kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к написанию контрольного сочинения по картине (И.Э. Грабарь «Февральская лазурь).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи.

Цель урока: развивать способность сознательно использовать художественно-выразительные средства языка в собственных высказываниях, навык монологической речи

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к написанию контрольного сочинения по картине (И.Э. Грабарь «Февральская лазурь).»

1. Автор проекта: Демидова Надежда Александровна, Челябинская область, город Кыштым, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №2
2. Предмет: русский язык
3. Класс: 5
4. Тема урока: Подготовка к написанию контрольного сочинения по картине (И.Э. Грабарь «Февральская лазурь).
5. Цель урока: развивать способность сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях, навык монологической речи. 

6. Задачи урока: 

1. Учить детей передавать своё впечатление от картины, выражать своё отношение;

2. Продолжить знакомство учащихся с особенностями сочинения - описания природы по картине;

3. Формировать умение отбирать речевые средства, работать с синонимами.

7. Планируемые образовательные результаты: 

личностные:

стремление к речевому самосовершенствованию, к усвоению грамматических средств для свободного выражения мыслей в процессе речевого общения; способность к самооценке.

метапредметные:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной, коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и формулировать их в устной и письменной форме;

умение работать индивидуально и в группе;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.

предметные: составление художественного описания природы с элементами оценки изображения действительности; использование изобразительных средств языка для описания образов, созданных художником

8. Содержание урока:

Этап урока


Содержание и виды деятельности учащихся

  1. Вводный (организационно-мотивационный) этап






У.: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок особенный. А почему, вы узнаете позже.

У вас на партах листы. Давайте прочитаем отрывки выразительно и попробуем определить, что объединяет эти произведения.

1. Печальная берёза
У моего окна.
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, - 
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

А. Фет. 1842.


2. Берёза, берёзынька,
Берёза кудрявая,
Стоишь ты, берёзынька,
Посередь долинушки.

Народная песня.


3. Чудесен и ранней осенью берёзовый лес, покрытый золотистой, увядающей листвою. Крутясь в воздухе, падают на землю золотые листочки. Прозрачен и чист воздух, малейший слышится в берёзовом лесу звук.

И. Соколов-Микитов. Русский лес. Москва. «Детская литература». 1984.

.


У.: Что общего в этих отрывках?

Д.: Все эти отрывки о берёзе.

У.: Как авторы изображают это дерево?

Д.: Фет видит берёзу печальной, но красивой (краса ветвей), нарядной (разубрана). Хотя наряд и траурный, наверное, потому, что зима, всё в природе умирает, но берёза жива: на её ветвях играет денница (заря) и птицы.

В народной песне «березынька» одинока (Стоишь ты, берёзынька, посередь долинушки). Русский народ изображает берёзу как девушку (кудрявая) и жалеет её (использует уменьшительно-ласкательные суффиксы)

В прозаическом отрывке мы видим увядающий берёзовый лес. Но жизнь в нём продолжается (крутясь). Автор погружает нас в атмосферу леса: мы как будто попадаем в сказку (чудесен). Слова «золотистой» и «золотые» позволяют нам представить богатство леса. Но не только цвет, но и запахи (Прозрачен и чист воздух) и звуки (малейший слышится… звук) мы можем почувствовать в берёзовом лесу.

У.: Кроме наличия самого образа берёзы, что ещё объединяет эти отрывки?

Д.: Во всех отрывках берёза как живая

У.: Как называется художественно-выразительное средство, когда неживой предмет представлен как живой?

Д.: Такое художественно-выразительное средство называется олицетворением

У.: Назовите другие художественно-выразительные средства, которые помогают поэтам и писателям изображать тот или иной образ?

Д.: Эпитет – красочное определение.

Сравнение – сопоставление одного предмета или явления с другим

Метафора – слово в переносном значении.

У.: Все эти знания помогут вам сегодня на уроке. А какие вы знаете стихи о берёзе?

Д.:

1) Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром (С. Есенин)

2) Белая берёза –

Русская земля!

И печаль, и радость,

И любовь моя. (П. Кудрявцев)

3) Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками. (А.Прокофьев)

4) Если б дали березке расческу,
Изменила б березка причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала бы кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку. (И.Токмакова)

5) Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы… (С. Есенин)

У.: Эти стихи и другие, которые вы ещё вспомните, работая на уроке, могут стать эпиграфом к сочинению. А что такое эпиграф?

Д.: Эпиграф – это краткое изречение, которое автор помещает в перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль

Посмотрите, пожалуйста, на доску. (На слайде репродукции картин, звучит музыка Э. Грига). Подскажите мне, в чем же особенность нашего урока, чем мы будем заниматься.

Д.: Мы будем рассматривать картины, собирать материалы к сочинению, готовиться к написанию сочинения.

У.: Хорошо. Но какова же задача урока?

Д.: Наша задача – учиться правильно говорить и писать.

«Березовая роща» (1889) Исаака Левитана.

«Березовая роща» (1896) Шишкина

«Ранняя весна. Берёзы у реки» (1893) А.К.Саврасова

«Стволы берез» (1879) Архипа Ивановича Куинджи. 

«Берёзы. Солнечный день» Ильи Ефимовича Репина

«Февральская лазурь» Игоря Эммануиловича Грабаря


  1. Основной (информационно-аналитический) этап




У.: Посмотрите на нашу зимнюю картинную галерею. Как на ваш взгляд, красиво!? Каждая картина хороша по-своему. Но сегодня мы особое внимание уделим картине Игоря Грабаря «Февральская лазурь». Найдёте ли вы её среди других картин?
Как вы определили?

Д.: На всех картинах летний или осенний пейзаж, а на репродукции И.Грабаря – зимний. Ещё небо здесь синее, потому, наверное, картина так и называется.

У.: Итак, давайте внимательнее рассмотрите картину. А пока послушайте стихотворение А. Кушнера «О картинах» и закончите его:

Если видишь: на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется… .

Д.: Пейзаж.

У.: А кто знает, что такое пейзаж?

Д.: Пейзаж 1) общий вид местности, картина природы; 2) рисунок, картина, изображающая природу.

На экране текст «Береза». Учащиеся выразительно читают текст, отвечают на вопросы и выполняют задания.

Береза.

Нет дерева прекраснее березы. Как очарователен розовый отблеск на белой коре от румяных лучей восходящего солнца! А нежная весенняя зелень березы разве не прелесть? Как ласкает наш глаз остроконечные душистые блестящие листочки! А летом? Сколько красоты в покрытых листьями березах! Длинные тонкие ветки, словно зеленые гирлянды, низко свешиваются к земле и придают всему дереву какой-то торжественно-печальный вид. И, наконец, зимой. Какое дерево сравниться по красоте с березой, когда она стоит изукрашенная миллионами сверкающих на солнце кристалликов! Она стоит, словно громадный фонтан, брызги которого внезапно оледенели и повисли в воздухе.

– Да, прекрасное дерево береза, и нет его прекраснее. (По Д. Кайгородову)

– К какому типу речи относится тест? Определите, какое это описание – деловое или художественное. Докажите свою точку зрения. Найдите и прочитайте предложения, в которых сформулирована основная мысль.

Д.: Это текст – описание: автор описывает березу в разные времена года. Это художественное описание, так как автор использует художественные средства выразительности, яркие эпитеты и сравнения: румяные лучи, нежная весенняя зелень, остроконечные душистые блестящие листочки, словно зеленые гирлянды, словно громадный фонтан и т.д. Основная мысль выражена в первом и последнем предложениях. Автор восхищается красавицей березой, показывая, как она прекрасна в разные времена года.

У.: Вот такое же чувство восхищения красотой природы охватило однажды и одного художника. Имя этого художника Игорь Эммануилович Грабарь. Игорь Эммануилович Грабарь после окончания юридического факультета Петербургского университета поступил в высшую художественную школу при Академии художеств. Его учителем был Илья Репин. Грабарь был певцом родной природы. Интересовало художника состояние природы в разные времена года, в разное время дня. Об этом свидетельствуют названия картин живописца. "Сентябрьский снег." "Белая  зима. Грачиные гнёзда." "Мартовский снег." "Лучезарное утро." "Ясный осенний вечер." "Зимний пейзаж." "Берёзы летом." И многие другие проникнуты радостным светлым чувством. "Февральская лазурь"– одно из лучших его полотен. Оно поражает силой и чистотой цвета, ослепляет лазорево-синим небом. Плотными мазками написаны огромные белоствольные берёзы на первом плане. Небо уходит в бескрайнюю высь. Пространство наполнено светом и воздухом.

Н. Рыленков в одном из своих стихотворений написал:

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.

Грабарю удалось всмотреться в природу и передать её красоту и величие. Обратимся к воспоминаниям художника и послушаем, как он работал над картиной.

Сообщение ребёнка

Отрывок из воспоминаний художника: «В то необычное утро природа праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток, сапфировых теней на сиреневом снегу. Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей, заглядевшись на неё. Я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие – то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно…»

Несмотря на сильный мороз, художник создавал картину в течение двух недель в вырытой им траншее из снега. Он торопился запечатлеть эту красоту.

У.: Февральская лазурь… Какие ассоциации возникают у вас, когда вы произносите это словосочетание? Объясните название.

Что же такое лазурь?

Д.: Лазурь (др. русск. - из греч.) - 1) светло-синий цвет, голубизна; 2) краска светло-синего цвета.

У.: Прочитайте слова художника и определите значения выделенных слов.

И. Грабарь писал: «В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».

Лазурный = лазоревый = голубой.

Жемчужный – цвет жемчуга, нежный, тёплый блестящий оттенок белого; 

Коралловый (цвет) - (перен.) ярко-красный.

Сапфировый (цвет) - (перен.) синий или зелёный, цвета сапфира.

Где на картине вы видите голубые оттенки?

Д.: Белый снег становится голубым, тени берез – голубовато - синими, даже самые стволы березок пропитываются голубым воздухом и делаются как бы воздушными. Голубые краски не выдуманы художником, а подсказаны природой

– Каково общее впечатление от пейзажа?  Какие чувства, желания рождает пейзаж?

– Каков, по-вашему, замысел художника? О чём эта картина?

 Д.: Художник хотел передать красоту февральского дня. День – необыкновенный, морозный, необычный, чудесный, солнечный, прекрасный, зимний, ясный.

У.: Что, по-вашему мнению, больше всего нравится художнику?

Д.: Плотными мазками написаны огромные белоствольные берёзы. На переднем плане старая берёза, вдали расположены её подружки, молодые берёзки. Могучая, огромная, видевшая ни одну зиму. Она уже старая, искривлённая, огромная. У неё толстый ствол, много веток.

У.: Что можно сказать о других берёзках? Какие краски использует художник, рисуя берёзы? А как выглядит снег на картине Грабаря? Много ли его? Какого он цвета на солнце и в тени?  Рассмотрите небо:

– Есть ли на нём облака? 

–  Есть ли на нем солнце? 

– Какого цвета оно вверху и на горизонте? 

Д.: Ослепляет лазорево-синим небом, уходящим в бескрайнюю высь. Пространство наполнено светом и воздухом. Такое небо бывает в феврале или марте в ясный, морозный, солнечный день

Работа по картине, заполнение таблицы:

Береза

тонкая, стройная, молодая,  изящная, танцующая, игривая, легкая, белоствольная, белотелая, ветвистая, высокая, кудрявая, нарядная, плакучая, пышная, развесистая, раскидистая, задумчивая, ласковая, милая, нежная, русская, светлая

Снег

Перламутровый — сиреневый, нежно-розовый, голубой, бирюзовый, лазурный, алмазный, блестящий, голубеющий, розовато-голубой,  сверкающий, лёгкий,  рассыпчатый,  жемчужный, тихий, лазурный, на солнце блестит, сверкает, сияет, светится. Художник сам описывал снег, как драгоценную ткань: сапфировые тени на серебряном снегу.

Небо

Безбрежное, безграничное, бездонное, бесконечное, бескрайнее, беспредельное, высокое, глубокое, далекое, недостижимое, необъятное, неохватное,  глубокое, грустное, лазоревое, лазурное, ослепительное, чистое, свободное, перламутровое,  безоблачное

День

Лучезарный, морозный, погожий, снежный, солнечный, студеный,  теплый, тихий,  февральский, яркий, ясный.

Настроение

Отличное, благостное, великолепное, восторженное, жизнерадостное, легкое, праздничное, превосходное, прекрасное, приподнятое, светлое, счастливое,  оржественное, торжественно-приподнятое, умиленное, умиротворенное, чудесное, чудное. 


Что вы можете сказать о расположении предметов на картине? Опишите их.

Д.: Деревья расположены на картине естественно. Снег рыхлый, кое–где осел, подтаял. Кружево ветвей отражается в большом безоблачном голубом – голубом небе.

У.: Как расположена картина?

Д.: Картина расположена вертикально. Чтобы увидеть кружево берёзы, живописец рассматривает её снизу вверх. Все другие деревья как бы отодвинуты, чтобы не мешали рассматривать берёзу на фоне голубого неба. Мастерство художника заключается в том, что он сумел в обыкновенном русском пейзаже увидеть самое замечательное, красивое.

У.: Какую роль в воплощении замысла художника играет задний план картины?
– Какие краски преобладают на заднем плане? 
– Почему автор дал задний план в тёмных, холодных тонах? 

Д.: На заднем плане царство зимы. Солнце не проникает в чащу.

У.: Вывод. На картине «Февральская лазурь» изображен прекрасный солнечный день. Ослепляющее своей голубизной небо, белоствольная красавица-берёза и сиреневатый снег представляют собой единое целое, создают радостное и праздничное настроение. И несмотря на то, что в центре картины – берёза, художник назвал своё полотно не «Берёза», а «Февральская лазурь».

Словарная работа. Подберите синонимы к словам художник, картина, картина чудесная, художник создаёт.

Д.: Художник – живописецмастер кисти, пейзажист, автор картины, певец русской природы, создатель.
Картина – полотно, репродукция, холст, пейзаж.
Картина чудесная – замечательная, прекрасная.
Художник создаёт – пишет, изобразил, создал, сумел передать.

У.: Постарайтесь использовать разные средства, чтобы сделать своё описание образным, выразительным. Укажите, в каких случаях будет уместно использовать переносный смысл, ввести олицетворение.

Д.: Снег играет, солнце льёт лучи, задумчивые берёзки. Берёзки-подружки, снег, словно перина…

У.: Мастерство художника заключается в том, что он сумел в обыкновенном русском пейзаже увидеть самое замечательное, красивое. Пейзаж... Природа... Порой мы даже не замечаем той красоты, среди которой живем. Искусство пейзажа напоминает нам об этом. Каждый настоящий художник-пейзажист, внося в картину своё отношение к природе, как бы приглашает нас пристальнее вглядеться в неё и насладиться ею.

Художник выразил свои чувства на картине с помощью цвета, а мы постараемся понять настроение автора и передать свои мысли в виде рассказа. Порядок в вашем тексте определяет план. А ваша задача – составить рассказ. Текст какого типа мы будем создавать?

Д.: У нас должен получиться текст-описание.

У.: Из скольких частей будет состоять наше сочинение?

Д.: Вступление, основная часть, заключение.

У.: Что напишем во вступительной части?

Д.: Всё, увиденное нами на картине, было зимой, в феврале. Волшебница-зима украсила природу. А художник Грабарь на картине «Февральская лазурь» изобразил на фоне голубого неба белоствольную статную берёзу.

У.: О чём необходимо не забыть во второй части?

Д.: Мы должны описать картину, общее впечатление, которое она на нас произвела.

У.: В итоге мы расскажем о своих впечатлениях. Понравилась ли картина? Какие чувства вызвала?

Совместное составление плана сочинения.

1. Вступление. И.Э. Грабарь – «поэт русской зимы». Первое впечатление от картины.

2. Основная часть. Воодушевление природой.

А) Солнечное утро февраля.

Б) Похвала берёзам: «барыня» береза и ее окружение.

В) Снег, тени на снегу, горизонт.

Г) Построение и колорит картины

Д) Смысл названия картины «Февральская лазурь»

3. Заключение.

А) Отношение автора к изображённому. Удалось ли И. Э. Грабарю передать красоту солнечного зимнего дня? Почему?

Б) Какое настроение вызывает эта картина?

В) Что вы чувствуете, о чём думаете, глядя на неё?

Г) Ваши впечатления от картины.

У.: Вступление может быть посвящено истории создания картины или тому, что зима вдохновляла многих известных деятелей искусства, культуры и литературы.

Во второй части наших сочинений мы должны ответить на вопрос, что изображено на картине? (снег, береза, небо, февральский день, другие березки, лес). То есть обобщить то, чем мы занимались на уроке.

И в заключении необходимо дать ответ на вопросы: приходилось ли вам любоваться подобными картинами зимы на прогулке в зимнем лесу или когда катались на лыжах. Всегда ли мы замечаем красоту природы? Удалось ли художнику передать красоту природы? Иными словами, показать своё отношение к картине. Хотелось бы вам наяву, а не только на картине увидеть такое чудо – февральскую лазурь?

Продолжите предложения:

Когда я вижу картину «Февральская лазурь», …

Когда долго рассматриваешь картину,

Взгляд притягивает …

От этого полотна веет …

Эту картину можно смело назвать…

Мастеру удалось донести до нас …

Очень большое внимание художник уделил…

Вся картина как бы наполнена…

Художник явно хотел показать …

Эта картина мне….

  1. Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап






 Дома вы напишите сочинение-описание по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». Но прежде подведём итог уроку.

 Что помогло вам понять замысел художника и рассказать об этом?

Помогли ли нам поэты, художники и композитор увидеть красоту «Февральской лазури»?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Демидова Надежда Александровна

Дата: 06.02.2018

Номер свидетельства: 455274


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства