Это материалы с проведённого мной в 2014-2015 учебном году открытого урока по теме "Подготовка к сочинению-описанию по картине Петра Лагорио "Море". Материал содержит 4 файла: музыкальный фрагмент, репродукцию картины, критерии оценивания устного пересказа, сочинения (они разработаны на предыдущих уроках совместно с учащимися) и технологическая карта урока. Эти материалы будут особенно интересны учителям русского языка, работающим по УМК Л.М.Рыбченковой.
Просмотр содержимого документа
«Критерии оценивания устного пересказа»
Критерии оценивания устного пересказа, сочинения
1.Полнота (не упущена и не добавлена ни одна микротема) – 1 балл
2.Речевая связность и последовательность изложения (нет логических ошибок) – 1 балл
3.Нет фактических ошибок – 1 балл
4.Допущено не более одной речевой ошибки – 2 балла
2-3 речевые ошибки – 1 балл,
4 и более речевых ошибки – суммарная оценка - не выше 3 баллов.
Критерии оценивания устного пересказа, сочинения
1.Полнота (не упущена и не добавлена ни одна микротема) – 1 балл
2.Речевая связность и последовательность изложения (нет логических ошибок) – 1 балл
3.Нет фактических ошибок – 1 балл
4.Допущено не более одной речевой ошибки – 2 балла
2-3 речевые ошибки – 1 балл,
4 и более речевых ошибки – суммарная оценка - не выше 3 баллов.
Критерии оценивания устного пересказа, сочинения
1.Полнота (не упущена и не добавлена ни одна микротема) – 1 балл
2.Речевая связность и последовательность изложения (нет логических ошибок) – 1 балл
3.Нет фактических ошибок – 1 балл
4.Допущено не более одной речевой ошибки – 2 балла
2-3 речевые ошибки – 1 балл,
4 и более речевых ошибки – суммарная оценка - не выше 3 баллов.
Критерии оценивания устного пересказа, сочинения
1.Полнота (не упущена и не добавлена ни одна микротема) – 1 балл
2.Речевая связность и последовательность изложения (нет логических ошибок) – 1 балл
3.Нет фактических ошибок – 1 балл
4.Допущено не более одной речевой ошибки – 2 балла
2-3 речевые ошибки – 1 балл,
4 и более речевых ошибки – суммарная оценка - не выше 3 баллов.
Критерии оценивания устного пересказа, сочинения
1.Полнота (не упущена и не добавлена ни одна микротема) – 1 балл
2.Речевая связность и последовательность изложения (нет логических ошибок) – 1 балл
3.Нет фактических ошибок – 1 балл
4.Допущено не более одной речевой ошибки – 2 балла
2-3 речевые ошибки – 1 балл,
4 и более речевых ошибки – суммарная оценка - не выше 3 баллов.
Просмотр содержимого документа
«Сочинение по картине»
3
Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению-описанию картины
Цель для учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения.
Задачи.
Личностные УУД:
-развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,
-воспитывать любовь к природе,
-создавать внутреннюю мотивацию кучению.
Познавательные УУД:
-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей,
-формировать умение строить речевое высказывание,
-формировать умение составлять план текста описания.
Метапредметные УУД:
-искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,
-формирование информационной компетенции работы с текстом.
Коммуникативные УУД:
-формировать навыки работы в паре, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Регулятивные УУД:
-учить постановке цели работы,
-учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
Тип урока: урок развития речи
Технологическкя карта урока
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный этап | Организовать учащихся к восприятию учебной информации. | Учитель включает музыку (релакс + море) | Дети слушают | Регулятивные: контроль внимания. |
2.Постановка учебной задачи Актуализация ранее полученных знаний. | Мотивировать учащихся к учебной деятельности. | Задаю вопросы: - О чём эта музыка? - Она грустная или весёлая? - Что вы представляете под эту музыку? Какое время суток? Какое впечатление? Ассоциации? - Что мы сегодня будем делать, какова тема урока? Сочинение-описание по картине русского художника Льва Лагорио «Море» - Какие специальности бывают у художников? | Отвечают на вопросы Формулируют тему Сочинение-описание картины Пейзажист, портретист, маринист | Личностные: смыслообразование мотивация Коммуникативные УУД: воспринимать муз.фрагмент с учетом поставленной учебной задачи Регулятивные УУД: Целеполагание |
3.Реализация учебной задачи Подготовка к сочинению-описанию | | 1.Спрашиваю: - Как будем писать сочинение? 2.Предлагаю в парах друг другу устно проговорить сочинение 3.Предлагаю устно проговорить сочинение одному учащемуся, остальные должны оценить по критериям. | Предлагают строить таблицу-опору Проговаривают Проговаривает, оценивают | Познавательные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи:выстраивать последовательность необходимых операций, корректировать деятельность. Регулятивные УУД: Целеполагание Личностные УУД: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства, вызванные картинами природы. Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи Познавательные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи:выстраивать последовательность |
3.Рефлексия деятельности на уроке | Формировать адекватную самооценку | | | |
4.Домашнее задание | | 1.Описать другую картину на эту тему. 2.Написать сочинение по опоре. 3.Найти описание моря в художественном прозаическом произведении, записать (с автором и названием), выразительно прочитать. | Выбирают один вариант из трёх | |
Части сочинения | Материал по абзацам |
1.Вступление | 1) абз Передо мной репродукция… |
2.Основная часть | 2) абз На переднем плане картины изображено море. А) цвет моря; Б) на поверхности рябь; В) блики переливаются... В центре…Справа… 3) абз На заднем плане картины… А) цвет; Б) На линии горизонта… |
3.Заключение | Картина заставляет мечтать…Она мне понравилась. |
Передо мной репродукция картины русского художника Льва Лагорио «Море».
Оно изображено на переднем плане картины. Море очень красивого бирюзово-сиреневого цвета. Ветер поднял на его поверхности лёгкую рябь, солнечные блики переливаются разными цветами. В центре - парусный корабль. Он похож на большую чёрную птицу. Справа – одинокая парусная лодка.
На заднем плане картины небо. В центре оно золотисто-бирюзовое, слева лазоревое, справа сиреневое. На линии горизонте небо сливается с морем. С трудом можно различить уплывающие за эту линию корабли.
Картина заставляет мечтать о далёких путешествиях, о невиданных странах. Она мне очень понравилась.