1.Организационный момент. Отчёт ответственных по рядам. Цель - создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу | Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их. | Проводить инструктаж, настраивать детей на работу | Добрый день, ребята, присаживайтесь, надеюсь на дружное, активное и творческое сотрудничество на уроке! 1 ряд 2 ряд 3 ряд Ответственные по рядам докладывают о готовности к уроку: наличие школьных принадлежностей, наличие домашнего задания. | Принцип психологической комфортности УУД: |
2.Введение темы урока, постановка цели, задач урока. Цель – развивать умение ставить перед собой цель и пути её достижения; планировать свою деятельность. | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Вовлекать в обсуждение проблемных вопросов | - Ребята, сегодня у нас урок развития речи. Как вы думаете, чем мы будем заниматься? - Откройте тетради, запишите дату, тему урока: «Сочинение-описание комнаты». - Исходя из темы урока, сформулируйте цели урока: - Что должны вспомнить? Узнать? - Чему должны научиться? - Что должны сделать для достижения цели? | УУД: Регулятивные (планирование деятельности) Коммуникативные (построение речевого высказывания с учётом ситуации и сферы общения) Личностные (активность участия в обсуждении) |
3.Актуализация знаний о типах речи, об особенностях описания как типа речи. Цель - повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Вовлекать в обсуждение проблемных вопросов | - Ребята, какие типы речи нам известны? - Назовите особенности (признаки) типа речи описание. - Что можно описать? - Что мы с вами описывали часто на уроках развития речи? | УУД: |
4.Проблемное объяснение нового знания. Цель - обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления. | Определяют тип речи прочитанного текста Зачитывают описание кабинета Леонида Андреева, доказывают, что кабинет отражает характер писателя. Определяют род выделенных существительных, объясняют свой выбор Объясняют правописание существительного. Устно, в парах, описывают друг другу свои комнаты. | Организация фронтальной работы по тексту и работы в парах Контроль за выполнением задания | Работа с текстом на стр. 120-121. - Прочитайте отрывок из воспоминаний о писателе Л.Андрееве. - Определите, к какому типу речи относится текст. - Найдите в тексте описание кабинета. С какой целью оно дано? Докажите, что кабинет Л.Андреева отражает его характер. - Определите род выделенных существительных. В каких случаях вы ориентировались на окончания существительных, а в каких – на суффиксы, характерные для существительных определенного рода? - Объясните правописание существительного чертеж. - Опишите свою комнату друг другу в парах. Подумайте, отражает ли она ваш характер? Можно ли по ней узнать, что вы за человек, чем интересуетесь? | УУД: Регулятивные (прогнозирование) Познавательные (поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера) Коммуникативные (речевая деятельность; умение аргументировать своё мнение; навыки сотрудничества) |
5.Чтение и анализ примеров сочинения (удачного и неудачного). Цель – речевое совершенствование учащихся; научить использовать средства языковой выразительности при описании комнаты. | Работать с информацией (с текстом), воспринимаемой на слух Умение находить и определять в тексте средства языковой выразительности, определять их роль при описании | Организовать фронтальную работу учащихся по тексту | - Ребята, что нам необходимо для того, чтобы оживить наше описание? - Что нам нужно, для того чтобы наше сочинение получилось красочным и выразительным? (Использование языковых средств выразительности: сравнений, эпитетов, олицетворений, метафор) - Прочитайте со слайда (вслух) пример сочинения-описания комнаты и ответьте на вопрос: интересно ли оно? Я живу в двухкомнатной квартире. Хочу рассказать о зале. Наш зал большой, его окно выходит на западную сторону. Рядом с окном стоит диван – кровать, а на другой стороне стоит тумбочка с телевизором. Левее телевизора находится дверь в спальню. А рядом стоит аквариум с рыбками. Когда выходишь из прихожки, то прямо перед тобой круглый стол, рядом с ним четыре стула. Позади стола сервант. Его нижняя часть состоит из трёх отделений, в которых держат посуду. А дальше стоит холодильник и платьевой шкаф. Вот и вся мебель, которая есть в нашей комнате. - Вам понравилось сочинение? - Почему? - Вы обратили внимание на глагол «стоит»? - Что ещё снижает качество работы? - Теперь я прочитаю вам ещё один пример сочинения-описания комнаты. Приготовьте устную рецензию данной работы. Я живу в просторной трёхкомнатной квартире. Самая большая комната принадлежит нам с братом. В ней большое окно, зашторенное бледно-зелёными портьерами. Их недавно повесила мама, и они придают комнате особый уют. В углу у окна стоит наш старенький, но милый диван-кровать, на котором мы спим с братом. А по воскресеньям мы на этом диване читаем книги или просто отдыхаем. Рядом с диваном журнальный столик, крышка которого разрисована под шахматную доску. За этим столиком мы частенько играем в шахматы или шашки. Напротив – сервант, в котором очень много интересного: здесь и подарки наших родителей, и сувениры, привезённые нами из других городов. В нижних шкафах серванта мы храним книги о приключениях, детективы, фантастику, здесь же лежат и детские журналы. Около окна стоит наш письменный стол, за которым мы делаем уроки. На столе красивая настольная лампа, подаренная бабушкой. Недавно мы поставили недалеко от этого стола аквариум: решили заняться рыбками. В нашей комнате всегда чисто и уютно. Для отдыха есть небольшой телевизор. Хорошо после школы возвращаться домой, где тебя ждёт твоя любимая комната. - Понравилось ли вам эта работа? Почему? Чем? | УУД: Познавательные (работа с информацией; анализ информации) Коммуникативные (речевое совершенствование) Личностные (оценивают важность различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного»;самосовершенствование речи) |
7. Рефлексия. Цель – развивать умение оценивать результативность своей работы на уроке. | Осуществлять рефлексию Формулировать собственное мнение и аргументировать его | | - Подведем итог нашей работе (+ заполняем самооценку достижений) Вспомним, какова была цель нашего урока? Достигли мы её? Кто из вас доволен своей работой на уроке? Кому урок показался интересным? У кого улучшилось настроение? Для кого материал урока будет полезен? А где в жизни могут пригодиться полученные на уроке знания? А что было самым трудным? Самым легким? | УУД: |