kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ . Патриотизм.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока-сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально- этическую тему.Расширить и углубить знания по культуре речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ . Патриотизм.»

КОНСПЕКТ УРОКА

русского языка в 9 классе

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)

Патриотизм.



Цели урока:

- сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3).

- сформировать умение учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, сопоставлять материал, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.

Задачи:

1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме; формирование метапредметных компетенций.

3)воспитательные: формирование чувства патриотизма.

Методы обучения: проблемно-поисковый, проектный, метод глобального мышления, деятельностный подход.

Организационные формы: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой и историей.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3. Проведение исследования.


Ход урока.



1. Вступительное слово учителя.

Наш урок сегодня – продолжение цикла уроков по подготовке к ОГЭ. Мы сегодня повторим задания тестовой части, поработаем с текстом изложения, вспомним способы сжатия текста, но особое внимание мы уделим подготовке к написанию сочинения-рассуждения.



2. Разминка

  1. Какое средство выразительности используется в предложении:

- Пушкин читал стихи своим товарищам, а они не сводили с него глаз (фразеологизм).

- При мысли, что такое может случиться и со Стёпкой, ужас

прокалывал Федю ледяной иглой (метафора)

  1. Замените словосочетание стихотворная строчка, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление (строчка стихотворения)

  2. Замените словосочетание увлеченно читал, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. (читал с увлечением)

  3. Назовите грамматическую основу в предложении: «Тебя можно слушать вечно, Пушкин!»

  4. В предложении «Ребята жаждали справедливости» замените книжное слово жаждали стилистически нейтральным синонимом (хотели, желали)

  5. В предложении «Ему трудно было отречься от своих принципов» замените книжное слово отречься стилистически нейтральным синонимом (отказаться).



3. Работа с текстом для изложения. Сжатие текста. (Приложение текст 1)

- Какова тема и основная мысль текста Д.С. Лихачева?

- Какие ключевые слова вы выделили в каждом из трех абзацев? Какова микротема каждого абзаца?

- Какие способы сжатия текста мы знаем и какие можно использовать при работе с данным текстом?

4. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

Мы переходим к работе по подготовке к написанию сочинения-рассуждения. На предыдущих уроках мы уже говорили с вами о дружбе, справедливости, совести и т.д. Я надеюсь, вы уже поняли по тексту для изложения, о каком понятии мы будем сегодня говорить. Это патриотизм.

Я напоминаю вам, что задание 15.3 звучит следующим образом: «Как Вы понимаете значение слова …? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое …», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Написание сочинения-рассуждения – очень сложное задание, требующее от вас умения понимать текст, его главную мысль, позицию автора, вашего широкого кругозора, гражданской зрелости. Поэтому мы сегодня будем работать с различными текстами, анализировать их, сопоставлять, выделять главное, подбирать аргументы из различных областей знаний, развивать ваши метапредметные компетенции. А научиться чему-либо можно только в процессе деятельности. Поэтому приступаем к работе.

Некоторые из вас получили домашнее задание к сегодняшнему уроку, создать мини-проекты ( мини-исследования) по той или иной теме. Анализируя первый текст, мы говорили о патриотизме и интернационализме. Поэтому первыми нам представят свой проект ребята, которые попытались исследовать такие понятия как патриотизм – интернационализм-космополитизм.


5. Мини-проект «Патриотизм – интернационализм – космополитизм».


6. Обратимся теперь к тексту Валентина Пикуля, российского писателя, автора многочисленных произведений на историческую тему (текст №2).


- Какова основная мысль этого текста?

- Найдите в тексте ключевые слова, по которым мы можем проследить, как развивается мысль автора.

- Какие примеры приводит Пикуль для подтверждения своей мысли?

- Что объединяет слова А.Толстого и Бисмарка?

- Какой прием использует писатель в первом предложении и в начале последнего абзаца для привлечения внимания читателей?

- Как, по мнению автора, складывались характеры патриотов?


7. Мини-проект «Проявление патриотизма в истории России».


8. Перед вами еще один текст – В. Васильева (текст №3).

- Основная мысль этого текста?

- Какую роль играет в этом тексте прием цитирования?

- Какое синтаксическое средство выразительности использует автор в последнем предложении?

Немало вдохновенных слов о любви к Родине находим мы в нашей литературе.


9. Мини-проект «Тема патриотизма в русской литературе».


10. В последнее время все чаще мы слышим о том, что вновь набирает силу национализм и нацизм. Что же это за явления нашей жизни? Как они соотносятся с патриотизмом?


Мини-проект «Патриотизм – национализм - нацизм»


11. Обратимся к тексту Д.С. Лихачева о патриотизме и национализме.


- В чем, с точки зрения Д.С. Лихачева, отличие патриотизма и национализма?

- Каким должен быть истинный патриотизм?

- Как вы понимаете слова Лихачева: «Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной… Она не должна быть слепой…»?



12. Существует мнение, что патриотизм – национальная черта русского народа. Так ли это?

Мини-проект «Патриотизм - национальная черта русского народа».

13. Выводы.



14. Домашнее задание

1) Написать сочинение-рассуждение «Патриот современной России – какой он?», «Что такое патриотизм?»

2) Подобрать афоризмы, наиболее точно, с вашей точки зрения, отражающие суть патриотизма.














Текст 1


Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к родной семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству и человеческой культуре.

Истинный патриотизм это первая ступень к действенному интернационализму. Когда я хочу представить истинный интернационализм, я воображаю себя смотрящим на нашу Землю из мирового пространства. Крошечная планета, на которой мы все живём, бесконечно дорогая нам и такая одинокая среди галактик, отдалённых друг от друга миллионами световых лет!

Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны он, как правило, равнодушен и к своей стране.

Д.С. Лихачёв



Текст 2

Как богата наша история примерами героизма! Примерами поистине бесценными для патриотического воспитания молодёжи. Ведь сколько в истории Отчизны было критических моментов, и ничего – выдержали! И не просто выдержали, а победили.

Алексей Толстой очень точно заметил, что даже если один уезд от нас останется, и оттуда пойдёт русская земля. А «железный канцлер» Бисмарк прозорливо предупредил: «Даже самый благоприятный исход войны никогда не приведёт к разложению основной силы русских… Эти последние, даже если их расчленить международными трактатами, так же  быстро вновь соединятся друг с другом, как частицы разрезаемого кусочка ртути. Это неразрушимое государство русской нации, сильное своим климатом, своими пространствами и ограниченностью потребностей…»

Русская сила, русский героизм много раз восхищали и поражали мир. Екатерина II , будучи немкой, но женщиной умной и дальновидной, называла Россию Вселенной и прямо заявляла, что она сама, если и Великая, то только благодаря великому русскому народу.

А много ли сегодня знаем о доблестных делах наших далёких и близких предков? Я часто думаю над этим фактом нашей истории. Что это были за люди? Откуда такой огненный порыв самопожертвования? Вышли все из дворянских усадеб, болтали по-французски, пили шампанское, ухаживали за дамами. Специально же военно-патриотическим воспитанием никто не занимался. Но дело в том, что вся атмосфера жизни была пронизана духом патриотизма. С детских лет эти юноши слушали разговоры взрослых о родине, о подвигах, о славе. Смотрели на портреты своих предков, увешанных орденами, погибших в битвах за Отечество, заходили в людскую, а там пели русские народные песни, рассказывали подлинные истории тех или иных походов. Так складывались характеры патриотов.

В. Пикуль 






Текст 3


1.…Есть одно слово, которым обозначают, может быть, самое великое и драгоценное достояние человека. (2) Это высокое слово, его не произносят в повседневной жизни, в быту, в суете будней.(3) Это святое слово рождается в сердце и слетает с уст в великие и торжественные минуты. (4) Это слово – патриотизм, любовь к Отечеству…

(5) Нельзя быть патриотом и не чувствовать своей кровной связи с родной землёй, не знать или забыть, как любили её твои предки, как берегли её, как умели рассказать своим потомкам об этой любви, завещая её вместе с Отечеством.

(6) И мы помним щемящий душу вскрик автора «Слова о полку Игореве»: «О Русская земля! ты уже за холмом…» (7) Мы гордо повторяем вслед за Александром Невским и его храбрыми дружинами, бившими псов-рыцарей на льду Чудского озера: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»

(8) Столетия пролетают над Россией, и вот уже молодой Пушкин обращается к своим современникам с пламенным призывом, который не угасает в веках:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы.
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.

(9) Патриотизм – чувство, а не результат холодной работы рассудка. Это горячее чувство рождается в сердце, питает его. (10) Немало вдохновенных строк о любви к Родине находим мы у Лермонтова, Островского, Тургенева, Чернышевского, Некрасова, Достоевского, Чехова…

 В.Васильев


Текст 4


Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом - любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой.

Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других, обогащаясь сам духовно. Национализм же, отгораживаясь стеной от других культур, губит свою собственную культуру, иссушает ее. Несмотря на все уроки ХХ века, мы не научились по-настоящему различать патриотизм и национализм. Зло маскируется под добро.

Патриотизм – это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство – это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются над самими собой, ставят себе сверхличные цели. Национализм же – это самое тяжелое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов. Национализм порождает неуверенность в самом себе, слабость и сам, в свою очередь, порожден этим же… Народы, в которых патриотизм не подменяется национальным «приобретательством», жадностью и человеконенавистничеством национализма, живут в дружбе и в мире со всеми народами.

Д.С. Лихачёв


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ . Патриотизм.

Автор: Смирнова Валентина Валерьевна

Дата: 10.10.2019

Номер свидетельства: 522264


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства