kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Подготовка к домашнему сочинению описанию с элементами повествования «Моя любимая мамочка…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок развития речи учит овладевать речевой деятельностью

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Подготовка к домашнему сочинению описанию с элементами повествования «Моя любимая мамочка…»»

Урок «Подготовка к домашнему сочинению описанию с элементами повествования «Моя любимая мамочка…»

Цели:

1. Продолжить языковое развитие учащихся и их логического мышления.

2. Учить овладевать речевой деятельностью: формировать умения и навыки грамотного

письма, полноценного восприятия звучащей речи, учить свободно говорить и писать на

заданную тему.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вступительная беседа.

  3. Сообщение темы, цели урока. Постановка задачи.

  4. Подготовительная беседа к сочинению.

  5. Физкультминутка.

  6. Орфографическая и пунктуационная работа.

  7. Заключительная беседа.

  8. Подведение итогов.

  9. Домашнее задание.

Ход урока:

1. Организационный момент Слайд1.

2. Вступительная беседа

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Добрый день, а что это значит?

Значит, день был по-доброму начат

Значит, день был по-доброму прожит

Он умножит счастливые дни.

Улыбнитесь друг другу. Если на лице улыбка-значит, есть настроение, значит есть вера в себя, если есть вера в себя, значит будет результат, вы согласны со мной? я вижу, вы готовы к работе.

 (Звучит музыка «Утро» Пер Гюнт, сюита №1, соч.46)

Сегодня у нас особенный урок, потому что мы будем готовиться к сочинению и  будем говорить о самом дорогом нам человеке. Слайд2.

Простыми, добрыми словами поговорим сегодня мы о маме.

Есть много разных праздников, веселых и торжественных,

Профессиональных праздников и праздников божественных.

Есть женский день весною,

А этот пал на осень.

Просить тепла у солнца? Да нет, мы не попросим. Ведь наше солнце – мама!

И с нами мамы рядом!

Попробуйте на минуточку закрыть глаза и вспомнить свою маму. А теперь ласково произнесите слово «мама»…

Почувствовали, как на душе стало тепло…

? Как вы думаете, почему? (потому что мама любит меня…)

Выразительное чтение подготовленным учащимся стихотворения Р. Гамзатова «Мама»

Слайд 3:

Чтение учителем высказывания о маме Н. Некрасова:

«Мама! Сколько в этом слове света, нежности, доверия, души. Нет ничего святее слова «мама». Оно рождается вместе с нами. Любовь к матери заложена в нас самой природой. Это чувство живёт в человеке до конца его дней. Как можно не любить мать, если ты обязан ей своим появлением на свет».

Вы, конечно, не помните первую встречу с мамой. Как она обрадовалась, когда увидела Вас! Как счастливо светились её глаза! На Вашей руке был привязан номерок из клеёнки. На нём были написаны фамилия, число, год, время Вашего рождения, Ваш вес. Вы были совсем крошечными.

 Мама ждала, когда же принесут Вас кормить. Ей хотелось смотреть на Вас долго-долго…

И сейчас,  когда Вы стали  взрослее, мамы также любят Вас и будут любить, сколько будут жить на свете…

3. Сообщение темы, цели урока. Постановка задачи. Слайд 4,5:

Определите тему нашего урока, поставьте цель его.

Тема нашего урока «Подготовка к домашнему сочинению описанию с элементами повествования «Моя любимая мамочка…». К нему мы начали готовиться заранее: провели  конкурс чтецов «Мама», создали видеоролик «Маму я свою люблю потому, что…», обсуждали цитаты писателей по данной теме, подготовили выставку фотографий «Улыбка моей мамы», наблюдали за мамой дома и т. д.

       В своем сочинении   вы должны рассказать о своей маме, создать ее словесный портрет, а для этого нам нужно выбрать самое главное.

На уроке необходимо отобрать накопленный материал с учётом темы и основной мысли вашего рассказа, упорядочить, привести в систему мысли, итогом долгой и плодотворной работы будет домашнее сочинение.

 

4. Подготовительная беседа

 Эпиграфом урока взяты слова из рассказа Л. Н. Толстого «Кто лучше всех?»

а) выразительное чтение учителем рассказа Л. Н. Толстого «Кто лучше всех?»:

«В толпе на улице заблудилось дитя. Бегает, кричит, ищет мать. Народ спрашивает у ребёнка: «Какая твоя мама?». А дитя сквозь слёзы отвечает: «Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех!».

б) обращение к эпиграфу урока: «Моя мама лучше всех!» (Л. Н. Толстой) Слайд 6:

? А как вы объясните, что обозначает слово «мама»? (уч-ся рассуждают) на основе синквейнов, которые составили дома

Посмотрим на экране, как дают определения ваши родители.

Мы выслушали ваши рассуждения. А теперь давайте обратимся к словарям.  В. И. Даль так трактует  слово «мама»: «Мать – та, которая даёт жизнь (женщина)»

Слайд 7.

А Ожегов в своём словаре пишет: «Мать – женщина по отношению к своим детям»

Слайд 8.

Мама – это самое прекрасное слово на Земле, первое, которое произносит человек.

Слайд 9:


Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют человека – самого близкого, дорогого, единственного. Мать следит за нашей дорогой. Материнская любовь греет нас до старости. Мать учит нас быть мудрыми, даёт советы, заботится о нас, оберегает.

В народе живёт много хороших, ласковых слов о матери. Они передаются от поколения к поколению.

Б) Вспомните, пожалуйста, пословицы о маме. Слайд 10:

 

- Сердце матери лучше солнца греет.

- При солнышке тепло, при матери добро.

- Птица рада весне, а младенец матери.

- Нет милее дружка, чем родная матушка.

- Матушкин гнев, что весенний снег: и много он выпадает, да скоро растает.

- и т. д.

Любая из этих пословиц может стать эпиграфом к вашему сочинению.

Назовите основные пункты плана вашего сочинения.

I. Имя и отчество моей мамы.

II. Моя мамочка:

1. Моя мама самая красивая и добрая:


– глаза;

- улыбка

- голос
– характер.


2. У моей мамы золотые руки.

3. Мама – мой лучший друг.

III. Я люблю свою маму

 

Слова «мама», «мать» - одни из самых древних на Земле и почти одинаково звучит на всех языках разных народов. Это говорит о том, что все люди почитают и любят матерей. Во многих странах мира отмечают День Матери. Люди поздравляют своих мам, дарят подарки, говорят комплименты.

Как вы думаете, что такое комплимент?

Слайд 11 :

(Комплимент – любезные, приятные слова, лестный отзыв)

? А теперь я прошу вас вспомнить те комплименты, которые вы дарили своей маме, когда продолжили фразу  «Маму я свою люблю потому, что…».

Слайды 12-18 

 

5. Физкультминутка

Каждый из вас принес на урок сердце с написанным пожеланием(комплиментами) своей маме. Встаньте, ребята. Возьмите сердца  в руки, поднимите их к солнышку, пусть добавится в них солнечного  тепла. А теперь, вытянув руки перед собой, повернитесь друг к другу, покажите сердечки, прижмите их к груди и улыбнитесь.

Работа с экраном

давайте обратимся к словам- комплиментам, прочитаем их и постараемся запомнить их правописание:

Справедливая, терпеливая, ласковая, заботливая, таинственная, хозяйственная, понимающая, трудолюбивая, доброжелательная, добродушная, лучшая, чудесная.

Поднимите руки, у кого есть эти слова в сердечках(обращаем внимание на их правописание)

  1. Отбор материала для сочинения из художественных произведений.

- Материнская любовь окрыляет, придаёт силы, вдохновляет. Многие писатели, поэты, композиторы, художники создали замечательные произведения о матери.

а) Прочитайте текст о маме З.Воскресенской.

Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно.

У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют.

У мамы самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не останется равнодушным.

И сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд.

И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.

(З. Воскресенская)

- Что пишет З. Воскресенская о маме? (Дети подчёркивают в тексте слова, которые будут использовать в сочинении).

в) Прочитайте стихи, посвящённые маме.

Будто бирюза – мамины глаза,

Ясные и чистые, добрые, лучистые.

Словно звёздочки горят,

Озаряя всё вокруг,

И со мною говорят:

Мама – мой любимый друг!

Рядом с мамой мне светло,

И уютно, и тепло.

( Т.А. Шорыгина)

- Какие прилагательные использует автор для описания маминых рук, какие сравнения? ( Дети подчёркивают прилагательные и сравнения).

Руки мамочки моей –

Пара белых лебедей:

Так нежны и так красивы,

Столько в них любви и силы! 2

Целый день они летают,

Будто устали не знают.

В доме наведут уют,

Платье новое сошьют,

Приласкают, обогреют –

Руки мамы всё умеют.

( Т.А. Шорыгина)

-Что мы узнали о руках мамы из этого стихотворения? (Дети подчёркивают сравнение, глаголы).

От чистого сердца, простыми словами

Давайте, друзья, потолкуем о маме.

Мы любим её как хорошего друга

За то, что у нас с нею всё сообща.

За то, что, когда нам приходится туго,

Мы можем всплакнуть у родного плеча.

За то, что всегда без утайки и прямо

Мы можем доверить ей сердце своё.

И просто за то, что она – наша мама,

Мы крепко и нежно любим её.

(Н. Саконская)

- За что, по словам Н. Саконской, мы крепко и нежно любим свою маму? (Учащиеся подчёркивают нужные слова в тексте).

Материал для сочинения

Глаза: ясные, чистые, добрые, лучистые, чудесные, ласковые, будто бирюза, словно звёздочки горят, озаряя всё вокруг.

Улыбка: красивая, милая, обаятельная, драгоценная, исцеляет.

Голос: самый добрый и родной, нежный и ласковый, как первый весенний ручеёк.

Руки: добрые и ласковые, тёплые, нежные, красивые, пара белых лебедей, устали не знают, приласкают, обогреют, всё умеют.

Сердце: верное и чуткое, неравнодушное, в нём никогда не гаснет любовь.


 

6. Орфографическая и пунктуационная работа

Для того, чтобы грамотно написать своё сочинение, нам необходимо повторить ряд орфограмм, пунктограмм.

а) работа со словом Слайд 19:

б) орфографическая работа учащихся по карточкам у доски

Карточка № 1

Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании непроверяемой безударной гласной в корне слова?

Р…ботать, г…товит, п…суда, х…зяйка, вс…гда.

Карточка № 2

Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне слова?

В…сёлая, кр…сивая, м…л…дая, д…рить, цв…ты.

Карточка № 3

Вставить нужное окончание, правильно согласовав имя существительное с именем прилагательным.

Чутк…. сердце, хорош…. хозяйка, нежн.... руки, верн…. друг, надёжн…. человек.

Карточка № 4

Как пишутся приставки со словами? А предлоги?

(По)могает, (пре)красная, (не)повторимая, (за)мечательная.

Эти слова, словосочетания, предложения учащиеся могут использовать в своём сочинении.

 

7. Заключительная беседа

(Звучит музыка «Мой ласковый и нежный зверь»)

Слайд 20 :

Ранним утором поднимаются ваши мамы. Надо и домашние дела переделать, и на работу не опоздать. У них золотые руки, а ещё у них самое верное и чуткое сердце. Заболеете – мамы вас вылечат, загрустите – развеселят, а если станет страшно – обязательно успокоят и спасут.

Мам надо радовать примерным поведением, хорошими отметками, часто говорить им о своей любви и ничем не расстраивать. А если уж случилось, что ненароком обидели вы маму, то не стесняйтесь попросить прощения.

Морщинки на лицах ваших мам появляются оттого, что вы их чем-то огорчили. Вам хочется видеть их всегда молодыми, весёлыми, жизнерадостными. А чтобы мамы не уставали от дел, им надо обязательно помогать. Мамы вас любят такими, какие вы есть, но самое заветное мамино желание – видеть вас здоровыми, добрыми, умными.

Давайте вместе прочитаем стихотворение. Я буду читать строчки поочерёдно, а вы хором говорите завершающее слово:

Слайд 21:

Солнце ярче для меня – мама!

Мир и счастье для меня – мама!

Шум ветвей, цветы полей – мама!

Зов летящих журавлей – мама!

В роднике чиста вода – мама!

В небе яркая звезда – мама!


Как был прав М. Горький, когда писал: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери  нет ни поэта, ни героя, вся гордость мира от матерей»

Мама



Голос мамы так певуч,

Ласковый и мудрый,

Словно первый нежный луч

Начинает утро!

Мамы добрая рука,

Если загрустил я

Прикоснётся,

так легка

И подарит крылья!

Пробуждается сирень…

И поёт капель!

-Дзень, дзень… –

Тоненькою скрипкой.

Светит каждый вешний день

маминой улыбкой!

(Раим Фархади)

Просмотр выставки «Улыбка моей мамы»


8. Подведение итогов

Много слов сегодня было сказано о маме: читали стихи, дарили комплименты. Также вы за мамой наблюдали дома… А сейчас приступим к главному этапу нашей работы – написанию сочинения на тему «Моя милая мамочка…».

? Какую основную задачу вы поставите перед собой при написании данной творческой работы?

(рассказать о своей маме)

Правильно, рассказать о своей маме. Но вы должны не просто рассказать о своей маме – какая она по характеру, описать внешность, где работает, чем любит заниматься, но и показать, что мама – главный человек на свете, к тому же ваша – лучше всех.

9.Домашнее задание Слайд 22

Поздравить мам, бабушек с Днём Матери. Написать сочинение.





































1.Воспеваю то, что вечно ново.

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою.

2.И, моей не подчиняясь воле,

Рвется к звездам, ширится окрест…

Музыкою радости и боли

Он гремит — души моей оркестр.

3.Но когда скажу я, как впервые,

Это Слово-Чудо, Слово-Свет, —

Встаньте, люди!

Павшие, живые!

Встаньте, дети бурных наших лет!

4.Встаньте все и выслушайте стоя

Сохраненное во всей красе

Слово это — древнее, святое!

Распрямитесь! Встаньте!.. Встаньте все!

5.Слово это — зов и заклинанье,

В этом слове — сущего душа.

Это — искра первая сознанья,

Первая улыбка малыша.

6.Слово это пусть всегда пребудет

И, пробившись сквозь любой затор,

Даже в сердце каменном пробудит

Заглушенной совести укор.

7.Слово это сроду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо.

В нем — исток всего. Ему конца нет.

Встаньте!..

Я произношу его:

«Мама!»






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Богданова Ирина Викторовна

Дата: 22.12.2019

Номер свидетельства: 533193


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства