Урок русского языка во 2 классе по теме «Побудительные предложения со значением просьбы, совета, требования, пожелания. («Предлагаем, просим, желаем»)» соответствует теме, программе УМК «Гармония», автор М.С. Соловейчик, 10-й урок по теме. Тип урока комбинированный.
Урок был построен на технологии педагогических мастерских, главной целью которой является создание содержательных и организационных условий для личностного саморазвития учащихся, понимания других людей и закономерностей мира. Основой этой технологии является не сообщение новой информации, а обучение способам работы по поиску этой информации и применению её в жизни; предоставление учащимся средств, позволяющих им личностно саморазвиваться. Отдаю предпочтение при подготовке и проведении урока именно этой технологии потому, что в основе её – отношение учителя к ученику как к себе равному, уважительное отношение к мнению других – во-первых, во-вторых, внутри каждого задания можно иметь несколько способов решения, возможность создания условий для реализации творческого потенциала детей. Благодаря применению на уроках именно технологии педагогических мастерских, как мне кажется, мне удалось заинтересовать и их, и их родителей тем, что знания можно находить не только в учебнике на уроке от учителя, но получать их из других источников информации.
Ведущие методы урока – частично-поисковый (эвристический), словесный, наглядный, практический, стимулирования интереса к предмету, метод творческого поиска, объяснительный метод.
Урок направлен на формирование у учащихся познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных учебных действий; воспитание творческой личности, желания самостоятельно и активно участвовать в учебном процессе.
Материалы урока содержали элементы занимательности, пробуждали интерес и желание учиться. Физминутки связаны с предметом русский язык.
Этапы урока | Содержание | Деятельность педагога | Деятельность детей | Формируемые УУД |
Органи зацион ный | Включение в деловой ритм. Установка на урок. | - Поприветствуйте друг друга. | - Прозвенел звонок весёлый! -Все готовы? - Всё готово? - Мы сейчас не отдыхаем, мы работать начинаем. | Регулятивные: |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Беседа. | -Чем мы занимались на прошлом уроке? - Для чего мы этому учились? | - Учились отвечать на вопрос «почему». - Чтобы правильно оформлять ответы на письме. | Познавательные: |
Проверка домашнего задания | Тренировка в правильных полных и кратких ответах на вопросы со словом «почему?» | - Что вам было задано на дом? -Зачитайте свои предложения. - Справились с заданием? - Давайте попробуем ответить на некоторые из вопросов. - Научились правильно отвечать на такие вопросы? -Какой вывод сделаем? | - Придумать предложения с вопросом «почему». Зачитывают составленные предложения, анализируют ответы товарищей. - Да. Отвечают, обсуждают ответы. Отвечают. - Научились задавать и отвечать на вопросы почему. | Познавательные: Личностные: Регулятивные: Коммуникативные: |
Поста новка учебной проб лемы | Подготовка детей к самостоятельному формулированию темы. | - Сегодня перед нами стоит другая задача, а определить её вы попробуете сами. - Прочитайте тему урока на с. 114 учебника. - Чему будем учиться на уроке? - Правильно, будем составлять предложения, в которых содержится предложение, просьба или пожелание. (вывешиваются таблицы с этими словами). - Давайте вспомним, какими по цели высказывания будут предложения, в которых выражается предложение, просьба или желание? | Читают вслух хором. - Учиться правильно строить предложения, в которых мы просим, предлагаем, желаем. - Побудительными. | Регулятивные: Коммуникативные: |
Сообщение темы урока. | | - Попробуйте сами сформулировать тему сегодняшнего урока. - А для чего нам в жизни нужны такие предложения? | - Будем строить побудительные предложения, в которых выражены предложения, просьбы и желания. - Что уметь правильно и вежливо, что-то попросить, кому-то, что-то пожелать, предложить. | Познавательные: постановка проблемы; осознание познавательной задачи |
Первичное усвоение новых знаний Пальчиковая гимнастика | 1. Наблюдение за проведением телефонного разговора: задания 224. У. 224- коллективная работа Упражнения для пальчиков Установка на работу. Самостоятельная работа. Проверка. 2. Наблюдение за интонацией просьбы и требования. Задания 226, 227. Упражнение 226 Итог выполненной работы | - Начнём с упражнения 224 Сейчас мы рассмотрим один из таких случаев. - Какая задача стоит перед нами? Задаёт вопросы, выслушивает и корректирует ответы учеников, координирует правильное выполнение упражнения. - Какое предложение будете выписывать в тетрадь? - Давайте составим алгоритм выполнения задания. - Прежде чем перейти к самостоятельной работе, необходимо размять наши пальчики. - Тихонько садимся и проверяем посадку: раз – ноги на пол, два – расправим плечи, выпрямим спинку, три - правильно положили тетради, четыре – правильно взяли ручку, проверили как работает пальчик. - Выпишите предложение и определите опасные места. - Кто выполнил так же? - Кто пропустил 1-2 опасных места? - Что выражает предложение, которое мы записали? - Какой значок вы видите возле упражнения? - Что он означает? - Вы боитесь трудностей? - Попробуем справиться с ними? - Прочитайте задание. Откройте рабочие тетради. - Какие задачи поставим перед собой, выполняя это упражнение? Координирует, поправляет, дополняет ответы. - Все орфограммы определили? - Выявили группу, к которой относятся предложения? - Справились с трудным заданием? | - Прочитать и ответить на вопрос. Отвечают на вопросы учебника. Планируют свою деятельность. - Позовите, пожалуйста, Сашу. Выписать предложение. Отметить опасные места. Проверить. Выполняют упражнения для пальчиков. Выполняют действия Выполняют самостоятельно (один ученик выполняет у доски) Самопроверка проверка по выполненному у доски заданию. - Просьбу. - Флажок. - Задание повышенной трудности. - Нет. - Да. Составляют алгоритм выполнения упражнения: Назвать группу, к которой относятся все предложения. Определить орфограммы. Выполняют упражнение коллективно. Отвечают на вопросы учителя. | Личностные: Регулятивные: Планирование, прогнозирование Коммуникативные: Регулятивные: Регулятивные: Личностные: Регулятивные: понимание, принятие и сохранение учебной задачи действие по плану и планирование своих действий осознание трудностей, стремление к их преодолению Познавательные: проведение анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения |
Динамическая пауза | физминутка | | Выполняют физминутку под руководством одного ученика | Регулятивные: саморегуляция |
Первичная проверка понимания | Работа со словом «пожалуйста» | - Какое слово выделено? - Для чего оно используется в данном предложении? - Это словарное слово. (вывешивается на доске) - А ещё его называют «волшебным», как вы думаете, почему? - Ребята, в каких ситуациях мы можем использовать это слово? Придумайте предложения с ним. - Какие по цели высказывания предложения получились? | - Пожалуйста. - Чтобы оно было вежливым? - Отвечают на вопросы учителя, придумывают свои предложения. - Предложения, содержащие просьбу. | Познавательные: Личностные: Коммуникативные: |
| У.227 | - Сейчас мы выполним ещё одно упражнение в котором нас ждёт ещё один секрет русского языка. - Давайте попробуем вставить в эти предложения слово «спасибо» и превратить их в просьбу. | Разбирают упражнение 227 и приходят к новому выводу: НЕ с названиями действий пишется отдельно. | Регулятивные: корректирование деятельности: внесение изменений. Познавательные: структурирование информации, фиксирование её различными способами |
Создание проблемной ситуации | Работа с электронным сопровождением к уроку. | - Сейчас мы поучимся записывать такие предложения. Презентация. Вывешиваются схемы правописания предложений со словом «пожалуйста». | Дети поддерживают беседу с учителем, предлагают свои варианты. Проговаривают правило постановки запятых по схемам. | Познавательные: понимание информации, предоставленной в различных формах: схематичной |
Актуализация полученных знаний | Игровой момент. | - Ребята, а вот к третьей схеме мы сегодня записывали предложение. Найдите и прочитайте его. - Объясните место слова в предложении. - К какой схеме оно подходит? - Называет предложения. - Придумайте и запишите свои предложения к любой из схем. Заслушивание некоторых вариантов. - Чему сейчас научились? | Находят, объясняют. - Показывают номер соответствующей схемы. Выполняют ( по карточкам: Руслан, Виталина, Толик, Данила). - Записывать предложения со словом «пожалуйста»? | Познавательные: проводить сравнение схем; умение работать по схемам. Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу. |
Домашнее задание | | - Мы ещё будем тренироваться записывать такие предложения на следующих уроках. А дома вы попробуете сами поработать с такими предложениями. Для этого выполните упражнение 228 на с.116 . | Записывают домашнее задание. | Личностные: воспринимать речь учителя. Познавательные: осознавать поставленную задачу. |
Рефлек сия учебной деятель ности (итог урока) | | - А теперь подведём итоги. - Какие предложения сегодня мы учились составлять и записывать? - А какие нам ещё предстоит поучиться составлять? - Значит, какую задачу поставим на следующий урок? - Как на письме оформляется предложение-просьба со словом «пожалуйста»? - А какой секрет русского языка вы сегодня раскрыли? - Всё ли у вас получилось на уроке? - Есть что-то, над чем нужно поработать? - Кто из ребят сегодня особенно отличился на уроке? - С каким настроением уходите с урока? | - Предложения, выражающие просьбу. - Выражающие предложения и пожелания. - Научиться придумывать и записывать предложения, выражающие предложения и пожелания. Рассказывают по схемам. - НЕ с названиями действий пишется отдельно. Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке. | Личностные: Регулятивные: Коммуникативные: |