. Итак, с чего начать сочинение? Обратите внимание на экран: 1. Картина К. Ф. Юона переносит нас в сказочный зимний лес… 2. Смотрю я на картину и думаю, почему она так притягивает взгляд… 3. Как красив лес зимой! Кажется, что зима - чародейка подарила деревьям тёплые белые шубки … Используйте следующие выражения: Я вижу, слышу, чувствую, наблюдаю, ощущаю… Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме, образной. Очень важно избегать неоправданных повторов слов. Задание Подберите синонимы к словам: Художник Картина (Картина) чудесная Блестит (Небо) голубое (Настроение) праздничное Нарисовал- | ( Русская зима) ( Красота, великолепие русской зимы) (На невысоком пригорке) так как изображено свысока (То, что художник расположил на картине ближе к зрителям). 2 березки и небольшие(чахленькие елочки), 4 мальчика и пес, позади них еще 2 мальчика, они идут и о чем- то разговаривают, веселятся, позади них пушистая ель и несколько березок ( Задний план - то, что находится в отдалении и картины), дома, много детишек, катающихся и веселящихся, кто то скачет на коне, еще 2 коня гуляют Светло-голубой, ярко-белый, светло-сиреневатый, темно-сиреневый, синеватый (От освещения, от падения тени) (Блестящий, пушистый, искрящийся, мягкий и т.д.). В левом углу темнее, там изображены деревья, лес, то сто правее и на заднем плане почти белое так как далеко и почти все сливается Записывают в приложение (Блестит, переливается, сверкает) Ель, береза Одна ель пушистая, большая, лохматая, другие маленькие, чахленькие, худенькие. Березы стройные, высокие, покрыты снегом, как одуванчики Небольшой мороз, так как все будто в инее, а это говорит о том, что мороз Тишины, потрескивание деревьев, птиц, скрип снега Чистый, свежий, бодрый, морозный; голубое, синеватое, серое, пасмурное (Мальчишек). Они идут и разговаривают. О том что они сейчас будут играть в догонялки или кататься на санках с горы, веселятся. Собака. Небольшая, ласковая, игривая, преданная Катаются с горы, веселятся, смеются, играют. Катаются на лошадях Это избы простых жителей, крестьян, деревянные, небольшие, усыпаны снегом Все это записывают в тетрадь (живописец, мастер кисти, пейзажист) (полотно, репродукция) (замечательная, прекрасная) (искриться, сияет, сверкает) (лазоревое, светло – синее) (доброе, жизнерадостное) создал, изобразил, показал. | Личностные УУД: - формулировать и аргументировать собственное мнение; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; Регулятивные УУД: - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - осуществлять самоконтроль. Познавательные УУД: -находить нужную информацию - проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку; - выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции; - уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи. |