kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к творческому диктанту по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка. Развитие речи.

Класс: 7 класс. УМК М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др., изд. «Просвещение»

Тема урока: Подготовка к творческому диктанту  по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

Особенность урока: наличие проблемных вопросов, способствующих созданию поисковых  ситуаций, заданий, требующих сопоставления, сравнения, обобщения. А так же рациональная организация работы всех учащихся и усвоение большого объёма учебного материала за короткое время.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к творческому диктанту по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень" »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Майгаза муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан





















УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока русского языка



Тема урока: Подготовка к творческому диктанту по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

Класс: 7















_Марданова Мунира Фаритовна

учитель русского языка и литературы e-mail: [email protected]_











Майгаза – 2014

Урок русского языка. Развитие речи.

Класс: 7 класс. УМК М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др., изд. «Просвещение»

Тема урока: Подготовка к творческому диктанту по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»

Особенность урока: наличие проблемных вопросов, способствующих созданию поисковых  ситуаций, заданий, требующих сопоставления, сравнения, обобщения. А так же рациональная организация работы всех учащихся и усвоение большого объёма учебного материала за короткое время.

Цели урока:

  1. Воспитывающая – воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к природе; воспитывать чувство красоты, интерес к устному народному творчеству, живописи и музыке.

  2. Обучающая – научить учащихся пользоваться определенными группами слов (прилагательными), научить их точно, красиво и ярко описывать предметы с помощью слов и словосочетаний; помочь им овладеть навыками описания изображенного на картине пейзажа; формировать у учащихся умение строить текст в определенной композиционной форме, научить систематизировать собранный материал и определять основную мысль высказывания; предупредить речевые недочеты и грамматические ошибки в работах; подготовить к сочинению по картине.

  3. Развивающая – развивать внимательное отношение к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи; развивать способность сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях; развивать чувство прекрасного.

В процессе работы формируются:

регулятивные УУД: умение планировать, предвосхищать полученный результат, контролировать и оценивать свои действия. Формируем умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника; познавательные- умение употреблять имена прилагательные в речи, развиваем мыслительную деятельность;

коммуникативные:умение высказывать свои суждения, формируем умение слушать и понимать других;

личностные: формируем умение выказывать своё отношение, выражать свои эмоции, формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

На уроке были использованы методы проблемного диалога.

Оборудование: репродукция с картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень», книга «К.Ф. Юон», выставка иллюстраций и рисунков детей на тему весны,морские раковины.

Эпиграф урока:

«Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года».
А. С. Пушкин.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

- Мы продолжаем работу над описанием. Будем строить эту работу на материале пейзажа – по картине.

2. Вопросы классу:

- Как строится описание?

- Каковы задачи художественного описания?

( Когда описываешь предмет, то должен передать своё отношение к данному предмету, чтобы тот, кто тебя слушает или читает смог бы его представить, полюбить.)

Учитель: Конкретность описания, передача авторского отношения к предметам описания, эмоциональность и образность языка. Своеобразие описания по картине заключается в том, что необходимо понять замысел художника, уяснить, как художнику удалось воплотить этот замысел (своеобразие композиции картины, краски, освещение), и передать свое отношение к пейзажу на картине, те чувства, мысли, желания, которые этот пейзаж вызывает у вас.

- Чтобы ваше описание было красочным, выразительным и точным, какие художественные средства надо использовать? (сравнения, метафоры, слова в переносном значении).

- Какая часть речи помогает вам точно и ярко описывать признаки предметов? (Имя прилагательное).

3. Слово учителя:

Красота природы, смена времён года, а каждое из них- осень, зима, весна и лето- неповторимое , особенное, всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Есть живописцы, которые всё своё творчество посвятили изображению приоды. Мы их называем пейзажистами. Это А.Саврасов, И.Шишкин, И.Леветан, Константин Фёдорович Юон и многие другие.

Сегодня, ребята, мы познакомимся с творчеством замечательного русского художника, создателя глубоко национальных образов русской природы Константина Федоровича Юона, с его картиной «Конец зимы. Полдень». Мы с вами внимательно рассмотрим эту картину и постараемся полнее и точнее о ней рассказать, а затем вы напишите творческий диктант на вставку слов по этой картине.

Сообщение ученика о художнике К.Ф.Юон (1875 – 1958) родился в Москве, здесь же окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Художник очень любил среднерусскую природу, поэтому его полотна отличаются поэтичностью и жизнерадостностью. Но больше всего Юон любил изображать конец зимы, начало весны, радостное пробуждение природы от зимнего сна. Нежное голубое небо, голубовато-розовый снег, яркое весеннее солнце, сказочно-волшебное убранство зимнего леса – все это предстает на полотнах К.Ф. Юона. Его картины «Русская зима», «Зимнее солнце», «Конец зимы. Полдень» создают праздничное, жизнерадостное настроение. «Конец зимы. Полдень». Перед нами просторная деревенская окраина, покрытая снегом, спускается к оврагу. За оврагом всё выше и выше поднимаются заснеженные холмы. Весь пейзаж наполнен искрящимся солнцем.

4. Беседа по картине.

- Рассмотрим картину К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

- Каково обще впечатление от пейзажа, грустное или радостное? Какие чувства, желания рождает пейзаж? Приходилось ли вам наблюдать нечто подобное?

- Каков, по - вашему, замысел художника? О чем эта картина? Почему она названа «Конец зимы…»?

Здесь конец зимы: все истомилось и ждет тепла и света, но, все же жаль уходящей зимы, с ее красотой и забавами. Эта картина и о красоте снега в солнечный зимний день

- Как рисунок переднего плана раскрывает основную мысль художника? Какова роль освещения на переднем лане? Что, по-вашему, больше всего нравится художнику на переднем плане? На что решился живописец, чтобы снег оказался хорошо освещенным? Какую позицию по отношению к солнцу он занял? Какими кажутся при этом предметы (все, кроме снега)?

Все тянется к теплу и свету. Куры деловито копают снег. Солнышко их выманило. Березы, стройные, статные, тянут к солнцу свои руки-ветки. Солнце золотит поленницу дров и ласкает стволы берез. Лыжники подставили лица солнцу. Художник сел против солнца, отчего все предметы на картине затенены, нет ярких пятен. Ничто не должно отвлекать от главного замысла – показать красоту снега, освещенного солнцем.

З а д а н и е. Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Брауна.

Разве снег, с высот летящий

На леса,поля и чащи,

Разве он, как мёртвый мел,

Только бел, бел, бел?

Ведь игольчатый мороза, на заре он нежно-розов,

Он вдали, в тени, в низине

Голубой и даже синий!



- А как выглядит снег на переднем плане картины Юона?

- Каким изобразил художник небо?

Небо нежное, все светится, переливается нежно-розовым цветом. Снег впитал в себя краски неба. Он отсвечивает нежными, перламутровыми оттенками розового, голубого, зеленого. На снегу короткие темные тени от берез, глубокие синие человеческие следы. (Учитель показывает школьникам морские раковины, обращает внимание на их окраску: они белые, цвета слоновой кости, перламутровые. Трудные для написания слова написаны на доске./ Перламутровые оттенки, бирюзовый, лазоревый,нежно-розовый/ Проводится сопоставление цвета раковин и снега.

-Какую роль в воплощении замысла художника играет задний план картины? Какие краски преобладают на заднем плане? Почему автор дал задний план в темных, холодных тонах?

-На заднем плане царство зимы. Солнце не проникает в чащу, снега е тронуты, косогоры заснежены. Путем контраста автор подчеркивает нежность и красоту снега на переднем плане.

5. Прослушивание музыкальной пьесы.

-Богатством красок и звуков весна привлекла и замечательного художника К. Ф. Юона, и великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 г. написал «Времена года» - альбом, состоящий из 12 музыкальных пьес, одну из которых вы сейчас услышите. Это «Март. Песня жаворонка».

После небольшой паузы класс отвечает на вопросы:

  1. Что представляете вы, когда слышите эту музыку?

2.Что общего между картиной Юона и музыкальной пьесой Чайковского?

Чайковский передал в звуках то же, что Юон красками, - пробуждение природы, наступление весны.

6. Работа со стихотворениями, пословицами, поговорками, загадками о весне.

На картине изображена русская природа. Что должен знать человек, чтобы сказать: «Я-русский»? ( руссий язык, русскую литерауру, фольклор

-Вспомните пословицы, поговорки, загадки о весне. Какие стихотворения о весне вы знаете?

Учитель обращает внимание детей на эпиграф урока (он записан на доске):

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.

(А. С. Пушкин)

-Почему А. С. Пушкин называет весну «утром года»? Как природа встречает весну?

7. Речевая подготовка. (Словарная работа).

-Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме, образной. Очень важно избегать неоправданных повторов слов.

Задание 1. Подберем синонимы к словам.

Художник – живописец, мастер кисти, пейзажист.

Картина – полотно, репродукция.

(Картина) чудесная – замечательная, прекрасная.

Создает – пишет (но не описывает и не рисует).

Блестит – искрится, сияет, сверкает.

(Небо) голубое – лазоревое, светло-синее.

(Березки) стройные – статные.

(Настроение) праздничное – бодрое, жизнерадостное.

Задание 2. Можно ли при описании картины воспользоваться следующими образами? Объясните, почему нельзя?

Снег, как цветной ковер; белоснежный ковер.

Задание 3. Укажите, в каких случаях будет уместно использовать переносный смысл, ввести олицетворение? (Снег играет, солнце льет свет, задумчивые березки, суровая зима…)

-Постарайтесь использовать разные средства, чтобы сделать свое описание образным, выразительным.

8.Рефлексия деятельности

личностные: самоопределение,

регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний;

коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация.

Выразите ваши впечатления от урока. Продолжите предложения:

Я узнал…

Мне понравилось…

Я открыл для себя…

Было интересно…

( На следующем уроке пишем творческий диктант на вставку слов по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»)

Литература

  1. Ладыженская Т.А. Творческие диктанты. – М., 1963. – с.5.

  2. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М., 1988. – с. 205.

  3. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1980. – с. 272.

  4. Балашова Т.Ю. Творческий диктант на уроках развития речи. Журнал «Русский язык в школе» 1998, № . с. 17 -21.



















8. Чтение текста диктанта.

Обращаем внимание на то, что текст очень обедняет картину. Это объясняется тем, что в нем почти нет прилагательных, которые указывают на признаки изображенных предметов.

- Но описание картины можно сделать более полным и ярким, если обогатить текст определенными словами, называющими признаками изображенных предметов и действий.

Наша задача – распространить предложения за счет определений (прилагательных), но так, чтобы употребленные слова соответствовали изображенному на картине, чтобы определения были яркими, образными и выразительными.

Перед чтением диктанта разбираются два предложения, записанные на доске. Предложения: (Зимний солнечный) день. Воздух (тихий, прозрачный, голубой, теплый).

Имена прилагательные подчеркиваются.

Учитель обращает внимание детей на правописание наречий, обозначающих местоположение: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали и др. (они записаны на плакате).

- А теперь я буду читать предложения и ставить вопросы к словам, к которым нужно подыскать прилагательные. Посмотрим, как от этого изменится текст.

К. Ф. Юон больше всего любил изображать на своих полотнах (русскую весеннюю) природу. Наступлению весны он посвятил картину «Конец зимы. Полдень».

(Зимний солнечный) день. Воздух (тихий, прозрачный, голубой, теплый). Небо нежное, все светится, переливается (розовым, голубоватым) цветом . На картине не изображено солнце, но мы чувствуем (золотистый, солнечный) свет на (тонких, стройных, статных, белоствольных, задумчивых) березках, (пышных, колючих) елях, на бревнах деревенской избы. Даже лыжники подставили лица солнцу!

В центре картины (пестрые, веселые, деловитые) куры выискивают зернышки в (талом, рыхлом) снегу. Справа красуются (островерхие, пушистые, вечнозеленые) ели. Слева (большой, бревенчатый, деревянный) дом, с его крыши сползает (огромная, белая-белая) шапка снега. Но более всего на переднем плане картины нас привлекает снег. Художник специально сел против солнца, чтобы лучше показать красоту снега в (солнечный зимний) день. Здесь, на картине, снег как бы впитал в себя все краски неба и отсвечивает перламутровыми оттенками (розового, голубого, зеленого, бирюзового, лазоревого), как морская раковина.

Вдали виднеется (большой, темный) лес. Там еще царство зимы. Солнце не проникает в чащу, поэтому снег (белый-белый), как мел. Путем контраста Юон подчеркнул нежность и красоту снега не переднем плане.

Всем нравится эта (чудесная, замечательная, прекрасная) картина. Она создает (весеннее, праздничное) настроение. Художник хорошо показал конец (долгой, суровой) зимы.

9. Запись текста диктанта.

10. После записи диктанта двое-трое учеников читают получившийся у них текст.

-Какой вывод вы можете теперь сделать? Как и почему изменился текст диктанта? (Делается вывод о значении имен прилагательных в нашей речи.)

Далее весь класс привлекается к обсуждению прочитанных вариантов. Учащиеся отмечают неудачные вставки, предлагают свои, более точные и выразительные определения.

Одно из предложений диктанта заново записывается после обсуждения.

Стилистическая правка. Совершенствование написанного.

Учитель диктует новые предложения:

  1. На снегу четко отражаются (короткие, темные, голубоватые) тени от берез.
    Весь класс обсуждает варианты вставки, и все записывают текст с наиболее подходящими прилагательными.

  2. В центре картины, на солнце, стоят (белоствольные, стройные) березы с (голыми, тонкими) веточками и ждут весны.

  3. Художник писал свою картину о наступлении весны (яркими, солнечными) красками, поэтому она вызывает чувство радости у каждого, кто на нее смотрит.

Литература

  1. Ладыженская Т.А. Творческие диктанты. – М., 1963. – с.5.

  2. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М., 1988. – с. 205.

  3. Редозубов С.П., Поздняков Н.С. Методика преподавания русского языка. – М., 1952. – с. 49.

  4. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1980. – с. 272.

  5. Балашова Т.Ю. Творческий диктант на уроках развития речи. Журнал «Русский язык в школе» 1998, № . с. 17 -21.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Подготовка к творческому диктанту по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень"

Автор: Марданова Мунира Фаритовна

Дата: 16.12.2014

Номер свидетельства: 144456


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства