kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Жизнь – это мечта, осуществи ее!».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи по русскому языку в 8 классе, направленный на профилактику суицидальной активности среди учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Жизнь – это мечта, осуществи ее!».»



Урок развития речи по русскому языку в 8 классе «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Жизнь – это мечта, осуществи ее!».

Цель: подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Жизнь – это мечта, осуществи ее!». Формирование ценностного отношения обучающихся к жизни; профилактика суицидальной активности среди учащихся.

Задачи:

Образовательная: обобщить представление о таком типе речи как рассуждение; обобщить и закрепить знания о стилях и типах речи; продолжить работу над формированием навыков построения текста сочинения-рассуждения; совершенствовать навыки построения монологического высказывания;



Развивающая: развивать навыки написания сочинения-рассуждения; умения определять все части текста-рассуждения: тезис, доказательства, вывод; развивать умение строить рассуждение на заданную тему; развитие речи: обогащение словарного запаса;


Воспитательная: воспитывать у учащихся творческие способности, способствовать развитию логического мышления, устной монологической, диалогической речи; воспитывать нравственные и этические качества посредством анализа дидактического материала, воспитывать уважение к жизни, помочь осознать ценность жизни каждого человека, формировать умение отстаивать свою жизненную позицию.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Тип урока: развитие речи (подготовка к сочинению-рассуждению) с использованием ИКТ;

Предварительное задание: подобрать и записать афоризмы (пословицы) о жизни.



Ход урока

«Мы не можем вырвать ни одной страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь всю книгу»

Жорж Санд



1. Организационный момент. Приветствие и проверка готовности к уроку. Формирование положительного настроя на урок.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Садитесь. Пусть наш сегодняшний урок станет уроком настроений, открытий, раздумий и доброты.

- Я очень надеюсь, что у всех сегодня хорошее настроение, потому что хорошее настроение-это здорово!

- А кто может доказать, что хорошее настроение – это здорово?

- О каком типе речи мы говорим, когда что-то нужно доказать, кого-то убедить? (рассуждение)


2. Целеполагание и постановка учебной задачи. Работа с эпиграфом.

- Сегодня у нас урок развития речи и мы будем продолжать учиться писать сочинение-рассуждение. Такое сочинение нам нужно будет писать на ЕГЭ в 11 классе. А, кроме того, умение отстаивать определенную точку зрения, убеждать – это важное личностное качество.

- А о чем будет наше сочинение, вы определите сами!

- Определите, что станет предметом нашего сочинения? Обратите внимание на эпиграф к нашему сегодняшнему уроку: (Приложение 1)

«Мы не можем вырвать ни одной страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь всю книгу». Жорж Санд

- На какие мысли наталкивает вас этот афоризм? Что является самым ценным для человека? (жизнь).

- Каждый человек, хотя бы раз в жизни, задавался вопросом: «А в чем же смысл жизни? Для чего я живу и какова моя роль в этой вселенной?»

- Предметом нашего разговора и вашего домашнего сочинения-рассуждения будет ЖИЗНЬ. Вам предстоит написать сочинение-рассуждение на тему «Жизнь – это мечта, осуществи ее!».

- Давайте определим цели нашего урока ( в этом вам помогут следующие слова).

Мы вспомним… (типы и стили речи)

Мы повторим…

Мы научимся…

Нам пригодится…

Учащиеся формулируют цели. (Совершенствовать умение писать сочинение-рассуждение; повторить структуру сочинения-рассуждения; подбирать материалы к сочинению о ценности жизни для каждого человека, написать сочинение, используя собранные материалы, развивать речь).

- Сегодня на уроке нам предстоит разобраться, почему жизнь человека представляет наивысшую нравственную ценность. За что люди любят жизнь? Почему её нужно ценить? И не только свою, но и окружающих нас людей.


3.Актуализация опорных знаний.

1. Составление кластера.

- Жизнь… Как много прекрасного, удивительного, замечательного вложено в это слово. Жизнь… Как много сложного, а порой и трагичного вложено в это слово.

-Любите ли вы жизнь? За что? О любви к жизни рассказывают, пишут стихи, поют песни.

- Я попрошу  вас, ребята, отразить в кластере, что для вас значит жизнь.

(составление кластера «Жизнь…» на доске) 


2. Чтение стихотворения матери Терезы «Жизнь». Осмысление текста. Беседа по вопросам.

Жизнь - это вызов, прими его.
Жизнь - это долг, выполни его.
Жизнь - это игра, сыграй в нее.
Жизнь - это благо, сохрани его.
Жизнь - это загадка, разгадай ее.
Жизнь - это любовь, наслаждайся ею.
Жизнь - это обещание, выполни его.
Жизнь - это печаль, переживи ее.
Жизнь - это песня, пропой ее.
Жизнь - это трагедия, переживи ее.
Жизнь - это возможность, воспользуйся ею.
Жизнь - это блаженство, вкуси его.
Жизнь - это мечта, воплоти ее.
Жизнь - это вызов, прими его.
Жизнь - это приключение, рискни.
Жизнь - это удача, не упусти ее.
Жизнь - это драгоценность, не разрушь ее.
Жизнь - это жизнь, борись за нее. (Приложение 2)



- Жизнь – борьба. С кем. За что? Почему за нее нужно бороться?

- В чем бесценность жизни?

- Почему – жизнь – дар? Чем измеряется жизнь?

3. Работа с текстом.

- Многие люди сокращают свою жизнь. Как вы думаете, зачем? Почему некоторые люди отказываются от жизни? (ответы учащихся).

- Жизнь наша проходит мимолетно. Многие из нас не ценят свою жизнь, не ценят каждый миг… Обычно – это из-за неприятностей, неудач, любви и многие другие факторы .Некоторые даже готовы покончить жизнь самоубийством.

- У вас на партах лежит текст и памятка. Ознакомимся с ними (приложение 3).


В последнее время самоубийства (суициды) превратились в одну из острейших проблем современного общества. По данным Всемирной организации здравоохранения, они занимают 4 место, как причина смертности, после сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и травматизма. Ежегодно в мире лишают себя жизни около полумиллиона человек, а число пытавшихся покончить с собой превышает 5 миллионов. Увеличение частоты суицидов и покушений на самоубийство, происходящее в большинстве стран мира, отрицательно сказывается на состоянии общества, экономике, общественном порядке, нравственных и духовных устоях. Неблагоприятная социально-экономическая ситуация в России, рост психической патологии, падение уровня жизни значительной части россиян, наркотизация, рост преступности и многие другие негативные факторы оказывают неблагоприятное влияние на суицидальную активность различных возрастных групп населения, особенно лиц трудоспособного и пожилого возраста.

Подростки совершают самоубийства из-за конфликтов с родителями и сверстниками или из-за несчастной любви. В подростковом возрасте также возможен подражательный суицид – самоубийство по примеру реального кумира (например, актера или певца) либо любимого вымышленного персонажа.

Суициду предшествует особое эмоциональное состояние, представляющее собой сочетание чувства изоляции (меня никто не понимает, я никому не интересен), беспомощности, безнадежности и собственной незначимости (стыд, ощущение некомпетентности, сниженная самооценка). Этот комплекс переживаний подталкивает к поиску решения. Поскольку ситуация выглядит неразрешимой, единственным вариантом выхода человеку видится суицид – окончательный уход из жизни, прекращение существования, как способ устранить тягостные мысли и чувства.

В подростковом возрасте и в начале взрослой жизни перед человеком открывается множество новых возможностей. Однако этот момент перемен может сопровождаться стрессом и привести к депрессии.

Что вы должны знать:

  • Столкнуться с депрессией может каждый, и это не проявление слабости.

  • Это заболевание, характеризующееся непроходящим ощущением печали или раздражительности, потерей интереса к занятиям, которые раньше приносили радость, а также трудностями в выполнении повседневных дел.

  • К другим признакам депрессии относится желание избегать контактов с окружающими, ощущение собственной никчемности или чувство вины, усталость, возбужденное состояние и трудности в учебе.

Что можно сделать, если вы подавлены или вам кажется, что у вас депрессия

  • Поделитесь переживаниями с кем-нибудь, кому вы доверяете.

  • Обратитесь за профессиональной помощью.

  • Оставайтесь на связи с друзьями и семьей.

  • Важно поддерживать регулярную физическую активность, даже если это простые прогулки.

  • Придерживайтесь регулярного режима питания и сна.

  • Пытайтесь продолжать заниматься тем, что вам нравится, даже когда у вас нет настроения.

  • Будьте к себе добрее и старайтесь концентрировать внимание на позитивном.

- Беседа по содержанию.

- Конечно, в жизни не всегда все бывает гладко, не всегда бывает так, как ты хочешь, ведь в этом и заключается сама жизнь. Радоваться, плакать, грустить, любить. В жизни есть очень хорошие моменты, нужно помнить о них.


4. Отработка структуры текста-рассуждения.


- Мы с вами уже знакомились с таким типом речи, как рассуждение.

- Давайте с вами вспомним, как же строится такой тип речи:


Тезис — аргументы с примерами — вывод (приложение)

(Приложение 4)

-Что такое тезис? (проблемный вопрос, утверждение, которое нужно доказать)

- Что же такое аргументы? (Аргументы – доводы, доказательства, позволяющие обосновать

свою точку зрения.)

- Сколько нужно привести примеров, чтобы доказательство было убедительным? (не менее двух)

- В каком стиле мы будем писать сочинение-рассуждение? (в публицистическом)

-Почему?

- Сочинение должно быть написано так, чтобы читатель почувствовал заинтересованность автора, проникся его убежденностью.

- Какие еще признаки публицистического стиля знаете? (эмоциональное воздействие на слушателя, образность, острота, яркость изложения)

- Какие типы речи, кроме рассуждения, вы ещё знаете? ( повествование, описание).

- Во все времена философы и мудрецы высказывали собственное мнение о том, в чем заключается смысл жизни. Их мудрые цитаты помогут не потерять ориентиры, не разочароваться в поисках ответа на этот вопрос и открыть для себя истинную ценность существования.

Прочитаем некоторые тезисы-высказывания о жизни и о ее смысле:

Жизнь — это как струна гитары, бывает она рвётся и вы грустите, вам больно, но струны можно натянуть заново! (Ангус Янг)

«Счастье есть смысл и назначение жизни, единственная цель человеческого существования». (Аристотель)

«Не будь слишком робким и брезгливым в своих действиях. Вся жизнь — эксперимент. Чем больше экспериментов вы проводите, тем лучше». (Ральф Эмерсон)

«Не бойтесь жить той жизнью, о которой мечтали сами. Идите вперед и осуществите свои мечты». (Ральф Эмерсон)


- Какие высказывания, пословицы и поговорки о жизни вы нашли дома? (читают).

  • Жизнь дана на добрые дела.

  • Жизнь прожить — не поле перейти.

  • Жить — родине служить.

  • Не тот живет больше, кто живет дольше.

  • Не так живи, чтобы кто кого сможет, тот того и гложет, а так живи, чтобы людям, как себе.

  • Много спать — мало жить: что проспано, то прожито.

  • Житье на житье не приходится.

  • Живи для людей, поживут и люди для тебя.

  • Поживи подольше, узнаешь побольше.

  • Жизнь правде посвящай.

  • Надо взять от жизни все, что она может дать.

  • Больше живешь — больше видишь.


- Как вы считаете, достаточно ли только тезиса, чтобы все поверили в ваше утверждение?

-Оказывается, нет, нужно свое утверждение еще и доказать.

- Для полной убедительности аргументы надо подтвердить ФАКТАМИ, конкретными примерами.

- Есть такие аргументы, которые считают особенно весомыми. Это Сильные аргументы. К ним относятся:

  • Законы (природы, научные, юридические);

  • ссылки на авторитетные источники (цитаты, афоризмы, пословицы);

  • примеры из художественной литературы;

  • статистические и экспериментальные данные;

  • свидетельства очевидцев;

  • примеры из жизни.

- Давайте подумаем, какие из сильных аргументов мы сможем использовать в сочинении-рассуждении о том, что жизнь – это мечта и необходимо обязательно ее осуществить? (Примеры из своей жизни и жизни других людей; примеры из книг; высказывания авторитетных людей по затронутому вопросу; пословицы ).


- Рассмотрим и проанализируем примеры:

- У нас есть тезис: «Жизнь дана на добрые дела» .

Восемь лет медики из Университета Питтсбурга (США) и голландские ученые под руководством доктора Хилари Тиндл наблюдали за 100 000 женщин и мужчин, проводили сложные психологические анкетирования, позволяющие выявить их взгляды на жизнь и людей. И пришли к шокирующим результатам: дружелюбные оптимисты живут намного дольше, чем злые и циничные пессимисты.

- Что было использовано в качестве аргумента? (СТАТИСТИКА)

-Верно! По статистике добрые люди живут дольше, стареют медленнее, так как в их жизни много положительных эмоций, много друзей и каждый прожитый день приносит им радость.

- Убедительны ли такие аргументы? (Конечно)


- Следующий пример:

Тезис: «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл»

Этот вопрос решила задать себе и я. В чем же смысл моей жизни? Я долго раздумывала над этим вопросом, никак не могла найти на него ответ. Сдаваться не хотелось, поэтому я упрямо продолжала искать свой смысл жизни. И нашла. У меня был день рождения, на него пришли почти все мои друзья. С самого утра они устроили мне сюрприз, принесли торт, шарики, плакаты. Громко кричали, снимали все на камеру. А я просто радовалась, зная, что кроме моих родителей есть еще люди, которые меня любят. И так я поняла, в чем смысл моей жизни. В простом человеческом счастье и в близких людях.

- Что же здесь использовано в качестве аргумента? (ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР).

- Рассмотрим некоторые речевые клише, которые помогут нам ввести аргументы в наш текст. (Приложение 5)

Как ввести в сочинение аргументы

Аргумент 1: В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса возьмём предложение (№…)

Аргумент 2: В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что жизнь – это самое ценное, что есть у человека (или что-то другое), мне хотелось бы привести пример из жизни.

Аргумент 1: Начать аргументацию выше изложенного тезиса мне бы хотелось с примера из прочитанного текста.

Аргумент 2: Кроме этого, сошлюсь на собственный опыт…


- Итак, подытожим, необходимо привести не менее двух аргументов, опираясь на читательский или жизненный опыт.

1) Жизненный опыт: реальные факты из жизни окружающих; собственные наблюдения и опыт; опыт из истории.

2) Читательский опыт: примеры из художественной, исторической, научно-популярной литературы.

- Теперь переходим к завершающей части нашего сочинения-рассуждения. Это – ВЫВОД.

- В заключительной части мы повторяем суть позиции, вывод должен соответствовать тезису.


Проанализировав два аргумента, мы пришли к выводу, что…

Таким образом, проанализировав два аргумента, мы убедились, что…

Всё сказанное убеждает нас в том, что …

- Предлагаю вам вспомнить клише, выражения, которые уместно использовать в каждой части рассуждения.


1.Я уверен… 
Я думаю (считаю, полагаю…), что… 
Мне кажется, что… 

2.Докажем это. 
Почему? А вот почему… 

Во-первых,

Во-вторых,
Это можно объяснить так… 
По-моему, прав… 
Я не могу согласиться с тем, что… но… 
Могут сказать (возразить), что… 

3.Итак,… 
Таким образом,… 
Следовательно,… 
Я понял, что…


5. Рефлексия.

- Подведем итоги.

- Чем полезен был вам наш урок?

- Достигли ли мы поставленных целей?


6. Домашнее задание.

— Ваша задача: написать сочинение-рассуждение на тему: «Жизнь – это мечта, осуществи ее!», привести примеры из личных наблюдений, использовать материал текстов, прочитанных на уроке.

- А сегодняшний урок, возможно, стал для кого-то из вас маленьким шагом на пути к осмыслению многогранного понятия «жизнь… Размышляйте о жизни, о своем месте и предназначении, ищите смысл, цените жизнь, каждый ее миг!


Наша жизнь – это просто отражение наших действий. Если хочешь больше любви от мира – отдавай больше любви окружающим. Желаешь счастья – дай счастье тем, кто вокруг тебя. Хочешь улыбки от души – улыбнись от души тем, кого знаешь. Это касается всех аспектов жизни: она нам возвращает все, что мы ей дали. Наша жизнь – не совпадения, а отражение нас самих.

- Спасибо за урок! До свидания!




















Приложение 1.
















Приложение 2.



















Приложение 3.

В последнее время самоубийства (суициды) превратились в одну из острейших проблем современного общества. По данным Всемирной организации здравоохранения, они занимают 4 место, как причина смертности, после сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и травматизма. Ежегодно в мире лишают себя жизни около полумиллиона человек, а число пытавшихся покончить с собой превышает 5 миллионов. Увеличение частоты суицидов и покушений на самоубийство, происходящее в большинстве стран мира, отрицательно сказывается на состоянии общества, экономике, общественном порядке, нравственных и духовных устоях. Неблагоприятная социально-экономическая ситуация в России, рост психической патологии, падение уровня жизни значительной части россиян, наркотизация, рост преступности и многие другие негативные факторы оказывают неблагоприятное влияние на суицидальную активность различных возрастных групп населения, особенно лиц трудоспособного и пожилого возраста.

Подростки совершают самоубийства из-за конфликтов с родителями и сверстниками или из-за несчастной любви. В подростковом возрасте также возможен подражательный суицид – самоубийство по примеру реального кумира (например, актера или певца) либо любимого вымышленного персонажа.

Суициду предшествует особое эмоциональное состояние, представляющее собой сочетание чувства изоляции (меня никто не понимает, я никому не интересен), беспомощности, безнадежности и собственной незначимости (стыд, ощущение некомпетентности, сниженная самооценка). Этот комплекс переживаний подталкивает к поиску решения. Поскольку ситуация выглядит неразрешимой, единственным вариантом выхода человеку видится суицид – окончательный уход из жизни, прекращение существования, как способ устранить тягостные мысли и чувства.

В подростковом возрасте и в начале взрослой жизни перед человеком открывается множество новых возможностей. Однако этот момент перемен может сопровождаться стрессом и привести к депрессии.

Что вы должны знать:

  • Столкнуться с депрессией может каждый, и это не проявление слабости.

  • Это заболевание, характеризующееся непроходящим ощущением печали или раздражительности, потерей интереса к занятиям, которые раньше приносили радость, а также трудностями в выполнении повседневных дел.

  • К другим признакам депрессии относится желание избегать контактов с окружающими, ощущение собственной никчемности или чувство вины, усталость, возбужденное состояние и трудности в учебе.

Что можно сделать, если вы подавлены или вам кажется, что у вас депрессия

  • Поделитесь переживаниями с кем-нибудь, кому вы доверяете.

  • Обратитесь за профессиональной помощью.

  • Оставайтесь на связи с друзьями и семьей.

  • Важно поддерживать регулярную физическую активность, даже если это простые прогулки.

  • Придерживайтесь регулярного режима питания и сна.

  • Пытайтесь продолжать заниматься тем, что вам нравится, даже когда у вас нет настроения.

  • Будьте к себе добрее и старайтесь концентрировать внимание на позитивном.






























































Приложение 4.

П риложение 5





Как ввести в сочинение аргументы

Аргумент 1: В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса возьмём предложение (№…)

Аргумент 2: В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что жизнь – это самое ценное, что есть у человека (или что-то другое), мне хотелось бы привести пример из жизни.

Аргумент 1: Начать аргументацию выше изложенного тезиса мне бы хотелось с примера из прочитанного текста.

Аргумент 2: Кроме этого, сошлюсь на собственный опыт…










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Жизнь – это мечта, осуществи ее!».

Автор: Кара Ирина Викторовна

Дата: 25.09.2023

Номер свидетельства: 637249


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства