kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к сочинению-рассуждению на основе литературного произведения (15.2. ОГЭ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока - познакомить учащихся с циклом «Крохотки» А. И. Солженицына, научить анализировать текст и писать сочинение-рассуждение.

При подготовке к написанию сочинения-рассуждения рекомендуется прорабатывать тексты, поднимающие различные проблемы, чтобы ученики познакомились с особенностями постановки и решения той или иной проблемы. «Крохотки» и другие произведения Солженицына разнообразны по тематике и проблематике и дают богатый материал для работы с текстом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению-рассуждению на основе литературного произведения (15.2. ОГЭ)»

Салимзянова Альфия Замановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Шадчинская средняя общеобразовательная школа» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан.

При подготовке к написанию сочинения-рассуждения ЕГЭ и ОГЭ можно организовать исследовательскую лингвистическую работу учащихся по тексту художественного произведения. Для этого, например, употребляю рассказы А.И.Солженицына из цикла «Крохотки» для комплексного анализа текста. «Крохотки» и другие произведения писателя разнообразны по тематике и проблематике и дают богатый материал для работы с текстом. Они помогают решить на уроке и воспитательные задачи, заставляя детей задуматься над смыслом жизни, добром, злом, над нравственными вопросами.


Тема урока: «Подготовка к сочинению-рассуждению на основе литературного произведения»

Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с циклом «Крохотки» А. И. Солженицына, научить анализировать текст и писать сочинение-рассуждение;

Развивающая:  совершенствовать исследовательскую компетентность школьников, повышать коммуникативную и речевую компетентность учащихся, способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти; 

Воспитательная: формировать внимательное отношение к творчеству А.И.Солженицына, ценностное отношение к жизни, природе.

Форма урока: комбинированная.

Форма обучения коллективная и индивидуальная.

Материал: Проектор, ноутбук, экран, раздаточные листы с текстом, карточки с заданиями


Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

Организационный

2 мин

- Добрый день, дорогие ребята!
Запишите в тетрадях сегодняшнюю дату и тему урока: «Подготовка к сочинению-рассуждению на основе литературного произведения»

Подумайте, исходя из темы, какими могут быть задачи нашего урока.

Включаются в рассуждение, выясняют, какие задачи нужно решить, чтобы освоить тему урока.

Тема урока и цели на слайде

Актуализация

3 мин

- Вспомните схему сочинения-рассуждения.

Особое внимание следует обратить на вступление. Оно должно быть энергичным, экспрессивным и небольшим по объему (2-4 предложения).

Какие варианты вступлений вам известны?



1. Анализ разных точек зрения на проблему.

2. Риторический вопрос

3. Спор с мнимым оппонентом.

4. Лирическое вступление.

Слайд

- Что вы скажете о заключении сочинения?


- Заключение должно быть связано с основной проблемой и соответствовать вступлению.

Возможные варианты заключения.

Общий вывод.

Ответ на вопрос, поставленный во вступлении.

Изложение собственной позиции.

Расширение проблемы. Новый вопрос.

Слайд

Погружение в тему

7 мин

- Вам предстоит написать сочинение-рассуждение по тексту рассказа А.И.Солженицына «Лиственница».

- Ребята, сформулируйте по данной теме проблемные вопросы. На какие вопросы нам предстоит найти ответ?




- Какую мысль хотел донести до нас автор?

- В каком предложении заключается основная мысль текста?

- Что означают финальные строки текста?

Проблемные вопросы на слайде

- Вспомним, что вы знаете о А.И.Солженицыне? 

Краткий рассказ о биографии и творчестве писателя



- А.И. Солженицын – известный писатель 20 века, Жертва сталинских репрессий. Он – 3-й лауреат Нобелевской премии по литературе среди русских писателей.

Слайды, отражающие биографические моменты и творчество писателя

- Особое место в его прозе занимают лирические миниатюры «Крохотки».

- У этих произведений значима каждая деталь, каждое слово, так как всякое стихотворение, в том числе и стихотворение в прозе, обычно небольшого объёма. К словам, даже к знакам препинания нужно быть особенно внимательным – иначе можно пройти мимо главного, не угадать тайны, не проникнуть в художественную идею произведения.

(Сообщение подготовленного ученика)

- Рассказы “Крохотки” представляют собой небольшие зарисовки, размышления в образах, микрорассказы, лирические миниатюры, своеобразные “лирические отступления”, получившие самостоятельную жизнь. Часто литературоведы называют “Крохотки” стихотворениями в прозе.


Работа с текстом

6 мин

Учитель читает текст.

ЛИСТВЕННИЦА

1)Что за диковинное дерево!

2)Сколько видим её — хвойная, хвойная, да. 3)Того и разряду, значит? 4)А, нет. 5)Приступает осень, рядом уходят лиственные в опад, почти как гибнут. 6)Тогда — по соболезности? не покину вас! 7)Мои и без меня перестоят покойно — осыпается и она. 8)Да как дружно осыпается и празднично — мельканием солнечных искр.

9)Сказать, что — сердцем, сердцевиной мягка? 10)Опять же нет: её древесная ткань — наинадёжная в мире, и топор её не всякий возьмёт, и для сплава неподымна, и покинутая в воде — не гниёт, а крепится всё ближе к вечному камню.

11)Ну, а возвратится снова, всякий год как внезапным даром, ласковое тепло, — знать, ещё годочек нам отпущен, можно и опять зазеленеть — и к своим вернуться через шелковистые иголочки.

12)Ведь — и люди такие есть.

Внимательное чтение

Текст на слайде и перед учащимися на листах

- Определите тему «крохотки» «Лиственница»

- О людях с виду неприглядных, но сильных и добрых, способных на самопожертвование.


- В миниатюре «Лиственница» сразу же привлекает внимание читателей слово «неподымна». При первом прочтении данное слово ассоциируется с глаголом поднимать. Неужели автор имел в виду, что это дерево нельзя поднять, оно такое тяжёлое?


- Кажется, что слово «неподымна» имеет более глубокий смысл. Если взять за основу значение «нельзя поднять», то можно предположить, что лиственница – это символ стойкости перед жизненными невзгодами, даже «непробиваемости», то есть не каждый может совладать с таким деревом, а в контексте – с таким человеком.







- Объясните смысл названия: почему именно лиственница ассоциируется у автора с такими людьми?

Рассуждения учащихся


- В каких словах заключена основная идея произведения? Как вы их понимаете?

- «Ведь – и люди такие есть».

(Рассуждения учащихся)


- Какое актуальное и злободневное значение имеет данная «крохотка» для нынешнего поколения?

Рассуждают о символичности образа лиственницы


Анализ языка текста (лексика, синтаксис)

7 мин

- Определите стиль произведения

- Художественный стиль – сочетает элементы ненормированной речи.


- В рассказе есть индивидуально-авторские образования слов.

Приведите примеры ненормированной речи

- «По соболезности», «неподымна».


Определите лексическое значение слова «по соболезности».

- Испытывать или выражать соболезнование


- Подберите синонимы к слову «соболезновать»

Ответы учащихся.

Слайд с синонимами

- Приходилось ли вам, ребята, в жизни проявлять сострадание, болеть сердцем за что-то или кого-то?

Ученики вспоминают случаи из своей жизни




- Найдите в тексте эпитеты

- Какую смысловую нагрузку они несут?

- «Внезапный дар», «ласковое тепло» (Рассуждения учащихся)


- Какова роль инверсий?


- Речь делается образнее.

- Выделяются наиболее важные по смыслу слова


- Найдите риторические вопросы и восклицания; какова их роль?


- «Тогда — по соболезности? не покину вас!»

- «Сказать, что — сердцем, сердцевиной мягка?»

- Риторические вопросы и восклицания усиливают выразительность речи


Практическая работа по части 2

12 мин

- А сейчас мы немного потренируемся. Поработаем над некоторыми заданиями ЧАСТИ 2.

1. Укажите предложение, в котором используется эпитет: 

1)Мои и без меня перестоят покойно — осыпается и она.

2)Приступает осень, рядом уходят лиственные в опад, почти как гибнут.

3)Ну, а возвратится снова, всякий год как внезапным даром, ласковое тепло, — знать, ещё годочек нам отпущен, можно и опять зазеленеть — и к своим вернуться через шелковистые иголочки.

4)Ведь — и люди такие есть.

2. Из предложений 9 выпишите слово с непроизносимым согласным в корне. 

3. Из предложений 1-5 выпишите слово, правописание приставки которого зависит от значения.

4. Из предложений 11-12 выпишите слово, правописание суффикса которого определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н»?

5. Замените словосочетание солнечных искр (предложение 8), построенное на основе СОГЛАСОВАНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание. 6. Выпишите грамматическую основу предложения 12.

6. Укажите количество грамматических основ в предложении 10.

7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями бессоюзного сложного предложения.

Того и разряду,1 значит? А,2 нет. Приступает осень,3 рядом уходят лиственные в опад,4 почти как гибнут.

Индивидуальная работа в тетрадях.

Задания даны на экране и на карточках

Взаимопроверка

2 мин

- Проверьте себя.

Взаимопроверка.

Ответы высвечиваются на экране

Рефлексия













4 мин

- О чём мы говорили сегодня на уроке?

- Чувствуете ли вы, что сможете проанализировать текст и написать сочинение-рассуждение?

Прошу оценить свою работу

В классе происходит самоанализ собственной деятельности, ученики отмечают свое продвижение, свои успехи, выделяют главные моменты в аналитической, исследовательской деятельности своих одноклассников.


- А.И.Солженицын – писатель с обострённым чувством патриотизма, совести, справедливости, его внимание приковано к социальным и нравственным проблемам нашей эпохи. В «Крохотках» отражены самые сокровенные мысли и переживания писателя. Подлинное богатство самого крошечного рассказика открывается только после многократного чтения и обдумывания.

Выставление оценок за урок.

Листок со списком - по рядам.

Домаш-нее задание

2 мин

- Прочитав «крохотку» ещё раз, напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Ведь — и люди такие есть».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Подготовка к сочинению-рассуждению на основе литературного произведения (15.2. ОГЭ)

Автор: Салимзянова Альфия Замановна

Дата: 25.03.2017

Номер свидетельства: 403241


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства