Просмотр содержимого документа
«По теме «Обучение установлению связи слов в предложении и выписыванию различных пар членов предложений»»
Урок русского языка в 3 классе УМК «ГАРМОНИЯ», автор учебника М.С. Соловейчик по теме «Обучение установлению связи слов в предложении и выписыванию различных пар членов предложений». Данный урок в изучении раздела «Возвращаемся к разговору о предложении» является 9 по счету. Тип урока: комбинированный. Цель: формирование знаний о связи слов в предложении.
Задачи: развивать умение выделять в предложениях главные и второстепенные члены и умение правильно связывать сказуемое с подлежащим; учить выделять другие пары членов предложения, связанных по смыслу и по форме; способствовать воспитанию интереса к изучению русского языка и любви к животным.
Универсальные Учебные Действия формируемые на уроке:
- Личностные УУД: Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах. Осознание необходимости контроля за качеством своей речи, за её правильностью. Оценивание своих достижений и трудностей, готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей.
- Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия и действовать по плану; выполнять учебные действия, контролировать процесс и результат, вносить коррективы, обосновывать решения. Оценивать свои действия и их результат.
- Коммуникативные УУД: Участвовать в совместной деятельности, соблюдать правила речевого поведения. Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). - Познавательные УУД: Находить в материалах учебника необходимую информацию, вычленять новую; использовать известные и новые сведения для решения практических задач. Анализировать, сравнивать, группировать, подводить факты языка под определённые правила, классифицировать, обобщать, делать умозаключения и выводы.
Планируемые результаты: Предметные:
Знать: термины «главные члены предложения», «второстепенные члены предложения»; порядок выписывания различных пар членов предложений.
Уметь: совершенствовать умение устанавливать связь слов в предложении.
Личностные: Осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи. Желание хорошо владеть русским языком, осознание себя носителем этого языка.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Уметьслушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Ресурсы: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» 3 класс, 2ч.;
Оборудование и технические средства обучения: компьютер,презентация, физминутка «Динозаврик», карточки для рефлексии.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группе.
Ход урока.
№
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
1. Организационный момент.
Цели:
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; уточнить тип урока; уточнить тематические рамки.
Слайд 1 - Дорогие ребята!
Сегодня у нас очередной урок русского языка, который мне хочется начать с предложения.
Слайд 2
Русский язык обогащается с поражающей быстротой.Характеристика предложения
Дополните фразу.
Подлежащее и сказуемое – это … (главные члены предложения).
- Почему они называются главными? ( в них заключена основная мысль, они составляют грамматическую основу предложения. - Сегодня мы продолжаем работать по теме «Устанавливаем связь слов в предложении».
- Ребята, давайте сформулируем задачи урока ( Закреплять, что такое главные и второстепенные члены предложения, учиться их находить в предложении, устанавливать связь слов в предложении).
- А про русский язык что скажем? (Будем продолжать открывать тайны нашего языка.)
Приветствуют учителя. Отвечают на вопрос. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей. Работа с доской и в тетрадях (записывают число и классная работа)
(
Разбор предложения,
выделение главных членов предложения.
(1 ученик характеризует предложение- оценка)
Дополняют фразу
Ответ детей
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока.
Под руководством учителя определяют задачи урока.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету
(Личностные УУД).
2. Актуализация необходимых знаний.
Цель: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности.
- Ребята, что вы знаете о связи главных членов предложения?
Слайд 3
(фронтальная работа)
Ответы детей
Регулятивные УУД
3. Проверочная работа.
Цель: проверить умение учащихся работать самостоятельно, разбирать слова, как часть речи, находить в предложениях
главные члены предложения.
- Посмотрите, (Слайд 4).
Спишите вставляя нужные буквы.
В зоопарке было шумно и вес.ло .
М.дведь из клетки выпраш.вал кусочки сах.р. .
Слон топал н.г.. .
Павлин распуш.л свой кр.сивый хвост.
2. Во 2,3 и 4 предложениях подчеркни главные члены предложения.
3. Слово топал разбери как часть речи.
-Перед вами проверочная работа.
-Прочитайте. Вам всё понятно?
- О ком будет говориться в вашем тексте?
- Как мы должны относиться к животным?
- Приступаем к работе.
Читают задания и выполняют проверочную работу.
(оценки будут выставлены на следующем уроке)
Ответы детей
Осознавать и принимать учебную задачу. Учитывать коллективно выделенные ориентиры своих действий. Различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой); оценивать правильность выполнения действий, вносить нужные коррективы. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Цель: совершенствование умения устанавливать связь слов в предложении и выписывать различные пары членов предложений
Слайд 5
Тают снежинки
-Дайте характеристику предложения.
Упражнение 439, (учитель читает задание, учебники у детей закрыты) Записывать будем на слух с «окошками».
- Для чего мы выполняли это задание?
Дальше будем работать в группахв Тетради с Печатной Основой, упражнение 440.
-А вот так это же задание выглядит в виде схемы. Слайд 7
Упражнение 443 ( учитель читает задание).
- Ребята, откройте учебник на странице 46.
-Посмотрите на Слайд 8 и сделайте вывод.
1 ученик характеризует предложение, другие слушают и оценивают.
Записывают на слух с «окошками».
(индивидуальная работа- должны вспомнить как правильно уходить от ошибок)
Ответы детей
Работают вТетради с Печатной Основой
Правила работы в группах (Слайд 6)
1.Работать тихо, не шуметь.
2.Не говорить всем сразу.
3.Слушать говорящего,
не перебивать, а объяснять.
4.Говорить кратко и только по делу.
5.Не мешать другим группам.
Открывают учебник на странице 46 и читают разъяснение.
Делают вывод.
Наблюдать за языковым материалом, анализировать его, сравнивать, классифицировать, конструировать, делать умозаключения, выводы, обобщать (Познавательные УУД).
Регулятивные УУД
Договариваться с одноклассника ми, совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).
Строить короткие деловые сообщения, в том числе на основе обобщающих таблиц, схем (Коммуникативные УУД)
6. Подведение итогов.
Рефлексия.
Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.
- Понравилась ли вам работа на уроке?
-Чему научил вас сегодняшний урок?
-Оцените себя.
Заполняют карточки. Осуществляют рефлексию своей деятельности.
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).
7. Домашнее задание.
Цели: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.
Упражнение 444, сведения. (привлечь внимание к таблице, подсказывающей порядок действий при выписывании пар членов предложения).
Таблица
ПОРЯДОК ЗАПИСИ ПАР ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
1.ПОДЛЕЖАЩЕЕ И СКАЗУЕМОЕ.
2. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ, КОТОРЫЕ ОТНОСЯТСЯ К ПОДЛЕЖАЩЕМУ.
3. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ, КОТОРЫЕ ОТНОСЯТСЯ К СКАЗУЕМОМУ.
4. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ, КОМАНДУЮЩИЕ ОДИН ДРУГИМ.
Записывают домашнее задание в дневник.
Целепологание
(Регулятивные УУД).
Список используемой литературы:
Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 3 класса. — 2013;
Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Тетради-задачники к учебнику «К тайнам нашего языка» для 3 класса. В 3 частях. — 2013;
Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 3 класса. В 2 ч. — 2013;
Соловейчик М. С. , Программы для 1—4 классов. — 2013;