Подготовка к ЕГЭ с использование Интернет-ресурсов
Подготовка к ЕГЭ с использование Интернет-ресурсов
Групповая работа с использованием Интерент-ресурсов при подготовке к ЕГЭ; систематизация справочных материалов Интернета и возможности их использования на этапе подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ с использование Интернет-ресурсов»
Урок русского языка на профильном уровне
Класс: 10
Профиль: социально-гуманитарный
Форма: урок-семинар
Тема: Подготовка к ЕГЭ
Цели:
становление субъектности и активной позиции по отношению к собственному знанию.
Развитие информационно-коммуникационной компетентности школьников старшей ступени обучения.
Задачи:
дать понятие прикладной лингвистики, ее основных направлений.
Систематизировать знания о способах доступа к филологическим Интернет-ресурсам.
Проанализировать задания ЕГЭ, выполнение которых связано с использованием словарей.
Закрепление навыков практической работы в поисковых системах Интернет.
Оборудование и наглядность:
мультимедийный комплекс, стационарные компьютеры или ноутбуки – по количеству групп, раздаточные материалы.
Опережающая работа:
Обучающие класса делятся на группы, определяется руководитель группы. Каждой группе предлагается индивидуальное задание.
1 группа. Прикладная лингвистика как область языкознания.
Цель:
знакомство с задачами и направлениями прикладной лингвистики.
Формирование системы основных понятий
Задачи
Приемы решения задач
Практическая значимость
Дать определение прикладной лингвистике
Найти в Интернете определение психолингвистики социолингвистики, нейролингвистики, компьютерной, математической, квантитативной лингвистики.
Определить круг возможностей прикладной лингвистики в рамках милицейского профиля.
Охарактеризовать область исследования прикладной лингвистики.
Определить основные задачи и направления прикладной лингвистики
Познакомить с некоторыми ресурсами по прикладной лингвистике, доступными в Интернете.
На сайте www.dialog-21.ru/ зайдите в форум и определите наиболее актуальные проблемы прикладной лингвистики, обсуждаемые в темах.
Представить итоги в виде мультимедийной презентации.
Подготовьте презентацию с характеристикой одного или нескольких лингвистических направлений. В качестве материала используйте сайты вузов и сетевые энциклопедии (например, http://flogiston.ru/library/ ).
2 группа. Основные порталы и сайты с информацией по филологии.
Цель: систематизация представлений об Интернет-источниках, содержащих информацию по филологии, формирование навыка работа с сетевыми ресурсами.
Задачи
Приемы решения задач
Практическая значимость
Овладеть некоторыми практическими навыками поиска информации в сети Интернет
Работать в поисковой системе.
Составление и презентация карты памяти для одноклассников «Полезные ссылки при подготовке к ЕГЭ и изучении русского языка на профильном уровне (максимальное количество источников).
систематизировать информацию об адресах Интернет-ресурсов, касающихся филологического образования
Оценить подачу материала с позиции применения для самостоятельной работы при подготовке к ЕГЭ.
Дать рекомендации по использованию филологических Интернет-ресурсов для полготовки к ЕГЭ по русскому языку
Описать найденные Интернет-ресурсы по единой схеме (не менее 3 примеров):
адрес
создатели портала/сайта и его назначение
особенности оформления
структура главной страницы
карта сайта
Подготовить презентацию найденных Интернет-ресурсов (не более 3).
http://www.edu.ru Российское образование. Федеральный портал.
http://school.edu.ru/ Российский общеобразовательный портал.
3 группа: место Интернет-словарей и памяток в подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Цель: систематизация справочных материалов Интернета и возможности их использования на этапе подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Задачи
Приемы решения задач
Практическая значимость
Определить задания ЕГЭ (части А и В), при выполнении которых можно использовать некоторые справочные Интернет-ресурсы
Проанализировать учебно-тренировочные тесты (Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2011: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион-М, 2010) варианты 1 – 5 стр. 226 – 272, выделить в них те задания, для выполнения которых целесообразно обратиться к различного рода словарям.
Составление и презентация карты памяти для одноклассников «Задания ЕГЭ, выполняемы с помощью словарей».
Опробовать использование Интернет-словарей при выполнении задание ЕГЭ
Охарактеризовать различного рода словари, доступные в Интернете, а также порталы и сайты, предоставляющие возможность работы с ними.
Карта помощи (выдается по необходимости)
http://www.gramma.ru/ Раздел «Экзамены. Готовимся к ЕГЭ».
http://www.edu.ru Российское образование. Федеральный портал.
http://school.edu.ru/ Российский общеобразовательный портал.
Ход занятия:
Одним из наиболее ярких и характерных явлений конца 20 века – начала века 21 стало развитие и внедрение Интернета во все аспекты жизнедеятельности современного общества, не являются новыми ИКТ и в лингвистической науке. Однако наблюдается явный парадокс: расширились возможности для получения новых знаний практически в любой области. В сети Интернет широко представлена информация о прикладной лингвистике: вузах, кафедрах, ученых и лабораториях. Популярность прикладной лингвистики обусловлена необходимостью применять достижения современной науки о языке для решения практических задач. А выпускники школы не только зачастую не знакомы с самим понятием «прикладная лингвистика», но и с трудом осваивают школьный курс русского языка, с содроганием ожидают сначала ГИА, а затем ЕГЭ, надеясь на русское «авось», упуская возможность саморазвития.
В ходе нашего семинара у вас есть возможность приобретения новой практической информации, которая поможет вам совершенствовать языковую компетенцию, грамотно использовать ресурсы Интернет для подготовки к ЕГЭ и самосовершенствования.
Вы являетесь обучающимися милицейского профиля. На изучение русского языка базисным учебным планом отводится, как вам известно, 3 часа, т.е. он изучается на профильном уровне. Как вы думаете: оправданное ли это решение или можно было обойтись 1 часом?
(ответы обучающихся)
Человек, желающий связать свою судьбу со службой Закону, должен с особым трепетом и осторожностью относиться к слову: сказанному, написанному. Ведь от него может зависеть многое: будете ли вы обвинителем, адвокатом, следователем, экспертом-криминалистом и т.п., поэтому вам необходимо стараться развить свою языковую компетенцию до совершенства.
Особое место в филологическом образовании занимает прикладная лингвистика, у которой есть собственная сфера деятельности и ресурсные возможности.
Слово участникам 1 группы.
(презентация «Прикладная лингвистика как область языкознания»)
Знаменитый петербургский фонетист Лев Рафаилович Зиндер разработал речевой материал, который в свое время использовал для тестирования системы связи Юрий Гагарин во время первого в истории человечества космического полета.
При поддержке Российского Фонда Фундаментальных исследований создан электронный журнал «Прикладная и экспериментальная лингвистика».
Но профессия – это в будущем, пусть уже недалеком, но еще не совсем определенном. А сейчас необходимо ежедневно готовиться к учебным занятиям. Самый простой способ подготовки к урокам – это скачивание информации из сети Интернет. Однако каждый из нас сталкивался на своем опыте с предоставлением некачественной информации, которая может не помочь, а навредить. Как не потеряться в глобальной сети, выбрать необходимое и полезное расскажут участники 2 группы
Слово участникам 2 группы.
(презентация «Основные порталы и сайты с информацией по филологии»)
Для удобства пользователей в русскоязычном секторе Интернета открыто Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Размещенное по адресу http://window.edu.ru/ Окно позволяет свободно перемещаться по образовательным сайтам и порталам, содержащим информацию и материалы, как для профессионального, так и для общего образования. При обращении к предметной рубрике «Русский язык» обнаруживаем описание ресурсов, связанных с ЕГЭ. Разумеется, не все источники можно открыть непосредственно с портала «Единое окно», однако информация о любом упоминаемом портале весьма полезна для пользователя.
Участники 3 группы работали над таблицей-обобщением, полезной для каждого при подготовке к ЕГЭ. В чем же состояла специфика их работы и в чем заключена практическая значимость для каждого из вас, узнаем из презентации.
Слово участникам 3 группы.
(Презентация «Место Интернет-словарей и памяток в подготовке к ЕГЭ по русскому языку»)
Вы стали обладателем ценнейшей информации, которая, надеемся, будет практически значимой для каждого. И пришло время поработать он-лайн. Предлагаю проверить свои знания в тестовом режиме http://window.edu.ru/ Вашему вниманию представлены 4 режима тестирования (свободный тренинг, свободный экзамен, тренинг по ЕГЭ, ЕГЭ). Выберите вариант наиболее приемлемый для себя и поработайте в парах.
(практическая работа в сети Интернет)
Наш семинар подходит к завершению. Проанализируйте его с позиции практической значимости для вас и вашей собственной оценки деятельности (на этапе подготовки к уроку, во время презентации и выполнения практического задания).
Слово руководителям групп.
Надеюсь, что у всех присутствующих сложилось представление о возможностях использования ИКТ для подготовки ЕГЭ, а также о современной прикладной науке, использующей широкий спектр ИКТ. Еще раз обращаю ваше внимание на тот факт, что ИКТ прочно вошло в жизнь каждого из нас и алгоритм работы на сегодняшнем уроке может быть применен к любому учебному предмету.
Важно понимать: что вы ищете? Зачем вы ищете? И какова степень вашей личной заинтересованности в конечном результате?
Список использованной литературы:
Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. – М., 2003.
Маевский Н.Н. История методики русского языка и ее современные проблемы. Для студентов 5 – 6 курсов заочного отделения отечественной филологии. Режим доступа: http://open-edu.rsu.ru/Filologij/fl -25.zip.
Филиппович Ю.Н. Метафоры информационных технологий. – М., 2002.
Филиппович Ю.Н.Семантика информационных технологий. – М., 2002.