kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к написанию творческого изложения на основе анализа художественного текста. (По стихотворению в прозе И.С.Тургенева «Воробей»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: 1)на основе аналитического прочтения текста подготовиться к написанию

                      изложения с творческим заданием; 2) закрепить такие теоретические

                      понятия, как композиция, тема, проблема, идея текста

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к написанию творческого изложения на основе анализа художественного текста. (По стихотворению в прозе И.С.Тургенева «Воробей»)»

Подготовка к написанию творческого изложения

на основе анализа художественного текста.

(По стихотворению в прозе И.С.Тургенева «Воробей»)

Автор – Фатыхова М.Р., учитель русского языка МОУ Школа № 87 г. Уфы


Цель урока: 1)на основе аналитического прочтения текста подготовиться к написанию

изложения с творческим заданием; 2) закрепить такие теоретические

понятия, как композиция, тема, проблема, идея текста

I. Слово учителя. Мы знаем, что написать изложение без анализа исходного текста невозможно. Что же входит в понятие анализа текста? С каких двух сторон можно анализировать текст? (Можно анализировать его форму и содержание.)

- Что же составляет форму текста? (Тип речи, стиль текста, композиция.)

- Что входит в понятие «содержание текста»? (Тема, проблема, идея текста.)

II. Чтение текста и словарная работа. (Дети карандашом выделяют слова, смысл которых им непонятен.)

- Какие слова при чтении оказались вам непонятны?

Красться – проходить куда-нибудь тайком, незаметно.

Растопырив – (разг.) расставить, раздвинуть в стороны, торчком.

Взъерошенный – от «ерошиться» - торчать, подниматься в разные стороны (о волосах,

шерсти).

Ринуться – стремительно броситься, устремиться.

Жертвовать – подвергать опасности, поступиться кем-н., чем-н. ради чего-либо.

Попятился – медленно пошел назад, повернувшись спиной по направлению к движению.

Порыв – сильное мгновенное проявление какого-н. чувства, душевный подъем, сопровождающийся стремлением сделать что-н.

III. Анализ текста.

- Докажите, что это текст. (Предложения связаны по смыслу и грамматически.)

- Каков тип текста? Почему вы так решили? (Это повествование, так как в тексте рассказывается о событиях.)

- Каков стиль текста? Докажите свое мнение. (Стиль художественный, так как в тексте встречаются различные тропы: эпитеты – взъерошенный, зубастый, жалкий; сравнение – камнем упал); олицетворения – голосок одичал, сила…сбросила его, перифразы – громадное чудовище, маленькая героическая птица.)

- Какова традиционная композиция любого произведения? (Вступление, основная часть, заключение.)

- Какие элементы композиции мы можем выделить в данном повествовательном художественном тексте? (Вступление: «Я шел по аллее сада. Собака бежала впереди…; завязка: «вдруг собака уменьшила свои шаги и начала красться»; развитие действия: «Собака медленно приближалась к упавшему воробышку»; кульминация: вдруг старый воробей камнем упал перед собачьей мордой, но его маленькое тело трепетало от ужаса»; развязка: «Трезор попятился, признал эту силу духа»; заключение: «Я благоговел перед маленькой птицей. Любовь… сильнее страха смерти».)

- Вы, наверное, заметили, что в композиции нашего текста есть не совсем обычные части – вступление и заключение. Для понимания этого текста очень важны первое и последнее предложения, где содержатся мысли и переживания рассказчика, тот вывод, который он делает на основе увиденного. А это, как вы знаете, отличительная черта лирических произведений. Действительно, жанр произведения необычен. Оно представляет собой стихотворение в прозе. Поэтому героя-рассказчика, анализирующего увиденное, высказывающего свои мысли мы можем назвать лирическим героем.

IV. Составление плана текста.

План

1. Возвращение с охоты.

2 Необычное поведение собаки.

3. Собака медленно приближалась.

4. Старый воробей спасает свое детище.

5. Трезор отступает.

6. Любовь сильнее страха смерти.

V. Анализ содержания текста.

- Вспомните и дайте определение, что такое тема текста, его проблема и идея. (Тема – то, о чем произведение; проблема – вопрос, который ставит автор, который необходимо решить; идея – основная мысль произведения.)

- А теперь давайте вместе определим тему данного текста. (Тема текста – самоотверженная любовь старого воробья к своему детенышу, которая поразила лирического героя.)

- Теперь давайте поговорим о проблеме текста. Проблема – это всегда вопрос. У нас это вопрос, какой выбор пришлось сделать старому воробью? А был ли этот выбор у старого воробья? (Был: сидеть и радоваться на безопасной ветке или спасать.)

- Какой выбор делает старый воробей? (Спасает птенца.)

- Почему же он делает такой выбор? ( Потому что любит.)

Запись в тетради: «Проблема текста – как поступить в ситуации, когда ты в безопасности, а любимому существу угрожает гибель?»

-К какой же мысли приводит нас автор? Какова идея произведения? Найдите в тексте предложение, где эта идея сформулирована.

Запись в тетради: «Любовь…сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.»

- Как вы думаете, вывод автора относится к миру животных или к миру людей? (Это урок для человека.)

VI. Анализ языковых особенностей текста.

- Давайте вспомним тему нашего урока. Что значит «изложить близко к тексту»? (Пересказать, сохраняя языковые особенности текста: лексику – наиболее яркие, выразительные слова – и синтаксис – строение предложений.)

- Давайте теперь посмотрим, какими языковыми средствами пользуется автор для выражения темы, идеи, проблемы произведения. Для этого вспомним и назовем всех участников описанной ситуации. (Хозяин-рассказчик, собака, молодой воробей, старый воробей.)

- Кто из этих героев действует, а кто наблюдает за происходящим?

- Как показано, что хозяин собаки только наблюдает за происходящим? Обратите внимание на глаголы, описывающие его действия. (Возвращался, шел, глянул, увидал, поспешил отозвать (единственное активное действие), удалился, думал.)

- Какие слова показывают нам, что молодой воробей – лишь жертва и сам никаких действий не предпринимает? (Упал, сидел неподвижно, беспомощно растопырив крылышки.)

- Докажите, что собака была наступательной, агрессивной стороной. (Уменьшила шаги, начала красться, как бы зачуяв дичь, медленно приближалась, Трезор остановился, попятился.)

- Какие слова характеризуют поведение старого воробья, отчаянность его поступка? (Камнем упал, прыгнул два раза в направлении пасти, ринулся спасать, заслонил свое детище, жертвовал собою.)

- Посмотрите на выписанные глаголы. Кто из героев действовал решительнее всех? (Старый воробей.)

- А как отражается поведение героев в их портретных характеристиках, Найдите их.

(Молодой воробей: молодой, желтизна около клюва, пух на голове, беспомощно растопырив крылышки; собака: зубастая раскрытая пасть; старый воробей: черногрудый; взъерошенный, отчаянный жалкий писк, маленькое тело, трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип.)

- Чей портрет является самым подробным и почему? (Автор подробнее всего описывает старого воробья, потому что он проявляет героизм, самопожертвование во имя любви и потому что именно он помог понять главный закон жизни – «любовь сильнее смерти».)

Когда вы будете воспроизводить текст, вы должны об этом помнить.

А теперь давайте обратим внимание на синтаксис.

- Найдите в тексте предложения с необычными знаками препинания – многоточиями, восклицательными знаками, скобками. (1. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно, растопырив едва прораставшие крылышки. 2. Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище…но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! 3. Мой Трезор остановился, попятился… 4. Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака!)

- Почему в первом предложении появился знак «скобки»? Давайте попробуем убрать то, что в скобках, из предложения. Изменится ли смысл предложения? Можно ли без этой части обойтись?

_ Почему же автор вставил в предложение эту часть? (В ней – причина падения птенца, таким образом автор лишний раз подчеркивает его пассивность, показывает его как жертву.)

- О чем говорит нам многоточие в третьем предложении? (О нерешительности действий собаки.)

- А для чего употреблено многоточие во втором предложении? (Оно помогает понять, что старому воробью пришлось преодолевать свой страх. Автор и на уровне синтаксиса показывает нам препятствие, которое преодолевал его герой.)

- Каким же знаком заканчивается это предложение? Почему его ставит здесь автор? (Он хочет показать, что в конце концов решение было принято, внутренняя победа над собой, над своим страхом одержана.)

- Какова роль восклицательного знака в конце четвертого предложения? (Передает ужас рассказчика и воробья.)

VII. Слово учителя.

- Итак, мы рассмотрели форму и содержание текста, а также лексические и синтаксические средства, которые помогают раскрыть его содержание. Еще раз вернемся к теме урока. Что из намеченного нам еще предстоит сделать? (Изложить и выполнить творческое задание.)

Решение поставленной в тексте проблемы выходит за пределы конкретного описанного случая, имеет обобщающий характер (то есть автор из конкретного случая с воробьем вывел закон жизни, общий для всех живых существ). Поэтому вам предстоит, помимо изложения текста, выполнить следующее творческое задание: вспомнить, приходилось ли вам встречаться в жизни (как участнику или наблюдателю) с проявлением любви и самопожертвования среди людей или животных, и описать этот случай.

VIII. Выставление оценок за урок.

IХ. Домашнее задание: подготовить материал для написания творческой части

изложения.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Фатыхова Моника Рудольфовна

Дата: 10.01.2019

Номер свидетельства: 494701


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства