Преподаватель – Пузанкова Евгения Васильевна |
Предмет: русский язык |
Тема урока: «Снова о ь. Правописание мягкого знака на конце имён существительных (в начальной форме) после шипящих». |
Класс: 3. Система учебников «Гармония». |
Образовательное учреждение: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 р.п.Татищево» Татищевского района Саратовской области . |
Дидактическое обоснование урока |
Урок разработан в свете ФГОС НОО. Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке русского языка в 3 классе. Система учебников «Гармония». |
Тема урока: «Снова о ь. Правописание мягкого знака на конце имён существительных (в начальной форме) после шипящих». |
Тип урока: урок «открытия» нового знания. |
Дидактическая цель: создание условий для «открытия» нового знания, знакомство со способом выбора буквы в опасных местах для обозначения формы имени существительного. |
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. |
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов. |
Методические задачи урока: |
1.Формировать умение решать орфографические задачи, пользоваться памяткой, уточняющей порядок действий, необходимых для грамотного написания слов. 2.Развивать навык пользования словарем при написании слов, мышление, умение сравнивать, обобщать, проводить исследование языкового материала. 3. Создать условия для формирования УУД: личностных: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи; познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей; коммуникативных :вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли, своё отношении к чему-либо; регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии. |
Оборудование: компьютер, мультимедийный экран, презентация к уроку, Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Русский язык, К тайнам нашего языка: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений, (в двух частях) Смоленск: Ассоциация 21 век, 2012г. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык, К тайнам нашего языка, Тетрадь–задачник к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений, (в трёх частях) Смоленск: Ассоциация 21 век, 2012г. |
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1.Самоопределение, мотивация к учебной деятельности. | Приветствие. - Подарили друг другу улыбку, тихо сели. Желаю нам с вами удачной и плодотворной работы сегодня на уроке! Запись числа и классной работы. Выберите слово, которое у вас написано лучше других и постарайтесь писать также красиво до конца урока. | Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие. | Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Постановка учебной задачи. | Словарная работа: автомобиль, альбом, воробьи, кровать, соловьи, январь, обезьяна, жужжать, товарищ, слушать. Какое слово вызвало у вас затруднение при написании? Как вы решили эту орфографическую задачу? Разделите слова на группы в зависимости от работы ь. Какое слово не вошло ни в одну из групп? Посмотрите на написание слов: товарищ, помощь (Слайд1) Можете ли вы объяснить правописание ь в таких словах? Над какой темой по вашему мы сегодня будем работать? | Запись слов под диктовку. Работа в парах (взаимопроверка). Высказывают предположения на основе наблюдений. Формулируют тему урока. | Коммуникативные: умение работать в парах , строить понятные для партнера высказывания. Личностные: уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям. Регулятивные:принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Предметные:анализировать, сравнивать, делать умозаключение. |
3. Построение проекта выхода из затруднения. | Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. Прочитайте слова:реч..., грач.., плащ.., вещ.., камыш.., мыш…( слайд 3) Как правильно записать эти слова? Обратимся к важным сведениям на с. 73, которые помогут в дальнейшей работе. Что нового вы узнали из сообщения? Так чтобы не ошибиться в написании слов, по какому плану будем работать? | Пытаются решить поставленную проблему. Ставят цели, уточняют тему урока. Знакомство с важными сведениями с. 73 учебника. Самостоятельно предлагают план действий. | Регулятивные: целепологание. Коммуникативные: постановка вопрсов. Познавательные: формулирование познавательной цели и проблемы. |
4. Первичное закрепление во внешней речи. | Выполнение упр. 506 комментированно Физминутка: Я хочу, друзья, признаться, Что люблю я по утрам Физкультурой заниматься, Что советую и вам! Какие слова в четверостишье на изучаемую орфограмму вам встретились ? | Записывают упражнение в тетрадь, выполняя все задания с подробным объяснением.. Выполняют упражнения за учителем. Высказывают своё мнение. | Предметные: умение анализировать, сравнивать, делать умозаключение. Регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. Коммуникативные: умение строить понятные для партнера высказывания. |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой. | Организует самостоятельную работу Упр. 507 При затруднении в работе обратитесь к памятке (учебник с.74 ) | Приступают к выполнению. Самопроверка по образцу, который представлен на слайде 4. | Личностные: соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Регулятивные: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия. Предметные: умение решать орфографические задачи, пользуясь «Памяткой» |
6. Включение в систему знаний и повторение. | Организует деятельность по применению новых знаний. Игра «Будь внимателен!»(работа в малых группах) Запишите одним словом с шипящим на конце. 1Верный друг (товарищ) 2 Музыкант, играющий на скрипке (скрипач) 3 Тёмная часть суток (ночь) 4. 12 часов ночи (полночь) 5. Пучок света (луч) 6. Серый, маленький грызун (мышь) 7.Молодые люди (молодёжь) | Работают с информацией, извлекают нужное. Выполняют работу по выбору. Проводят взаимопроверку выполненной работы в парах | Регулятивные: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Личностные:умение удерживать учебную задачу. Познавательные:владеть общим приемом решения предложенных задач. |
7. Рефлексия деятельности. | Отмечает степень вовлечённости в работу на уроке. Подводит обучающихся к выводу. Побуждает к высказыванию своего мнения. Даёт комментарии к дом. заданию.(Упр.510) | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цели и результаты, степени их соответствия. Учащиеся оценивают свою работу на уроке Сегодня на уроке я: (слайд 5) - научился…. - было интересно… - было трудно… - мне понравилось… | Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные : рефлексия. Личностные : смыслообразование. |