Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бехтеевская средняя общеобразовательная школа
Корочанского района Белгородской области»
Подготовка к сочинению – рассуждению
на лингвистическую тему
Конспект открытого урока русского языка в 9 классе
Разработала
учитель
Коптева Лидия Ивановна
Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе
Тема урока: Р/р Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему. слайд
Цель: Формирование коммуникативной и учебной компетенций учащихся через обучение написанию сочинения – рассуждения.
Задачи: 1. Повторить схему (структуру) сочинения – рассуждения.
2. Формировать
- умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи (рассуждением)
- умение аргументировать положения своей работы, используя текст.
Задачи, которые учитель ставит перед учащимися:
Повторить схему рассуждения.
Научиться строить собственные высказывания в соответствии с заданным типом речи (рассуждением).
Научиться выбирать из текста необходимые аргументы.
Ход урока
Учитель:
С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружён,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком
…
Ему к лицу и термин узкий,
И междометный вздох, и клич,
Гордись, что понимаешь русский,
Старайся глубину постичь.
Сергей Скачко.
Я думаю, что эти слова могут стать эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку. Так как мы будем работать со словом, постигать его глубину в тексте.
1. Организационный момент.
А.М. Горький говорил: «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать». Руководствуясь этими словами, мы должны с вами научиться писать экзаменационное сочинение –рассуждение.
Запись в тетрадь числа, темы урока.
2. Проверка домашнего задания
Учитель: Прошлый урок был посвящён использованию различных стилей речи в художественном произведении. Проверим, как вы справились с домашним заданием. Вам всем знаком текст упр. 270. Дайте характеристику ситуации и задачам речи?
-Какие основные стилевые черты нашли отражение в этом отрывке?
-Какой стиль использует автор художественного произведения в речи персонажа? С какой целью?
-Какие разговорные конструкции вы выписали? Какие стилистически нейтральные или книжные синонимы к ним подобрали?
( заранее записать на доске ответы по упражнению с целью экономии времени) Затем 1 ученику даётся задание проверить домашнюю работу, а остальные выполняют лингвистическую разминку.
3. Лингвистическая разминка: тестовые задания из вопросов ГИА (записать ответы в тетрадь)
1. Укажите ошибочное суждение.
В слове СЪЕМ четыре звука.
В слове ХОЛОДНЫЙ все согласные звуки твёрдые.
В слове ОТДАЁТ второй согласный звук звонкий.
В слове ВРЕМЯ одинаковое количество звуков и букв
2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне слова.
сумерки 3) стряхнуть
выросла 4) затевать
3. В каком слове правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия»?
прилегла 3) перебрасываюсь
предложит 4) признаёт
4. Написание какого слова определяется правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных, основа которых оканчивается на -Н, пишется НН»?
бесформенный 3) отчаянным
блинный 4) оторванной
Замените словосочетание БЕСФОРМЕННЫЙ КОМОК (предложение 74), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
Выпишите грамматическую основу предложения:
Взаимопроверка по правильным ответам (слайд)
3. Объявление темы урока и его цели.
Вступительное слово учителя.
Все вы знаете, что по русскому языку вам предстоит сдавать экзамен в новой форме и то, что задание С2 предполагает написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Сегодня мы поработаем над алгоритмом написания сочинения и попытаемся остановиться на некоторых моментах написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
- Что такое лингвистическая тема? Что означает слово «Лингвистика»?
Ответ ученика : Термин лингвистика происходит от латинского слова lingua, что означает «язык». Следовательно, лингвистика – это наука, изучающая язык. Она дает сведения о том, чем выделяется язык среди прочих явлений действительности, каковы его элементы и единицы, как и какие происходят изменения в языке.
В демоверсии ГИА задание С2 звучит так: Напишите сочинение –рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского : «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами К.Г.Паустовского. Объём сочинения – не менее 70 слов
Учитель: Действительно, о русском слове, о богатстве языка говорили многие известные люди. Вот что сказали М.В.Ломоносов, Салтыков-Щедрин,
( слайд)
Прекрасная мысль теряет всю свою ценность, если она дурно выражена.
Вольтер
( слайд)
Он всю жизнь прославлял русский язык, видел в нем «великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». М.Ломоносов
– ( слайд) Прочитайте высказывание М.Е. Салтыкова-Щедрина.
«Куда скрылось живое, образное русское слово?» М.Е. Салтыков-Щедрин
– Какое высказывание кажется вам наиболее актуальным в наше время? Почему?
Ученики: И Ломоносов, и Салтыков-Щедрин высказываются о русском языке, но они с разных позиций смотрят на состояние русского языка. Если Ломоносов видит в русском языке и великолепие, и живость, и крепость, и нежность, то Салтыков-Щедрин обеспокоен тем, что из нашей речи уходит живость и образность. Мы порой не обращаем внимания на свой язык. Эту же мысль развивает в своём высказывании и немецкий писатель Вольтер, хотя его фраза не о русском слове, а касается , наверное любого языка.
Мы с вами, ребята, должны учиться образности у писателей, поэтов. Сегодня на уроке мы будем исследовать текст, для того чтобы аргументировать высказывание Паустовского и подобрать примеры для нашего сочинения.
Итак, сочинение должно быть написано по типу рассуждения. Вспомните, какой тип речи называется рассуждением?
Ученики: Тип речи, предполагающий словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой- либо мысли.
(СЛАЙД )
Работа над алгоритмом написания сочинения-рассуждения
Логическая схема текста-рассуждения
Тезис (Что нужно доказать?)
Аргументы (Примеры)
(Вывод) (СЛАЙД 3)
- Что нам нужно доказать?
– Что такое тезис?
Ученики: Это высказанная мысль, т.е выдвинутое в тексте суждение, которое обосновывается в процессе аргументации. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос: «Какая мысль обосновывается?»)
Далее идут доказательства, аргументы, сопровождаемые, обязательно, примерами из текста. И обязательно должна быть названа роль тех средств, о которых мы говорим.
Так как объём всего сочинения должен составлять не менее 70 слов, то 2-3 предложения для тезиса будет достаточно (помните, что вступление должно быть значительно меньше основной части).
– Что же такое аргументы и доводы?
Ученик: Аргументы и доводы – это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывается тезис. Они выполняют роль основания или логического фундамента аргументации и отвечают на вопрос: «С помощью чего ведется обоснование тезиса?»
Аргументов должно быть не менее 2. Они должны быть убедительными. Факты и цифры – самые убедительные аргументы.
– Какой тезис мы возьмем за основу?
В задании рекомендуется начать сочинение со слов лингвиста, писателя.
2. Основная часть урока.
Итак, познакомимся с текстом, над которым мы будем работать , который будем исследовать.
Автор текста- Элла Ефремовна Фонякова — поэтесса, прозаик, член Союза писателей Санкт- Петербурга Автор многих книг и публикаций. Книга Эллы Ефремовны Фоняковой «Хлеб той зимы» — художественная повесть, в основе которой лежат детские воспоминания писательницы и её блокадные дневники. Это отрывок из этой книги.
(1)Дни всё короче, темнее. (2)Ноябрь. (З)Мама больше не берёт меня с собой, потому что в институте холодно, я там мерзну, скучаю и путаюсь у всех под ногами. (4)С утра до вечера теперь я дома одна. (5)Собираясь на работу, мама горестно вздыхает: «Мы с отцом придём поздно, в буфете найдёшь, что покушать».
(6)Стоит входной двери захлопнуться — я одним прыжком к буфету! (7)На фарфоровом блюдечке — пузатенькая, «детская» чашечка с мучным супом — зеленоватой жидкостью- болтанкой — и пластик чёрного хлеба, такой тоненький, что сквозь него просвечивает воздух. (8)Я знаю: больше мне оставить не могли.
(9)Мама и папа съели утром по точно такой же порции. (10)На «детские» и «служащие» карточки выдают по сто двадцать пять граммов хлеба в день — на троих это четверть чёрной, тяжёлой, заскорузлой буханки. (11)Ирочкина мама такого хлеба не признаёт.
(14)Можно! (15)Да ещё как! (16)Если ей не нравится, могла бы отдать кому-нибудь —
мне, например, или Нюре. (17)Но она почему-то не отдаёт. (18)Наверное, сушит на сухари и продолжает запасаться.
...(19)Снова и снова заглядываю в буфет. (20)Съесть свой дневной рацион сейчас или немного подождать? (21)Ну, съем. (22)А потом что? (23)Терзаюсь самыми мучительными сомнениями. (24)Отхожу от буфета, копаюсь в постылых игрушках. (25)Но чашечка с супом и, в особенности, хлеб так и маячат перед глазами. (26)Чем бы отвлечься? (27)3атеваю игру в дочки-матери со своим любимым мишкой Микой, хотя он отнюдь не походит на «доченьку».
(28)Вот, милая, — говорю сокрушённо безмолвному Мике. — (29)Приду поздно, отца тоже не жди. (30)В буфете тебе покушать...
(31)Тьфу! (32)Опять этот буфет. (ЗЗ)Запру-ка я его (ключик всегда торчит из медной скважины и служит вместо оторванной ручки) и уйду в другую комнату. (34)Так и поступаю, но покоя всё равно нет. (35)Книгу, которую хватаю с полки, от волнения держу вверх ногами — читать я не в состоянии. (36)И вдруг меня осеняет мысль: съем! (37)Тогда, по крайней мере, и беспокоиться будет не о чем.
(38)Решено — сделано. (39)Холодный суп пью маленькими глоточками, чтобы растянуть удовольствие. (40)Но счастливая минута проходит быстро, а я как голодной была, так голодной и осталась. (41)Часы тянутся медленно. (42)Сумерки. (43)До выключателя мне не достать, забраться на стул не приходит в голову. (44)Мысли вообще шевелятся в мозгу еле- еле. (45)И я впадаю в какое-то полудремотное состояние. (46)Я не сплю, но нет сил шевельнуться, стряхнуть с себя оцепенение, и отчаянным усилием воли я заставляю себя встать с дивана, на котором прилегла. (47)Надо вырваться на свет, к людям! (48)В панике несусь через длинный пустой коридор на кухню. (49)Там тепло, тлеют керосинки. (50)Агния Степановна жарит блины на постном масле, и на тарелке уже выросла тяжёлая мягкая стопка серых ноздреватых блинов. (51)А запах! (52)Может, попросить один? (53)Да ведь не даст. (54)А если таким жалостливым голосом, и сказать волшебное слово «пожалуйста»? (55)Нет, ни за что! (56)Разве только сама предложит...
С надеждой слежу за каждым движением соседки.
«Ну дай же, дай! — умоляю её про себя. — (59)Ну пол, ну четверть блинчика!..»
— (6О)Ирочка! — пронзительно кричит Агния Степановна. — (61)Неси скорей блины в комнату, остынут!
Тарелка, соседка и моя закадычная подруга Ирочка уплывают в тоннель коридора, а я слышу, как в двери их комнаты изнутри звякает ключ...
Долго и мрачно нюхаю блинный воздух. (64)И чего, спрашивается, ждала?
(65)Не буду больше выходить на кухню. (66)Нечего унижаться. (67)Я нарочно громко запеваю какую-то несусветицу и марширую в комнату.
(68)Через некоторое время в дверь стучат. (69)Ирка. (70)Сытая! (71)Я сухо перебрасываюсь с ней несколькими словами и, когда моя подружка, покрутившись у стола, уходит, забираюсь с книгой в угол дивана. (72)Но что это? (73)Почему и здесь, в комнате, столь основательно удалённой от кухни, витает изумительный блинный дух? (74)Повожу вокруг глазами и носом — и замечаю на краешке стола бесформенный комок газеты. (75)Его же не было, он появился минуту назад! (76)Разворачиваю бумажку — три блина!
Эх, Ирка, дорогая моя Ирка!
Почему о людях часто думаешь хуже, чем они есть на самом деле?
(По Э. Фоняковой)
- Как вы думаете, ребята, о чём этот текст? (о трудных временах военного времени и о людях, умеющих сострадать, о настоящей дружбе)
-Актуальна ли проблема текста в наши дни? (проблема сострадания актуальна во все времена, и наше время - не исключение. Часто человеку бывает нужна помощь, поддержка, и её оказывают те люди, которым не безразлична боль другого человека. Сострадание – это не только помощь, но и вовремя сказанное доброе слово. А в отрывке голодная девочка обозлилась на всех, в том числе и на свою подружку. Но она-то и оказывается тем человечком, тем настоящим другом, умеющим сострадать и помогать , не привлекая к себе внимания)
Учитель: Раскрывать смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского : «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом» мы будем на лексических явлениях.
Учитель:-Что же такое лексические явления? Что такое ЛЕКСИКА?
Ответ ученика: Лексика – это словарный запас языка, который используют люди в своей речи.
Учитель: -Что нам помогают понять слова, о чём они нам могут сказать?
Ответ ученика: Слова отражают мысли людей, помогают понять, о чём думают люди, каково их отношение к происходящему.
Учитель: какие лексические явления вы можете назвать?
Ученик: Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, разговорная лексика, эмоционально-окрашенные слова, фразеологизмы, эмоционально-экспрессивная лексика, метафора, сравнение, эпитет, олицетворение.
Учитель:- Но есть и другие средства, о них мы поговорим на следующих занятиях.
А теперь попробуем в тексте найти такие слова и запишем их в тетрадь
Запись в тетрадь с указанием роли
метафоры : стряхнуть с себя оцепенение; уплывают в тоннель коридора; на тарелке уже выросла тяжёлая мягкая стопка серых ноздреватых блинов
Используя это лексическое понятие, автор хочет более ярко, образно и глубоко показать чувства голодной девочки и отношение к подруге и её матери.
Сам термин «метафора» означает перенос названия предмета на основании сходства. Ещё Аристотель заметил, что «слагать хорошие метафоры - значит подмечать сходство».
Эпитеты: постылых игрушках, заскорузлой буханки, пузатенькая чашечка, мучительные сомнения, волшебное слово, жалостливым голосом
эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными в полной форме или наречиями. Они помогают живо и наглядно рисовать предметы и действия и дают нам возможность увидеть их такими, какими их видел писатель, создавая произведение.
Фразеологизмы: путаюсь под ногами- используется как выразительное средство, показывающее внутреннее состояние девочки и указывающее причину, по которой мама не берёт её с собой на работу.
Маячат перед глазами- значит, постоянно появляются, то есть автор хочет показать, как ребёнку тяжело даются минуты ожидания своего обеда. Чашка с супом и хлеб в шкафу не дают ребёнку покоя.
Осеняет мысль- быстро находится нужное решение.
Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, применяемые для названия отдельных предметов, признаков, действий. В художественной литературе они широко используются как изобразительные средства, делают речь ярче, эмоциональнее, выразительнее.
Эмоционально окрашенные слова (Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами)-блинчика, чашечка, доченьку, ключик, краешек, глоточками, блюдечке.
Вырваться (на свет), несусь (через коридор), марширую (в комнату), копаюсь (в игрушках), хватаю (книгу с полки)
Писатель использует эти слова, чтобы четче и ярче изобразить описываемое.
В предложении 67 автор вместо нейтрального слова «уходит» использует эмоционально окрашенное слово «марширую», подчёркивая, что героиня не унизилась перед соседкой, а с гордостью , с чувством собственного достоинства удалилась из кухни, несмотря на мучивший её голод.
Разговорные слова- несусветица – бессмыслица, абсурд
Учитель. Вы хорошо справились с заданием, и, я думаю, с помощью памятки сможете написать сочинение-рассуждение по этому тексту. Это и будет вашим домашним заданием
Рефлексия
Мне показалось интересным…
Для меня сложно…
Я понял(а)…
Я постараюсь запомнить…
Особенно понравилось…
Было скучно, когда…
Чтобы справиться с этим видом работы, мне нужно
Отметки за урок
Домашнее задание : написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по тексту Э.Фоняковой.