4. | Слово о картине. Дали слепы, дни безгневны, Cомкнуты уста. В непробудном сне царевны Синева пуста. Что мгновенные бессилья? Время - легкий дым... Мы опять расплещем крылья, Cнова полетим! Александр Блок Картина М.А.Врубеля полна поэзии, светлого чувства, чего-то волшебного и печального. История создания этой картины заслуживает пристального внимания. Опера Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане …» была создана к столетию со дня рождения А.С.Пушкина. Премьера «Сказки о царе Салтане…» состоялась 21 октября (2 ноября) 1900 года на сцене московской частной оперы — Товарищества Солодовниковского театра. В роли Царевны-Лебеди выступала Надежда Ивановна Забела. Ее изображение в костюме Царевны-Лебеди появилось на открытке. Она-то и стала музой художника М.А.Врубеля. Теперь холст хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Чтобы лучше понять настроение картины, прослушаем фрагмент из оперы Н.А.Римского-Корсакова. | Слушание. | Слайд №2-3 |
6. | Слово учителя: - "Сколько у нас красоты на Руси... И знаешь, что стоит во главе этой красоты - форма, которая создана природой вовек. … но бесконечно дорога потому, что она носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою?" – писал М.А.Врубель. Выразительное чтение стихотворения отрывка из «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина (фоном выступает отрывок из одноименной оперы») Князь у синя моря ходит, С синя моря глаз не сводит, Глядь: поверх плакучих вод Лебедь белая плывет… Тут она, взмахнув крылами, Полетела над волнами И на берег с высоты Опустилася в кусты, Встрепенулась, отряхнулась И царевной обернулась; Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит; А сама-то величава, Выступает словно пава; А как речь-то говорит; Словно реченька журчит. А.С.Пушкин | Слушание | mp3_2, слайд №2 Презентация №1, текст отрывка стихотворения (распечатан для каждого) |
9. | Работа над планом сочинения. - Первый шаг на пути написания сочинения… - Во вступлении мы должны сказать о … - Вторым пунктом плана станет описание картины. С чего можно начать? - Затем… - Теперь начнем описывать саму Царевну-Лебедь. На что мы обратим внимание в первую очередь? - Чтение текста упражнения №20 стр. 12 За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит, А сама-то величава, Выступает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит. - Внимательно посмотрите на текст стихотворения, найдите в нем слова, которые сейчас не употребляются. Как вы думает, почему автор их употребляет? Запишем эти слова в тетрадь. Попробуем перевести их на современный язык. - Что мы будем описывать дальше в образе Царевны-Лебеди? - Нас привлекает фантастическое одеяние царевны. Опишем одежду царевны. - Заключительный пункт нашего сочинения. Что мы расскажем в нем? | - План - Мы можем рассказать о поэте А. С. Пушкине, композиторе Н. А. Римском-Корсакове, художнике М. А. Врубеле, об изображении сказочного образа Царевны-Лебеди в произведениях разных жанрах искусства. - Можно начать с настроения, которое передает картина. - Опишем фон, на котором изображена царевна. На лицо царевны. - Это слова: отвесть, величава, пава. Запись в тетрадь: Отвесть – отвести, величава – великая, пава – павлин. - Опишем позу. - Настроение, которое создаёт картина. Мастерство художника. Мое отношение к картине. | Слайд №4 1 пункт плана Слайд №4 2а пункт плана 2б пункт плана 2в пункт плана Пункт 4 плана |
10. | 4. Физкультурная минутка В золотом кокошнике резном, (руки вверх над головой, описываем полукруг) В белоснежном длинном платье до земли (руки в стороны, описываем полукруг) И с глазами полными печали (закрываем, открываем глаза) Предстает пред нами дева необычной красоты… (руки вперед, разводим в стороны, опускаем вниз) | Выполнение физического упражнения, фоном выступает отрывок из оперы Н.А.Римского-Корсакова | mp3_3 |
11. | Словарная работа. Задание №1. Прочитаем отрывки стихотворения, выберем словосочетания, относящиеся к описанию Царевны-Лебеди. Выпишем их в тетрадь. За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит, А сама-то величава, Выступает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит. Задание № 2. Работа со словарем в справочных материалах к учебнику. Найдем определение слов яхонт, скатный, запишем определения в тетрадь. Задание № 3. Индивидуальная работа со словарем синонимов. Карточка №1 Подобрать синонимы к слову: художник. Карточка № 2 Подобрать синонимы к слову: картина. Карточка №3 Подобрать синонимы к слову: создать (картину, образ). Задание №4. Подберем эпитеты и метафоры, запишите понравившиеся. О впечатлении от картины: пленять, восхищать, привлекать, вдохновлять, волшебное очарование, дарить пленительное видение, восхитительное видение. О царевне: волшебное превращение, сказочные превращение, сказочное одеяние, белоснежные воздушные крылья, полувоздушное оперение, жемчужное ожерелье, узорчатый кокошник, серебряное кружево фаты, большие печальные глаза. О пейзаже: морской пейзаж, сине-лиловые сумерки, розовый свет вечерней зари, огни волшебного чудо-острова, чудесные отсветы. Задание № 5 Соотнесите понятия с их определениями: Кокошник | Нарядный женский головной убор | Поднизь | Нить или сетка с бисером, жемчугом на головном уборе. | Задание № 6. Орфоэпическая разминка. Расставьте правильное ударение в словах: Кокошник, поднизь, героиня. | Записи в тетрадь Не можно глаз отвесть, свет божий затмевает, ночью землю освещает, месяц под косой блестит, во лбу звезда горит, величава, будто пава, говорит, словно реченька журчит Запись в тетрадь определение слов яхонт и скатный. Дифференцированная работа. Записи в тетрадях: Художник – живописец, творец, создатель картины. Картина – полотно, холст, произведение живописи, произведение искусства, художественное произведение, художественное творение. Создать – написать, изобразить, выразить, отразить. Чтение, выбор эпитетов и метафор, запись в тетрадь. Работа с орфоэпическими словарями. | Слайд №6 Слайд №7 Слайд №8 |