Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки»
Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки»
Урок-подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки» ставит своей целью учить описывать изображённое на картине; активизировать лексику учащихся по данной теме;развивать художественную речь учащихся; расширить кругозор учащихся – познакомить с жизнью и творчеством Ф.П.Решетникова
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки»»
Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»
р.п.Чамзинка Республики Мордовия
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
Подготовка к сочинению по картине
Ф.П.Решетникова «Мальчишки»
Цель урока:
развивать художественную речь учащихся;
учить описывать изображённое на картине;
активизировать лексику учащихся по данной теме;
расширить кругозор учащихся – познакомить с жизнью и творчеством Ф.П.Решетникова
Слово о художнике
Фёдор Павлович Решетников
(1906 - 1988)—
русский художник,
народный художник СССР (1974),
лауреат двух Сталинских премий (1949, 1951)
Слово о художнике
Фёдор Павлович Решетников родился 15 июля 1906 года
в селе Сурско-Литовском Екатеринославской губернии Российской империи (ныне Днепропетровская область, Украина) в семье иконописца. Работал в клубе железнодорожников станции Гришино Днепропетровской области. Учился на рабфаке искусств в Москве, поступил в Высшие художественно-технические мастерские, где занимался в 1929-1934 годах, в частности у Д. С. Моора. Участвовал в арктической экспедиции на пароходе «Челюскин».
Действительный член АХ СССР с 1953 года, вице-президент (с 1974 г.). Лауреат Государственных премий 1949 и 1951 годов. Награжден двумя орденами, а также медалями.
Ф.П.Решетников умер 13 декабря 1988 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Творческое кредо
художника
Я искренне желал, чтобы мои произведения были интересны народу. Любимая тема – дети и детство.
Ф.П.Решетников
«Достали языка» (1943 г.)
К миру детства Ф.П.Решетников обратился ещё в годы войны, после того, как однажды наблюдал за игрой детей в фашистов и красноармейцев.
С этого момента из-под его кисти стали выходить картины, главными героями которых были дети.
«Прибыл на каникулы»
(1948 г.)
Картина Ф.П.Решетникова «Прибыл на каникулы», написанная в 1948 году, является своеобразным рекордсменом. Совокупный тираж открыток с репродукцией этой картины составил свыше 13 миллионов экземпляров - больше, чем какой-либо другой открытки, выпущенной в Советском Союзе.
«Опять двойка» (1952 г.)
Всем известна картина, на которой художник изобразил мальчика, расстроенного тем, что в очередной раз он огорчил свою мать принесённой из школы двойкой. Эта с детства знакомая картина привлекает, прежде всего, образом главного героя – мальчишки, каких немало вокруг.
«Голуби мира»
(1956 г.)
«Вид из окна»
(1969 г.)
«Мальчишки»
(1971 г.)
Рассмотрите картину
Ф.П.Решетникова
«Мальчишки»
Над Землёю ночью поздней, Только руку протяни, Ты ухватишься за звёзды: Рядом кажутся они. Можно взять перо Павлина, Тронуть стрелки на Часах, Покататься на Дельфине, Покачаться на Весах. Над Землёю ночью поздней, Если бросить в небо взгляд, Ты увидишь, словно гроздья, Там созвездия висят.
А.Хайт
Рассмотрим картину
Какое время суток изображено на картине?
На какие части можно разделить картину?
Какие краски и тона на полотне преобладают?
Кто герои картины?
Где мы их видим? Как они там оказались?
поздний вечер, тёмно-синее небо, огни вечернего города, освещённые окна домов, тени на крыше…
небо, город, мальчики на крыше
тёмные, приглушённые; неясные, размытые контуры…
три друга, одного возраста, наверное, одноклассники, соседи…
на крыше дома, внимательно всматриваются в ночное небо, наблюдают за звёздами…
Рассмотрим героев картины
Кто из мальчиков более других привлекает внимание зрителя?
Чем он отличается от своих товарищей?
Что свидетельствует о том, что он хороший рассказчик?
Опишите выражение лиц других героев картины?
Что можно сказать о характере каждого мальчика?
мальчик, который находится в центре группы, является центром картины
он указывает на что-то в звёздном небе, делится услышанным или прочитанным
он сумел заинтересовать друзей, которые внимательно слушают его рассказ
один мальчик увлечён увиденным и услышанным, застыл от восхищения
второй не отрываясь смотрит на небо задумчивым, мечтательным взглядом
серьёзный, целеустремлённый; очень впечатлительный; романтик, мечтатель
Как вы считаете, что привлекло внимание школьников?
Поз…ний вечер, тёмно-син…е небо, огни в…чернего гор…да, осв…щённые окна д…мов, тени на крыш…, ноч…ной горо…, мал..чики вн…мательно всматривают…ся в н…чное небо, н…блюдают за звёздами.
Проверьте себя
Поз д ний вечер, тёмно-син е е небо, огни в е чернего гор о да, осв е щённые окна д о мов, тени на крыш е , но чн ой горо д , мал ь чики вн и мательно всматриваю тс я в н о чное небо, н а блюдают за звёздами.
Подберите синонимы
живописец, автор картины, мастер живописи, создатель полотна;
ХУДОЖНИК —
полотно, произведение живописи, шедевр мастера, репродукция;
КАРТИНА —
запечатлел, создал, воплотил свой замысел, нарисовал, показал, передал;
ИЗОБРАЗИЛ —
ребята, герои картины
МАЛЬЧИКИ —
Составим план сочинения
Несколько слов об авторе картины.
Кто герои картины?
Где мы их видим?
Как они там оказались?
Для чего они туда пришли?
Как они изображены?
Опишите каждого:
а) роль
б)внешность
в)поза
г)выражение лица
7.Что можно сказать о характере каждого?
8. Какую мысль пытается донести художник до зрителей?
Закончив работу над сочинением в черновике, проверьте:
есть ли в предложении подлежащее и сказуемое (главные члены предложения);
правилен ли порядок слов;
правильно ли связаны слова по смыслу;
не повторяются ли одинаковые слова и выражения;
правильно ли написаны слова и поставлены знаки препинания.
Приступайте к работе в чистовике.
Удачи!
Всем
спасибо
за
работу!
Использованный материал:
Алпатов М.В., Ростовцев Н.Н. Искусство. Живопись. Графика. М.: Просвещение, 1989 г.
Карасёва И.В. Поурочные аланы по учебнику «Русский язык: 5 класс». - Волгоград: Учитель, 2010 г.
Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка в 5 классе. - М.: Школьная пресса, 2010 г.
Википедия – свободная энциклопедия http://ru.wikipedia
Репродукции картин Ф.П.Решетникова: http://ru.wikipedia