kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к сочинению-рассуждению.3 урока(ЕГЭ по русскому языку)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок №1

От анализа текста к сочинению

Ход   урока

I. Организационный этап.

П. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.

Учитель определяет цели, задачи и тему урока.

—  Сегодня на уроке мы постараемся закрепить умения и навыки работы с текстом. Запишите тему урока: «От ана­лиза текста к сочинению». Что мы дол­жны знать и уметь, чтобы работа на уроке была успешной? (Ответы учени­ков.)

(Презентация   слайда №1.)

Знать:

—  основные этапы работы с текстом для написания сочинения.

Уметь:

—   выполнять различные элементы комп­лексного анализа текста;

—   создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту.

III. Этап обобщения и систематиза­ции.

1. Работа с текстом Д. С. Лихачева из книги «Письма о добром и прекрас­ном».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению-рассуждению.3 урока(ЕГЭ по русскому языку) »

Содержание

  1. Введение стр.


  1. От анализа текста к сочинению. Урок №1 стр.


  1. Работа с текстом рассказа В.Токаревой «Самый счастливый день» Урок №2 стр.


  1. Подготовка к сочинению по прочитанному тексту

  2. Д.Лихачёва «О хороших манерах» Урок №3 стр.


  1. Заключение стр.


  1. Приложение стр.































Введение

В основе успешных занятий языком – не только знания, но и чувство языка, любовь к слову, умение внимательно, вдумчиво относиться к нему при чтении текстов, при работе над сочинениями, изложениями, диктантами.

Система упражнений с текстом направлена на развитие, совершенствование чувства языка, языковой ситуации, что позволяет хорошо подготовиться к экзаменам, в полной мере овладеть коммуникативной компетенцией.

Остаётся актуальной работа с текстом на уроках русского языка. Текст, с одной стороны, должен стать стимулом для обсуждения различных проблем, с другой стороны – предоставить необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания (смысловая информация, структура и набор языковых средств). Следует разнообразить дидактический материал, включая в работу на уроке неадаптированные тексты.

Предлагаемая система уроков содержит теоретический и практический материал, помогающий понять учащимся, как написать часть 3(С) в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ней.































Урок №1

От анализа текста к сочинению

Ход урока

I. Организационный этап.

П. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.

Учитель определяет цели, задачи и тему урока.

— Сегодня на уроке мы постараемся закрепить умения и навыки работы с текстом. Запишите тему урока: «От ана­лиза текста к сочинению». Что мы дол­жны знать и уметь, чтобы работа на уроке была успешной? (Ответы учени­ков.)

(Презентация слайда №1.)

Знать:

основные этапы работы с текстом для написания сочинения.

Уметь:

выполнять различные элементы комп­лексного анализа текста;

создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту.

III. Этап обобщения и систематиза­ции.

1. Работа с текстом Д. С. Лихачева из книги «Письма о добром и прекрас­ном».

— Сегодня мы будем работать с тек­стом Д. С. Лихачева. (учитель показывает портрет учёного – слайд №2)

Что вы знаете о Д. С. Лихачеве? (От­веты учащихся.)

При необходимости учитель исполь­зует дополнительный материал:

Д. С. Лихачев — известный ученый, искус­ствовед, автор научных исследований по ис­тории русской литературы (главным образом древнерусской) и культуры. Получил миро­вую известность как литературовед, историк культуры и публицист. Д. С. Лихачев был членом многих иностранных академий наук, дважды удостаивался Государственной пре­мии (1952, 1968 гг.). В 1986 г. ему было при­своено звание Героя Социалистического Труда. В 1989 г. избирался народным депутатом СССР. Д. С. Лихачев был членом Союза пи­сателей. Организовал советский (ныне рос­сийский) Фонд культуры и был председате­лем президиума Фонда. Родился в Санкт-Пе­тербурге 28 ноября 1906 г. В 2006 г. мы отме­чали 100 лет со дня его рождения. Академик Д. С. Лихачев — первый в современной исто­рии Почетный- гражданин Санкт-Петербурга (1993 г.). Его именем названа одна из планет Галактики.

— Текст, с которым мы будем рабо­тать, взят из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном». Во вступлении — обращении к юным чита­телям — автор пишет: «Каждая беседа пожилого человека с молодыми обора­чивается поучением. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном — как оно мне представ­ляется, поделиться опытом прожитой жизни».

Мы знаем, насколько красива и до­стойна была жизнь ученого. В книге 46 писем, обращенных к молодежи. Каж­дое из них заслуживает искреннего внимания и вдумчивого прочтения. Обратимся к отрывку из письма «Путя­ми доброты».

Учитель читает текст, предваряя его следующим заданием:


— Прослушайте текст, озаглавьте его и заголовок запишите в тетради.

(1) Что же самое главное в жизни? (2) Главное у каждого человека должно быть добрым и значительным. (3) Человек дол­жен уметь подниматься над самим собой, над своими личными заботами и думать о смыс­ле жизни — оглядывать прошлое и загляды­вать в будущее.

(4) В жизни ценнее всего доброта, умная, целенаправленная. (5) Умная доброта — са­мое ценное в человеке, самое к нему распо­лагающее и самое верное, в конечном счете, по пути к счастью. (6) Счастья достигает тот, кто стремится сде­лать счастливым других и способен хоть на время забыть о себе, о своих интересах. (7) Если жить только своими заботами, то от прожитого не останется и следа. (8) Если жить для других, то другие сберегут то, чему ты отдал силы.

(9) Все плохое и мелкое в жизни быстро забывается. (10) Люди, ни о ком не заботя­щиеся, исчезают из памяти. (И) А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. (12) Помнят их слова, шутки, их облик, поступки, а иногда чудачества. (13) О них рассказывают.

(14) В жизни надо иметь свое служение — служение какому-то делу, даже если оно ма­ленькое. (15) Если этому делу будешь верен, оно станет большим.

(16) Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты — очень и очень важно. (17) Поверьте мне!

(По Лихачеву).

— Многоаспектный анализ текста для подготовки к сочинению вы будете про­водить в трех исследовательских груп­пах. Каждая группа получит свои зада­ния.

Задание 1.

1. Определите тип речи данного тек­ста. Докажите правильность ответа. В каких предложениях наиболее полно раскрыта основная мысль автора? Ка­кова основная проблематика текста?

2. Определите стиль текста. Докажи­те правильность ответа.

3. Составьте графический проект—за­щиту данного текста по принципу «пла­нета и ее спутники». В итоге у вас дол­жна получиться схема, которая графи­чески отобразит связь ваших размыш­лений, определяющих информационное поле данного рассуждения (т.е. его те­матику), с ключевым словосочетанием текста (самое главное в жизни).

(На выполнение задания отводится 5 минут. Каждая группа выдвигает для ответа одного-двух представителей, воз­можен ответ всей группы. Во время от­ветов учитель предлагает другим уча­щимся делать рабочие записи в тетра­дях.)

2. Работа над композицией сочинения по тексту.

— Прежде чем приступить к написа­нию сочинения, важно продумать его композицию. Что называется компози­цией? (Построение сочинения.)

— Необходимо знать, с чего начать работу, о чем говорить в основной час­ти сочинения и чем его закончить. Да­вайте вспомним, что нужно знать при обдумывании композиции сочинения.

(Презентация слайда 3.)

При работе над сочинением необходимо стремиться к тому, чтобы его композиция была стройной и завершенной, что пред­полагает наличие в работе логически связанных частей — вступительной, основной и заключительной.

В соответствии с требованиями в экзамена­ционной работе должно быть несколько обя­зательных смысловых частей:

1. Общая характеристика темы и пробле­матики текста.

2. Комментарий к одной из проблем.

3. Характеристика позиции автора исход­ного текста по выбранной проблеме.

4. Выражение собственной позиции, ее аргументация.

(Учащиеся читают и делают записи в тетради.)

— При написании работы необходимо соблюдать композиционную соразмер­ность. Сочинение должно состоять из трех частей: вступления, основной части и заключения, при этом вступление и заключение должны составлять не более трети всего объема работы. Следова­тельно, самая большая часть — основ­ная.

Задание № 2.

Первая группа пишет начало сочине­ния; вторая — формулирует позицию автора исходного текста по заявленной им проблеме; третья — пишет заключе­ние сочинения.

Для выполнения задания учащиеся получают карточки-информаторы:

1. Вступительная часть сочинения может быть оформлена по-разному.

Наиболее распространенный вариант нача­ла сочинения предполагает его прямую связь с определением темы и проблематики исход­ного текста.

В таком случае названная часть экзамена­ционной работы может представлять собой:

а) собственно определение темы текста;

б) формулировку основных проблем, кото­рые поднимает или затрагивает автор текста;

в) краткую справку об авторе текста, об основных проблемах, которые он затрагивал в своих произведениях, и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью творчества писателя или публициста; г) лирическое размышление, связанное с темой текста или его проблематикой.

Вступительная часть сочинения может быть связана также с идеей текста или основным выводом автора текста. В таком случае она приобретает вид «опрокинутого начала» (...Так завершается статья... очерк... рассказ).

2. Для передачи позиции автора исходного текста уместными могут быть фразы:

Автор высказывает (выражает, форму­лирует, проводит) мысль (глубокую, важ­ную, смелую, мудрую, блестящую)...; по мнению автора..,; публицист убежден в том, что...; автор заставляет задумать­ся о...; писатель оригинально решает по­ставленную проблему, так как...; автор текста доказывает свою точку зрения... .

3. Заключительная часть работы, подводя­щая итог всему сказанному, также может иметь несколько вариантов: в этой части мо­жет быть обобщенно выражена позиция ав­тора исходного текста по отношению к рас­сматриваемым проблемам; может быть сфор­мулирована собственная позиция выпускни­ка и его оценка точки зрения автора; может быть передано общее впечатление от прочи­танного.

Заключительная часть сочинения-рассуж­дения может быть оформлена как:

1) концовка-вывод (сжатый в несколько строк итог всего сочинения);

2) концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения);

3) концовка-цитата (яркая цитата, содер­жащая в себе суть идеи сочинения).

Задание №3.

Работа над аргументацией в сочи­нении. (Проверка домашнего задания.)

— Принципиально важным этапом работы над сочинением по предложен­ному тексту является определение соб­ственной позиции. Следует четко сфор­мулировать свое мнение по выдвинутой проблеме и обосновать его. Можно со­гласиться или не согласиться с мнени­ем автора текста, но в любом случае необходимо аргументировать свою точ­ку зрения, привести объяснения и до­казательства (не менее трех), которыми могут быть читательские или жизнен­ные впечатления.

В связи с этим каждая группа, еще не зная содержание текста Д. Лихачева, работала дома над одним из аргументов утверждения, что люди, живущие для других, оставляют о себе добрую и дол­гую память у окружающих.

Первая группа подбирала примеры из художественной литературы (Григорий Добросклонов из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», доктор Дымов из рассказа Чехова «Попрыгу­нья», Матрена из повести Солженицына «Матренин двор», Данко из рассказа Горького «Старуха Изергиль» и др.).

Ученики второй и третьей групп фор­мулировали аргументы на основе жиз­ненных впечатлений.

— Давайте вспомним, какие цели и задачи мы ставили перед собой в нача­ле урока. Что получилось? Над чем еще необходимо поработать? (Над ло­гическими переходами от одной части сочинения к другой.)

IV. Этап рефлексии.

— Выскажитесь о ваших впечатлени­ях, заканчивая предложения (учитель раздает карточки с незаконченными предложениями):

Мне понравилось на уроке, что… Я ощущал себя на уроке... После урока я задумаюсь о...







Урок №2

Работа с текстом рассказа В. Токаревой «Самый счастливый день»

Рассказ В. Токаревой «Самый сча­стливый день» можно использовать как для лингвистического анализа текста с последующим написанием изложения, так и для сочинения-рассуждения.

События рассказа происходят в не столь отдаленное время, и перед се­годняшними старшеклассниками стоят те же проблемы, что и перед героиней рассказа, размышляющей о честности и лжи во имя достиже­ния личных целей, об эгоизме и карьеризме в современном обще­стве, об истинных и ложных целях и ценностях, умении сочувствовать и сопереживать. Ее одноклассники «строчат с невероятной скоростью и страстью» сочинение на не очень корректную тему, заданную учи­тельницей, а главная героиня все еще стоит перед выбором — напи­сать что-нибудь общепринятое или, махнув рукой на все условности, на­писать пусть и не о самом счастли­вом, но о просто счастливом дне своей жизни, потому что самого сча­стливого дня у нее еще не было. «Он у меня впереди», — убеждена девочка.

Задача писателя — заставить чита­ющего задуматься о смысле жизни, о самой главной ее составляющей — о счастье. Слово счастье и произ­водные от него употреблены в рас­сказе 27 раз. Этому слову отведена центральная роль в организации текстового пространства. В рассказе она реализуется как в значении «польза» и как оппозиция ему — «удовольствие, развлечение, восхищение». Отсюда и сочетаемость сло­ва счастье со словами лексико - семантических групп польза и семья, ведь именно в семье с родными людьми героиня испытывает «не­выразимо прекрасные» чувства.

Важной отличительной чертой идиостиля В. Токаревой является афористичность. В организации текста рассказа «Самый счастливый день» афористические высказыва­ния, цитаты играют немаловажную роль. В них раскрываются основные жизненные представления героини рассказа и ее своеобразного оппо­нента — учительницы Марьи Ефре­мовны. «Человек бывает по-настоя­щему счастлив только в том случае, когда приносит людям пользу», — произносит Марья Ефремовна, и в ее устах это известное высказыва­ние звучит несколько искусствен­но. От частого употребления оно несколько стерлось, и читатель не верит в его истинность. В то же время не менее известная цитата — «Каждый человек за свою жизнь должен посадить дерево, родить ре­бенка и написать книгу о времени, в котором он жил» — естественна и вполне созвучна душевному на­строю героини, поэтому и не вызы­вает у нее неприятия. Афоризмы в тексте В. Токаревой прямо либо косвенно помогают раскрыть основ­ное ключевое понятие рассказа — счастье. Они несут не только идей­но-смысловую, но и эмоциональную нагрузку. Особый интерес представляет для нас ироничность как отличительная черта идиостиля автора. Героиня рассказа, как и многие современные девушки, умна и иронична. Она знает свои сильные стороны: много читает, у нее «большой словарный запас и она легко им орудует». Но, сравнивая себя с одноклассниками, героиня с сожалением убеждается в том, что эти ее достоинства совер­шенно не нужны современному че­ловеку. За своей иронией, как за маской, она прячет то, что хочет скрыть от окружающих: свои сомне­ния, тревоги и острое чувство счас­тья в общении с близкими людьми. В тексте рассказа не случаен афо­ризм «воспитание дано человеку именно для того, чтобы скрывать свои истинные чувства. В том слу­чае, когда они неуместны». И зада­ча современного педагога — научить подростка не скрывать свои взгля­ды, открыто высказывать свое мне­ние и уметь приводить убедитель­ные аргументы в его защиту.

Мы использовали рассказ В. Тока­ревой «Самый счастливый день» для подготовки к выпускному экзамену по русскому языку в XΙ классе.

Цели урока. Продолжить подго­товку к выпускному экзамену по русскому языку: отрабатывать на­выки определения стиля, типа речи взятого для анализа текста, умение определять круг проблем, поднятых в тексте, продолжить подготовку к выполнению тестовых заданий, в частности находить средства связи предложений в тексте; отрабатывать навыки написания сочинения-рас­суждения по заданному алгоритму.

Аналитическая беседа после про­чтения рассказа В. Токаревой «Са­мый счастливый день».

— Определите стиль и тип речи (художественный, повествование с элементами рассуждения-размыш­ления).

— Определите круг проблем, под­нятых в тексте. О чем размышляет героиня рассказа? (О счастье.) Как она понимает счастье? Когда она была счастлива? Когда ей хорошо? Почему она не может сразу же на­писать об этом? Что ей мешает? Какова главная мысль текста? Мож­но ли согласиться с утверждением учительницы о том, что человек бывает по-настоящему счастлив только в том случае, когда приносит людям пользу, или нужно полнос­тью исключить такое отношение к счастью? (Счастье — жить естествен­но, оставаясь самим собой и прино­ся пользу другим.)

— Одобряет ли автор жизненную позицию своей героини? А вы?

Давайте определим весь спектр проблем текста (честность, карьеризм, жизненные цели и ценности, язык, речь человека, умение преподнести себя в выгодном свете…).

Задание учащимся перед вто­рым прослушиванием текста.

— Сейчас я прочитаю текст еще раз, а вы выпишите ключевые сло­ва. Какие это слова? (Те, которые имеют важное значение для пере­дачи основной мысли текста, а кро­ме того, те, которые характеризуют авторскую манеру письма.)

— Круг проблем, поднятых в рассказе, важен и имеет первостепен­ное значение для формирования жизненной позиции человека. Но Токарева говорит о них не в назида­тельном тоне, что почти всегда вызывает резкое неприятие, особенно у молодых людей, а с иронией. Вам предстоит определить, при помощи каких средств достигается иронич­ность изложения. Проза Токаревой афористична. Даже в этом неболь­шом по объему тексте много афо­ризмов и крылатых фраз. Постарай­тесь передать их без искажений. И еще! Обратите внимание на синтак­сис! Какие предложения (простые или сложные, осложнен­ные или короткие, неполные) ис­пользует автор?

Второе чтение текста учителем. Пересказ текста учащимися.

Работа над тестовыми задания­ми.

Самостоятельная работа.

1. Проблемы, поднятые в тек­сте...

2. Позиция автора...

3. Стиль и тип речи текста... Ключевые слова...

1) Наша учительница Марья Ефремов­на говорит: человек бывает по-настояще­му счастлив только в том случае, когда приносит людям пользу. 2) А какая польза людям от того, что я была в кино, а потом поехала к бабушке? 3) Я могла бы не учитывать мнения Марьи Ефре­мовны, но мне надо исправить оценку в четверти. 4) Я могла бы иметь и тройку в четверти, но тогда меня не переведут, а отправят в ПТУ. 5) Ма­рья Ефремовна предупредила, что сейчас в стране переизбыток интеллигенции и дефицит в рабочем классе, так что из нас будут создавать фонд квалифициро­ванной рабочей силы.

4. Какое из указанных предло­жений связано с предыдущим с помощью синтаксического парал­лелизма?

5. Какое значение имеет слово интеллигенция в прочитанном тек­сте?

1) Люди умственного труда, получив­шие образование и обладающие специ­альными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.

2) Люди, покоряющие своей обаятель­ностью, очарованием.

3) Люди, тонко чувствующие внутрен­ний мир другого человека, его мироощу­щение.

4) Люди, обладающие большой эруди­цией.

6. В каком слове букв больше, чем звуков:

1) бывает, 2) счастлив, 3) случае, 4) лю­дям.

7. Как образовано слово по-насто­ящему?

8. Какой частью речи является слово потом в предложении № 2? 9. В составе какого сложного предложения есть безличное?

10. Какая характеристика пред­ложения № 2 является верной?

1) сложноподчиненное, 2) сложносочи­ненное, 3) простое, 4) сложное бессоюзное.

Проверка: взаимопроверка в па­рах, затем сверяемся с ответами


Написание сочинения-рассужде­ния.

— Повторим основную мысль, ко­торую следует раскрыть в сочине­нии (тезис!). (Счастье — жить ес­тественно, оставаясь самим собой и принося пользу другим.)

Формирование группы учащих­ся для выполнения заданий (по желанию).

— Кто будет вводить тезис? Вам дополнительное задание: написать и вывод.

— Кто использует первый аргу­мент? Откуда? (Из текста.)

— Второй аргумент. Откуда? (При­меры из окружающей жизни.)

— Приступайте к самостоятельной работе!

Подведение итогов самостоя­тельной работы.

Чтение учащимися своих мини-текстов.

Итог урока.

— Обсуждение проблем, поднятых в тексте, показывает, что не все полностью разделяют точку зрения автора. Видно, что некоторые хоте­ли бы выразить свое несогласие и изложить собственный взгляд на проблему. У вас такая возможность, конечно же, есть, но напоминаю вам, что сделать это нужно этиче­ски корректно, не выплескивая в свою работу все негативные эмоции по этому поводу. При несогласии с позицией автора постарайтесь так изложить свою позицию, чтобы ваше высказывание было этически корректным.

Урок №3

Подготовка к сочинению по прочитанному тексту

Еще раз вернемся к «горячему» вопросу — как подготовить учащих­ся к выполнению задания «Сочине­ние по прочитанному тексту».

Во-первых, составляем план бу­дущего сочинения. Он может вы­глядеть так:

I. Вступление.

II. Основная часть.

1. Проблема, поднятая в тексте.

2. Комментарий проблемы.

3. Авторская позиция.

4. Мое отношение к проблеме (ар­гументы, не менее двух).

III. Заключение. Начнем с основной части.

1. Выясним, что такое проблема (от греч. problemaзадача); в ши­роком смысле слова — это сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.

Прочитав представленный текст и найдя в нем одну или несколько поднятых проблем, учащийся дол­жен остановиться только на одной, которую в следующем абзаце будет комментировать. Затем он расска­жет об отношении к ней автора и о своей собственной позиции.

2. Чтобы прокомментировать актуальную проблему текста, нужно ответить на вопросы:

а) важна ли проблема, поднятая автором?

б) сталкивались ли вы с подобной (этой) проблемой?

в) интересна ли она молодым лю­дям, обсуждается ли молодежью?

г) что зависит от решения этой проблемы?

Если не решать, то...

Если решить, то...

Не всегда удается ответить на все четыре вопроса: это зависит от тек­ста и подготовленности ученика. Можно ограничить комментарий одним—двумя ответами.

3. Авторская позиция — это отно­шение автора представленного тек­ста к проблеме, поднятой им. Ду­мается, логично начать абзац не с конкретизации авторской позиции, а с того, о чем он повествует или рассуждает. Тогда авторская пози­ция, сформулированная учеником, будет выглядеть убедительнее. Соб­ственно выражение позиции авто­ра можно начать словами: «Автор считает (утверждает), что... »

4. Ученик может согласиться или не согласиться с точкой зрения ав­тора. Возможен вариант, когда он с одним согласен, а с другим согла­ситься не может. В подтверждение своей точки зрения пишущей сочи­нение приводит два примера-аргу­мента. Причем оба они могут быть взяты либо из жизни, либо из про­читанной художественной литера­туры, очерков, статей и других ис­точников информации; либо один пример взят из жизни, а другой где-то прочитан.

Что касается вступления и зак­лючения, надо помнить, что они так же, как и основная часть, под­чинены проблеме, поднятой в тек­сте. Поэтому во вступлении можно указать на место поднимаемой про­блемы в ряде других, существую­щих в обществе, или выделить ключевое слово в тексте и пораз­мышлять над ним.

Заключение обычно предполагает вывод. На наш взгляд, ученик мо­жет сделать вывод, исходя из сво­их рассуждений в сочинении, или написать о впечатлениях oт прочи­танного текста и работы над подня­той проблемой.

Теперь можно дополнить перво­начальный план.

I. Вступление. (I вариант: проб­лема текста в ряду других проблем. II вариант: ключевое слово.)

ΙΙ. Основная часть.

1. Проблема представленного тек­ста.

2. Комментарий проблемы:

а) актуальна ли проблема, подня­тая автором? б) сталкивались ли вы с этой про­блемой?

в) интересна ли эта проблема мо­лодым людям?

г) что зависит от решения пробле­мы?

3. Авторская позиция.

4. Мое отношение к проблеме. (Я согласен с автором в том,

что...; С автором невозможно не согласиться...; Я не могу согла­ситься с мнением автора...).

Аргументы (1—2 примера)

III. Заключение. (I вариант: вы­вод по проблеме. II вариант: впе­чатления от работы над текстом).

Составив подробный план вместе с учителем, учащиеся осмыслива­ют, о чем они должны написать в сочинении. Но этого бывает недо­статочно для того, чтобы присту­пить к написанию работы: даже сильные ученики не всегда могут сами выделить в тексте проблему. Поэтому прежде, чем писать сочи­нение, напомним учащимся, что проблема — это задача или вопрос, требующий разрешения, а автор­ская позиция (главная мысль, идея текста) — это ответ на вопрос.

Чтобы определить проблему, вос­пользуемся планом:

1. Чтение текста. О чем он?

2. Авторская позиция. Зачем написан текст? Что хочет сказать ав­тор? К чему призывает?

= Ответ. (Автор считает, что...)

3. Проблема. ?- - - - - - .

Проблема может быть сформули­рована с помощью вопросительного или повествовательного предложения.

Теперь можно начать работу не­посредственно с текстом. На пер­вом этапе лучше брать тексты не­большие, понятные, заниматель­ные. Предлагаем вниманию уча­щихся, например, статью Д.С. Ли­хачева «О хороших манерах». По­сле чтения задаем вопросы:

1. О чем представленный текст?

2. В чем заключается авторская позиция? Ответ начните со слов: «Автор считает, что...» (Д. С. Ли­хачев считает, что в жизни всегда следует соблюдать одно главное правило: «Не мешай окружающим, веди себя так, чтобы другим было удобно и приятно с тобой».)

3. Авторская позиция — это от­вет. На какой же вопрос отвечает автор? Постарайтесь поточнее сфор­мулировать вопрос, чтобы в ответе можно было привести авторскую позицию, а не слова да или нет. Проблема сформулирована: «Что значит быть воспитанным?».

Когда проблема сформулирована и авторская позиция известна, можно выразить свою точку зрения и при­вести примеры-аргументы. Вначале ученикам бывает сложно самостоя­тельно отыскать аргументы. Но со­обща они справляются с задачей: в классе звучит большое количество примеров. Комментарий проблемы у сильных учеников обычно не вы­зывает затруднений. Те, кому сразу не удается комментарий, учатся по­степенно. После устной работы с двумя-тремя текстами учащиеся справляются с письменным сочине­нием.





Литература:

  1. Арефьева, С.А. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в 9 классе. «РЯШ» №4, 2008.

  2. Башашкина, В.Ю. Формирование навыка понимание текста. «РЯШ» №6, 2008.

  3. Буданова, Н.В. Выборочный лингвостилистический анализ прозаического фрагмента. «РЯШ» №6, 2008.

  4. Влодавская, Е.А. Русский язык ЕГЭ. Поурочное планирование. М. 2011.

  5. Вялкова Г.М. Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по русскому языку за курс основной школы. Рабочая тетрадь. Волгоград. 2008.

  6. Галлямова, Н.Ш. Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции. «РЯШ» №7, 2008

  7. Егораева, Г.Т. ЕГЭ Русский язык. Выполнение задания части 3(С). М. 2010.

13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Подготовка к сочинению-рассуждению.3 урока(ЕГЭ по русскому языку)

Автор: Бахтин Сергей Фёдорович

Дата: 19.11.2014

Номер свидетельства: 132919


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства