kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки» ставит своей целью учить описывать изображённое на картине; активизировать лексику учащихся по данной теме;развивать художественную речь учащихся; расширить кругозор учащихся – познакомить с жизнью и творчеством Ф.П.Решетникова

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки»»

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ Подготовка к сочинению по картине  Ф.П.Решетникова «Мальчишки»

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»

р.п.Чамзинка Республики Мордовия

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Подготовка к сочинению по картине

Ф.П.Решетникова «Мальчишки»

Цель урока: развивать художественную речь учащихся;  учить описывать изображённое на картине;  активизировать лексику учащихся по данной теме;

Цель урока:

  • развивать художественную речь учащихся;

  • учить описывать изображённое на картине;

  • активизировать лексику учащихся по данной теме;

  • расширить кругозор учащихся – познакомить с жизнью и творчеством Ф.П.Решетникова
Слово о художнике Фёдор Павлович Решетников (1906 - 1988) —  русский художник, народный художник СССР (1974), лауреат двух Сталинских премий (1949, 1951)

Слово о художнике

Фёдор Павлович Решетников

(1906 - 1988)

русский художник,

народный художник СССР (1974),

лауреат двух Сталинских премий (1949, 1951)

Слово о художнике Фёдор Павлович Решетников родился 15 июля 1906 года в селе Сурско-Литовском Екатеринославской губернии Российской империи (ныне Днепропетровская область, Украина) в семье иконописца. Работал в клубе железнодорожников станции Гришино Днепропетровской области. Учился на рабфаке искусств в Москве, поступил в Высшие художественно-технические мастерские, где занимался в 1929-1934 годах, в частности у Д. С. Моора. Участвовал в арктической экспедиции на пароходе «Челюскин». Действительный член АХ СССР с 1953 года, вице-президент (с 1974 г.). Лауреат Государственных премий 1949 и 1951 годов. Награжден двумя орденами, а также медалями. Ф.П.Решетников умер 13 декабря 1988 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Слово о художнике

Фёдор Павлович Решетников родился 15 июля 1906 года

в селе Сурско-Литовском Екатеринославской губернии Российской империи (ныне Днепропетровская область, Украина) в семье иконописца. Работал в клубе железнодорожников станции Гришино Днепропетровской области. Учился на рабфаке искусств в Москве, поступил в Высшие художественно-технические мастерские, где занимался в 1929-1934 годах, в частности у Д. С. Моора. Участвовал в арктической экспедиции на пароходе «Челюскин».

Действительный член АХ СССР с 1953 года, вице-президент (с 1974 г.). Лауреат Государственных премий 1949 и 1951 годов. Награжден двумя орденами, а также медалями.

Ф.П.Решетников умер 13 декабря 1988 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Творческое кредо  художника Я искренне желал, чтобы мои произведения были интересны народу. Любимая тема – дети и детство. Ф.П.Решетников

Творческое кредо

художника

Я искренне желал, чтобы мои произведения были интересны народу. Любимая тема – дети и детство.

Ф.П.Решетников

«Достали языка» (1943 г.) К миру детства Ф.П.Решетников обратился ещё в годы войны, после того, как однажды наблюдал за игрой детей в фашистов и красноармейцев. С этого момента из-под его кисти стали выходить картины, главными героями которых были дети.

«Достали языка» (1943 г.)

К миру детства Ф.П.Решетников обратился ещё в годы войны, после того, как однажды наблюдал за игрой детей в фашистов и красноармейцев.

С этого момента из-под его кисти стали выходить картины, главными героями которых были дети.

«Прибыл на каникулы» (1948 г.) Картина Ф.П.Решетникова «Прибыл на каникулы», написанная в 1948 году, является своеобразным рекордсменом. Совокупный тираж открыток с репродукцией этой картины составил свыше 13 миллионов экземпляров - больше, чем какой-либо другой открытки, выпущенной в Советском Союзе.

«Прибыл на каникулы»

(1948 г.)

Картина Ф.П.Решетникова «Прибыл на каникулы», написанная в 1948 году, является своеобразным рекордсменом. Совокупный тираж открыток с репродукцией этой картины составил свыше 13 миллионов экземпляров - больше, чем какой-либо другой открытки, выпущенной в Советском Союзе.

«Опять двойка» (1952 г.) Всем известна картина, на которой художник изобразил мальчика, расстроенного тем, что в очередной раз он огорчил свою мать принесённой из школы двойкой. Эта с детства знакомая картина привлекает, прежде всего, образом главного героя – мальчишки, каких немало вокруг. 

«Опять двойка» (1952 г.)

Всем известна картина, на которой художник изобразил мальчика, расстроенного тем, что в очередной раз он огорчил свою мать принесённой из школы двойкой. Эта с детства знакомая картина привлекает, прежде всего, образом главного героя – мальчишки, каких немало вокруг. 

«Голуби мира» (1956 г.)

«Голуби мира»

(1956 г.)

«Вид из окна» (1969 г.)

«Вид из окна»

(1969 г.)

«Мальчишки» (1971 г.)

«Мальчишки»

(1971 г.)

Рассмотрите картину Ф.П.Решетникова «Мальчишки» Над Землёю ночью поздней,  Только руку протяни,  Ты ухватишься за звёзды:  Рядом кажутся они.  Можно взять перо Павлина,  Тронуть стрелки на Часах,  Покататься на Дельфине,  Покачаться на Весах.  Над Землёю ночью поздней,  Если бросить в небо взгляд,  Ты увидишь, словно гроздья,  Там созвездия висят. А.Хайт

Рассмотрите картину

Ф.П.Решетникова

«Мальчишки»

Над Землёю ночью поздней, Только руку протяни, Ты ухватишься за звёзды: Рядом кажутся они. Можно взять перо Павлина, Тронуть стрелки на Часах, Покататься на Дельфине, Покачаться на Весах. Над Землёю ночью поздней, Если бросить в небо взгляд, Ты увидишь, словно гроздья, Там созвездия висят.

А.Хайт

Рассмотрим картину Какое время суток изображено на картине? На какие части можно разделить картину? Какие краски и тона на полотне преобладают? Кто герои картины? Где мы их видим? Как они там оказались? поздний вечер, тёмно-синее небо, огни вечернего города, освещённые окна домов, тени на крыше… небо, город, мальчики на крыше тёмные, приглушённые; неясные, размытые контуры… три друга, одного возраста, наверное, одноклассники, соседи… на крыше дома, внимательно всматриваются в ночное небо, наблюдают за звёздами…

Рассмотрим картину

Какое время суток изображено на картине?

На какие части можно разделить картину?

Какие краски и тона на полотне преобладают?

Кто герои картины?

Где мы их видим? Как они там оказались?

поздний вечер, тёмно-синее небо, огни вечернего города, освещённые окна домов, тени на крыше…

небо, город, мальчики на крыше

тёмные, приглушённые; неясные, размытые контуры…

три друга, одного возраста, наверное, одноклассники, соседи…

на крыше дома, внимательно всматриваются в ночное небо, наблюдают за звёздами…

Рассмотрим героев картины Кто из мальчиков более других привлекает внимание зрителя? Чем он отличается от своих товарищей? Что свидетельствует о том, что он хороший рассказчик? Опишите выражение лиц других героев картины? Что можно сказать о характере каждого мальчика? мальчик, который находится в центре группы, является центром картины он указывает на что-то в звёздном небе, делится услышанным или прочитанным он сумел заинтересовать друзей, которые внимательно слушают его рассказ один мальчик увлечён увиденным и услышанным, застыл от восхищения второй не отрываясь смотрит на небо задумчивым, мечтательным взглядом серьёзный, целеустремлённый; очень впечатлительный; романтик, мечтатель

Рассмотрим героев картины

Кто из мальчиков более других привлекает внимание зрителя?

Чем он отличается от своих товарищей?

Что свидетельствует о том, что он хороший рассказчик?

Опишите выражение лиц других героев картины?

Что можно сказать о характере каждого мальчика?

мальчик, который находится в центре группы, является центром картины

он указывает на что-то в звёздном небе, делится услышанным или прочитанным

он сумел заинтересовать друзей, которые внимательно слушают его рассказ

один мальчик увлечён увиденным и услышанным, застыл от восхищения

второй не отрываясь смотрит на небо задумчивым, мечтательным взглядом

серьёзный, целеустремлённый; очень впечатлительный; романтик, мечтатель

Как вы считаете, что привлекло внимание школьников? О чём они мечтают? В космосе так здорово! Звёзды и планеты В чёрной невесомости Медленно плывут! В космосе так здорово! Острые ракеты На огромной скорости Мчатся там и тут! Так чудесно в космосе! Так волшебно в космосе, В настоящем космосе Побывать однажды!

Как вы считаете, что привлекло внимание школьников?

О чём они мечтают?

В космосе так здорово!

Звёзды и планеты

В чёрной невесомости

Медленно плывут!

В космосе так здорово!

Острые ракеты

На огромной скорости

Мчатся там и тут!

Так чудесно в космосе!

Так волшебно в космосе,

В настоящем космосе

Побывать однажды!

Как вы думаете, какое настроение было у художника, когда он работал над картиной? Выберите точные слова для определения настроения автора светлое, радостное, лёгкое, восхищённое, восторженное, задушевное, жизнерадостное, лирическое, вдохновенное, прекрасное, творческое, праздничное, мечтательное.

Как вы думаете, какое настроение

было у художника, когда

он работал над картиной?

Выберите точные слова для определения

настроения автора

светлое, радостное, лёгкое, восхищённое, восторженное, задушевное, жизнерадостное, лирическое, вдохновенное, прекрасное, творческое, праздничное, мечтательное.

Словарная работа Поз…ний вечер, тёмно-син…е небо, огни в…чернего гор…да, осв…щённые окна д…мов, тени на крыш…, ноч…ной горо…, мал..чики вн…мательно всматривают…ся в н…чное небо, н…блюдают за звёздами.

Словарная работа

Поз…ний вечер, тёмно-син…е небо, огни в…чернего гор…да, осв…щённые окна д…мов, тени на крыш…, ноч…ной горо…, мал..чики вн…мательно всматривают…ся в н…чное небо, н…блюдают за звёздами.

Проверьте себя Поз д ний вечер, тёмно-син е е небо, огни в е чернего гор о да, осв е щённые окна д о мов, тени на крыш е , но чн ой горо д , мал ь чики вн и мательно всматриваю тс я в н о чное небо, н а блюдают за звёздами.

Проверьте себя

Поз д ний вечер, тёмно-син е е небо, огни в е чернего гор о да, осв е щённые окна д о мов, тени на крыш е , но чн ой горо д , мал ь чики вн и мательно всматриваю тс я в н о чное небо, н а блюдают за звёздами.

Подберите синонимы живописец, автор картины, мастер живописи, создатель полотна; ХУДОЖНИК — полотно, произведение живописи, шедевр мастера, репродукция; КАРТИНА — запечатлел, создал, воплотил свой замысел, нарисовал, показал, передал; ИЗОБРАЗИЛ — ребята, герои картины МАЛЬЧИКИ —

Подберите синонимы

живописец, автор картины, мастер живописи, создатель полотна;

ХУДОЖНИК —

полотно, произведение живописи, шедевр мастера, репродукция;

КАРТИНА —

запечатлел, создал, воплотил свой замысел, нарисовал, показал, передал;

ИЗОБРАЗИЛ —

ребята, герои картины

МАЛЬЧИКИ —

Составим план сочинения  Несколько слов об авторе картины.  Кто герои картины?  Где мы их видим?  Как они там оказались?  Для чего они туда пришли?  Как они изображены? Опишите каждого: а) роль б)внешность в)поза г)выражение лица 7.Что можно сказать о характере каждого? 8. Какую мысль пытается донести художник до зрителей?

Составим план сочинения

  • Несколько слов об авторе картины.
  • Кто герои картины?
  • Где мы их видим?
  • Как они там оказались?
  • Для чего они туда пришли?
  • Как они изображены?

Опишите каждого:

а) роль

б)внешность

в)поза

г)выражение лица

7.Что можно сказать о характере каждого?

8. Какую мысль пытается донести художник до зрителей?

Закончив работу над сочинением в черновике, проверьте:  есть ли в предложении подлежащее и сказуемое (главные члены предложения);  правилен ли порядок слов;  правильно ли связаны слова по смыслу;  не повторяются ли одинаковые слова и выражения;  правильно ли написаны слова и поставлены знаки препинания. Приступайте к работе в чистовике.   Удачи!

Закончив работу над сочинением в черновике, проверьте:

  • есть ли в предложении подлежащее и сказуемое (главные члены предложения);
  • правилен ли порядок слов;
  • правильно ли связаны слова по смыслу;
  • не повторяются ли одинаковые слова и выражения;
  • правильно ли написаны слова и поставлены знаки препинания.

Приступайте к работе в чистовике.

Удачи!

Всем спасибо за работу!

Всем

спасибо

за

работу!

Использованный материал:

Использованный материал:

  • Алпатов М.В., Ростовцев Н.Н. Искусство. Живопись. Графика. М.: Просвещение, 1989 г.
  • Карасёва И.В. Поурочные аланы по учебнику «Русский язык: 5 класс». - Волгоград: Учитель, 2010 г.
  • Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка в 5 классе. - М.: Школьная пресса, 2010 г.
  • Википедия – свободная энциклопедия http://ru.wikipedia
  • Репродукции картин Ф.П.Решетникова: http://ru.wikipedia


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки»

Автор: Печказова Светлана Петровна

Дата: 23.11.2015

Номер свидетельства: 257178


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства