Просмотр содержимого документа
««Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Жизнь – это мечта, осуществи ее!».»
Урок развития речи по русскому языку в 8 классе «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения«Жизнь – это мечта, осуществи ее!».
Цель: подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Жизнь – это мечта, осуществи ее!». Формирование ценностного отношения обучающихся к жизни; профилактика суицидальной активности среди учащихся.
Задачи:
Образовательная: обобщить представление о таком типе речи как рассуждение; обобщить и закрепить знания о стилях и типах речи; продолжить работу над формированием навыков построения текста сочинения-рассуждения; совершенствовать навыки построения монологического высказывания;
Развивающая: развивать навыки написания сочинения-рассуждения; умения определять все части текста-рассуждения: тезис, доказательства, вывод; развивать умение строить рассуждение на заданную тему; развитие речи: обогащение словарного запаса;
Воспитательная: воспитывать у учащихся творческие способности, способствовать развитию логического мышления, устной монологической, диалогической речи; воспитывать нравственные и этические качества посредством анализа дидактического материала, воспитывать уважение к жизни, помочь осознать ценность жизни каждого человека, формировать умение отстаивать свою жизненную позицию.
Тип урока: развитие речи (подготовка к сочинению-рассуждению) с использованием ИКТ;
Предварительное задание: подобрать и записать афоризмы (пословицы) о жизни.
Ход урока
«Мы не можем вырвать ни одной страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь всю книгу»
Жорж Санд
1. Организационный момент. Приветствие и проверка готовности к уроку. Формирование положительного настроя на урок.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Садитесь. Пусть наш сегодняшний урок станет уроком настроений, открытий, раздумий и доброты.
- Я очень надеюсь, что у всех сегодня хорошее настроение, потому что хорошее настроение-это здорово!
- А кто может доказать, что хорошее настроение – это здорово?
- О каком типе речи мы говорим, когда что-то нужно доказать, кого-то убедить? (рассуждение)
2. Целеполагание и постановка учебной задачи. Работа с эпиграфом.
- Сегодня у нас урок развития речи и мы будем продолжать учиться писать сочинение-рассуждение. Такое сочинение нам нужно будет писать на ЕГЭ в 11 классе. А, кроме того, умение отстаивать определенную точку зрения, убеждать – это важное личностное качество.
- А о чем будет наше сочинение, вы определите сами!
- Определите, что станет предметом нашего сочинения? Обратите внимание на эпиграф к нашему сегодняшнему уроку: (Приложение 1)
«Мы не можем вырвать ни одной страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь всю книгу». Жорж Санд
- На какие мысли наталкивает вас этот афоризм? Что является самым ценным для человека? (жизнь).
- Каждый человек, хотя бы раз в жизни, задавался вопросом: «А в чем же смысл жизни? Для чего я живу и какова моя роль в этой вселенной?»
- Предметом нашего разговора и вашего домашнего сочинения-рассуждения будет ЖИЗНЬ. Вам предстоит написать сочинение-рассуждение на тему «Жизнь – это мечта, осуществи ее!».
- Давайте определим цели нашего урока ( в этом вам помогут следующие слова).
Мы вспомним… (типы и стили речи)
Мы повторим…
Мы научимся…
Нам пригодится…
Учащиеся формулируют цели. (Совершенствовать умение писать сочинение-рассуждение; повторить структуру сочинения-рассуждения; подбирать материалы к сочинению о ценности жизни для каждого человека, написать сочинение, используя собранные материалы, развивать речь).
- Сегодня на уроке нам предстоит разобраться, почему жизнь человека представляет наивысшую нравственную ценность. За что люди любят жизнь? Почему её нужно ценить? И не только свою, но и окружающих нас людей.
3.Актуализация опорных знаний.
1. Составление кластера.
- Жизнь… Как много прекрасного, удивительного, замечательного вложено в это слово. Жизнь… Как много сложного, а порой и трагичного вложено в это слово.
-Любите ли вы жизнь? За что? О любви к жизни рассказывают, пишут стихи, поют песни.
- Я попрошу вас, ребята, отразить в кластере, что для вас значит жизнь.
(составление кластера «Жизнь…» на доске)
2. Чтение стихотворения матери Терезы «Жизнь». Осмысление текста. Беседа по вопросам.
Жизнь - это вызов, прими его. Жизнь - это долг, выполни его. Жизнь - это игра, сыграй в нее. Жизнь - это благо, сохрани его. Жизнь - это загадка, разгадай ее. Жизнь - это любовь, наслаждайся ею. Жизнь - это обещание, выполни его. Жизнь - это печаль, переживи ее. Жизнь - это песня, пропой ее. Жизнь - это трагедия, переживи ее. Жизнь - это возможность, воспользуйся ею. Жизнь - это блаженство, вкуси его. Жизнь - это мечта, воплоти ее. Жизнь - это вызов, прими его. Жизнь - это приключение, рискни. Жизнь - это удача, не упусти ее. Жизнь - это драгоценность, не разрушь ее. Жизнь - это жизнь, борись за нее. (Приложение 2)
- Жизнь – борьба. С кем. За что? Почему за нее нужно бороться?
- В чем бесценность жизни?
- Почему – жизнь – дар? Чем измеряется жизнь?
3. Работа с текстом.
-Многие люди сокращают свою жизнь. Как вы думаете, зачем? Почему некоторые люди отказываются от жизни? (ответы учащихся).
- Жизнь наша проходит мимолетно. Многие из нас не ценят свою жизнь, не ценят каждый миг… Обычно – это из-за неприятностей, неудач, любви и многие другие факторы .Некоторые даже готовы покончить жизнь самоубийством.
- У вас на партах лежит текст и памятка. Ознакомимся с ними (приложение 3).
В последнее время самоубийства (суициды) превратились в одну из острейших проблем современного общества. По данным Всемирной организации здравоохранения, они занимают 4 место, как причина смертности, после сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и травматизма. Ежегодно в мире лишают себя жизни около полумиллиона человек, а число пытавшихся покончить с собой превышает 5 миллионов. Увеличение частоты суицидов и покушений на самоубийство, происходящее в большинстве стран мира, отрицательно сказывается на состоянии общества, экономике, общественном порядке, нравственных и духовных устоях. Неблагоприятная социально-экономическая ситуация в России, рост психической патологии, падение уровня жизни значительной части россиян, наркотизация, рост преступности и многие другие негативные факторы оказывают неблагоприятное влияние на суицидальную активность различных возрастных групп населения, особенно лиц трудоспособного и пожилого возраста.
Подростки совершают самоубийства из-за конфликтов с родителями и сверстниками или из-за несчастной любви. В подростковом возрасте также возможен подражательный суицид – самоубийство по примеру реального кумира (например, актера или певца) либо любимого вымышленного персонажа.
Суициду предшествует особое эмоциональное состояние, представляющее собой сочетание чувства изоляции (меня никто не понимает, я никому не интересен), беспомощности, безнадежности и собственной незначимости (стыд, ощущение некомпетентности, сниженная самооценка). Этот комплекс переживаний подталкивает к поиску решения. Поскольку ситуация выглядит неразрешимой, единственным вариантом выхода человеку видится суицид – окончательный уход из жизни, прекращение существования, как способ устранить тягостные мысли и чувства.
В подростковом возрасте и в начале взрослой жизни перед человеком открывается множество новых возможностей. Однако этот момент перемен может сопровождаться стрессом и привести к депрессии.
Что вы должны знать:
Столкнуться с депрессией может каждый, и это не проявление слабости.
Это заболевание, характеризующееся непроходящим ощущением печали или раздражительности, потерей интереса к занятиям, которые раньше приносили радость, а также трудностями в выполнении повседневных дел.
К другим признакам депрессии относится желание избегать контактов с окружающими, ощущение собственной никчемности или чувство вины, усталость, возбужденное состояние и трудности в учебе.
Что можно сделать, если вы подавлены или вам кажется, что у вас депрессия
Поделитесь переживаниями с кем-нибудь, кому вы доверяете.
Обратитесь за профессиональной помощью.
Оставайтесь на связи с друзьями и семьей.
Важно поддерживать регулярную физическую активность, даже если это простые прогулки.
Придерживайтесь регулярного режима питания и сна.
Пытайтесь продолжать заниматься тем, что вам нравится, даже когда у вас нет настроения.
Будьте к себе добрее и старайтесь концентрировать внимание на позитивном.
- Беседа по содержанию.
- Конечно, в жизни не всегда все бывает гладко, не всегда бывает так, как ты хочешь, ведь в этом и заключается сама жизнь. Радоваться, плакать, грустить, любить. В жизни есть очень хорошие моменты, нужно помнить о них.
4. Отработка структуры текста-рассуждения.
- Мы с вами уже знакомились с таким типом речи, как рассуждение.
- Давайте с вами вспомним, как же строится такой тип речи:
Тезис — аргументы с примерами — вывод (приложение)
(Приложение 4)
-Что такое тезис? (проблемный вопрос, утверждение, которое нужно доказать)
- Что же такое аргументы? (Аргументы – доводы, доказательства, позволяющие обосновать
свою точку зрения.)
- Сколько нужно привести примеров, чтобы доказательство было убедительным? (не менее двух)
- В каком стиле мы будем писать сочинение-рассуждение? (в публицистическом)
-Почему?
- Сочинение должно быть написано так, чтобы читатель почувствовал заинтересованность автора, проникся его убежденностью.
- Какие еще признаки публицистического стиля знаете? (эмоциональное воздействие на слушателя, образность, острота, яркость изложения)
- Какие типы речи, кроме рассуждения, вы ещё знаете? ( повествование, описание).
- Во все времена философы и мудрецы высказывали собственное мнение о том, в чем заключается смысл жизни. Их мудрые цитаты помогут не потерять ориентиры, не разочароваться в поисках ответа на этот вопрос и открыть для себя истинную ценность существования.
- Прочитаем некоторые тезисы-высказывания о жизни и о ее смысле:
Жизнь — это как струна гитары, бывает она рвётся и вы грустите, вам больно, но струны можно натянуть заново! (Ангус Янг)
«Счастье есть смысл и назначение жизни, единственная цель человеческого существования». (Аристотель)
«Не будь слишком робким и брезгливым в своих действиях. Вся жизнь — эксперимент. Чем больше экспериментов вы проводите, тем лучше». (Ральф Эмерсон)
«Не бойтесь жить той жизнью, о которой мечтали сами. Идите вперед и осуществите свои мечты». (Ральф Эмерсон)
- Какие высказывания, пословицы и поговорки о жизни вы нашли дома? (читают).
Жизнь дана на добрые дела.
Жизнь прожить — не поле перейти.
Жить — родине служить.
Не тот живет больше, кто живет дольше.
Не так живи, чтобы кто кого сможет, тот того и гложет, а так живи, чтобы людям, как себе.
Много спать — мало жить: что проспано, то прожито.
Житье на житье не приходится.
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
Поживи подольше, узнаешь побольше.
Жизнь правде посвящай.
Надо взять от жизни все, что она может дать.
Больше живешь — больше видишь.
- Как вы считаете, достаточно ли только тезиса, чтобы все поверили в ваше утверждение?
-Оказывается, нет, нужно свое утверждение еще и доказать.
- Для полной убедительности аргументы надо подтвердить ФАКТАМИ, конкретными примерами.
- Есть такие аргументы, которые считают особенно весомыми. Это Сильные аргументы. К ним относятся:
Законы (природы, научные, юридические);
ссылки на авторитетные источники (цитаты, афоризмы, пословицы);
примеры из художественной литературы;
статистические и экспериментальные данные;
свидетельства очевидцев;
примеры из жизни.
- Давайте подумаем, какие из сильных аргументов мы сможем использовать в сочинении-рассуждении о том, что жизнь – это мечта и необходимо обязательно ее осуществить? (Примеры из своей жизни и жизни других людей; примеры из книг; высказывания авторитетных людей по затронутому вопросу; пословицы ).
- Рассмотрим и проанализируем примеры:
- У нас есть тезис: «Жизньдананадобрыедела» .
Восемь лет медики из Университета Питтсбурга (США) и голландские ученые под руководством доктора Хилари Тиндл наблюдали за 100 000 женщин и мужчин, проводили сложные психологические анкетирования, позволяющие выявить их взгляды на жизнь и людей. И пришли к шокирующим результатам: дружелюбные оптимисты живут намного дольше, чем злые и циничные пессимисты.
- Что было использовано в качестве аргумента? (СТАТИСТИКА)
-Верно! По статистике добрые люди живут дольше, стареют медленнее, так как в их жизни много положительных эмоций, много друзей и каждый прожитый день приносит им радость.
- Убедительны ли такие аргументы? (Конечно)
- Следующий пример:
Тезис: «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл»
Этот вопрос решила задать себе и я. В чем же смысл моей жизни? Я долго раздумывала над этим вопросом, никак не могла найти на него ответ. Сдаваться не хотелось, поэтому я упрямо продолжала искать свой смысл жизни. И нашла. У меня был день рождения, на него пришли почти все мои друзья. С самого утра они устроили мне сюрприз, принесли торт, шарики, плакаты. Громко кричали, снимали все на камеру. А я просто радовалась, зная, что кроме моих родителей есть еще люди, которые меня любят. И так я поняла, в чем смысл моей жизни. В простом человеческом счастье и в близких людях.
- Что же здесь использовано в качестве аргумента? (ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР).
- Рассмотрим некоторые речевые клише, которые помогут нам ввести аргументы в наш текст. (Приложение 5)
Как ввести в сочинение аргументы
Аргумент 1:В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса возьмём предложение (№…)
Аргумент 2:В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что жизнь – это самое ценное, что есть у человека (или что-то другое), мне хотелось бы привести пример из жизни.
Аргумент 1: Начать аргументацию выше изложенного тезиса мне бы хотелось с примера из прочитанного текста.
Аргумент 2: Кроме этого, сошлюсь на собственный опыт…
- Итак, подытожим, необходимо привести не менее двух аргументов, опираясь на читательский или жизненный опыт.
1) Жизненный опыт: реальные факты из жизни окружающих; собственные наблюдения и опыт; опыт из истории.
2) Читательский опыт: примеры из художественной, исторической, научно-популярной литературы.
- Теперь переходим к завершающей части нашего сочинения-рассуждения. Это – ВЫВОД.
- В заключительной части мы повторяем суть позиции, вывод должен соответствовать тезису.
Проанализировав два аргумента, мы пришли к выводу, что…
Таким образом, проанализировав два аргумента, мы убедились, что…
Всё сказанное убеждает нас в том, что …
- Предлагаю вам вспомнить клише, выражения, которые уместно использовать в каждой части рассуждения.
1.Я уверен… Я думаю (считаю, полагаю…), что… Мне кажется, что…
2.Докажем это. Почему? А вот почему…
Во-первых,
Во-вторых, Это можно объяснить так… По-моему, прав… Я не могу согласиться с тем, что… но… Могут сказать (возразить), что…
3.Итак,… Таким образом,… Следовательно,… Я понял, что…
5. Рефлексия.
- Подведем итоги.
- Чем полезен был вам наш урок?
- Достигли ли мы поставленных целей?
6. Домашнее задание.
— Ваша задача: написать сочинение-рассуждение на тему: «Жизнь – это мечта, осуществи ее!», привести примеры из личных наблюдений, использовать материал текстов, прочитанных на уроке.
- А сегодняшний урок, возможно, стал для кого-то из вас маленьким шагом на пути к осмыслению многогранного понятия «жизнь… Размышляйте о жизни, о своем месте и предназначении, ищите смысл, цените жизнь, каждый ее миг!
Наша жизнь – это просто отражение наших действий. Если хочешь больше любви от мира – отдавай больше любви окружающим. Желаешь счастья – дай счастье тем, кто вокруг тебя. Хочешь улыбки от души – улыбнись от души тем, кого знаешь. Это касается всех аспектов жизни: она нам возвращает все, что мы ей дали. Наша жизнь – не совпадения, а отражение нас самих.
- Спасибо за урок! До свидания!
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
В последнее время самоубийства (суициды) превратились в одну из острейших проблем современного общества. По данным Всемирной организации здравоохранения, они занимают 4 место, как причина смертности, после сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и травматизма. Ежегодно в мире лишают себя жизни около полумиллиона человек, а число пытавшихся покончить с собой превышает 5 миллионов. Увеличение частоты суицидов и покушений на самоубийство, происходящее в большинстве стран мира, отрицательно сказывается на состоянии общества, экономике, общественном порядке, нравственных и духовных устоях. Неблагоприятная социально-экономическая ситуация в России, рост психической патологии, падение уровня жизни значительной части россиян, наркотизация, рост преступности и многие другие негативные факторы оказывают неблагоприятное влияние на суицидальную активность различных возрастных групп населения, особенно лиц трудоспособного и пожилого возраста.
Подростки совершают самоубийства из-за конфликтов с родителями и сверстниками или из-за несчастной любви. В подростковом возрасте также возможен подражательный суицид – самоубийство по примеру реального кумира (например, актера или певца) либо любимого вымышленного персонажа.
Суициду предшествует особое эмоциональное состояние, представляющее собой сочетание чувства изоляции (меня никто не понимает, я никому не интересен), беспомощности, безнадежности и собственной незначимости (стыд, ощущение некомпетентности, сниженная самооценка). Этот комплекс переживаний подталкивает к поиску решения. Поскольку ситуация выглядит неразрешимой, единственным вариантом выхода человеку видится суицид – окончательный уход из жизни, прекращение существования, как способ устранить тягостные мысли и чувства.
В подростковом возрасте и в начале взрослой жизни перед человеком открывается множество новых возможностей. Однако этот момент перемен может сопровождаться стрессом и привести к депрессии.
Что вы должны знать:
Столкнуться с депрессией может каждый, и это не проявление слабости.
Это заболевание, характеризующееся непроходящим ощущением печали или раздражительности, потерей интереса к занятиям, которые раньше приносили радость, а также трудностями в выполнении повседневных дел.
К другим признакам депрессии относится желание избегать контактов с окружающими, ощущение собственной никчемности или чувство вины, усталость, возбужденное состояние и трудности в учебе.
Что можно сделать, если вы подавлены или вам кажется, что у вас депрессия
Поделитесь переживаниями с кем-нибудь, кому вы доверяете.
Обратитесь за профессиональной помощью.
Оставайтесь на связи с друзьями и семьей.
Важно поддерживать регулярную физическую активность, даже если это простые прогулки.
Придерживайтесь регулярного режима питания и сна.
Пытайтесь продолжать заниматься тем, что вам нравится, даже когда у вас нет настроения.
Будьте к себе добрее и старайтесь концентрировать внимание на позитивном.
Приложение 4.
П риложение 5
Как ввести в сочинение аргументы
Аргумент 1:В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса возьмём предложение (№…)
Аргумент 2:В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что жизнь – это самое ценное, что есть у человека (или что-то другое), мне хотелось бы привести пример из жизни.
Аргумент 1: Начать аргументацию выше изложенного тезиса мне бы хотелось с примера из прочитанного текста.
Аргумент 2: Кроме этого, сошлюсь на собственный опыт…