Просмотр содержимого документа
«Поан урока по русскому языку "Антонимы"»
Баязитова Салтанат Калимжанова-
учитель русского языка и литературы
школы-лицей №71 города Астана
Тема: Антонимы
Цели урока:
1. Образовательные: расширить и углубить знания учащихся об антонимах и их роли в речи; формировать умения подбирать антонимы, находить их в тексте, употреблять в речи. 2. Развивающие: развивать познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти, мышления, внимания, логично и последовательно излагать свои мысли; развивать познавательный интерес предмету. 3. Воспитательные: способствовать формированию личностных качеств, уверенности в своих силах, желания добиться больших результатов. Оборудование: проектор, таблицы, репродукции картин, карточки
Ход урока:
Организационный момент
Психологический настрой
Добрый день, ребята. Я загадаю вам загадку, а отгадку вы подарите друг другу.
Есть у радости подруга
В виде полукруга. ...
Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.
ІІ. Опрос д/з
- Что такое синонимы? Приведите примеры.
-Назовите синонимы, которые вы подчеркнули в домашнем упражнении
Стратегия «Концептуальное колесо»Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса.
Ребята, в течение урока за каждое задание вы будете выставлять себе баллы в оценочные листы (они есть у каждого – посмотрите). В конце урока мы переведём эти баллы в оценки.
Мозговой штурм (проверка теоретического материала по разделу «Лексика»)
1. Словарный состав языка — это ...
2. То, что обозначает слово - это его...
3. Кроме лексического значения, слово имеет ...
4. Слова, которые одинаково звучат и пишутся, но имеют разное лексическое значение, - ...
5. Слова, имеющие одно и то же значение и принадлежащие к одной и той же части речи, -….
6. Слова, имеющие несколько лексических значений
7. Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.
(учащиеся в парах проверяют правильность выполнения задания )
ІІІ. Изучение темы урока
Сегодня мы продолжаем изучение темы «Лексика».Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам разгадать кроссворд. Он называется «Спрятанное слово».
Ребята, ваша задача назвать слово противоположное названному мной слову. Например: я говорю ДЕНЬ, а вы … НОЧЬ; я говорю ВЫСОКО, а вы… НИЗКО. При этом у меня есть одно условие – хором отвечать нельзя. Для того чтобы ответить, нужно поднять руку.
Итак, отыщем слово!
с
л
а
д
к
и
й
л
е
н
и
в
ы
й
г
р
у
с
т
н
ы
й
х
о
р
о
ш
и
й
м
н
о
г
о
д
л
и
н
н
ы
й
у
м
н
ы
й
1) Горький 2) Трудолюбивый
3) Весёлый 4) Плохой
5) Мало 6) Короткий
7) Глупый
Итак, какое же слово у нас спряталось?
Отв.: Антоним
Хорошо! А теперь откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока «АНТОНИМЫ».Давайте прочтём, что же такое антонимы.
Закрепление
Работа в группах
1 группа
Найдите антонимы в пословицах. Объясните, как вы понимаете эти пословицы.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет.
Маленькая ложь за собой большую ведет.
Добрая ссора лучше худого согласия.
Правой рукой строит, а левой разрушает.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Сытый голодного не разумеет.
2 группа
Допишите вторую часть пословиц, используя антонимы. Антонимы подчеркните и укажите, какой частью речи они являются.
Ученье – свет, а … (неученье – тьма)
Знай больше, а … (говори меньше)
Смелый побеждает, а … ( трус погибает)
Корень ученья горек,… (да плод его сладок)
Лучше горькая правда,…(сладкая ложь)
Кто хочет много знать,… (тому надо мало спать)
Больше думай,…(меньше говори)
Маленькое дело лучше… (лучше большого безделья)
Друг спорит,… (а недруг поддакивает)
3 группа
Прочитайте рассказ и попытайтесь закончить его. Чтобы продолжить рассказ, возьмите его последнее предложение, замените выделенные слова противоположными по значению.
Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне всё. Что я, хуже других? И тогда я стал внимательным, старательным.
И вот уже считаюсь…
Продолжение текста.
(И вот уже считаюсь хорошим учеником. Тетради у меня чистые, пишу я аккуратно. Весело я бегу домой после уроков. Мама всегда радуется, когда видит мой дневник. И мне самому всё это нравится.)
Просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Ох и Ах»
-Охарактеризуйте героев мультфильма с помощью антонимов. Запишите получившиеся пары слов в тетрадь.
ОХ
АХ
Ворчун
Шутник
Ленивый
Трудолюбивый
Невезучий
Везучий
Унылый
Жизнерадостный
Пессимист
Оптимист
Индивидуальная работа учащихся. Создание текста. ( Контроль умения применять знания на практике.)
Задание для сильных учеников: создайте текст, используя антонимы.
Задание для слабых учеников: напишите по этому образцу текст на тему «Лето».