kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к ЕГЭ с использование Интернет-ресурсов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Групповая работа с использованием Интерент-ресурсов при подготовке к ЕГЭ; систематизация справочных материалов Интернета и возможности их использования на этапе подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ с использование Интернет-ресурсов»

Урок русского языка на профильном уровне

Класс: 10

Профиль: социально-гуманитарный

Форма: урок-семинар


Тема: Подготовка к ЕГЭ


Цели:

  • становление субъектности и активной позиции по отношению к собственному знанию.

  • Развитие информационно-коммуникационной компетентности школьников старшей ступени обучения.

Задачи:

  • дать понятие прикладной лингвистики, ее основных направлений.

  • Систематизировать знания о способах доступа к филологическим Интернет-ресурсам.

  • Проанализировать задания ЕГЭ, выполнение которых связано с использованием словарей.

  • Закрепление навыков практической работы в поисковых системах Интернет.


Оборудование и наглядность:

  • мультимедийный комплекс, стационарные компьютеры или ноутбуки – по количеству групп, раздаточные материалы.


Опережающая работа:

  • Обучающие класса делятся на группы, определяется руководитель группы. Каждой группе предлагается индивидуальное задание.


1 группа. Прикладная лингвистика как область языкознания.

Цель:

  • знакомство с задачами и направлениями прикладной лингвистики.

  • Формирование системы основных понятий

Задачи

Приемы решения задач

Практическая значимость

Дать определение прикладной лингвистике

Найти в Интернете определение психолингвистики социолингвистики, нейролингвистики, компьютерной, математической, квантитативной лингвистики.

Определить круг возможностей прикладной лингвистики в рамках милицейского профиля.


Охарактеризовать область исследования прикладной лингвистики.

Определить основные задачи и направления прикладной лингвистики

Познакомить с некоторыми ресурсами по прикладной лингвистике, доступными в Интернете.

На сайте www.dialog-21.ru/ зайдите в форум и определите наиболее актуальные проблемы прикладной лингвистики, обсуждаемые в темах.

Представить итоги в виде мультимедийной презентации.

Подготовьте презентацию с характеристикой одного или нескольких лингвистических направлений. В качестве материала используйте сайты вузов и сетевые энциклопедии (например, http://flogiston.ru/library/ ).



2 группа. Основные порталы и сайты с информацией по филологии.

Цель: систематизация представлений об Интернет-источниках, содержащих информацию по филологии, формирование навыка работа с сетевыми ресурсами.

Задачи

Приемы решения задач

Практическая значимость

Овладеть некоторыми практическими навыками поиска информации в сети Интернет

Работать в поисковой системе.

Составление и презентация карты памяти для одноклассников «Полезные ссылки при подготовке к ЕГЭ и изучении русского языка на профильном уровне (максимальное количество источников).


систематизировать информацию об адресах Интернет-ресурсов, касающихся филологического образования

Оценить подачу материала с позиции применения для самостоятельной работы при подготовке к ЕГЭ.


Дать рекомендации по использованию филологических Интернет-ресурсов для полготовки к ЕГЭ по русскому языку

Описать найденные Интернет-ресурсы по единой схеме (не менее 3 примеров):

  • адрес

  • создатели портала/сайта и его назначение

  • особенности оформления

  • структура главной страницы

  • карта сайта

Подготовить презентацию найденных Интернет-ресурсов (не более 3).



Карта помощи (выдается по необходимости)

  • http://www.gramota.ru Справочно-информационный портал «Русский язык»

  • http://www.edu.ru Российское образование. Федеральный портал.

  • http://school.edu.ru/ Российский общеобразовательный портал.


3 группа: место Интернет-словарей и памяток в подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Цель: систематизация справочных материалов Интернета и возможности их использования на этапе подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Задачи

Приемы решения задач

Практическая значимость

Определить задания ЕГЭ (части А и В), при выполнении которых можно использовать некоторые справочные Интернет-ресурсы

Проанализировать учебно-тренировочные тесты (Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2011: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион-М, 2010) варианты 1 – 5 стр. 226 – 272, выделить в них те задания, для выполнения которых целесообразно обратиться к различного рода словарям.


Составление и презентация карты памяти для одноклассников «Задания ЕГЭ, выполняемы с помощью словарей».


Опробовать использование Интернет-словарей при выполнении задание ЕГЭ

Охарактеризовать различного рода словари, доступные в Интернете, а также порталы и сайты, предоставляющие возможность работы с ними.



Карта помощи (выдается по необходимости)

  • http://www.gramma.ru/ Раздел «Экзамены. Готовимся к ЕГЭ».

  • http://www.gramota.ru Справочно-информационный портал «Русский язык»

  • http://www.edu.ru Российское образование. Федеральный портал.

  • http://school.edu.ru/ Российский общеобразовательный портал.


Ход занятия:

Одним из наиболее ярких и характерных явлений конца 20 века – начала века 21 стало развитие и внедрение Интернета во все аспекты жизнедеятельности современного общества, не являются новыми ИКТ и в лингвистической науке. Однако наблюдается явный парадокс: расширились возможности для получения новых знаний практически в любой области. В сети Интернет широко представлена информация о прикладной лингвистике: вузах, кафедрах, ученых и лабораториях. Популярность прикладной лингвистики обусловлена необходимостью применять достижения современной науки о языке для решения практических задач. А выпускники школы не только зачастую не знакомы с самим понятием «прикладная лингвистика», но и с трудом осваивают школьный курс русского языка, с содроганием ожидают сначала ГИА, а затем ЕГЭ, надеясь на русское «авось», упуская возможность саморазвития.

В ходе нашего семинара у вас есть возможность приобретения новой практической информации, которая поможет вам совершенствовать языковую компетенцию, грамотно использовать ресурсы Интернет для подготовки к ЕГЭ и самосовершенствования.

Вы являетесь обучающимися милицейского профиля. На изучение русского языка базисным учебным планом отводится, как вам известно, 3 часа, т.е. он изучается на профильном уровне. Как вы думаете: оправданное ли это решение или можно было обойтись 1 часом?

(ответы обучающихся)

Человек, желающий связать свою судьбу со службой Закону, должен с особым трепетом и осторожностью относиться к слову: сказанному, написанному. Ведь от него может зависеть многое: будете ли вы обвинителем, адвокатом, следователем, экспертом-криминалистом и т.п., поэтому вам необходимо стараться развить свою языковую компетенцию до совершенства.

Особое место в филологическом образовании занимает прикладная лингвистика, у которой есть собственная сфера деятельности и ресурсные возможности.

Слово участникам 1 группы.

(презентация «Прикладная лингвистика как область языкознания»)

Знаменитый петербургский фонетист Лев Рафаилович Зиндер разработал речевой материал, который в свое время использовал для тестирования системы связи Юрий Гагарин во время первого в истории человечества космического полета.

При поддержке Российского Фонда Фундаментальных исследований создан электронный журнал «Прикладная и экспериментальная лингвистика».

Но профессия – это в будущем, пусть уже недалеком, но еще не совсем определенном. А сейчас необходимо ежедневно готовиться к учебным занятиям. Самый простой способ подготовки к урокам – это скачивание информации из сети Интернет. Однако каждый из нас сталкивался на своем опыте с предоставлением некачественной информации, которая может не помочь, а навредить. Как не потеряться в глобальной сети, выбрать необходимое и полезное расскажут участники 2 группы

Слово участникам 2 группы.

(презентация «Основные порталы и сайты с информацией по филологии»)

Для удобства пользователей в русскоязычном секторе Интернета открыто Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Размещенное по адресу http://window.edu.ru/ Окно позволяет свободно перемещаться по образовательным сайтам и порталам, содержащим информацию и материалы, как для профессионального, так и для общего образования. При обращении к предметной рубрике «Русский язык» обнаруживаем описание ресурсов, связанных с ЕГЭ. Разумеется, не все источники можно открыть непосредственно с портала «Единое окно», однако информация о любом упоминаемом портале весьма полезна для пользователя.

Участники 3 группы работали над таблицей-обобщением, полезной для каждого при подготовке к ЕГЭ. В чем же состояла специфика их работы и в чем заключена практическая значимость для каждого из вас, узнаем из презентации.

Слово участникам 3 группы.

(Презентация «Место Интернет-словарей и памяток в подготовке к ЕГЭ по русскому языку»)

Вы стали обладателем ценнейшей информации, которая, надеемся, будет практически значимой для каждого. И пришло время поработать он-лайн. Предлагаю проверить свои знания в тестовом режиме http://window.edu.ru/ Вашему вниманию представлены 4 режима тестирования (свободный тренинг, свободный экзамен, тренинг по ЕГЭ, ЕГЭ). Выберите вариант наиболее приемлемый для себя и поработайте в парах.

(практическая работа в сети Интернет)

Наш семинар подходит к завершению. Проанализируйте его с позиции практической значимости для вас и вашей собственной оценки деятельности (на этапе подготовки к уроку, во время презентации и выполнения практического задания).

Слово руководителям групп.

Надеюсь, что у всех присутствующих сложилось представление о возможностях использования ИКТ для подготовки ЕГЭ, а также о современной прикладной науке, использующей широкий спектр ИКТ. Еще раз обращаю ваше внимание на тот факт, что ИКТ прочно вошло в жизнь каждого из нас и алгоритм работы на сегодняшнем уроке может быть применен к любому учебному предмету.

Важно понимать: что вы ищете? Зачем вы ищете? И какова степень вашей личной заинтересованности в конечном результате?



Список использованной литературы:

  1. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. – М., 2003.

  2. Маевский Н.Н. История методики русского языка и ее современные проблемы. Для студентов 5 – 6 курсов заочного отделения отечественной филологии. Режим доступа: http://open-edu.rsu.ru/Filologij/fl -25.zip.

  3. Филиппович Ю.Н. Метафоры информационных технологий. – М., 2002.

  4. Филиппович Ю.Н.Семантика информационных технологий. – М., 2002.


5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Подготовка к ЕГЭ с использование Интернет-ресурсов

Автор: Стоякина Алла Владимировна

Дата: 23.08.2016

Номер свидетельства: 340460


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства