Подготовка к сочинению-рассуждению.3 урока(ЕГЭ по русскому языку)
Подготовка к сочинению-рассуждению.3 урока(ЕГЭ по русскому языку)
Урок №1
От анализа текста к сочинению
Ход урока
I. Организационный этап.
П. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.
Учитель определяет цели, задачи и тему урока.
— Сегодня на уроке мы постараемся закрепить умения и навыки работы с текстом. Запишите тему урока: «От анализа текста к сочинению». Что мы должны знать и уметь, чтобы работа на уроке была успешной? (Ответы учеников.)
(Презентация слайда №1.)
Знать:
— основные этапы работы с текстом для написания сочинения.
Уметь:
— выполнять различные элементы комплексного анализа текста;
— создавать отдельные композиционные части сочинения по заданномутексту.
III. Этап обобщения и систематизации.
1. Работа с текстом Д. С. Лихачева из книги «Письма о добром и прекрасном».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению-рассуждению.3 урока(ЕГЭ по русскому языку) »
Содержание
Введение стр.
От анализа текста к сочинению. Урок №1 стр.
Работа с текстом рассказа В.Токаревой «Самый счастливый день» Урок №2 стр.
Подготовка к сочинению по прочитанному тексту
Д.Лихачёва «О хороших манерах» Урок №3 стр.
Заключение стр.
Приложение стр.
Введение
В основе успешных занятий языком – не только знания, но и чувство языка, любовь к слову, умение внимательно, вдумчиво относиться к нему при чтении текстов, при работе над сочинениями, изложениями, диктантами.
Система упражнений с текстом направлена на развитие, совершенствование чувства языка, языковой ситуации, что позволяет хорошо подготовиться к экзаменам, в полной мере овладеть коммуникативной компетенцией.
Остаётся актуальной работа с текстом на уроках русского языка. Текст, с одной стороны, должен стать стимулом для обсуждения различных проблем, с другой стороны – предоставить необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания (смысловая информация, структура и набор языковых средств). Следует разнообразить дидактический материал, включая в работу на уроке неадаптированные тексты.
Предлагаемая система уроков содержит теоретический и практический материал, помогающий понять учащимся, как написать часть 3(С) в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ней.
Урок №1
От анализа текста к сочинению
Ход урока
I. Организационный этап.
П. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.
Учитель определяет цели, задачи и тему урока.
— Сегодня на уроке мы постараемся закрепить умения и навыки работы с текстом. Запишите тему урока: «От анализа текста к сочинению». Что мы должны знать и уметь, чтобы работа на уроке была успешной? (Ответы учеников.)
(Презентация слайда №1.)
Знать:
— основные этапы работы с текстом для написания сочинения.
Уметь:
— выполнять различные элементы комплексного анализа текста;
— создавать отдельные композиционные части сочинения по заданномутексту.
III. Этап обобщения и систематизации.
1. Работа с текстом Д. С. Лихачева из книги «Письма о добром и прекрасном».
— Сегодня мы будем работать с текстом Д. С. Лихачева. (учитель показывает портрет учёного – слайд №2)
Что вы знаете о Д. С. Лихачеве? (Ответы учащихся.)
При необходимости учитель использует дополнительный материал:
Д. С. Лихачев — известный ученый, искусствовед, автор научных исследований по истории русской литературы (главным образом древнерусской) и культуры. Получил мировую известность как литературовед, историк культуры и публицист. Д. С. Лихачев был членом многих иностранных академий наук, дважды удостаивался Государственной премии (1952, 1968 гг.). В 1986 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1989 г. избирался народным депутатом СССР. Д. С. Лихачев был членом Союза писателей. Организовал советский (ныне российский) Фонд культуры и был председателем президиума Фонда. Родился в Санкт-Петербурге 28 ноября 1906 г. В 2006 г. мы отмечали 100 лет со дня его рождения. Академик Д. С. Лихачев — первый в современной истории Почетный- гражданин Санкт-Петербурга (1993 г.). Его именем названа одна из планет Галактики.
— Текст, с которым мы будем работать, взят из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном». Во вступлении — обращении к юным читателям — автор пишет: «Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном — как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни».
Мы знаем, насколько красива и достойна была жизнь ученого. В книге 46 писем, обращенных к молодежи. Каждое из них заслуживает искреннего внимания и вдумчивого прочтения. Обратимся к отрывку из письма «Путями доброты».
Учитель читает текст, предваряя его следующим заданием:
— Прослушайте текст, озаглавьте его и заголовок запишите в тетради.
(1) Что же самое главное в жизни? (2) Главное у каждого человека должно быть добрым и значительным. (3) Человек должен уметь подниматься над самим собой, над своими личными заботами и думать о смысле жизни — оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.
(4) В жизни ценнее всего доброта, умная, целенаправленная. (5) Умная доброта — самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое верное, в конечном счете, по пути к счастью. (6) Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о себе, о своих интересах. (7) Если жить только своими заботами, то от прожитого не останется и следа. (8) Если жить для других, то другие сберегут то, чему ты отдал силы.
(9) Все плохое и мелкое в жизни быстро забывается. (10) Люди, ни о ком не заботящиеся, исчезают из памяти. (И) А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. (12) Помнят их слова, шутки, их облик, поступки, а иногда чудачества. (13) О них рассказывают.
(14) В жизни надо иметь свое служение — служение какому-то делу, даже если оно маленькое. (15) Если этому делу будешь верен, оно станет большим.
(16) Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты — очень и очень важно. (17) Поверьте мне!
(По Лихачеву).
— Многоаспектный анализ текста для подготовки к сочинению вы будете проводить в трех исследовательских группах. Каждая группа получит свои задания.
Задание № 1.
1. Определите тип речи данного текста. Докажите правильность ответа. В каких предложениях наиболее полно раскрыта основная мысль автора? Какова основная проблематика текста?
2. Определите стиль текста. Докажите правильность ответа.
3. Составьте графический проект—защиту данного текста по принципу «планета и ее спутники». В итоге у вас должна получиться схема, которая графически отобразит связь ваших размышлений, определяющих информационное поле данного рассуждения (т.е. его тематику), с ключевым словосочетанием текста (самое главное в жизни).
(На выполнение задания отводится 5 минут. Каждая группа выдвигает для ответа одного-двух представителей, возможен ответ всей группы. Во время ответов учитель предлагает другим учащимся делать рабочие записи в тетрадях.)
2. Работа над композицией сочинения по тексту.
— Прежде чем приступить к написанию сочинения, важно продумать его композицию. Что называется композицией? (Построение сочинения.)
— Необходимо знать, с чего начать работу, о чем говорить в основной части сочинения и чем его закончить. Давайте вспомним, что нужно знать при обдумывании композиции сочинения.
(Презентация слайда №3.)
При работе над сочинением необходимо стремиться к тому, чтобы егокомпозиция была стройной и завершенной, что предполагает наличие в работе логически связанных частей — вступительной, основной и заключительной.
В соответствии с требованиями в экзаменационной работе должно быть несколько обязательных смысловых частей:
1. Общая характеристика темы и проблематики текста.
2. Комментарий к одной из проблем.
3. Характеристика позиции автора исходного текста по выбранной проблеме.
4. Выражение собственной позиции, ее аргументация.
(Учащиеся читают и делают записи в тетради.)
— При написании работы необходимо соблюдать композиционную соразмерность. Сочинение должно состоять из трех частей: вступления, основной части и заключения, при этом вступление и заключение должны составлять не более трети всего объема работы. Следовательно, самая большая часть — основная.
Задание № 2.
Первая группа пишет начало сочинения; вторая — формулирует позицию автора исходного текста по заявленной им проблеме; третья — пишет заключение сочинения.
Для выполнения задания учащиеся получают карточки-информаторы:
1. Вступительная часть сочинения может быть оформлена по-разному.
Наиболее распространенный вариант начала сочинения предполагает его прямую связь с определением темы и проблематики исходного текста.
В таком случае названная часть экзаменационной работы может представлять собой:
а) собственно определение темы текста;
б) формулировку основных проблем, которые поднимает или затрагивает автор текста;
в) краткую справку об авторе текста, об основных проблемах, которые он затрагивал в своих произведениях, и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью творчества писателя или публициста; г) лирическое размышление, связанное с темой текста или его проблематикой.
Вступительная часть сочинения может быть связана также с идеей текста или основным выводом автора текста. В таком случае она приобретает вид «опрокинутого начала» (...Так завершается статья... очерк... рассказ).
2. Для передачи позиции автора исходного текста уместными могут быть фразы:
Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит) мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую)...; по мнению автора..,; публицист убежден в том, что...; автор заставляет задуматься о...; писатель оригинально решает поставленную проблему, так как...; автор текста доказывает свою точку зрения... .
3. Заключительная часть работы, подводящая итог всему сказанному, также может иметь несколько вариантов: в этой части может быть обобщенно выражена позиция автора исходного текста по отношению к рассматриваемым проблемам; может быть сформулирована собственная позиция выпускника и его оценка точки зрения автора; может быть передано общее впечатление от прочитанного.
Заключительная часть сочинения-рассуждения может быть оформлена как:
1) концовка-вывод (сжатый в несколько строк итог всего сочинения);
2) концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения);
3) концовка-цитата (яркая цитата, содержащая в себе суть идеи сочинения).
Задание №3.
Работа над аргументацией в сочинении. (Проверка домашнего задания.)
— Принципиально важным этапом работы над сочинением по предложенному тексту является определение собственной позиции. Следует четко сформулировать свое мнение по выдвинутой проблеме и обосновать его. Можно согласиться или не согласиться с мнением автора текста, но в любом случае необходимо аргументировать свою точку зрения, привести объяснения и доказательства (не менее трех), которыми могут быть читательские или жизненные впечатления.
В связи с этим каждая группа, еще не зная содержание текста Д. Лихачева, работала дома над одним из аргументов утверждения, что люди, живущие для других, оставляют о себе добрую и долгую память у окружающих.
Первая группа подбирала примеры из художественной литературы (Григорий Добросклонов из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», доктор Дымов из рассказа Чехова «Попрыгунья», Матрена из повести Солженицына «Матренин двор», Данко из рассказа Горького «Старуха Изергиль» и др.).
Ученики второй и третьей групп формулировали аргументы на основе жизненных впечатлений.
— Давайте вспомним, какие цели и задачи мы ставили перед собой в начале урока. Что получилось? Над чем еще необходимо поработать? (Над логическими переходами от одной части сочинения к другой.)
IV. Этап рефлексии.
— Выскажитесь о ваших впечатлениях, заканчивая предложения (учитель раздает карточки с незаконченными предложениями):
Мне понравилось на уроке, что… Я ощущал себя на уроке... После урока я задумаюсь о...
Урок №2
Работа с текстом рассказа В. Токаревой «Самый счастливый день»
Рассказ В. Токаревой «Самый счастливый день» можно использовать как для лингвистического анализа текста с последующим написанием изложения, так и для сочинения-рассуждения.
События рассказа происходят в не столь отдаленное время, и перед сегодняшними старшеклассниками стоят те же проблемы, что и перед героиней рассказа, размышляющей о честности и лжи во имя достижения личных целей, об эгоизме и карьеризме в современном обществе, об истинных и ложных целях и ценностях, умении сочувствовать и сопереживать. Ее одноклассники «строчат с невероятной скоростью и страстью» сочинение на не очень корректную тему, заданную учительницей, а главная героиня все еще стоит перед выбором — написать что-нибудь общепринятое или, махнув рукой на все условности, написать пусть и не о самом счастливом, но о просто счастливом дне своей жизни, потому что самого счастливого дня у нее еще не было. «Он у меня впереди», — убеждена девочка.
Задача писателя — заставить читающего задуматься о смысле жизни, о самой главной ее составляющей — о счастье. Слово счастье и производные от него употреблены в рассказе 27 раз. Этому слову отведена центральная роль в организации текстового пространства. В рассказе она реализуется как в значении «польза» и как оппозиция ему — «удовольствие, развлечение, восхищение». Отсюда и сочетаемость слова счастье со словами лексико - семантических групп польза исемья, ведь именно в семье с родными людьми героиня испытывает «невыразимо прекрасные» чувства.
Важной отличительной чертой идиостиля В. Токаревой является афористичность. В организации текста рассказа «Самый счастливый день» афористические высказывания, цитаты играют немаловажную роль. В них раскрываются основные жизненные представления героини рассказа и ее своеобразного оппонента — учительницы Марьи Ефремовны. «Человек бывает по-настоящему счастлив только в том случае, когда приносит людям пользу», — произносит Марья Ефремовна, и в ее устах это известное высказывание звучит несколько искусственно. От частого употребления оно несколько стерлось, и читатель не верит в его истинность. В то же время не менее известная цитата — «Каждый человек за свою жизнь должен посадить дерево, родить ребенка и написать книгу о времени, в котором он жил» — естественна и вполне созвучна душевному настрою героини, поэтому и не вызывает у нее неприятия. Афоризмы в тексте В. Токаревой прямо либо косвенно помогают раскрыть основное ключевое понятие рассказа — счастье. Они несут не только идейно-смысловую, но и эмоциональную нагрузку. Особый интерес представляет для нас ироничность как отличительная черта идиостиля автора. Героиня рассказа, как и многие современные девушки, умна и иронична. Она знает свои сильные стороны: много читает, у нее «большой словарный запас и она легко им орудует». Но, сравнивая себя с одноклассниками, героиня с сожалением убеждается в том, что эти ее достоинства совершенно не нужны современному человеку. За своей иронией, как за маской, она прячет то, что хочет скрыть от окружающих: свои сомнения, тревоги и острое чувство счастья в общении с близкими людьми. В тексте рассказа не случаен афоризм «воспитание дано человеку именно для того, чтобы скрывать свои истинные чувства. В том случае, когда они неуместны». И задача современного педагога — научить подростка не скрывать свои взгляды, открыто высказывать свое мнение и уметь приводить убедительные аргументы в его защиту.
Мы использовали рассказ В. Токаревой «Самый счастливый день» для подготовки к выпускному экзамену по русскому языку в XΙ классе.
Цели урока. Продолжить подготовку к выпускному экзамену по русскому языку: отрабатывать навыки определения стиля, типа речи взятого для анализа текста, умение определять круг проблем, поднятых в тексте, продолжить подготовку к выполнению тестовых заданий, в частности находить средства связи предложений в тексте; отрабатывать навыки написания сочинения-рассуждения по заданному алгоритму.
Аналитическая беседа после прочтения рассказа В. Токаревой «Самый счастливый день».
— Определите стиль и тип речи (художественный, повествование с элементами рассуждения-размышления).
— Определите круг проблем, поднятых в тексте. О чем размышляет героиня рассказа? (О счастье.) Как она понимает счастье? Когда она была счастлива? Когда ей хорошо? Почему она не может сразу же написать об этом? Что ей мешает? Какова главная мысль текста? Можно ли согласиться с утверждением учительницы о том, что человек бывает по-настоящему счастлив только в том случае, когда приносит людям пользу, или нужно полностью исключить такое отношение к счастью? (Счастье — жить естественно, оставаясь самим собой и принося пользу другим.)
— Одобряет ли автор жизненную позицию своей героини? А вы?
Давайте определим весь спектр проблем текста (честность, карьеризм, жизненные цели и ценности, язык, речь человека, умение преподнести себя в выгодном свете…).
Задание учащимся перед вторым прослушиванием текста.
— Сейчас я прочитаю текст еще раз, а вы выпишите ключевые слова. Какие это слова? (Те, которые имеют важное значение для передачи основной мысли текста, а кроме того, те, которые характеризуют авторскую манеру письма.)
— Круг проблем, поднятых в рассказе, важен и имеет первостепенное значение для формирования жизненной позиции человека. Но Токарева говорит о них не в назидательном тоне, что почти всегда вызывает резкое неприятие, особенно у молодых людей, а с иронией. Вам предстоит определить, при помощи каких средств достигается ироничность изложения. Проза Токаревой афористична. Даже в этом небольшом по объему тексте много афоризмов и крылатых фраз. Постарайтесь передать их без искажений. И еще! Обратите внимание на синтаксис! Какие предложения (простые или сложные, осложненные или короткие, неполные) использует автор?
Второе чтение текста учителем. Пересказ текста учащимися.
Работа над тестовыми заданиями.
Самостоятельная работа.
1. Проблемы, поднятые в тексте...
2. Позиция автора...
3. Стиль и тип речи текста... Ключевые слова...
1) Наша учительница Марья Ефремовна говорит: человек бывает по-настоящему счастлив только в том случае, когда приносит людям пользу. 2) А какая польза людям от того, что я была в кино, а потом поехала к бабушке? 3) Я могла бы не учитывать мнения Марьи Ефремовны, но мне надо исправить оценку в четверти. 4) Я могла бы иметь и тройку в четверти, но тогда меня не переведут, а отправят в ПТУ. 5) Марья Ефремовна предупредила, что сейчас в стране переизбыток интеллигенции и дефицит в рабочем классе, так что из нас будут создавать фонд квалифицированной рабочей силы.
4. Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью синтаксического параллелизма?
5. Какое значение имеет слово интеллигенция в прочитанном тексте?
1) Люди умственного труда, получившие образование и обладающие специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.
2) Люди, покоряющие своей обаятельностью, очарованием.
3) Люди, тонко чувствующие внутренний мир другого человека, его мироощущение.
4) Люди, обладающие большой эрудицией.
6. В каком слове букв больше, чем звуков:
1) бывает, 2) счастлив, 3) случае, 4) людям.
7. Как образовано слово по-настоящему?
8. Какой частью речи является слово потом в предложении № 2? 9. В составе какого сложного предложения есть безличное?
10. Какая характеристика предложения № 2 является верной?
Проверка: взаимопроверка в парах, затем сверяемся с ответами
Написание сочинения-рассуждения.
— Повторим основную мысль, которую следует раскрыть в сочинении (тезис!). (Счастье — жить естественно, оставаясь самим собой и принося пользу другим.)
Формирование группы учащихся для выполнения заданий (по желанию).
— Кто будет вводить тезис? Вам дополнительное задание: написать и вывод.
— Кто использует первый аргумент? Откуда? (Из текста.)
— Второй аргумент. Откуда? (Примеры из окружающей жизни.)
— Приступайте к самостоятельной работе!
Подведение итогов самостоятельной работы.
Чтение учащимися своих мини-текстов.
Итог урока.
— Обсуждение проблем, поднятых в тексте, показывает, что не все полностью разделяют точку зрения автора. Видно, что некоторые хотели бы выразить свое несогласие и изложить собственный взгляд на проблему. У вас такая возможность, конечно же, есть, но напоминаю вам, что сделать это нужно этически корректно, не выплескивая всвою работу все негативные эмоции по этому поводу. При несогласии с позицией автора постарайтесь так изложить свою позицию, чтобы ваше высказывание было этически корректным.
Урок №3
Подготовка к сочинению по прочитанному тексту
Еще раз вернемся к «горячему» вопросу — как подготовить учащихся к выполнению задания «Сочинение по прочитанному тексту».
Во-первых, составляем план будущего сочинения. Он может выглядеть так:
I. Вступление.
II. Основная часть.
1. Проблема, поднятая в тексте.
2. Комментарий проблемы.
3. Авторская позиция.
4. Мое отношение к проблеме (аргументы, не менее двух).
III. Заключение. Начнем с основной части.
1. Выясним, что такое проблема (от греч. problema— задача); в широком смысле слова — это сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.
Прочитав представленный текст и найдя в нем одну или несколько поднятых проблем, учащийся должен остановиться только на одной, которую в следующем абзаце будет комментировать. Затем он расскажет об отношении к ней автора и о своей собственной позиции.
2. Чтобы прокомментировать актуальную проблему текста, нужно ответить на вопросы:
а) важна ли проблема, поднятая автором?
б) сталкивались ли вы с подобной (этой) проблемой?
в) интересна ли она молодым людям, обсуждается ли молодежью?
г) что зависит от решения этой проблемы?
Если не решать, то...
Если решить, то...
Не всегда удается ответить на все четыре вопроса: это зависит от текста и подготовленности ученика. Можно ограничить комментарий одним—двумя ответами.
3. Авторская позиция — это отношение автора представленного текста к проблеме, поднятой им. Думается, логично начать абзац не с конкретизации авторской позиции, а с того, о чем он повествует или рассуждает. Тогда авторская позиция, сформулированная учеником, будет выглядеть убедительнее. Собственно выражение позиции автора можно начать словами: «Автор считает (утверждает), что... »
4. Ученик может согласиться или не согласиться с точкой зрения автора. Возможен вариант, когда он с одним согласен, а с другим согласиться не может. В подтверждение своей точки зрения пишущей сочинение приводит два примера-аргумента. Причем оба они могут быть взяты либо из жизни, либо из прочитанной художественной литературы, очерков, статей и других источников информации; либо один пример взят из жизни, а другой где-то прочитан.
Что касается вступления и заключения, надо помнить, что они так же, как и основная часть, подчинены проблеме, поднятой в тексте. Поэтому во вступлении можно указать на место поднимаемой проблемы в ряде других, существующих в обществе, или выделить ключевое слово в тексте и поразмышлять над ним.
Заключение обычно предполагает вывод. На наш взгляд, ученик может сделать вывод, исходя из своих рассуждений в сочинении, или написать о впечатлениях oт прочитанного текста и работы над поднятой проблемой.
Теперь можно дополнить первоначальный план.
I. Вступление. (I вариант: проблема текста в ряду других проблем. II вариант: ключевое слово.)
ΙΙ. Основная часть.
1. Проблема представленного текста.
2. Комментарий проблемы:
а) актуальна ли проблема, поднятая автором? б) сталкивались ли вы с этой проблемой?
в) интересна ли эта проблема молодым людям?
г) что зависит от решения проблемы?
3. Авторская позиция.
4. Мое отношение к проблеме. (Я согласен с автором в том,
что...; С автором невозможно не согласиться...; Я не могу согласиться с мнением автора...).
Аргументы (1—2 примера)
III. Заключение. (I вариант: вывод по проблеме. II вариант: впечатления от работы над текстом).
Составив подробный план вместе с учителем, учащиеся осмысливают, о чем они должны написать в сочинении. Но этого бывает недостаточно для того, чтобы приступить к написанию работы: даже сильные ученики не всегда могут сами выделить в тексте проблему. Поэтому прежде, чем писать сочинение, напомним учащимся, что проблема — это задача или вопрос, требующий разрешения, а авторская позиция (главная мысль, идея текста) — это ответ на вопрос.
Чтобы определить проблему, воспользуемся планом:
1. Чтение текста. О чем он?
2. Авторская позиция. Зачемнаписан текст? Что хочет сказать автор? К чему призывает?
= Ответ. (Автор считает, что...)
3. Проблема. ?- - - - - - .
Проблема может быть сформулирована с помощью вопросительного или повествовательного предложения.
Теперь можно начать работу непосредственно с текстом. На первом этапе лучше брать тексты небольшие, понятные, занимательные. Предлагаем вниманию учащихся, например, статью Д.С. Лихачева «О хороших манерах». После чтения задаем вопросы:
1. О чем представленный текст?
2. В чем заключается авторская позиция? Ответ начните со слов: «Автор считает, что...» (Д. С. Лихачев считает, что в жизни всегда следует соблюдать одно главное правило: «Не мешай окружающим, веди себя так, чтобы другим было удобно и приятно с тобой».)
3. Авторская позиция — это ответ. На какой же вопрос отвечает автор? Постарайтесь поточнее сформулировать вопрос, чтобы в ответе можно было привести авторскую позицию, а не слова да или нет. Проблема сформулирована: «Что значит быть воспитанным?».
Когда проблема сформулирована и авторская позиция известна, можно выразить свою точку зрения и привести примеры-аргументы. Вначале ученикам бывает сложно самостоятельно отыскать аргументы. Но сообща они справляются с задачей: в классе звучит большое количество примеров. Комментарий проблемы у сильных учеников обычно не вызывает затруднений. Те, кому сразу не удается комментарий, учатся постепенно. После устной работы с двумя-тремя текстами учащиеся справляются с письменным сочинением.
Литература:
Арефьева, С.А. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в 9 классе. «РЯШ» №4, 2008.
Башашкина, В.Ю. Формирование навыка понимание текста. «РЯШ» №6, 2008.
Буданова, Н.В. Выборочный лингвостилистический анализ прозаического фрагмента. «РЯШ» №6, 2008.
Влодавская, Е.А. Русский язык ЕГЭ. Поурочное планирование. М. 2011.
Вялкова Г.М. Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по русскому языку за курс основной школы. Рабочая тетрадь. Волгоград. 2008.
Галлямова, Н.Ш. Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции. «РЯШ» №7, 2008
Егораева, Г.Т. ЕГЭ Русский язык. Выполнение задания части 3(С). М. 2010.