kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к сочинению-описанию комнаты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Урок строится на основе учебника русского языка для 5 класса под редакцией Е.А.Быстровой.

Цели урока:

образовательная: повторить полное понятие типов речи: описание, повествование, рассуждение; научиться писать сочинение-описание комнаты; знать о роли выразительных средств в речи.

развивающая:  сформировать умение определять типы речи;сформировать умение использовать нужный тип речи при написании сочинения; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; развивать эмоциональную сферу учащихся посредством языковых явлений, организационные навыки самостоятельной деятельности в парах; развивать умение логически мыслить, сравнивать, обобщать; развивать умение корректировать результаты своей работы.

воспитательная: воспитывать  культуру делового общения,  любовь и интерес к родному языку; стремление к  речевому самосовершенствованию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению-описанию комнаты »

Скворцова К.В.

Русский язык, 5 класс

Технологическая карта урока

Тема

Подготовка к сочинению-описанию комнаты

Тип урока

Развитие речи

Цель урока

образовательная: повторить полное понятие типов речи: описание, повествование, рассуждение; научиться писать сочинение-описание комнаты; знать о роли выразительных средств в речи.

развивающая: сформировать умение определять типы речи;сформировать умение использовать нужный тип речи при написании сочинения; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; развивать эмоциональную сферу учащихся посредством языковых явлений, организационные навыки самостоятельной деятельности в парах; развивать умение логически мыслить, сравнивать, обобщать; развивать умение корректировать результаты своей работы.

воспитательная: воспитывать культуру делового общения, любовь и интерес к родному языку; стремление к речевому самосовершенствованию.

Планируемый результат

Личностные УУД: мотивация к учебной деятельности и сотрудничеству; принятие норм и правил ответственного поведения;

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование деятельности; коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив; саморегуляция физического и психического состояния; способность к рефлексии

Познавательные УУД: работа с информацией, умение делать выводы работы с информацией; анализ и обобщение;

Коммуникативные УУД: умение анализировать, обобщать, делать выводы; умение строить устное высказывание с учетом сферы и ситуации общения.

Основные понятия

Эпитет, метафора, олицетворение, описание, композиция

Межпредметные связи

Живопись (изобразительное искусство), литература

Ресурсы:

- основные





- дополнительные

- «Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5-9 классов общеобразовательных учреждений/ Под редакцией Е.А. Быстровой, Л.В. Киберевой.- М.: ООО «Русское слово- учебник», 2012.

- Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Под редакцией академика Российской академии образования Е.А. Быстровой. / Москва «Русское слово», 2012


Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке

ПК, проектор, экран, презентация.




Технология проведения

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Содержание урока

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Отчёт ответственных по рядам.

Цель - создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу


Формулировать правила поведения

на уроке

и

аргументировать их.



Проводить инструктаж, настраивать

детей

на

работу



Добрый день, ребята, присаживайтесь, надеюсь на дружное,

активное и творческое сотрудничество на уроке!


1 ряд 2 ряд 3 ряд

Ответственные по рядам докладывают о готовности к уроку: наличие школьных принадлежностей,

наличие домашнего задания.


Принцип психологической комфортности

УУД:

  • Регулятивные (волевая саморегуляция)

  • Личностные (мотивация к учебной деятельности и сотрудничеству)

2.Введение темы урока, постановка цели, задач урока.

Цель – развивать умение ставить перед собой цель и пути её достижения; планировать свою деятельность.


Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,

формулировать собственное мнение и аргументировать его.


Вовлекать в

обсуждение проблемных вопросов


- Ребята, сегодня у нас урок развития речи. Как вы думаете, чем мы будем заниматься?

- Откройте тетради, запишите дату, тему урока: «Сочинение-описание комнаты».

- Исходя из темы урока, сформулируйте цели урока:

- Что должны вспомнить? Узнать?

- Чему должны научиться?

- Что должны сделать для достижения цели?

УУД:

  • Регулятивные (планирование деятельности)

  • Коммуникативные (построение речевого высказывания с учётом ситуации и сферы общения)

  • Личностные (активность участия в обсуждении)

3.Актуализация знаний о типах речи, об особенностях описания как типа речи.

Цель - повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.


Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,

формулировать собственное мнение и аргументировать его.


Вовлекать в

обсуждение проблемных вопросов



- Ребята, какие типы речи нам известны?

- Назовите особенности (признаки) типа речи описание.

- Что можно описать?

- Что мы с вами описывали часто на уроках развития речи?

УУД:

  • Познавательные (работа с информацией)

  • Коммуникативные (адекватное понимание информации устного сообщения; умение воспроизводить прослушанный текст с заданной степенью свёрнутости).

4.Проблемное объяснение нового знания.

Цель - обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления.



Определяют тип речи прочитанного текста


Зачитывают описание кабинета Леонида Андреева, доказывают, что кабинет отражает характер писателя.


Определяют род выделенных существительных, объясняют свой выбор


Объясняют правописание существительного.


Устно, в парах, описывают друг другу свои комнаты.


Организация фронтальной работы по тексту и работы в парах


Контроль за выполнением задания

Работа с текстом на стр. 120-121.

- Прочитайте отрывок из воспоминаний о писателе Л.Андрееве.

- Определите, к какому типу речи относится текст.

- Найдите в тексте описание кабинета. С какой целью оно дано? Докажите, что кабинет Л.Андреева отражает его характер.

- Определите род выделенных существительных. В каких случаях вы ориентировались на окончания существительных, а в каких – на суффиксы, характерные для существительных определенного рода?

- Объясните правописание существительного чертеж.

- Опишите свою комнату друг другу в парах. Подумайте, отражает ли она ваш характер? Можно ли по ней узнать, что вы за человек, чем интересуетесь?



УУД:

  • Регулятивные (прогнозирование)

  • Познавательные (поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера)

  • Коммуникативные (речевая деятельность; умение аргументировать своё мнение; навыки сотрудничества)

5.Чтение и анализ примеров сочинения (удачного и неудачного).

Цель – речевое совершенствование учащихся; научить использовать средства языковой выразительности при описании комнаты.


Работать с информацией (с текстом), воспринимаемой на слух


Умение находить и определять в тексте средства языковой выразительности, определять их роль при описании


Организовать фронтальную работу учащихся по тексту

- Ребята, что нам необходимо для того, чтобы оживить наше описание?

- Что нам нужно, для того чтобы наше сочинение получилось красочным и выразительным?

(Использование языковых средств выразительности: сравнений, эпитетов, олицетворений, метафор)

- Прочитайте со слайда (вслух) пример сочинения-описания комнаты и ответьте на вопрос: интересно ли оно?

Я живу в двухкомнатной квартире. Хочу рассказать о зале.

Наш зал большой, его окно выходит на западную сторону. Рядом с окном стоит диван – кровать, а на другой стороне стоит тумбочка с телевизором. Левее телевизора находится дверь в спальню. А рядом стоит аквариум с рыбками.

Когда выходишь из прихожки, то прямо перед тобой круглый стол, рядом с ним четыре стула. Позади стола сервант. Его нижняя часть состоит из трёх отделений, в которых держат посуду. А дальше стоит холодильник и платьевой шкаф. Вот и вся мебель, которая есть в нашей комнате.

- Вам понравилось сочинение?

- Почему?

- Вы обратили внимание на глагол «стоит»?

- Что ещё снижает качество работы?

- Теперь я прочитаю вам ещё один пример сочинения-описания комнаты. Приготовьте устную рецензию данной работы.

Я живу в просторной трёхкомнатной квартире.

Самая большая комната принадлежит нам с братом. В ней большое окно, зашторенное бледно-зелёными портьерами. Их недавно повесила мама, и они придают комнате особый уют.

В углу у окна стоит наш старенький, но милый диван-кровать, на котором мы спим с братом. А по воскресеньям мы на этом диване читаем книги или просто отдыхаем. Рядом с диваном журнальный столик, крышка которого разрисована под шахматную доску. За этим столиком мы частенько играем в шахматы или шашки.

Напротив – сервант, в котором очень много интересного: здесь и подарки наших родителей, и сувениры, привезённые нами из других

городов.

В нижних шкафах серванта мы храним книги о приключениях, детективы, фантастику, здесь же лежат и детские журналы.

Около окна стоит наш письменный стол, за которым мы делаем уроки. На столе красивая настольная лампа, подаренная бабушкой.

Недавно мы поставили недалеко от этого стола аквариум: решили заняться рыбками.

В нашей комнате всегда чисто и уютно. Для отдыха есть небольшой

телевизор.

Хорошо после школы возвращаться домой, где тебя ждёт твоя любимая комната.

- Понравилось ли вам эта работа? Почему? Чем?

УУД:

  • Познавательные (работа с информацией; анализ информации)

  • Коммуникативные (речевое совершенствование)

  • Личностные (оценивают важность различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прек­расном» и отрицания «безобразного»;самосовершенствование речи)

6.Домашнее задание.

Цель - речевое совершенствование учащихся; умение анализировать и структурировать материал.


Работать с информацией


Включить в запись домашнего задания


Написать сочинение-описание своей комнаты, используя известные языковые средства выразительности.


УУД:

  • Познавательные (работа с информацией, полученной на уроке)

  • Коммуникативные (речевая деятельность)

7. Рефлексия.

Цель – развивать умение оценивать результативность своей работы на уроке.


Осуществлять рефлексию

Формулировать собственное мнение и аргументировать его


- Подведем итог нашей работе (+ заполняем самооценку достижений)

Вспомним, какова была цель нашего урока? Достигли мы её?

Кто из вас  доволен своей работой на уроке?

Кому урок показался    интересным?

У кого улучшилось настроение?

Для кого материал урока  будет полезен?

А где в жизни могут пригодиться полученные на уроке знания? А что было самым трудным? Самым легким?

УУД:

  • Регулятивные (оценка и самооценка)

  • Личностные (способность к рефлексии)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Подготовка к сочинению-описанию комнаты

Автор: Скворцова Ксения Васильевна

Дата: 15.08.2015

Номер свидетельства: 225398


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства