kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту из сказки длявзрослых А.Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Нажмите, чтобы узнать подробности

(1) Вот тут-то и появился Лис.

- (2) Здравствуй, - сказал он.

- (3) Здравствуй, - вежливо ответил Маленький принц, - (4) Кто ты? (5) Какой ты красивый!

- (6) Я – Лис, - сказал Лис.

- (7) Поиграй со мной, - попросил Маленький принц. – (8) Мне так грустно…

- (9) Не могу я с тобой играть, - сказал Лис. – (10) Я не приручен.

- (11) А как это - приручить? – спросил Маленький принц.

- (12) Это давно забытое понятие, - объяснил Лис. – (13) Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. (14) Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. (15) Но, если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. (16) Ты будешь для меня единственным в целом свете, и я буду для тебя один, в целом свете…

- (17) Я начинаю понимать, - сказал Маленький принц.

- (18) Скучная у меня жизнь, но, если ты меня приручишь, моя жизнь изменится, солнцем озарится, - продолжал Лис. – (19) Твои шаги я стану различать среди тысяч других. (20) Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. (21) Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.

(22) Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. (23) Потом сказал:

 - (24) Пожалуйста, приручи меня!

- (25) Я бы рад, - отвечал Маленький принц, - но у меня так мало времени. (26) Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.

- (27) Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис – (28) У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. (29) Они покупают вещи готовыми в магазинах. (30) Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей. (31) Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

-(32) А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц.

- (33) Надо запастись терпением, - ответил Лис. – (34) Сперва сядь вон там, поодаль. (35) Но с каждым днем садись немножко ближе…

(36) Так Маленький принц приручил Лиса.

(37) И вот настал час прощания.

- (38) Я буду плакать о тебе, - вздохнул Лис.

- (39) Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, - сказал Маленький принц. – (40) Ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил…

- (41) Да, конечно, - сказал Лис.

(42) Он умолк. (43) Потом прибавил:

- (44) Поди взгляни еще раз на розы, а когда вернешься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. (45) Это будет мой тебе подарок.

(46) Когда Маленький принц возвратился к Лису, тот сказал:

- (47) Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (48) Самого главного глазами не увидишь.

- (49)  Самого главного глазами не увидишь, - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

- (50) Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.

- (51) Потому, что я отдавал ей всю душу…- повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

- (52) Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.

                                                                                                          (По А. Сент-Экзюпери)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту из сказки длявзрослых А.Сент-Экзюпери "Маленький принц" »

Ибрагимова Л.Т., учитель высшей кв.категории

МАОУ «Гимназия№ 37» г.Казань

Тема: Подготовка к сочинению-рассуждению из сказки для взрослых А.Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Класс: 7

Ход урока:

I.Организационный момент.

1. Приветствие.

2. Создание благоприятной атмосферы заинтересованности и сотрудничества;

II.Актуализация опорных знаний.


1.Слово учителя:

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть Вас на нашем уроке! Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Какое у вас настроение?»

(хорошее, бодрое, замечательное, отличное…).


-А день какой сегодня?

(ясный, чудный, морозный или теплый, добрый…).


- Какие слова Вы использовали при ответе на вопросы?

(имена прилагательные, в предложении эти слова выполняют роль определения, это выразительное средство – эпитет)


- К какому явлению в русском языке можно отнести эти слова?

(К лексическому)


- Молодцы. Действительно, данные слова мы относим к лексическим явлениям.

Сейчас я предлагаю Вам вспомнить, какие еще лексические явления Вам известны.

-Чтобы ответить на этот вопрос, каждый на стикере записывает явление и приклеивает на лист формата А4, на котором записано «Лексические явления», при этом необходимо следить за тем, чтобы они не повторялись.

-Что у вас получилось? Начинаем с первой группы!

-Теперь группа №2 называет лексические явления, которые ещё не прозвучали. Группа №3

(Лексические явления: повтор, эпитет, синонимы, антонимы, фразеологизмы, метафоры, олицетворения, омонимы).

-В языке, кроме лексических явлений, существуют и грамматические.

-Какие?

-Чтобы ответить на этот вопрос, проделаем то же самое. Каждый на стикере записывает явление и приклеивает на лист формата А4, на котором записано «Грамматические явления», при этом необходимо следить за тем, чтобы они не повторялись.

-Что у вас получилось? Начинаем с группы №2!

- Группа №3 называет грамматические явления, которые ещё не прозвучали. Слушаем группу №1.

( Грамматические явления: однородные члены, параллельное построение предложений, последовательное построение предложений, вводные предложений, риторические вопросы и восклицания)

- Ребята, мы с Вами повторили лексические и грамматические явления языка. А теперь ответьте на вопрос, где они могут использоваться?

(В художественных текстах)

- Почему именно в художественных?

(функция стиля художественной речи – воздействовать на чувства и мысли, а это можно сделать с помощью выразительных средств языка)

Ребята перед Вами текст. Прочитаем его и определим стиль речи. (Читает учитель).

(1) Вот тут-то и появился Лис.

- (2) Здравствуй, - сказал он.

- (3) Здравствуй, - вежливо ответил Маленький принц, - (4) Кто ты? (5) Какой ты красивый!

- (6) Я – Лис, - сказал Лис.

- (7) Поиграй со мной, - попросил Маленький принц. – (8) Мне так грустно…

- (9) Не могу я с тобой играть, - сказал Лис. – (10) Я не приручен.

- (11) А как это - приручить? – спросил Маленький принц.

- (12) Это давно забытое понятие, - объяснил Лис. – (13) Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. (14) Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. (15) Но, если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. (16) Ты будешь для меня единственным в целом свете, и я буду для тебя один, в целом свете…

- (17) Я начинаю понимать, - сказал Маленький принц.

- (18) Скучная у меня жизнь, но, если ты меня приручишь, моя жизнь изменится, солнцем озарится, - продолжал Лис. – (19) Твои шаги я стану различать среди тысяч других. (20) Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. (21) Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.

(22) Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. (23) Потом сказал:

- (24) Пожалуйста, приручи меня!

- (25) Я бы рад, - отвечал Маленький принц, - но у меня так мало времени. (26) Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.

- (27) Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис – (28) У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. (29) Они покупают вещи готовыми в магазинах. (30) Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей. (31) Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

-(32) А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц.

- (33) Надо запастись терпением, - ответил Лис. – (34) Сперва сядь вон там, поодаль. (35) Но с каждым днем садись немножко ближе…

(36) Так Маленький принц приручил Лиса.

(37) И вот настал час прощания.

- (38) Я буду плакать о тебе, - вздохнул Лис.

- (39) Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, - сказал Маленький принц. – (40) Ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил…

- (41) Да, конечно, - сказал Лис.

(42) Он умолк. (43) Потом прибавил:

- (44) Поди взгляни еще раз на розы, а когда вернешься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. (45) Это будет мой тебе подарок.

(46) Когда Маленький принц возвратился к Лису, тот сказал:

- (47) Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (48) Самого главного глазами не увидишь.

- (49) Самого главного глазами не увидишь, - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

- (50) Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.

- (51) Потому, что я отдавал ей всю душу…- повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

- (52) Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.

(По А. Сент-Экзюпери)

- Итак, каков стиль речи данного текста.

(Художественный)

- Как Вы думаете, почему Вам был предложен текст именно художественного стиля?

(Потому что тексты именно художественного стиля содержат много средств выразительности, лексических и грамматических явлений)

- Ребята, скажите, пожалуйста, какова цель нашего урока на данном этапе?

(Цель нашего урока Умение находить в тексте лексические и грамматические явления)

-Какова тема текста?

(О дружбе)

- Как по-вашему, что такое дружба? Чтобы ответить на этот вопрос выполним задание.

Перед Вами три утверждения. Прочтите их, подумайте, какое из них ближе Вам, с каким из них Вы согласны, и подойдите к нему.

- Образуем пары, поделимся своим мнением, начнет тот, кто ниже ростом…

- А теперь поделится партнер…

-Кто хочет озвучить свое мнение?

ДРУЖБА – ДОВЕРИЕ (о дружбе можно говорить тогда, когда человек доверяет другому любую тайну, то что на сердце, самое близкое – например, почитать дневник)

ДРУЖБА – ВЗАИМОПОНИМАНИЕ (человек понимает чувства другого и принимает их, не настаивает на чем-то своем. Если например, мой друг собрался почитать интересную книгу, а мне хочется пройтись по магазинам, я не буду проявлять эгоизм и настаивать на походе в магазин, когда друг занят другими делами, и обиде здесь не место)

ДРУЖБА – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (Человек в ответе за друга, даже если он совершил проступок, мог остановить его, но не сделал это; забота о друге)

- Итак, ребята дружба возможна только тогда, когда есть взаимопонимание, ответственность и доверие друг к другу.

- Ребята, скажите, пожалуйста, можно ли назвать Старого Лиса и Маленького Принца ДРУЗЬЯМИ, или между ними отношения НАСТАВНИКА и УЧЕНИКА, или они ЧУЖИЕ друг другу?

- Подумайте и подойдите к тому высказыванию, которое представляется Вам правильным. Образуйте пары. Поделитесь. Начнет тот, у кого волосы длиннее.

Теперь поделится партнер.

- Кто хочет озвучить свою позицию?

-Итак, это три позиции, которые прошли ЛИС и ПРИНЦ на пути к дружбе.

-Какова основная мысль текста?

( Человек ответственен за друга, почувствовать друга можно только сердцем) (Мы в ответе за тех, кого приручаем; самого главного глазами не увидишь: зорко одно лишь сердце)

-Словами какого героя передает свою позицию автор текста.

( Это Старый Лис)

- Как звать второго героя?

(Маленький принц)

-Какое лексическое средство использует автор для создания образов ЛИСА и ПРИНЦА?

(эпитеты СТАРЫЙ и МАЛЕНЬКИЙ)

-С какой целью используются эпитеты в речи

(создают образ)

Задание по группам

1,3 столы отвечают на вопрос: Какое значение имеет слово «СТАРЫЙ» в данном тексте?

(мудрый, опытный, умный)

2,4 столы: Какое значение имеет слово «МАЛЕНЬКИЙ» в данном тексте?

(доверчивый, любознательный, любопытный, романтичный)

Напишите на стикерах и наклейте на лист формата А4

-Прочитаем что у Вас получилось. Номера №3 зачитывают ответ.


-К каким лексическим явлениям можно отнести эти слова?

(контекстные синонимы)

- Объясните, что по-вашему означают контекстные синонимы

(слова, близкие по значению, только в данном контексте)

- С какой целью они могут использоваться?

(задерживают внимание читателя на значимом для автора качестве.)

-Ребята, давайте вспомним и грамматические явления. Какое грамматическое явление позволяет понять, что необходимо сделать, чтобы дружба состоялась?

(В тексте много повторов не только слов, но и предложений и его частей. Это предложения 48 и 49, 50-51)

-С какой целью используется повтор предложений?

(чтобы акцентировать внимание читателя на значимом для автора высказывании)

-Какой вывод можно сделать из вышесказанного относительно лексических и грамматических явлений?

(Лексические и грамматические явления позволяют выразить основную мысль автора текста)

- Итак, ребята, нами определена тема текста, основная мысль, лексические и грамматические явления. Мы пришли к выводу, что и лексические и грамматические явления помогают передать основную мысль текста.

-Как вы думаете, к выполнению какого задания мы сейчас приступим?

(Цель – написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему)

V. Закрепление новых знаний


- Теперь наша задача - создать небольшой лингвистический текст о лексических и грамматических явлениях языка, которые использует автор текста для выражения основной мысли художественного текста.

План

  1. Тема текста

  2. Основная мысль текста

  3. Лексические или грамматические явления языка

  4. Вывод

Запишите лингвистический текст фломастерами на бумаге. Полученный текст необходимо прикрепить в углы.


На этапе оценивания вам, ребята, следует нарисовать звёздочки на стикерах. Их вы поместите на работах, которые выполнены лучше всего, после прочтения. На стикерах же можно будет записать рекомендации и советы, если они у вас есть. Встаём из-за стола, задвигаем стулья и подходим к работам таким образом:

1 группа- к работе 2 группы;

2 группа- к работе 3 группы;

3 группа- к работе 1 группы и т. д. по кругу.

  1. Проанализировать попрошу Гузель (Какая работа получила больше всего звёздочек? Отвечает ли она всем требованиям, предъявляемым к создаваемому тексту?).


  1. Рефлексия.

  1. -Ребята, нам с вами следует заполнить таблицу. Листочки с таблицами лежат у Вас на столах. Каждый заполняет индивидуально.


Умения

Я делаю это легко

Получается с трудом

Мне сложно

Я обнаруживаю в тексте явления лексики




Я обнаруживаю в тексте явления грамматики




Я комментирую явления лексики и грамматики






2. Заключительное слово учителя.

Я очень рада, что нам сегодня удалось поговорить о светлом чувстве, о дружбе. Я надеюсь, что каждый из ВАС может быть настоящим другом


Д.з. Написать небольшое сочинение «Что такое дружба?»


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ибрагимова Лилия Тимербулатовна

Дата: 02.03.2015

Номер свидетельства: 181081


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства