kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к сочинению-рассуждению на основе прочитанного произведения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному произведению»

           (внеклассное чтение, К.Г.Паустовский «Скрипучие половицы»)

Цели урока: 1) Развитие устной и письменной речи учащихся с использованием                    межпредметных связей с музыкой и изобразительным искусством.

2) Обогащение словарного запаса учащихся по теме.

3) Повторение орфографических и пунктуационных правил:

-правописание непроверяемых гласных в корне слова

-знаки препинания при однородных членах предложения и обобщающих словах.

4) Воспитание любви и бережного отношения к родной природе через искусство слова, живописи и музыки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению-рассуждению на основе прочитанного произведения »

Конспект открытого урока русского языка в 8 классе


Тема: «Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному произведению»

(внеклассное чтение, К.Г.Паустовский «Скрипучие половицы»)


Цели урока: 1) Развитие устной и письменной речи учащихся с использованием межпредметных связей с музыкой и изобразительным искусством.

2) Обогащение словарного запаса учащихся по теме.

3) Повторение орфографических и пунктуационных правил:

  • правописание непроверяемых гласных в корне слова

  • знаки препинания при однородных членах предложения и обобщающих словах.

4) Воспитание любви и бережного отношения к родной природе через искусство слова, живописи и музыки.

Ход урока.


1.Слово учителя

2.Синтаксическая пятиминутка

а)В предложении расставить знаки препинания, объяснить их графически и составить схему: Лес хранит почвенную влагу, смягчает климат, останавливает жаркие ветры.(К.Г.Паустовский) –1 ученик работает у доски


б) Карточка №1(Расставить знаки препинания, объяснить графически)

1.Березы пытались удержать падающую сосну принять ее на свои гибкие стволы смягчить смертельное падение. 2.Гибель леса и бессонная ночь все это состарило его сразу на несколько лет. 3. Все было необыкновенным и небо и воздух и мокрая от росы трава и одинокая паутина в синеве. 4. Все и звуки скрипучих половиц и начатая симфония и вдохновение умерло не успев расцвести.(К.Г.Паустовский)


в) Назовите номера предложений, которые соответствуют схемам:

О,О,О

О и О – О

О : и О, и О, и О, и О

О : и О, и О , и О - …


3.Беседа по содержанию рассказа К.Г.Паустовского «Скрипучие половицы»


Что вы можете сказать о роли леса в нашей жизни? (использовать межпредметные связи с биологией и географией)

А о какой роли леса говорится в рассказе К.Г.Паустовского?( лес вдохновляет композитора на создание новых музыкальных произведений)

В каком эпизоде рассказа очень ярко говорится об этом?(Чтение под музыку П.И.Чайковского отрывка « Дом стоял на пригорке…нотной бумаги.»)

Рассмотрите картины И.И.Шишкина «В корабельном бору» и «Сосны, освещенные солнцем».Чем похожи картины И.И.Шишкина и эпизод рассказа К.Г.Паустовского «Скрипучие половицы»?

Вывод: Природа, лес в том числе, дает человеку не только свои материальные богатства, но и делает богаче, духовнее внутренний мир человека, вдохновляет его на добрые дела, на творчество. В природе черпали свое вдохновение композитор П.И.Чайковский, художник И.И.Шишкин, писатель К.Г.Паустовский.




4.Словарный диктант ( на правописание непроверяемых гласных в корне слова)


Пр..рода, ч..ловек, вдохн..влять, Ч..йковский, к..мпозитор, т..лантливый, р..яль, пор..зить, к..рабельный, от..всюду,вп..чатление,к..ртина, с..мфония, б..роться, Род..на, п..триот.


5.Составить связный текст на тему рассказа К.Г.Паустовского «Скрипучие половицы», используя слова диктанта и примерные вопросы в качестве опорных:( во время самостоятельной творческой работы учащихся негромко звучит «Баркаролла» П.И.Чайковского)


-Что вдохновляет человека?

-На каком музыкальном инструменте играл П.И.Чайковский?

Благодаря чему талантливый композитор часто сочинял свою музыку?

-Что поразило его в корабельном бору?

-Что он написал под впечатлением этой картины?

-Что очень любил Чайковский и боролся за ее охрану?

-Кем он был по отношению к своей Родине?


6.Беседа по содержанию рассказа К.Г.Паустовского


Что помешало Чайковскому закончить новую симфонию?

У кого он искал поддержки, чтобы спасти Рудый Яр?

Почему губернатор не смог помочь ему?(зачитать слова губернатора)

Какие слова Чайковский мог сказать в ответ, но не сказал? Почему?

(зачитать слова Чайковского)

Как еще он пытается спасти свой любимый уголок природы?

Почему купец Трощенко не соглашается на вексель?(выяснить значение этого слова и его происхождение)

А вы как думаете, все ли в жизни можно оценить деньгами?


7.Диктант «Проверь себя»


Есть вещи, которые не оценить ни рублями, ни миллиардами рублей. Могущество страны не в одном материальном богатстве, но и в душе народа! Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы достигает государство. А что воспитывает силу духа, как не эта удивительная природа! Ее нужно беречь, как мы бережем самую жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им. (К.Г.Паустовский)


8.Беседа по вопросам


Какая проблема затронута в рассказе Паустовского, которая является актуальной и в наше время?

Почему эта проблема волнует людей в наше время?

Значит ли это, что леса совсем не надо вырубать?

По-хозяйски ли это делает купец Трощенко в рассказе Паустовского? (зачитать диалог приказчика и кучера)

А кто в рассказе Паустовского является настоящим хозяином?

Вспомните финал рассказа, когда Чайковский уже уехал.(инсценированное чтение диалога Василия и Трощенко). Кто одержал моральную победу?

Какой вывод можно сделать на основе этого диалога? Во что верит писатель?

От кого зависит, чтобы ваши дети и внуки ходили в лес за грибами и за ягодами, слушали пение птиц, любовались природой?

Что может вас вдохновить на защиту природы и бережное отношение к ней?

С какими произведениями искусства вы познакомились сегодня на уроке? Каково ваше впечатления от них? (рассказы К.Г.Паустовского, музыкальные произведения П.И.Чайковского, картины И.И.Шишкина)

Могут ли они вдохновить вас на написание сочинения?

Какова композиция сочинения-рассуждения?

Какова последовательность работы над сочинением-рассуждением?

В каком стиле вы будете писать сочинение?




9.Домашнее задание


Написать сочинение-рассуждение на тему « Мои размышления по поводу прочитанного рассказа К.Г.Паустовского «Скрипучие половицы».


Примерные заголовки сочинения:

1.В жизни удаются удивительные дни.

2.Поруганная красота.

3.Убитое вдохновение.

4.Почему умерла симфония.

5.Все ли в жизни можно оценить рублями.


10.Слово учителя.

Чтение учащимися стихотворения Ф.И.Тютчева «Так, в жизни есть мгновения-…» и стихотворения А.А.Фета «Я пришел к тебе с приветом…» под музыку П.И.Чайковского










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Подготовка к сочинению-рассуждению на основе прочитанного произведения

Автор: Гусева Алефтина Павловна

Дата: 20.10.2015

Номер свидетельства: 241824


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства