kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему на основе упражнения 436 учебника Баранова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок поможет обучающимся  совершенствовать навыки и умения  нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения; развивает навык логического, грамотно выстроенного, глубокого и разностороннего доказательства собственной точки зрения; воспитывает  культуру ведения дискуссионного диалога, активную жизненную позицию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок. Сочинение-рассуждение »


Открытый урок русского языка в 6 классе

Учитель: Фурасьева Татьяна Владимировна

ТЕМА: Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему на основе упражнения 436 учебника Баранова.

Цели:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
·   обобщение и расширение представления о таком типе речи, как рассуждение;
·   совершенствование умения точно, выразительно и грамотно выражать свои мысли.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
·   развитие мировоззрения;
·   развитие навыков устной и письменной речи;
·   формирование навыка построения доказательных рассуждений
·   формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;
·   развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение;
·    развитие у учащихся творческих способностей.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
·   воспитание культуры речевого поведения;
·   воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Запись числа, темы урока

  1. Слово учителя.

В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным своё мнение; нередко по-разному оценивают поступки человека, иногда при этом высказываются прямо противоположные суждения. В этих случаях важно суметь доказать свою правоту (разумеется, если ты уверен, что прав). Сегодня мы будем учиться рассуждать, доказывать свою мысль. Одно дело – думать иначе, чем остальные, другое – убедить в своей правоте, отстоять своё мнение. Оказывается, и этому можно и нужно учиться.

  1. Актуализация прежних знаний. Повторение пройденного о типах речи.

– Какие типы речи вам известны? (Описание, повествование, рассуждение)

- Как различаются типы речи?

Описание — это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос. КАКОЙ?
Повествование - это тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Повествование отвечает на вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО? 
 
Рассуждение - это тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль. Рассуждение отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?)

– Определите цели, которые стремится достичь человек, когда он: рассказывает, описывает, рассуждает?

– Какой тип речи вы используете, когда рассказываете своему другу о каникулах? О картине, которую видели на выставке? Во время спора?

Задание. Определите тип речи, который можно использовать в сочинениях на данные темы.

а) 1) Моя собака.

2) Зачем мне нужна собака?

3) Как мы однажды с собакой…

б) 1) Зачем нужно ходить в школу?

2) Мой счастливый школьный день.

3) Как я прогулял уроки.

в) 1) как я играл в футбол.

2) Моя любимая игрушка.

3) Почему я люблю играть в футбол?


  1. Работа по теме урока.


  1. Структура текста-рассуждения.

– Назовите три элемента рассуждения. (Тезис, аргументы, вывод.)

– Поясните каждый элемент.

Тезис – положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения, или, другими словами, это основная мысль текста, которую нужно доказать.

Доказательство – подтверждение какого-нибудь положения фактами или доводами, или, другими словами, это примеры, доказывающие основную мысль текста.

Вывод – итог рассуждения. Обычно вывод совпадает с той мыслью, которая была высказана в начале текста. Иногда вывод отсутствует, потому что он очевиден и его может сделать сам читатель.

- Иногда рассуждение начинается вступлением, чтобы читатель мог освоиться в предлагаемой теме, привыкнуть к ней, понять её. Но вступление бывает не всегда. Когда нет нужды готовить читателя к восприятию темы и последующего содержания текста, вступление не создаётся.

–А сейчас запишем, из каких составных должен состоять текст типа рассуждения.

  1. Вступление.

  2. Тезис, то есть основная мысль, утверждение, которое будет доказываться.

  3. Аргументы, то есть доказательства, доводы, мотивы, обоснования.

  4. Вывод, то есть итог, к которому пришёл автор рассуждения

–Как вы думаете, без какой части не будет текста-рассуждения? И почему?

– Итак, рассуждение имеет свои особенности. В этом типе текста выявляются причины событий, их связь. Основной вопрос – почему? В рассуждении должно быть высказано то, что потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства, подтверждающие тезис.

  1. Спор и рассуждение.

– Что такое спор? А дискуссия?

По толковому словарю С. И. Ожегова, спор – словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение.

Дискуссия — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; спор. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность.

– Как взаимосвязаны понятия спор и  рассуждение?

(Каждый спорщик ведет рассуждение.)

3) Работа с текстом.

Задание. Прослушайте текст. Скажите, о чем спорят герои. Сколько точек зрения высказано? Какие доказательства приводятся?

Дядя Федор говорит:

– Корова государственная. Значит, и теленок государственный.

А кот не согласен:

– Корова действительно государственная. Но все, что она дает, – это наше. Вот если мы холодильник напрокат берем, он чей?

– Государственный.

– Правильно. А мороз, который он вырабатывает, чей?

– Мороз наш. Мы его для мороза и берем.

– Вот и здесь так же. Все, что корова дает, нам принадлежит. Для этого мы ее и брали.

– Но брали-то мы одну корову. А теперь у нас две получилось. Раз корова не наша, значит, и теленок не наш.

  1. Отработка навыка по умению находить составные части рассуждения в тексте.

Задание: Найдите тезис, доказательство, вывод.

Мама - самое священное слово на земле! Человек рождается и умирает с этим словом. Хлебороб благодарно произносит: "Спасибо, кормилица-мать". Солдат, смертельно раненный, шепчет: "За Родину-мать!" Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери.

Творческая работа.

– А можете вы сами сформулировать тезис? Задание классу: сформулировать тезис по теме "Учеба". ("учиться - всегда пригодится", "кто много учится, тот много знает" и т.д.)

Достаточно ли только тезиса, чтобы все поверили? Оказывается, нет, нужно свое утверждение еще и доказать. Докажите данный тезис.


  1. Коллективная разработка дискуссионной темы сочинения-рассуждения. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.


  1. Работа с текстом упр.436

– Прочитаем текст упражнения и ответим на вопрос: о чем спорили дедушка и внучка?

(О подарках. Это и есть предмет спора)

- Так о чём мы будем с вами говорить?

- Правильно, о подарках! Подарки любят все. Кто-то любит их получать, а кто-то дарить. Но мало кто знает, что дарить подарки – это целое искусство. А что такое подарок, какое значение имеет это слово? Давайте проведём словарную работу

Подарок — это предмет или вещь, которую по собственному желанию и безвозмездно преподносят с целью доставить удовольствие, пользу.

Как правило, преподнесение подарка связано с каким-то поводом: определённым событием, обычаем или праздником. Поводы к подарку бывают самые разные. Самые распространённые из них:

Обычаи и праздники

Выражение признательности, благодарности

Выражение любви или дружбы

Выражение сочувствия



–По какому поводу вышли разногласия между дедушкой и внучкой? (Должен ли быть подарок куплен или сделан своими руками.)

–Сформулируйте тезисы, которые выдвигает каждый из них

- Кто из них, по-вашему, прав: внучка или дедушка? – Попробуйте объяснить каждую точку зрения. Выскажите свое мнение и обоснуйте его.

При обсуждении поставленного вопроса дети высказывают такие суждения: Предполагаемые точки зрения:

  1. Прав дедушка

  2. Права внучка

  3. Не согласен ни с тем, ни с другим

Предполагаемые обоснования, доказательства:

  1. Подарок, купленный на деньги родителей, - это не мой подарок, а их.

  2. Я ничего не умею делать, значит, тогда я ничего не смогу подарить.

  3. Надо знать вкусы того человека, которому собираешься преподнести подарок, ведь самое главное – чтобы ему было приятно, а деньги в конце концов можно и заработать.

– Итак, определитесь, какая точка зрения вам ближе, и сформулируйте для себя вывод. (Заслушиваются выводы учащихся.)

– Кратко запишите свои мысли в тетради по схеме:

Тезис –

Аргументы – 1) … 2) … 3) …

Вывод –

– Опираясь на эту запись, озаглавьте свое сочинение-рассуждение и составьте его план.


  1. Составление плана.

1.Тезис: прав дедушка.

2.Доказательства:

а) мнение подруг из класса – потребительское;

б) сделанное своими руками – неповторимо.

3.Вывод.

8) Обсуждение возможности построения сочинения на тему «Кто прав…»

- Как можно начать такое сочинение?

Если предмет спора ясен, можно начать с формулировки тезиса, то есть с ответа на поставленный вопрос: прав тот-то. Высказывая определённую точку зрения, желательно пользоваться выражениями типа Я думаю (считаю), что… Я убеждён (уверен), что… По-моему…

Если говорящий не уверен в том, что он во всём прав, или не хочет казаться резким, категоричным в споре, он скажет: мне кажется (думается), что…

Затем – во второй части сочинения – надо привести доказательства, аргументы, а в конце сделать вывод. О чём можно в нём написать? Можно ещё раз подчеркнуть тот тезис, который доказывался, например: «Таким образом (итак, значит), я считаю, что в этом споре прав (права)…» Можно написать о том, чему научило вас обсуждение этой спорной ситуации, какие выводы вы для себя сделали.

  1. Запись материалов к предстоящему сочинению.

Есть в языке специальные слова и языковые обороты, помогающие оформить рассуждение.

1.Я уверен...

Я думаю (считаю, полагаю...), что...

Мне кажется, что...

2.Докажем это.

Почему? А вот почему...

Это можно объяснить так...

По-моему, прав...

Я не могу согласиться с тем, что... но...

Могут сказать (возразить), что...

3.Итак...

Таким образом...

Следовательно...

Я понял, что...

Какие части рассуждения могут связывать эти слова?


  1. Самостоятельная работа (написание сочинения).



5. Подведение итогов урока.

- Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Какие выводы сделали для себя?

6. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по упр.436, озаглавив его и подчеркнув в нём использованные местоимения. По возможности использовать в своём сочинении слова из рамок.







Использованные источники

http://www.artscroll.ru/page.php?al=Mother_And_Baby_177895_kartina

(рисунок)

http://podarokhandmade.ru/8-o-sochetanii-cvetov-v-podarochnoy-upakovke.html

(фото)

http://awa38d.narod.ru/father.htm

картинка

http://borisovna.rusedu.net/album/4998/9970/page/2

картинка

http://www.goodfon.com.ua/images/download/237198-big-images

картинка

http://tak-to-ent.net/





8


Просмотр содержимого презентации
«Моя презентация - копия - копия»

Восемнадцатое марта.     Тема:      Подготовка к сочинению-     рассуждению.

Восемнадцатое марта.

Тема:

Подготовка к сочинению- рассуждению.

Цели : ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:  ·     обобщение и расширение представления о таком типе речи, как рассуждение;  ·     совершенствование умения точно, выразительно и грамотно выражать свои мысли.  РАЗВИВАЮЩИЕ:  ·     развитие мировоззрения;  ·     развитие навыков устной и письменной речи;  ·     формирование навыка построения доказательных рассуждений  ·     формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;  ·     развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение;  ·      развитие у учащихся творческих способностей.  ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:  ·     воспитание   культуры речевого поведения;  ·     воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности.

Цели :

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: ·    обобщение и расширение представления о таком типе речи, как рассуждение; ·    совершенствование умения точно, выразительно и грамотно выражать свои мысли. РАЗВИВАЮЩИЕ: ·    развитие мировоззрения; ·    развитие навыков устной и письменной речи; ·    формирование навыка построения доказательных рассуждений ·    формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; ·    развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение; ·     развитие у учащихся творческих способностей. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: ·    воспитание   культуры речевого поведения; ·    воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности.

Типы речи: Описание Повествование Рассуждение Тип речи, в котором говорится о последовательных действиях Тип речи, в котором говорится о причинах свойств или явлений Тип речи, в котором говорится об одновременных признаках

Типы речи:

  • Описание
  • Повествование
  • Рассуждение

Тип речи, в котором говорится о последовательных действиях

Тип речи, в котором говорится о причинах свойств или явлений

Тип речи, в котором говорится об одновременных признаках

1) Моя собака. 2) Зачем мне нужна собака? 3) Как мы однажды с собакой…
  • 1) Моя собака.
  • 2) Зачем мне нужна собака?
  • 3) Как мы однажды с собакой…

1) Зачем нужно ходить в школу? 2) Мой счастливый школьный день. 3) Как я прогулял уроки.
  • 1) Зачем нужно ходить в школу?
  • 2) Мой счастливый школьный день.
  • 3) Как я прогулял уроки.

Структура текста-рассуждения.  I.Тезис (то, что нужно доказать).  II.Аргументы (доказательства, факты).  1. …  2. …  3. …  III.Вывод (иногда может отсутствовать).

Структура текста-рассуждения.

I.Тезис (то, что нужно доказать).

II.Аргументы (доказательства, факты).

1. …

2. …

3. …

III.Вывод (иногда может отсутствовать).

Словарная работа
  • Словарная работа

Тезис – положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения, или, другими словами, это основная мысль текста, которую нужно доказать.

Доказательство – подтверждение какого-нибудь положения фактами или доводами, или, другими словами, это примеры, доказывающие основную мысль текста.

Вывод – итог рассуждения. Обычно вывод совпадает с той мыслью, которая была высказана в начале текста. Иногда вывод отсутствует, потому что он очевиден и его может сделать сам читатель.

Почему? потому что Что из этого следует? поэтому вывод тезис, то есть утверждение, которое нужно доказать 1 3 2 Аргументы (доводы, доказательства) и примеры

Почему?

потому что

Что из этого следует?

поэтому

вывод

тезис, то есть утверждение, которое нужно доказать

1

3

2

Аргументы (доводы, доказательства) и примеры

Схема построения текста-рассуждения     1. Вступление. 2. Тезис, то есть основная мысль, утверждение, которое будет доказываться. 3. Аргументы, то есть доказательства, доводы, мотивы, обоснования. 4. Вывод, то есть итог, к которому пришёл автор рассуждения.

Схема построения текста-рассуждения

1. Вступление.

2. Тезис, то есть основная мысль, утверждение, которое будет доказываться.

3. Аргументы, то есть доказательства, доводы, мотивы, обоснования.

4. Вывод, то есть итог, к которому пришёл автор рассуждения.

Пример: Василису назвали Премудрой,  потому что она все умела делать: испекла пышный каравай, соткала за ночь чудесный ковер, одним взмахом руки превратила комнату в озеро с белыми лебедями.  Словом, была мастерица на все руки . тезис Аргумент, примеры вывод

Пример:

Василису назвали Премудрой,

потому что она все умела делать:

испекла пышный каравай, соткала за ночь чудесный ковер, одним взмахом руки превратила комнату в озеро с белыми лебедями.

Словом, была мастерица на все руки .

тезис

Аргумент, примеры

вывод

Найдите тезис, доказательство, вывод  Мама – самое священное слово на земле! Человек рождается и умирает с этим словом. Хлебороб благодарно произносит:

Найдите тезис, доказательство, вывод

Мама – самое священное слово на земле! Человек рождается и умирает с этим словом. Хлебороб благодарно произносит: "Спасибо, кормилица-мать". Солдат, смертельно раненный, шепчет: "За Родину-мать!" Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери.

Работа с текстом упр.436  Есть у меня внучка. Однажды она говорит:  - У Веры в субботу день рождения. Она пригласила меня в гости. Нужно купить ей какой-нибудь подарок. Что бы ей подарить?  Мама начала давать добрые советы, но тут в разговор вмешался я:  - А у моих друзей в детстве был неписанный закон: в дни рождения дарить только то, что сделано своими руками.  - Ну, знаешь, дедушка! В нашем классе скажут, что я жадная и что я плохая подруга, - сказала внучка.  12

Работа с текстом упр.436

Есть у меня внучка. Однажды она говорит:

- У Веры в субботу день рождения. Она пригласила меня в гости. Нужно купить ей какой-нибудь подарок. Что бы ей подарить?

Мама начала давать добрые советы, но тут в разговор вмешался я:

- А у моих друзей в детстве был неписанный закон: в дни рождения дарить только то, что сделано своими руками.

- Ну, знаешь, дедушка! В нашем классе скажут, что я жадная и что я плохая подруга, - сказала внучка.

12

Словарная работа  Подарок  — это предмет или вещь, которую по собственному желанию и безвозмездно преподносят с целью доставить удовольствие, пользу. 13

Словарная работа

Подарок  — это предмет или вещь, которую по собственному желанию и безвозмездно преподносят с целью доставить удовольствие, пользу.

13

Предполагаемые точки зрения:  Прав дедушка Права внучка Не согласен ни с тем, ни с другим 14

Предполагаемые точки зрения:

  • Прав дедушка
  • Права внучка
  • Не согласен ни с тем, ни с другим

14

Предполагаемые обоснования, доказательства : Подарок, купленный на деньги родителей, - это не мой подарок, а их. Я ничего не умею делать, значит, тогда я ничего не смогу подарить. Надо знать вкусы того человека, которому собираешься преподнести подарок, ведь самое главное – чтобы ему было приятно, а деньги в конце концов можно и заработать. 15

Предполагаемые обоснования, доказательства :

  • Подарок, купленный на деньги родителей, - это не мой подарок, а их.
  • Я ничего не умею делать, значит, тогда я ничего не смогу подарить.
  • Надо знать вкусы того человека, которому собираешься преподнести подарок, ведь самое главное – чтобы ему было приятно, а деньги в конце концов можно и заработать.

15

1.Тезис: прав дедушка. 2.Доказательства: а) мнение подруг из класса – потребительское; б) сделанное своими руками – неповторимо. 3.Вывод.

1.Тезис: прав дедушка.

2.Доказательства:

а) мнение подруг из класса – потребительское;

б) сделанное своими руками – неповторимо.

3.Вывод.

Материалы к сочинению  1.Я уверен...  Я думаю (считаю, полагаю...), что...  Мне кажется, что... Я убеждён (уверен), что… Я не могу согласиться с тем, что…  2.Докажем это.   Почему? А вот почему...   Это можно объяснить так...   По-моему, прав...   Я  не могу согласиться с тем, что... но...   Могут сказать (возразить), что... Во-первых, … Во-вторых, … В-третьих, …  3.Итак...Таким образом... Следовательно... Я понял, что... 17

Материалы к сочинению

1.Я уверен...

Я думаю (считаю, полагаю...), что...

Мне кажется, что...

Я убеждён (уверен), что…

Я не могу согласиться с тем, что…

2.Докажем это.

Почему? А вот почему...

Это можно объяснить так...

По-моему, прав...

Я не могу согласиться с тем, что... но...

Могут сказать (возразить), что...

Во-первых, …

Во-вторых, …

В-третьих, …

3.Итак...Таким образом...

Следовательно...

Я понял, что...

17

http://www.artscroll.ru/page.php?al=Mother_And_Baby_177895_kartina (рисунок) http://podarokhandmade.ru/8-o-sochetanii-cvetov-v-podarochnoy-upakovke.html (фото) http:// awa38d.narod.ru/father.htm картинка http://borisovna.rusedu.net/album/4998/9970/page/2 картинка http://www.goodfon.com.ua/images/download/237198-big-images картинка http://tak-to-ent.net /
  • http://www.artscroll.ru/page.php?al=Mother_And_Baby_177895_kartina

(рисунок)

  • http://podarokhandmade.ru/8-o-sochetanii-cvetov-v-podarochnoy-upakovke.html

(фото)

  • http:// awa38d.narod.ru/father.htm

картинка

  • http://borisovna.rusedu.net/album/4998/9970/page/2

картинка

  • http://www.goodfon.com.ua/images/download/237198-big-images

картинка

  • http://tak-to-ent.net /


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Фурасьева Татьяна Владимировна

Дата: 08.07.2014

Номер свидетельства: 109639


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства