kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к сочинению-рассуждению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к сочинению-рассуждению (Использование элементов кооперативного обучения в развитии коммуникативных компетенций учащихся шестого класса)

Учебник: Русский язык. 6 класс (под редакцией М.М. Разумовской)

Тип урока: урок развития речи

Цель урока:

-подготовка учащихся к написанию сочинения - рассуждения;

Задачи урока:

- учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, совершенствовать умения анализировать психологическое состояние героя;

- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;

- обогащать словарный запас учащихся;

-воспитывать у обучающихся чувства переживания, сострадания, доброты и любви к родному городу;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению-рассуждению »












Ибрагимова Лилия Тимербулатовна,

Учитель высшей квалификационной категории

МАОУ «Гимназия № 37» Авиастроительного района г.Казани

Подготовка к сочинению-рассуждению

(Использование элементов кооперативного обучения в развитии коммуникативных компетенций учащихся шестого класса)































Тема урока. Подготовка к сочинению-рассуждению.

Учебник: Русский язык. 6 класс (под редакцией М.М. Разумовской)

Тип урока: урок развития речи

Цель урока:

-подготовка учащихся к написанию сочинения - рассуждения;

Задачи урока:

- учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, совершенствовать умения анализировать психологическое состояние героя;

- развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;

- обогащать словарный запас учащихся;

-воспитывать у обучающихся чувства переживания, сострадания, доброты и любви к родному городу;

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Личностные:

-воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, умения понимать и сопереживать чувствам других людей

Регулятивные:

-самостоятельно определять цель урока, искать средства её осуществления

Познавательные:

- выполнять универсальные учебные действия – анализ

-доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

-при необходимости отстаивать свою точку зрения, подтверждать аргументы фактами

-грамотно оформлять свою письменную речь;

Оборудование:

- интерактивная доска

- видеоролик

-тексты;

-демонстрационный материал – плакаты с выбором ответов;

-стикеры

Вид деятельности обучающихся: работа в группах (обучающиеся (каждый имеет свой номер) садятся по группам – 4 человека за одним столом (каждый стол пронумерован).

Ход урока:

I.Организационный момент.

1. Приветствие

2. Создание благоприятной атмосферы заинтересованности и сотрудничества;

II.Актуализация опорных знаний.

1.Слово учителя:

- Ребята! Прошу Вашего внимания. Сейчас мы с Вами выйдем на связь с выпускницей нашей гимназии по скайпу, которая расскажет о нашем городе.

2. Рассказ выпускницы

Для каждого человека малая родина, родной дом, город, двор являются частью его самого. Так и для меня мой родной город Казань – неотделимая частица меня. Именно здесь я появилась на свет в июньский солнечно-дождливый день. Здесь я сделала свои первые шаги, произнесла первое слово. Встретила первых друзей, пошла в школу. Научилась понимать, думать, любить, сопереживать, мечтать. Получается, что и я являюсь частицей этого большого, древнего, но в то же время постоянно развивающегося и молодого душой города.

Какой же он, мой родной и любимый город? Для меня Казань очень противоречива. Здесь наряду с пышными и помпезными домами - обыкновенные сталинки, хрущевки. Здесь Восток встречается с Западом, сосуществуют и развиваются противоположные по своей сути цивилизации. Казань гордо и степенно несет себя сквозь века. Она не суетна, но и не излишне молчалива и холодна.

Я люблю Казань. Люблю разные её районы и улицы. Родной Соцгород ассоциируется с детством, беззаботностью, велосипедами, со школьными годами, учителями и одноклассниками. Я люблю эти сталинские дома. Они кажутся мне живыми, со своей историей, со своими душами, судьбами людей, которые когда-либо жили в них.

Парк Урицкого, улица Гагарина, старый вокзал на Воровского…здесь прошло моё беззаботное и счастливое детство.

Если говорить о центральных улицах, то наиболее близкими и понятными для меня будут улицы Гоголя, Маркса, Толстого, Бутлерова, нежели шумная улица Баумана.

Таков город для меня. А каким хотел бы видеть город меня и всех своих жителей?

Думаю, что заботливыми, ответственными и любящими. Нужно беречь свой город, знать его историю и традиции, быть неравнодушными к его проблемам, делать его лучше и удобнее для жизни. И куда бы ни занесла меня судьба, мой город всегда останется для меня родным и любимым. Моя душа всегда будет стремиться вернуться сюда, чтобы прогуляться по старым, добрым, уютным улочкам и площадям, почувствовать его тепло.

- Спасибо, Миляуша, за интересный рассказ о нашем городе. Удачного тебе дня.

III. Постановка учебной цели

1. Прием «тонкие» вопросы:

-Какова тема сочинения? ( Любовь к родному городу)

-Какова основная мысль? ( Для каждого человека дорог родной город, в котором он родился, учился, познал дружбу…)

-Итак, сегодня на уроке мы с Вами будем говорить о любви к родному городу

Определите цель и задачи урока (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками).

IV. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

1. Прием «толстые» вопросы:

-А теперь давайте мы с вами представим, что автор закончил школу. Как вы считаете, что может с ним потом произойти? Обратите внимание на бланки, где представлены четыре варианта ответа.

2. Самостоятельная работа.

- Подумайте и выберите тот ответ, который, как вам кажется, является верным:

а) уехала в другой город и счастлива.

б) уехала в другой город и несчастлива.

в) уехала в другой город и вскоре вернулась.

г) не уехала в другой город.

-Теперь, когда вы подумали и выбрали для себя ответ, подойдите к тому углу, где представлен ответ.

-Создайте, пожалуйста, пару с тем, кто находится рядом с вами.

2. Обмен мнениями

-Нам нужно подумать о том, почему вы выбрали именно этот ответ, и рассказать об этом своему однокласснику. Молодцы! Прошу представителей каждой группы рассказать о выборе ответа. Спасибо.

3. Анализ текста. (Упражнение № 285 учебника)

1. Слово учителя.

- Ребята, сейчас нам предстоит познакомиться с отрывком повести Ричи Достян «Два человека», где повествуется о мальчике Вальке, который родился и вырос в Москве. У него умерли мать и отец. Бабушка увезла его к себе - в маленький подмосковный посёлок.

2.Прочитаем отрывок из повести, определим стиль речи и подумаем, о чём этот отрывок и какова его основная мысль.

Текст.

Валька тосковал по Москве. Тосковал по жизни, в которой все время что-то происходит.

Хотелось толкаться и спешить. Хотелось, чтобы кругом говорили о делах.

Но больше всего тянуло Вальку к улицам. Хотелось даже того, чего раньше очень не любил. Не любил он бывать на улице, когда все возвращаются с работы и народу так много, что просто темно идти, ничего не видишь, кроме портфелей и продуктовых сумок. Если повезет и встретится собака, то целиком ее тоже никак не увидишь – или нос мелькнет, или хвост.

Лучше всего на улицах ранним утром. Волнующе пахнет политым асфальтом. Просторно. Никто не тычет мокрым луком в лицо. Никто не торчит над тобой. Видно, какие красивее дома, видно все на витринах, а главное, машины видны. Какое это наслаждение стоять у края тротуара и ждать, пока все они пройдут!

3.Какой стиль речи используется в данном тексте? Почему вы так считаете? (Художественный, так как применяются различные средства выразительности, много повторов, есть эпитеты).

-Какова тема текста? ( Тоска по столице)

-Какова основная мысль текста? (Любой человек, который оказывается далеко от родных мест, испытывает грусть и тоску)

-В тексте не раз используется слово «тосковал». Вы уже знаете, что для толкования слов существует несколько способов. Какие это способы? (набор синонимов, однокоренных слов, рисунок, обращение к толковым словарям)

-Сейчас, используя первый способ-подбор синонимов, вам необходимо дать толкование слова «тосковал».

-Номера «один» берут бумагу формата А4 и записывают слово «тосковал». Каждый, начиная с номера «два», запишет по одному синониму к слову «тосковал». Последним запишет номер «один». Итак, думаем, какие синонимы можно подобрать к слову «тосковал». Номер «два» начинает записывать и передаёт следующему, и так до «первого» номера (грустит, скучает, волнуется, тревожится, печалится).

-Посмотрите, что у вас получилось. Группа №1 озвучит получившийся ряд синонимов. Если на столах групп № 2 и №3 есть синонимы, которые не были названы, прошу поднять руку и назвать их. Хорошо.

-Мы работали с лексическим явлением-синонимы.

-А какие ещё явления относятся к лексическим?

-Чтобы ответить на этот вопрос, каждый на стикере записывает явление и приклеивает на лист формата А4, на котором записано «Лексические явления», при этом необходимо следить за тем, чтобы они не повторялись.

-Что у вас получилось? Начинаем с первой группы!

-Теперь группа №2 называет лексические явления, которые ещё не прозвучали. Группа №3 (Лексические явления: повтор, эпитет, синонимы, антонимы, фразеологизмы, метафоры, олицетворения, омонимы).

-В языке, кроме лексических явлений, существуют и грамматические.

-Какие?

-Чтобы ответить на этот вопрос, проделаем то же самое. Каждый на стикере записывает явление и приклеивает на лист формата А4, на котором записано «Грамматические явления», при этом необходимо следить за тем, чтобы они не повторялись.

-Что у вас получилось? Начинаем с группы №2!

- Группа №3 называет грамматические явления, которые ещё не прозвучали. Слушаем группу №1.

(Грамматические явления: однородные члены, параллельное построение предложений, последовательное построение предложений, вводные предложений)

V. Закрепление новых знаний

- Теперь наша задача - создать небольшой лингвистический текст о лексических и грамматических явлениях языка, которые использует автор повести «Два мальчика» для выражения основной мысли художественного текста.

План

Тема текста

Основная мысль текста

Лексические или грамматические явления языка

Вывод

Запишите лингвистический текст фломастерами на миллиметровой бумаге. Полученный текст необходимо прикрепить в углы.

На этапе оценивания вам, ребята, следует нарисовать звёздочки на стикерах. Их вы поместите на работах, которые выполнены лучше всего, после прочтения. На стикерах же можно будет записать рекомендации и советы, если они у вас есть. Встаём из-за стола, задвигаем стулья и подходим к работам таким образом:

1 группа- к работе 2 группы;

2 группа- к работе 3 группы;

3 группа- к работе 1 группы.

Проанализировать попрошу нашего эксперта (ученик) (Какая работа получила больше всего звёздочек? Отвечает ли она всем требованиям, предъявляемым к создаваемому тексту?).

Рефлексия.

-Ребята, нам с вами следует заполнить таблицу. Листочки с таблицами лежат у Вас на столах. Каждый заполняет индивидуально.

Умения

Я делаю это легко

Получается с трудом

Мне сложно

Я обнаруживаю в тексте явления лексики




Я обнаруживаю в тексте явления грамматики




Я комментирую явления лексики и грамматики





2. Заключительное слово учителя.

- Родные улицы, родные дома, родной город! Как много в этих словах любви. В каждом из нас есть что-то возвышенное, то, что не описать словами... Это можно только прочувствовать. Это любовь к родному городу.

Домашнее задание. Написать небольшое сочинение о том, что вы испытывали, когда долго находились в другом городе, используя лексические явления: повторы, эпитеты и грамматические явления (параллельное построение предложений и однородные члены предложения).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Подготовка к сочинению-рассуждению

Автор: Ибрагимова Лилия Тимербулатовна

Дата: 26.02.2015

Номер свидетельства: 178979


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства