Тема: Подготовка к сочинению по картине Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели»
Класс: 6
Оборудование: мультимедийное оборудование
Цели:
- Формировать умения составлять текст-описание по картине, подбирать подходящие по смыслу слова и словосочетания
- Развивать устную и письменную речь учащихся, их творческие способности
- Воспитывать любовь к родной природе, родному языку.
Ход урока.
Слайд 2. Послушайте в тишине эти звуки и угадайте, что это за птицы? Проверьте себя, посмотрев на фотографии. Запишите ответ в тетрадь.
А теперь ответьте вслух на вопрос: Что же это за птица?, отгадав загадку: «Всех перелётных птиц черней, чистит пашню от червей» (грач)
Слайд 3.Что вы знаете об этой птице?
Слайд 4. Вспомним, какие стили речи вы знаете, в чём особенность каждого из них?
Прочитайте внимательно данные тексты. Определите стиль речи каждого из них. Свой ответ аргументируйте.
- Грач – широко распространенная в Евразии птица семейства воронов. Длина 45-47 см. Перья чёрные с фиолетовым отливом. Грачи всеядны.
Весной грач прилетает весьма рано, еще лежит снег на полях. Гнездятся на деревьях большими колониями. Гнездо строит из сухих сучьев, выстилает сухой травой, иногда клочками шерсти, тоненькими ветками, а также использует различный мусор. Гнездовая колония существует очень долго, даже десятилетия.
- Пусть проталины темнеют,
Солнца спрятались лучи,
А, вы, видели сегодня
Прилетели к нам грачи!
Удивительные птицы -
Прилетели, гнёзда вьют,
Словно шапки на деревьях,
Домики грачей растут.
Завороженно ребята
Смотрят на гостей весны,
Просыпается природа,
Переменам рады мы!
О. Костина
Слайд 5. И действительно,
Слайд 6. Посмотрите внимательнона следующую картину. Кто знает её автора, название? Попробуйте описать её.
Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели».
Глядя на картину, постарайтесь сформулировать тему урока, его цели.
Слайд 7. Откройте тетради, запишите число, тему урока.
Слайд 8. Сообщение ученика о художнике.
Слайд 9.(план не показываю) Посмотрите внимательно на картину и вспомните общийплан описания картины.
Работая в парах, составьтесвой план описания этой картины.
(Показываю план) Сопоставьте его с планом на слайде, в чём схожесть, а в чём отличие?
Слайд 10-13. Запись в тетрадь названия картин Саврасова.
Слайд 14. Вы прослушали информацию о художнике. Посмотрели репродукции его картин. Составьте вступлениек вашему сочинению.
Слайд 15.Опишите общий фон картины: день, время года, цвет неба, облаков, снега, воды. Вспомогательные словосочетания запишите в тетрадь.
Слайд 16. Опишите берёзы. Вспомогательные словосочетания запишите в тетрадь.
Слайд 17. Опишите грачей и их действия. Вспомогательные словосочетания запишите в тетрадь.
Слайд 18. Что делает грач под березой? Опишите его.
Слайд 19. Опишите постройки за берёзами. Вспомогательные словосочетания запишите в тетрадь.
ие поля. Вспомогательные словосочетания запишите в тетрадь.
Слайд 20. Опишите дальние поля. вспомогательные словосочетания запишите в тетрадь.
Слайд 21. Опишите настроение картины. Свой ответ аргументируйте.
Составьте устный рассказ по основной части сочинения, следуя плану и опираясь на записи в тетради.
Слайд 22.Павел Михайлович Третьяков писал об этой картине: "Мне не надо ни богатой природы, ни эффектного освещения, никаких чудес – дайте мне хоть лужу грязную, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия – дело художника. Она во всем может быть".
Как вы понимаете данное высказывание?
Слайд 23. Подумайте, какое заключение может быть у сочинения по этой картине. Составьте его.
Слайд 24. Подведём итоги урока.
Слайд 25. Д/з
Просмотр содержимого документа
«урок»
Тема: Подготовка к сочинению по картине Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели»
Класс: 6
Оборудование: мультимедийное оборудование
Цели:
Формировать умения составлять текст-описание по картине, подбирать подходящие по смыслу слова и словосочетания
Развивать устную и письменную речь учащихся, их творческие способности
Воспитывать любовь к родной природе , родному языку.
Ход урока.
Слайд 2. Послушайте в тишине эти звуки и угадайте, что это за птицы? Проверьте себя, посмотрев на фотографии. Запишите ответ в тетрадь.
А теперь ответьте вслух на вопрос: Что же это за птица?, отгадав загадку: «Всех перелётных птиц черней, чистит пашню от червей» (грач)
Слайд 3.Что вы знаете об этой птице?
Слайд 4. Вспомним, какие стили речи вы знаете, в чём особенность каждого из них?
Прочитайте внимательно данные тексты. Определите стиль речи каждого из них. Свой ответ аргументируйте.
Грач – широко распространенная в Евразии птица семейства воронов. Длина 45-47 см. Перья чёрные с фиолетовым отливом. Грачи всеядны.
Весной грач прилетает весьма рано, еще лежит снег на полях. Гнездятся на деревьях большими колониями. Гнездо строит из сухих сучьев, выстилает сухой травой, иногда клочками шерсти, тоненькими ветками, а также использует различный мусор. Гнездовая колония существует очень долго, даже десятилетия.
Пусть проталины темнеют,
Солнца спрятались лучи,
А, вы, видели сегодня
Прилетели к нам грачи!
Удивительные птицы -
Прилетели, гнёзда вьют,
Словно шапки на деревьях,
Домики грачей растут.
Завороженно ребята
Смотрят на гостей весны,
Просыпается природа,
Переменам рады мы!
О. Костина
Слайд 5. И действительно, грач – птица весенняя. А это значит, что своим прилетом грачи извещают о приходе долгожданной весны. Ещё кругом снег, а они уже тут. Живут они стаями. Облюбуют одно место и вьют на высоких деревьях свои большие гнёзда. Многих художников привлекали эти птицы.
Слайд 6. Посмотрите внимательно на следующую картину. Кто знает её автора, название? Попробуйте описать её.
Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели».
Глядя на картину, постарайтесь сформулировать тему урока, его цели.
Слайд 7. Откройте тетради, запишите число, тему урока.
Слайд 8. Сообщение ученика о художнике.
Слайд 9. (план не показываю) Посмотрите внимательно на картину и вспомните общий план описания картины.
Работая в парах, составьте свой план описания этой картины.
(Показываю план) Сопоставьте его с планом на слайде, в чём схожесть, а в чём отличие?
Слайд 10-13. Запись в тетрадь названия картин Саврасова.
Слайд 14. Вы прослушали информацию о художнике. Посмотрели репродукции его картин. Составьте вступление к вашему сочинению.
Слайд 15. Опишите общий фон картины: день, время года, цвет неба, облаков, снега, воды. Вспомогательные словосочетания запишите в тетрадь.
Слайд 16. Опишите берёзы. Вспомогательные словосочетания запишите в тетрадь.
Слайд 17. Опишите грачей и их действия. Вспомогательные словосочетания запишите в тетрадь.
Слайд 18. Что делает грач под березой? Опишите его.
Слайд 19. Опишите постройки за берёзами. Вспомогательные словосочетания запишите в тетрадь.
Слайд 20. Опишите дальние поля. Вспомогательные словосочетания запишите в тетрадь.
Слайд 21. Опишите настроение картины. Свой ответ аргументируйте.
Составьте устный рассказ по основной части сочинения, следуя плану и опираясь на записи в тетради.
Слайд 22 .Павел Михайлович Третьяков писал об этой картине: "Мне не надо ни богатой природы, ни эффектного освещения, никаких чудес – дайте мне хоть лужу грязную, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия – дело художника. Она во всем может быть".
Как вы понимаете данное высказывание?
Слайд 23. Подумайте, какое заключение может быть у сочинения по этой картине. Составьте его.
Слайд 24. Подведём итоги урока.
Слайд 25. Д/з
Просмотр содержимого презентации
«Грачи прилетели»
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Что Вам известно об этой птице?
Определи стиль речи? Ответ аргументируй.
Грач – широко распространенная в Евразии птица семейства воронов. Длина 45-47 см. Перья чёрные с фиолетовым отливом. Грачи всеядны.
Пусть проталины темнеют, Солнца спрятались лучи, А, вы, видели сегодня Прилетели к нам грачи! Удивительные птицы - Прилетели, гнёзда вьют, Словно шапки на деревьях, Домики грачей растут. Завороженно ребята Смотрят на гостей весны, Просыпается природа, Переменам рады мы! О. Костина
Весной грач прилетает весьма рано, еще лежит снег на полях. Гнездятся на деревьях большими колониями. Гнездо строит из сухих сучьев, выстилает сухой травой, иногда клочками шерсти, тоненькими ветками, а также использует различный мусор. Гнездовая колония существует очень долго, даже десятилетия.
А.К. Саврасов «Грачи прилетели»
Подготовка к сочинению по картине Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели»
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897)
План
О художнике (кто такой, когда жил) и его картинах
2. Основная часть.
- общий фон картины
- Берёзы
- Грачи
- Постройки
- Поля
- Настроение
3. Заключение. Чем привлекает эта картина?
«Весна. Огороды.»
«Зимний пейзаж»
«Летний пейзаж у реки»
«Осень. Деревушка у ручья»
Павел Михайлович Третьяков : « Этот мартовский снег, этот прозрачный воздух, эти берёзки и эти грачи… Весной пахнет от вашей картины! Истинной весной!»
Общий фон картины: день, время года, цвет неба, облаков, снега, воды
«Грачи прилетели»
- Обычный весенний день
- Небо серовато-голубое, серое с голубыми просветами.
- Серо-жёлтые облака
- Снег серый, ……..растаял, покрылся ..корочкой.
- Мутная талая вода.
«Грачи прилетели»
Берёзы
- Старые высокие
- Серые, серо-белые ,
- искривленные,
- тянутся к солнцу;
- …… ..стоят в воде
«Грачи прилетели»
Грачи
- Вестники весны
- Небольшая стая
- Крупные чёрные
- Обживая старые и строя новые гнёзда, хлопочут на деревьях
- Радуются возвращению на родину.
«Грачи прилетели»
- Под одной из берёз
- много птичьих следов
- Веточка для гнезда
- грач с веточкой в клюве
Постройки
«Грачи прилетели»
- За берёзами
- Старые деревянные ветхие избы
- скошенные крыши
- Старинная белокаменная церковь
- высокая колокольня
«Грачи прилетели»
Поля
- Дальние
- Бескрайние
- начинает сходить снег.
Настроение
«Грачи прилетели»
- Несмотря на…………..
- Картина проникнута настроением……………
«Грачи прилетели»
П.М. Третьяков об этой картине: "Мне не надо ни богатой природы, ни эффектного освещения, никаких чудес – дайте мне хоть лужу грязную, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия – дело художника. Она во всем может быть".
Заключение
Таким образом,
Что узнали?
Чему учились?
Что было интересно?
Домашняя работа
Сочинение по картине Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели»