kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Подготовка к написанию сочинения по картине П.П.Кончаловского "Корзина сирени" с использованием ИКТ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи по русскому языку проводился в 5 классе МБОУ «Засижьевская средняя общеобразовательная школа»  по теме «Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского «Корзина сирени с использованием средств ИКТ (урок в компьютерном классе).

 

Для проведения урока необходимо иметь:

 

Оборудование:

  • Проектор;
  • Интерактивная доска.

 

Программное обеспечение:

  • Операционная система – Windows 7;
  • Microsoft Word 2010;
  • Microsoft Power Point 2010;
  • Интернет;

 

Материалы к уроку:

  • Презентация учителя «Урок развития речи»;
  • Мультфильм «Пластилиновая ворона»;
  • Файлы «Карточка ученика», «Словарик» (в электронном виде) - для ученика;
  • Технологическая карта задания  - распечатка.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к написанию сочинения по картине П.П.Кончаловского "Корзина сирени" с использованием ИКТ »

.

МБОУ «Засижьевская средняя общеобразовательная школа»









План-конспект и самоанализ урока русского языка

в 5 классе по теме:

«Подготовка к сочинения по картине П.П.Кончаловского «Корзина сирени»

с использованием

информационно-коммуникативных технологий









Урок провела:
учитель русского языка

Терененкова Л.В.



Пояснительная записка


Урок развития речи по русскому языку проводился в 5 классе МБОУ «Засижьевская средняя общеобразовательная школа» по теме «Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского «Корзина сирени с использованием средств ИКТ (урок в компьютерном классе).


Для проведения урока необходимо иметь:


Оборудование:

    • Проектор;

    • Интерактивная доска.


Программное обеспечение:

    • Операционная система – Windows 7;

    • Microsoft Word 2010;

    • Microsoft Power Point 2010;

    • Интернет;


Материалы к уроку:

    • Презентация учителя «Урок развития речи»;

    • Мультфильм «Пластилиновая ворона»;

    • Файлы «Карточка ученика», «Словарик» (в электронном виде) - для ученика;

    • Технологическая карта задания - распечатка.


Использование ИКТ позволяет:


1.Значительно сэкономить время на уроке.

2. Продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений.

3. Повысить уровень наглядности в ходе обучения.

4. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс

Преимущество уроков с использованием ИКТ перед другими формами уроков состоит в том, что ученик сам определяет темп своей познавательной деятельности. Это следует из того, что учащийся управляет работой программы за компьютером. Следовательно, на таких уроках у нас есть идеальная возможность осуществить разноуровневый подход к обучению, даже индивидуальное обучение каждого учащегося

С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:

• усиление интенсивности урока

• повышение мотивации учащихся

• мониторинг их достижений

План-конспект урока русского языка в 5 классе с применением средств ИКТ. Тема урока: «Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского «Корзина сирени». Цели урока:
    • закрепление понятие натюрморта;

    • подготовка учащихся к художественному описанию натюрморта;

    • обучение сочинению-описанию по картине, используя лексико-изобразительные средства;

    • развитие творческих способностей учащихся;

    • расширение словарного запаса учеников;

    • формирование пользовательских навыков учащихся при работе на ПК;

Задачи урока:
    • воспитание способности чувствовать и понимать эстетические начала изобразительного искусства;

    • обучение детей приемам сочинения-описания по картине;

    • отработка навыков поиска информации в Интернет;

    • работа с несколькими документами в компьютере (копирование информации);

    • вставка рисунков в текстовый документ;

    • открытие, сохранение и вывод на печать текстовых документов.


Оборудование урока:
    • натюрморт из свежих фруктов;

    • мультфильм «Пластилиновая ворона»;

    • Файлы «Карточка ученика», «Словарик»

    • Технологическая карта;

    • АРМ учителя, проектор, интерактивная доска,

    • компьютерный класс с выходом в Интернет.

Ход урока:


№п/п

Наименование

Слайд

Организационная часть.


Повторение изученного материала.



Просмотр фрагмента мультфильма «Пластилиновая ворона» о картинах


Фрагмент мультфильма «Пластилиновая ворона» о картинах

http://mults.spb.ru/mults/?id=273



Живопись-это жемчужина всего искусства. Русская живопись очень богата разными жанрами. Это пейзажи, портреты, морские виды, исторические темы, натюрморты.



Посмотрите на экран. Как вы думаете, в каком жанре написаны эти картины? (портрет)

Слайд №1


А к какому жанру можно отнести эти картины? (пейзаж)

Слайд №2


Что объединяет картины на экране? Что на них изображено (натюрморт)

Слайд №3


Вспомним, что такое натюрморт?

Слайд №4


Натюрморт – это один из жанров в живописи. На картинах изображались крупным планом разные предметы – посмотрите на экран – (цветы, утварь, фрукты, дичь, рыба).

Найдите среди представленных натюрмортов тот, который не похож на другие.

Слайд №5

Изучение нового материала



Автор этой картины Петр Петрович Кончаловский, который был признанным мастером натюрморта. Он очень любил изображать цветы. И писал цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой аромат. П.П. Кончаловский говорил, что в “цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще”. Особенно Кончаловский любил сирень. Ей он посвятил множество своих полотен. Букеты сирени в вазах, корзинах, на столе, на фоне открытого окна в сад. Художник не переставал восхищаться совершенством цветов, умел передавать свежесть красок и аромат соцветий. Кончаловский говорил: “Я пишу цветы, как музыкант играет гаммы”.

Слайд №6


Мы сегодня поговорим о картине П.П. Кончаловского «Корзина сирени».

Слайд №7


Рассмотрим натюрморт


  • Какие чувства вызвала у вас эта картина? (радость, воспоминание о весне…)

  • Какое настроение передал художник?

  • Сумел ли художник показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали?

  • Какого цвета, каких оттенков сирень? (белая, лиловая, сиреневая, розовая, небесная…)

  • С чем можно сравнить цветы? (Звездочки, звоночки).

  • Очевидно, такая сирень ароматная. Какие есть синонимы к слову ароматная? (душистая, пахучая, благоухающая)

  • Опишите грозди сирени. (Гордые, мощные, нарядные, нежные, пышные, развесистые)

  • А листочки какие? (Зеленые, с тоненькими прожилками.)


С помощью каких прилагательных можно описать сирень и выразить свое отношение к изображенному? (Изумительная, восхитительная, чудная, чудесная, бесподобная, великолепная, роскошная, прекрасная)

Слайд №7


Эта чудесная сирень создает у нас хорошее настроение, напоминает о весне и солнце, о красоте природы. Мы понимаем, что такую картину мог написать человек, который очень любит природу. Легкими мазками написана картина. Художник не ставил себе цели подробно выписать каждую звездочку цветка, каждый листик. И от этого букет лишь приобрел какую-то волшебную объемность, кажется, что можно дотронуться до сирени рукой, ощутив на пальцах нежную прохладу лепестков. Сам Кончаловский так сказал о своей картине: “В этом букете все живет, цветет и радуется”.

Слайд №7

Закрепление материала. Самостоятельная работа учащихся



Следующий этап урока пройдет за компьютером. Ваша задача - собрать рабочий материал для своего сочинения, которое вы будете писать дома. Последовательный план работы написан в Технологической карте. У каждого на Рабочем столе компьютера есть файлы:

  • файл «Карточка ученика», который нужно заполнить ответами на поставленные вопросы;

  • файл «Словарик», который поможет вам в этом.


Технологическая карта задания


Файлы «Карточка ученика» и «Словарик»


Работа за компьютерами.


Учащиеся за компьютерами выполняют задания по Технологической карте.









Подведение итогов. Домашнее задание.



Подведем итог урока. На основе собранного материала, используя план, вы должны написать дома сочинение по картине. Вот как это сделала одна из учениц.

"Я взглянула на картину и сразу почувствовала свежий ветер, ощущение воли. Окна распахнуты настежь. Слегка поскрипывают ставни. Ветер врывается в комнату, разносит запах сирени, аромат весны. Слышатся звонкие крики птиц, наполненные весенним счастьем и... тревогой. Солнечная радость играет в лепестках цветов, аромат весны плывет по комнате. Солнечные зайчики скачут по обоям. Утренний ветер качает ветви сирени. Солнце и ветер растревожили комнату. Все словно сошло со своих привычных мест... В комнату врывается весна. Кричат, кричат птицы...".











































Самоанализ урока


 Перед школой 21 информационного века стоит задача развития  познавательной активности и самостоятельности учащихся. С изменением содержания образования, подходов к образовательному процессу, появлением новых педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, возможности решения данной задачи существенно расширились.

Сегодня учитель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу педагога, помогают совершенствовать и развивать своё мастерство.

При переходе на интенсивный путь развития образования необходимо, в первую очередь, изменить сами методы обучения, найти другие, более современные и доступные способы подачи знаний. Умение самостоятельно работать с информацией, находить, осмысливать, преобразовывать, и, наконец, синтезировать на базе имеющейся информации новые знания – это наиболее перспективное направление развития учебного процесса, которое позволит учащимся в дальнейшем выстроить линию самообразования и саморазвития.

Применение передовых технологий в своей работе  я считаю необходимым.

Урок «Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского «Корзина сирени»», который я дала в 5 классе, предполагает закрепление понятия натюрморта. На уроке у учащихся формируются пользовательские навыки при работе на ПК.

На данном уроке сочетаются различные методы и приёмы проведения занятий:  наглядная презентация по ходу выполнения заданий урока, просмотр мультфильма, лекция, беседа, практическая работа (работа на ПК с использованием технологической карты и файлов «Карточка ученика», «Словарик»)

         Цель такой формы урока – развитие навыков самостоятельной аналитической работы, приобретение опыта получения информации и работы с ней.

Цель применения ИКТ на уроке:

          усиление воспитательной функции урока;

          активизация познавательной деятельности учащихся;

          формирование коммуникативной компетенции.

          повышение уровня умений работать с информацией различных источников;

          формирование информационной культуры.

В ходе урока достигнуты следующие цели:

          обучающие – Познакомить с приемами сочинения-описания по картине; обучить работе с текстовыми документами на ПК

          развивающая – развитие логических мыслительных операций (сравнение, обобщение), внимание к слову,  обогащение речи.

          воспитывающая – воспитание способности чувствовать и понимать эстетические начала изобразительного искусства

         Методика  данного урока позволила проявить учащимся  познавательную активность и интерес к изучаемой теме. Учащиеся отвечали на вопросы, делали верные выводы, делились полученной информацией и мнениями.

         На начальном этапе урока я использовал задание с использованием различных жанров искусства, для того, чтобы проверить уровень знаний учащихся по теме «Живопись». Я увидела, что уровень знаний (хороший, отличный и т.п.), а значит можно смело переходить к изучению новой темы.

  

         Элемент просмотра мультфильма введён с учётом возрастных особенностей. Шестиклассники относятся к мультфильмам положительно. 

 

         Задание, где мы рассматриваем натюрморт, позволило мне увидеть, что ребята могут фантазировать (это им понадобится при выполнении домашнего задания), мыслить нестандартно, творчески, также косвенно обратила внимание детей на раздел «Имя прилагательное».  Также это была эмоциональная разрядка. Смех расслабляет.

 

         Задавая домашнее задание, как образец я специально привела текст собственного сочинения: во-первых,  для наглядности, а во-вторых,  хочу обратить внимание на специфику задания: использовать как можно больше лексико-изобразительных средств, здесь я ввела соревновательный элемент, так как для детей этого возраста мотивация в виде соревнования между собой очень высокая, ну а опередить учителя – это вообще верх совершенства.

 

Также «Лучший пример – это личный пример» т.е. если я смогла, то и дети мои смогут»

         Я думаю, что на данном уроке эта цель была достигнута. Дети были подготовлены к написанию сочинения-описания по картине.

         А использование ИКТ  на уроке ориентировало учеников на результативность и успех. 

 Все эти приёмы я использовала, так как они соответствуют моему подходу в преподавании русского я зыка в 5 классе. И этот урок вписывается в мою концепцию преподавания данного предмета, занимая своё нужное место.


Результаты проведения уроков с ИКТ превысили мои ожидания. Успеваемость по предмету повышается. И дело даже не в оценках. Ребята бегут бегом на такие уроки, потому что знают, что обязательно будет что-то интересное, и стараются радовать меня своими знаниями, умениями и навыками.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Терененкова Людмила Васильевна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101643


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства